Презентация в рамках подготовки к итоговому собеседованию в 9 классе по материалам ФИПИ (монолог, диалог)
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Попова Александра Валерьевна

Презентация, в которой анализируются основные виды речевых ошибок, особенности монолога и диалога, подходы к этим заданиям в соответсвии с критериями оценивания итогового собеседования в 9 классе. Практический материал представлен в объеме заданий открытого банка ФИПИ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Монолог и диалог по заданной теме (по материалам открытого банка заданий Фипи ) Подготовка к устному собеседованию Урок развития речи в 9 классе

Слайд 2

Демоверсия Оценка ответа на задание 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за монологическое высказывание – 3 . Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик за выполнение задания 4 , – 2. Соблюдение норм современного русского литературного языка при ответе оцениваются отдельно. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 3 и 4, – 4 балла. Максимальное количество баллов , которое может получить ученик за выполнение всей устной части, – 19. Ученик получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов. 9. Условия проведения итогового собеседования Организатором проведения итогового собеседования должен быть педагог, не преподающий в этом классе. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий для всех участников итогового собеседования.

Слайд 3

Время

Слайд 6

Разминка История хоккея – одна из самых загадочных среди всех видов спорта. Люди, играющие на замёрзшем канале в игру, похожую на хоккей, были изображены ещё на голландских картинах XVI века. Старинные картины с таким сюжетом также есть в Новой Шотландии и в Виргинии. Однако традиционно местом рождения хоккея считается канадский город Монреаль. В 1763 году британские солдаты привезли с собой в Канаду хоккей на траве. А поскольку для Канады характерны длинные суровые зимы (неслучайно здесь всегда любили зимние виды спорта), канадцы надели коньки и стали играть в эту игру на замёрзших реках, озёрах и прочих водоёмах. Первый хоккейный матч, о котором написала канадская газета, состоялся 3 марта 1875 года. Спустя два года несколько студентов монреальского университета изобрели семь первых хоккейных правил. Игра в хоккей стала настолько популярной, что в 1893 году генерал-губернатор Канады приобрёл кубок, похожий на перевёрнутую пирамиду из серебристых колец, для вручения чемпиону страны. Так появился легендарный трофей – Кубок Стэнли.

Слайд 7

Коллекция редчайших старинных экипажей российских государей относится к основным собраниям Музеев Московского Кремля. Небольшая по объёму, насчитывающая двадцать четыре произведения, она охватывает обширные хронологические рамки с XVI по XVIII столетие включительно. В силу своей уникальности и полноты кремлёвское собрание экипажей имеет право на статус всемирно известного, занимающего одно из первых мест в созвездии самых значительных коллекций мира. Одна из немногих она содержит древние колымаги и возки XVI–XVII веков , принадлежащие к числу наиболее ранних сохранившихся экипажей. В коллекции имеются почти все типы и конструкции экипажей, бытовавшие в России и Западной Европе в XVI–XVIII столетиях: колымаги, возки, купе, берлины, портшез, коляски и кареты с очень крупным кузовом . В их художественно-образном строе нашли отражение такие стилистические направления, как поздний ренессанс, барокко, регентство, рококо и классицизм. Местом создания экипажей являются крупнейшие европейские художественные центры – Москва, Санкт-Петербург, Лондон, Париж, Вена и Берлин. Будучи не только художественными, но и историческими памятниками, экипажи Оружейной палаты своеобразным языком рассказывают о прошлом России: о взаимоотношениях с другими государствами, об укреплении авторитета на международной арене. Эти экипажи использовались в официальном придворном быту: участвовали в оформлении царских выездов, приёмов иностранных послов, царских охот и других торжественных государственных церемоний, за организацией которых вставали вопросы политики государства, его идеологии и дипломатии. Значительная часть экипажей имеет характер меморий и связана с именами известных русских и зарубежных государственных деятелей, оставивших заметный след в истории. (по материалам сайта «Музеи Московского Кремля»)

Слайд 8

Опишите фотографию. Не забудьте рассказать: · что это за мероприятие; · кто принимает участие; · чем заняты ребята; · опишите присутствующих и их настроение.

Слайд 9

Расскажите о спортивном соревновании, в котором Вы участвовали. Не забудьте рассказать: · в каком соревновании Вы принимали участие; · когда оно происходило; · сильным ли оказался соперник; · что запомнилось больше всего.

