Урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Липовая Раиса Михайловна

Урок русского языка в 8 классе по теме "Односотавные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Односоставные предложения.

Цель: организовать работу учащихся по  изучению темы «Односоставные предложения»

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Знать понятия односоставные и двусоставные предложения; виды односоставных предложений.

Уметь различать односоставные и двусоставные предложения; определять виды односоставных предложений.

Познавательные:

Уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, находить нужную информацию.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Регулятивные:

 Уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Основные понятия:  односоставные и двусоставные предложения, грамматическая (предикативная) основа предложения (подлежащее, сказуемое), определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное предложения.

Межпредметные связи: русский язык, литература.

Оборудование:  учебник, тетрадь,  персональный компьютер,

презентация по  теме урока, раздаточный материал.

Тип урока: введение новых знаний.

Ход урока

1.Организационный этап

Психологический настрой
               
Друзья мои, я очень рада
                 Приветствовать сегодня вас.
                  И для меня уже награда – 
                  Вниманье ваших умных глаз.
                   Я знаю,  каждый из вас гений,
                   Но без труда талант не впрок.
                   Высказывайте свои мнения,
                   И вместе проведём урок
.

2.Актуализация знаний

-28 ноября отмечается 100-летие со дня рождения К.М.Симонова.

Синтаксический разбор предложения

К.М.Симонов - замечательный поэт и писатель, посвятивший свое творчество военной тематике. 

Слайд №1 (портрет)

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Перед вами строчка из известного стихотворения Симонова: «Жди меня, и я вернусь».

Жди меня, и я вернусь.

-Почему перед союзом И необходима запятая?

-Да, чтобы не допускать пунктуационных ошибок в СП, надо «распознавать в лицо» в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности.

Постановка проблемного вопроса.

-Чем отличаются эти простые предложения?

-Какие из них уже известны?

Слайд №2

Определение темы урока, формулирование целей.

-О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

- Какие цели поставим перед собой?

Слайд №3,4

-Выполните морфемный разбор слова «односоставные» в тетрадях .

4.Изучение нового материала

1)Открытие новых знаний

По какому признаку вы разделили предложения на односоставные и двусоставные? Слайд №5

2) Исследование по определению типов односоставных предложений. Работа в группах   (3 группы практиков, 1 группа теоретиков)

Практикам:

-Перед вами односоставные предложения. Они разные .  Исследуйте их, пользуясь инструкцией.

Теоретикам:

Исследуйте материал параграфов 30-33, также пользуясь инструкцией.

Всем:

-Какие это предложения по наличию второстепенных членов - распространённые или нераспространённые?

Слайд №6-10

3)Создание алгоритма по схеме (Заполнение пустограмм, заготовка)

Слайд №11

5.Включение новых знаний в систему знаний и закрепление

1)Первичная проверка понимания

Задание 1: соедините попарно названия видов односоставных предложений и примеры к ним

1.Назывное                                    А Меня словно не замечают!

2.Определённо-личное                   Б Надо много читать! 

3.Неопределённо-личное                В Долгожданный первый снег!

4Безличное                                      Г Дорогу совсем не вижу.

Слайд №12

2)Задание 2: сопоставьте пары предложений. В каких из них смысл предложения исчерпан до конца, какие дают возможность домыслить, ярче представить картину?

1. Наступила весна. - Весна.

2. Светит яркое солнце.- Яркое солнце.

3. По дорогам бегут весёлые ручьи.- Весёлые ручьи.

4. В парках весело звучат голоса птиц.- В парках голоса птиц.

Слайд №13

Задание 3:  Найти односоставные предложения, определить их  виды.

Слайд №14

6.Подведение итогов урока. Выставление оценок

Слайд№15

1.В чём различие между двусоставными и односоставными предложениями?

2. Какова классификация типов односоставных предложений?

3. Как ориентироваться в типах односоставных предложений, чтобы правильно их определять?

7.Рефлексия учебной деятельности

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • В группе работать мне было…, потому что…
  • Помогал мне…
  • Мешал мне…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Труднее всего было…

Слайд №16

8. Домашнее задание

Опорный конспект выучить.

«5»:составить рассказ о любимом времени года, используя односоставные предложения, включая поэтические строчки.

«4»:подобрать примеры   односоставных предложений   из произведений художественной литературы.

«3»:упр.173

Слайд №17

9.Заключительное слово учителя

Мы сегодня познакомились с односоставными предложениями, учились пользоваться алгоритмом для их определения. Несколько следующих уроков мы посвятим более подробному изучению односоставных предложений, посмотрим, как и для чего они используются в разных стилях речи, в т.ч. публицистическом и художественном. 

-Восточная мудрость гласит:
     «Приобретать знания  -  храбрость, преумножать их – мудрость, а умело применять – высшее искусство».
     Я желаю вам храбрости, мудрости и высшего искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".

Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

Урок русского языка на тему "Сложное предложение"

Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....