Программа по внеурочной деятельности «Культура речи» 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Программа внеурочной деятельности «Культура речи» предназначена для педагогов, работающих в 9 классе в условиях реализации ФГОС ООО. Программа реализуется через занятия факультатива, содержание которого предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией М.М Разумовской. Образовательная область – русский язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по внеурочной деятельности «Культура речи» 9 класс | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №28»
«Рассмотрено» на заседании ШМО протокол №_____ «__»______20___г. | «Согласовано» заместитель директора по воспитательной работе __________ Генчева Л.Н. «____»________20___г. | «Утверждаю» директор МБОУ «СШ №28» __________ Долева И.М. приказ №___от____________ «____»________20___г. |
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Культура речи»
9 класс
2018-2019 учебный год
Автор: учитель:
Овденко Наталья Валериевна
г. Майкоп
Программа внеурочной деятельности «Культура речи» предназначена для педагогов, работающих в 9 классе в условиях реализации ФГОС ООО. Программа реализуется через занятия факультатива, содержание которого предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией М.М Разумовской. Образовательная область – русский язык. Сроки реализации: 2018-2019 учебный год.
Цель курса: развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.
Задачи курса:
- обогащение словаря;
- развитие устной и письменной речи;
- работа над содержательной стороной слова;
- активизация познавательных интересов;
- развитие творческих способностей и мышления;
- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
- Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- готовность к самостоятельной творческой деятельности;
- толерантное сознание и поведение в обществе;
- навыки сотрудничества со сверстниками;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
- умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- умение ориентироваться в различных источниках информации;
- умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
- умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
- владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные:
- сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
- способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
- свободное использование словарного запаса;
- сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
- научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
- научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- уметь работать с бланками экзаменационной работы;
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Методы, формы работы, используемые технологии
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение изучаемого материала;
- частично-поисковый или эвристический;
- исследовательский.
Используемые технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное;
- развитие критического мышления через чтение и письмо;
- здоровьесберегающие.
2. Содержание учебного предмета, курса.
Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.
Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия факультатива позволяют учащемуся наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи учащихся. Все занятия факультатива строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне общего и среднего (полного) общего образования и основного общего образования с учетом интересов учащихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Программа внеурочной деятельности на 2017-2018 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности учащихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
Программа рассчитана на 34 недели - 34 часа (1ч в неделю).
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций учителя, повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
- Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.
- Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Прежде всего, это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий.
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции
3. Тематический план
№ раздела | Название раздела | Количество часов | Содержание раздела |
1 | Культура речи | 2 | Адекватное понимание письменной речи. Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста). |
