Урок литературы в 9 классе. Стихотворение Е.Евтушенко "Людей неинтересных в мире нет"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Слово о поэте; проанализировать стихотворение Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет», выявить особенности творческой манеры поэта; воспитывать интерес к поэзии XX века; направить учащихся на рассуждения о людях и о себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyudey_neinteresnyh.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
литературы
в 9 классе
Стихотворение
Евгения Евтушенко
«Людей неинтересных
в мире нет»
Учитель: Тельнова С.К.
Цели урока:
–знать о поэте;
– проанализировать стихотворение Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет», выявить особенности творческой манеры поэта;
– воспитывать интерес к поэзии XX века;
– направить учащихся на рассуждения о людях и о себе.
Методические приёмы:
– сообщения учащихся, выразительное чтение стихотворения, беседа с классом, работа в группах.
Оборудование урока:
–портрет Евгения Евтушенко; портреты мастеров; фотографии разных людей (учащихся, их родителей).
Ход урока:
- Организационный момент.
- Слово учителя. – Сегодня на уроке мы поговорим о поэте, человеке разностороннего творческого дарования, Евгении Александровиче Евтушенко, литературная деятельность которого началась в 50-е годы. Евтушенко не только поэт, но и прозаик, критик, публицист, кинорежиссёр, литературовед.
- Слово о поэте (сообщение учащегося).
– Е. Евтушенко родился в 1933 году в г. Зима, Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки учился в литературном институте им. А.М. Горького. Печататься начал в 1949 году. Первая книга поэта "«Разведчики грядущего» появилась, когда Евтушенко исполнилось 19 лет. С этого времени имя его прочно вошло в современную поэзию. Евтушенко – поэт, пристально всматривающийся в человеческий характер, в его стихотворениях любовь к людям выражает в себе любовь к Родине.
Поэт откликается на каждое событие не только в стране, но и в мире. Евтушенко создаёт в своих стихах портрет послевоенного поколения.
- Выразительное чтение наизусть стихотворения Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет».
- Беседа с классом:
– О чём это стихотворение?
(о человеческой судьбе, её неповторимости, индивидуальности).
– С чем сравнивает поэт судьбу человека?
(с историей планет).
– Почему?
(потому что судьбы людей также таинственны и загадочны, нет похожих судеб).
– Что уходит со смертью человека?
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой…
Всё это забирает он с собой.
Целый мир уходит вместе со смертью человека (планета – мир – вселенная).
Таков закон безжалостной игры,
не люди умирают, а миры.
– Что остаётся, когда человек уходит?
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит всё равно!
– Почему такой болью пронизан вопрос поэта: «А что мы знали, в сущности, о них?»
(Потому что человек от природы трагически одинок; его окружают близкие люди, но оказывается, даже они не знали ничего о нём).
Что знаем мы про братьев, про друзей, –
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
Мы, зная всё, не знаем ничего.
– Почему в последнем четверостишии поэт использует глагол «кричать»?
(потому что само стихотворение – крик души, поэт обращается к людям: любите друг друга, цените друг друга, умейте видеть и слышать).
- Работа в группах. Делаем записи.
а) Лексический строй стихотворения.
* Очень много различных местоимений (их, каждый, своё, неё, кто-
то, он, свой, этом, нас и др.);
* Контекстные антонимы: судьба – история, человек – мир, планета;
Лучший – страшный; остаются – уходит;
- Сравнение: как история планет;
- Олицетворение: с незаметностью дружил, умирает первый его снег,
забирает он с собой;
- Лексические повторы (планет – планет; незаметно – незаметностью, умирает – умирает; остаются – остаются; знаем – знаем) в каждом четверостишии, кроме 6 и 8.
в) Синтаксический строй:
* простые предложения чередуются со сложными (СПП с придаточными условия во 2 и 3 строфах);
* есть простые предложения с однородными членами;
* присутствуют риторические вопросы, риторическое восклицание;
* многоточие (в 4 и 8 строфах)
* тире (1 и 3 строфа).
Вывод:
Все эти средства помогают прочувствовать душевное состояние автора, понять его размышления о судьбе каждого человека, увидеть остроту проблемы.
Итоги урока:
- – Итак, стихотворение Евтушенко написано понятным языком, размышления поэта заставляют и нас задуматься о людях, живущих рядом, о том, чем они дышат, что чувствуют, о чём мечтают. Всмотритесь в эти портреты и фотографии: у каждого, изображенного здесь, своя судьба, свой мир.
– Насколько актуально это стихотворение сегодня?
- Домашнее задание:
Ответить письменно на один из вопросов, данных в учебнике:
- Какое значение имеет сравнение человека с миром («не люди умирают, а миры»)?
- К чему призывает поэт в этом стихотворении? До каких тайников человеческого сердца он хочет достучаться?
- Подготовить анализ стихотворения.
Дополнительные задания и вопросы к уроку
- Во время работы в группах можно направить одну из групп на рассмотрение звукописи в стихотворении Евтушенко.
- В итоговой части урока уместно при наличии времени задать ученикам следующие вопросы:
- Как бы вы озаглавили стихотворение?
- Какой тип речи использует Евтушенко: описание, повествование или рассуждение? Почему?
- К каким произведениям русской литературы XX века отсылает стихотворение?
- О чём заставило задуматься стихотворение Евтушенко?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"
В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)
Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...
Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"
Презентация к уроку литературы "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...
Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"
Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"...
Урок - практикум по литературе 5 класс. Стихотворение А.А. Фета "Весенний дождь"
Обучение детей практической работе по данному стихотворению. Умение анализиривать текст самостоятельно....
Урок литературы. 5 класс. Стихотворения в прозе.
Данный материал можно использовать на уроках литературы в 5-6 классах при изучении темы "Стихотворения в прозе"....