Подготовка к итоговому собеседованию
консультация по русскому языку (9 класс)
Из опыта работы «Особенности подготовки обучающихся 9-го класса к устному итоговому собеседованию»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_itogovomu_sochineniyu.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы «Особенности подготовки обучающихся 9-го класса к устному итоговому собеседованию»
С 2018 года в школах проводится устное собеседование по русскому языку для учащихся 9-х классов.
Оно вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Прохождение итогового собеседования является для выпускников 9-х классов допуском к ОГЭ.
Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.
В формировании коммуникативных навыков, помимо семьи и социума, важную роль играет школа. Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.
В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:
- правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
- свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
- воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
- знать особенности диалогической и монологической речи;
- строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Общие сведения
- Технология проведения итогового устного собеседования (далее – итоговое собеседование) предполагает устное выполнение участниками заданий контрольного измерительного материала (далее – КИМ) в образовательной организации (далее – ОО).
- КИМ состоит из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.
- На выполнение работы каждому участнику отводится в среднем 15 минут.
- Итоговое собеседование обучающихся проводится в ОО.
- Итоговое собеседование проходит в аудитории проведения с оборудованным рабочим местом для осуществления аудиозаписи ответов участников итогового собеседования.
Зачёт выставляется участникам, набравшим не менее 10 баллов.
Процедура проведения устного собеседования
- Экзаменатор-собеседник и эксперт знакомятся с заданиями, темами беседы и примерным кругом вопросов для обсуждения с участниками. Также эксперт изучает протоколы эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования.
- Участники итогового собеседования приглашаются в аудиторию проведения в порядке, устанавливаемом ответственным организатором ОО.
- Организатор вне аудитории сопровождает участников итогового собеседования в аудитории проведения и по окончании итогового собеседования – в класс.
- Технический специалист перед началом проведения итогового собеседования включает одну общую аудиозапись на весь день проведения итогового собеседования (один общий поток).
- Экзаменатор-собеседник в аудитории проведения вносит данные участника итогового собеседования в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, выдает участнику итогового собеседования КИМ, фиксирует время начала ответа и время окончания ответа каждого участника итогового собеседования, проводит собеседование.
- Экзаменатор-собеседник следит за соблюдением временного регламента:
- Прежде чем приступить к ответу участник итогового собеседования проговаривает в средство аудиозаписи свою фамилию, имя, отчество, номер варианта.
- Перед ответом на каждое задание участник итогового собеседования произносит номер задания.
- После того, как участник итогового собеседования в аудитории проведения закончил выполнение работы, организатор вне аудитории провожает его в класс. Затем приглашается новый участник итогового собеседования.
- По завершении участниками сдачи итогового собеседования технический специалист выключает аудиозапись ответов участников и сохраняет ее в аудитории проведения. Наименование файла должно содержать дату проведения итогового собеседования, номер аудитории.
В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь. Будущим выпускникам будет предложен выбор формата экзамена: беседа с учителем, беседа с одноклассником, диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера. Демоверсия состоит из 4 заданий:
1 задание: необходимо выразительно прочитать художественный текст (3 мин.). В этом задании будут предложены только прозаические тексты. Время на подготовку выразительного чтения – 1,5 мин.
Учащимся необходимо за это время прочитать, осмыслить, определить паузы, интонацию, правильно поставить ударение в словах.
Это задание оценивается 3 баллами.
2 задание – пересказ прочитанного текста с привлечением цитат.
3 задание состоит из двух частей: 1) необходимо описать фотографию определенной тематики. В помощь ученику будет предложен небольшой план для высказывания. Кроме этого экзаменуемому необходимо будет ответить на ряд вопросов по данной теме.
В этом задании проверяется монологическая речь с элементами диалога.
2) диалог с учителем. Ученикам предлагают обсудить или с учителем определенную тему для беседы, ответить на вопросы, высказать свою точку зрения. Здесь необходимо учащимся правильно реагировать на реплики собеседника.
Время на подготовку – 2 мин. Оцениваются данные задания 10 баллами.
4 задание: монологическая речь, описание фотографии и размышление на конкретную тематику. Задание этой части похоже на второе задание.
На первый взгляд, кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показал, что ученики не готовы к устному экзамену. Не каждый к 9 классу научился бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту. Не говоря уже об отсутствии ораторского искусства и опыта публичных выступлений. С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги.
Выполняя 3 и 4 задания, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.
Тематические направления для 2 и 3 частей определены следующие: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби.
Итак, для успешной сдачи экзамен по разговорному русскому потребуется: умение выразительно читать тексты различных стилей; хорошее владение литературной речью; использование базовых понятий ораторского искусства; умение обходиться без слов-паразитов; способность быстро и четко формулировать свои мысли; аргументируя свое мнение, оперировать фактами из разных предметных областей.
Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».
Общее количество баллов за всю работу – 19 баллов. Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.
Как же организовать подготовку учащихся к Устной части?
1. Вспомнить теорию.
2. Подкрепить каждый блок практикой. И мало просто знать правило, необходимо уметь объяснить и аргументировать выбор.
3. Читать вслух тексты разных стилей и тренировать не только скорость чтения, но и выразительность.
4. Пересказывать тексты. Лучше готовиться в паре, так можно потренировать диалог и указать друг другу на ошибки, которые очевидны только со стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе
Предлагаемые материалы позволяют учителю организовать подготовку обучающихся 9 классов к устному итоговому собеседованию по русскому языку в разделе "монолог и диалог". Для подготовки к моно...
Презентация в рамках подготовки к итоговому собеседованию в 9 классе по материалам ФИПИ (монолог, диалог)
Презентация, в которой анализируются основные виды речевых ошибок, особенности монолога и диалога, подходы к этим заданиям в соответсвии с критериями оценивания итогового собеседования в 9 классе. Пра...
Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку ( 9 класс)
Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям....
Статья на тему: "Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе" (устная часть)
Подготовка к итоговому собеседованию...
КИМы для подготовки к Итоговому собеседованию в 9 классе
КИМы для подготовки к Итоговому собеседованию в 9 классе...
доклад "Подготовка к итоговому собеседованию"
Доклад: "Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку на основе системно-деятельностного подхода"...
Авторские методики реализации межпредметных связей в системе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку
В основе выступления рассказ о применении технологии интегрированного обучения на уроках литературы и биологии (по рассказу Ф.Абрамова "О чём лачут лошади?", 7 класс)...