2 | Техника речи | 2 | Виды дыхания. Этапы тренировки фонационного дыхания. Голос. Его основные качества. Система работы над голосом. Дикция как обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы над интонационно-мелодической структурой высказывания. |
3 | Лексика | 2 | Лексика как системная организация языка. Лексические нормы как правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм. Практическая часть: «Средства выразительности речи». |
4 | Орфоэпия | 2 | Особенности формирования произносительной литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения. Основные фонетические законы гласных и согласных современного русского литературного языка. Источники отклонений от литературной нормы. Степени нормативности системы литературного произношения. Понятие ударения. Особенности его проявления в русском языке. Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной принадлежности. Акцентологический минимум. |
5 | Сжатое изложение | 9 | Как готовиться к написанию сжатого изложения. Компрессия текста. Выполнение тренировочных упражнений. Составление плана. Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения. |
6 | Словообразование. Орфография | 2 | Словообразовательная система русского языка. Словообразовательная норма как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной нормы в словообразовании |
7 | Морфология | 2 | Правила согласования, образования и употребления форм рода, числа и падежа. Правописание суффиксов. |
8 | Сочинение-рассуждение | 9 | Структура сочинения-рассуждения. Сочинение 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Алгоритм написания. Аргументация. Речевые клише. Шаблон написания сочинения. Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Практикум. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Сочинение 15.2. Структура сочинения. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Сочинение 15.3. Сходство и различие в структуре. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. |
9 | Синтаксис и пунктуация | 4 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. Сложные предложения с различными видами связи. |
Итого | 34 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | УУД | Дата | ||
Личностные | Метапредметные | План | Факт | |||
Культура речи – 2ч | ||||||
1 | Речевая культура- часть общечеловеческой культуры | 1 | ЛГ-06, ЛГ-09, ЛГ-12, ЛГ-14 | КО-01-КО-04, КД-01, КД-04, КС-01, ПИ-01-ПИ-04, ПЛ-10, РЦ-01 | ||
2 | Культура языка. Культура речи | 1 | ЛГ-06, ЛГ-09, ЛГ-12, ЛГ-14 | КО-01-КО-04, КД-01, КД-04, КС-01, ПИ-01-ПИ-04, ПЛ-10, РЦ-01 | ||
Техника речи – 2ч | ||||||
3 | Понятие техники речи в современной лингвистике | 1 | ЛГ-04, ЛГ-07 | КО-06, КД-02, КС-03-КС-05, ПИ-07, ПЛ-01, РЦ-01 | ||
4 | Качества хорошей речи | 1 | ЛГ-04, ЛГ-07 | КО-06, КД-02, КС-03-КС-05, ПИ-07, ПЛ-01, РЦ-01 | ||
Лексика – 2ч | ||||||
5 | Лексические нормы | 1 | ЛГ-19, ЛГ-22 | КО-01-КО-04, КД-04, КС-01, КР-01, КМ-01, РЦ-01 | ||
6 | Нарушения лексических норм | 1 | ЛГ-19, ЛГ-22 | КО-01-КО-04, КД-04, КС-01, КР-01, КМ-01, РЦ-01 | ||
Орфоэпия – 2ч | ||||||
7 | Орфоэпические нормы. Акцентологические нормы | 1 | ЛГ-04, ЛГ-07 | КО-06, КД-02, КС-03-КС-05, ПИ-07, ПЛ-01, РЦ-01 | ||
8 | Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной принадлежности | 1 | ЛГ-04, ЛГ-07 | КО-06, КД-02, КС-03-КС-05, ПИ-07, ПЛ-01, РЦ-01 | ||
Сжатое изложение – 9ч | ||||||
9 | Особенности написания сжатого изложения | 1 | ЛГ-19, ЛГ-22 | КО-01-КО-04, КД-04, КС-01, КР-01, КМ-01, РЦ-01 | ||
10 | Приемы сжатия изложения. Компрессия текста | 1 | ЛГ-19, ЛГ-22 | КО-01-КО-04, КД-04, КС-01, КР-01, КМ-01, РЦ-01 | ||
11 | Определение темы сжатого изложения | 1 | ЛГ-19, ЛГ-22 | КО-01-КО-04, КД-04, КС-01, КР-01, КМ-01, РЦ-01 | ||
12 | Составление плана сжатого изложения | 1 | ЛГ-19, ЛГ-22 | КО-01-КО-04, КД-04, КС-01, КР-01, КМ-01, РЦ-01 | ||
13 | Определение микротем в сжатом изложении | 1 | ЛГ-19, ЛГ-22 | КО-01-КО-04, КД-04, КС-01, КР-01, КМ-01, РЦ-01 | ||
14 | Выполнение тренировочных упражнений | 1 | ЛГ-19, ЛГ-22 | КО-01-КО-04, КД-04, КС-01, КР-01, КМ-01, РЦ-01 | ||
15 | Отработка навыков написания сжатого изложения | 1 | ЛГ-19, ЛГ-22 | КО-01-КО-04, КД-04, КС-01, КР-01, КМ-01, РЦ-01 | ||
16 | Практическая работа (написание изложения по аудиофайлу) | 1 | ЛГ-19, ЛГ-22 | КО-01-КО-04, КД-04, КС-01, КР-01, КМ-01, РЦ-01 | ||
17 | Практическая работа (написание изложения по аудиофайлу) | 1 | ЛГ-19, ЛГ-22 | КО-01-КО-04, КД-04, КС-01, КР-01, КМ-01, РЦ-01 | ||
Словообразование. Орфография – 2ч | ||||||
18 | Словообразовательные нормы | 1 | ЛГ-04, ЛГ-07 | КО-06, КД-02, КС-03-КС-05, ПИ-07, ПЛ-01, РЦ-01 | ||
19 | Понятие окказиональной нормы в словообразовании | 1 | ЛГ-04, ЛГ-07 | КО-06, КД-02, КС-03-КС-05, ПИ-07, ПЛ-01, РЦ-01 | ||
Морфология – 2ч | ||||||
20 | Морфологические нормы и их особенности | 1 | ЛГ-04, ЛГ-07 | КО-06, КД-02, КС-03-КС-05, ПИ-07, ПЛ-01, РЦ-01 | ||
21 | Правила согласования, образования и употребления форм рода, числа и падежа. Правописание суффиксов | 1 | ЛГ-04, ЛГ-07 | КО-06, КД-02, КС-03-КС-05, ПИ-07, ПЛ-01, РЦ-01 | ||
Сочинение-рассуждение – 9ч | ||||||
22 | Структура сочинения-рассуждения. Сочинение 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | 1 | ЛГ-04, ЛГ-07 | КО-06, КД-02, КС-03-КС-05, ПИ-07, ПЛ-01, РЦ-01 | ||
23 | Алгоритм написания. Аргументация. Речевые клише. Шаблон написания сочинения | 1 | ЛГ-04, ЛГ-07 | КО-06, КД-02, КС-03-КС-05, ПИ-07, ПЛ-01, РЦ-01 | ||
24 | Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему | 1 | ЛГ-04, ЛГ-07 | КО-06, КД-02, КС-03-КС-05, ПИ-07, ПЛ-01, РЦ-01 | ||
25 | Практикум. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения | 1 | ЛГ-04, ЛГ-07 | КО-06, КД-02, КС-03-КС-05, ПИ-07, ПЛ-01, РЦ-01 | ||
26 | Сочинение 15.2. Структура сочинения | 1 | ЛГ-04, ЛГ-07 | КО-06, КД-02, КС-03-КС-05, ПИ-07, ПЛ-01, РЦ-01 | ||
27 | Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения | 1 | ЛГ-04, ЛГ-07 | КО-06, КД-02, КС-03-КС-05, ПИ-07, ПЛ-01, РЦ-01 | ||
28 | Сочинение 15.3. Сходство и различие в структуре | 1 | ЛГ-04, ЛГ-07 | КО-06, КД-02, КС-03-КС-05, ПИ-07, ПЛ-01, РЦ-01 | ||
29 | Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения | 1 | ЛГ-04, ЛГ-07 | КО-06, КД-02, КС-03-КС-05, ПИ-07, ПЛ-01, РЦ-01 | ||
30 | Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения | 1 | ЛГ-04, ЛГ-07 | КО-06, КД-02, КС-03-КС-05, ПИ-07, ПЛ-01, РЦ-01 | ||
Синтаксис – 4ч | ||||||
31 | Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности | 1 | ЛГ-19, ЛГ-22 | КО-01-КО-04, КД-04, КС-01, КР-01, КМ-01, РЦ-01 | ||
32 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений | 1 | ЛГ-19, ЛГ-22 | КО-01-КО-04, КД-04, КС-01, КР-01, КМ-01, РЦ-01 | ||
33 | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП | 1 | ЛГ-19, ЛГ-22 | КО-01-КО-04, КД-04, КС-01, КР-01, КМ-01, РЦ-01 | ||
34 | Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. Сложные предложения с различными видами связи | 1 | ЛГ-19, ЛГ-22 | КО-01-КО-04, КД-04, КС-01, КР-01, КМ-01, РЦ-01 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура воспитания и этикет" 6 класс
Пояснительная запискаРабочая программа для 6 класса по курсу внеурочной деятельности "Культура воспитания и этикет" Рабочая программа ку...
Рабочая программа по внеаудиторной деятельности "Культура речи" Для 6 класса
Главная цель общения _ правильно понимать друг друга." Единственное средство умстенного общения людей есть слово, - говорил Л.Н.Толстой, и для того чтобы это общение было возможно, нужно уп...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура здоровья" для 10 классов
Данная программа позволяет рассмотреть условия сохранения здоровья. Программа охватывает многие аспекты воспитания здорового образа жизни. Достоверная информация помогает у...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Культура речи» общекультурного направления для 5-6 классов
Программа внеурочной деятельности «Культура речи» способствует осознанию роли речи и разнообразия речевых ситуаций в жизни людей, приобретению обучающимися навыков культуры общ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5-9 класс по физической культуре
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5-9 класс по физической культуре...
Программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Экологическая культура и здоровье человека. Практикум"
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности экологической направленности составлена на основе экологического практикума Е. М. Приоровой, «Экологическая культура и здоровье человека. Пра...
Аннотация к программе внеурочной деятельности «Культура речи»
Аннотация к программе внеурочной деятельности «Культура речи» для уровня основного общего образования Рабочая программа курса «Русский язык и культура речи» внеуроч...