Слайд 10

Типичные ошибки в речи Логические ошибки Нарушение последовательности (логики) изложения приводит к появлению логических ошибок. Логические ошибки состоят в нарушении правил логического мышления. К этому типу ошибок относятся следующие недочеты в содержании работы: 1) нарушения последовательности высказывания; 2) отсутствие связи между частями и предложениями; 3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли; 4) раздробление одной микротемы другой микротемой ; 5) несоразмерность частей высказывания; 6) отсутствие необходимых частей; 7) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); 8) неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).

Слайд 11

Из рекомендаций к итоговому сочинению Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему . Текст имеет , как правило, следующую логико-композиционную структуру: зачин (начало мысли , формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение итога). Следует отметить, что данная композиция является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от структуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо из этих компонентов. Текст, в отличие от единичного предложения, имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна.

Слайд 12

Речевые ошибки Среди всех речевых ошибок возникающих в речи можно выделить 4 основных типа: 1) речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова: 1.1) анахронизм – нарушение хронологической (временной) точности речи. 1.2) абсурдность – возникает тогда, когда слово употребляется без учета его значения (страшна не старость, а дряхлость, так что лучше умереть молодым и здоровым ) 1.3) алогизм – нарушение логики (наша фирма гарантирует уменьшение веса на 100% - элементарные частицы, гы ). 1.4) Неоправданное расширение или сужение значения слова (врачи в любое время оказать помощь ребенку) 2) речевая недостаточность – возникает, как правило, если говорящий торопится и не следит за речью (интересующих лиц вышлем почтой). Может возникать абсурдность речи (делаем только срочные переломы)

Слайд 13

3 ) наущение лексической сочетаемости – способности слов, соединяться друг с другом. Возникает при неправильном употреблении многозначного слова. Нарушением лексической сочетаемости является контаминация – смешение внешне похожих словосочетаний (играть значение/иметь роль, иметь значение, играть роль) 4) речевая избыточность – её причины многообразны: это попытка уточнить мысль (их потрясло зрелище пожара, свидетелями которого они были; машинный парк обновлен новыми машинами). Может порождать чрезмерная примитивность мышления, конкретизация (труп был мертв и не скрывал этого). Подобные ошибки называются по имени французского маршала Ля-Пасила , ляпалисиадами (командир был с нами за 15 минут до его смерти). Речевая избыточность может принимать форму плеоназма (излишества) – употребление схожих по смыслу слов (в декабре месяце). Разновидностью плеоназма является тавтология –повтор однокоренных слов (а можно вопрос спросить).

Слайд 14

Грамматические ошибки 1. Ошибочное словообразование . Оно наблюдается, например, в словах буду ющий , над смехаться, след ущий (правильно: будущий, насмехаться, следующий ). 2. Морфологические ошибки: — неправильное образование формы существительного: не хватает время , модные польта , свежие торта (нужно: не хватает времени, модные пальто, свежие торты ); — неправильное образование формы прилагательного: более красивее, краси вше (нужно: более красивый, красивее ); — неправильное образование формы числительного: с шестьсот рублями, в двух тысяч а третьем году (нужно: с шестьюстами рублями, в две тысячи третьем году ); — неправильное образование формы местоимения: ихнего отца, ихние дети (нужно: их отца, их дети); — неправильное образование формы наречия: откудова , отсюдова (нужно: откуда, отсюда ); — неправильное образование формы глагола: они хочут , ложат , ездиют , я ездию ; пиша письмо (нужно: они хотят, кладут, ездят, я езжу; когда я писал письмо );

Слайд 15

3. Синтаксические ошибки: — нарушение согласования: с группой ребят, увлекающи мися спортом (нужно: с группой ребят (как их ?), увлекающ их ся спортом ); — нарушение управления: сделать свой кабинет более красивый ; показалось о том, что (нужно: сделать свой кабинет более красивым; показалось, что ); — нарушение связи между подлежащим и сказуемым: растут много деревьев (нужно: растёт много деревьев или растут деревья); — ошибки в построении предложения с однородными членами: Хочу рассказать о значении книг и почему я их люблю . (Нужно: Хочу рассказать о значении книг и о том, почему я их люблю.); — ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом: Рисуя , мои мысли всегда текли спокойно. (Нужно: Рисуя, я всегда спокойно размышляю . Или: Когда я рисую, мои мысли всегда текут спокойно.); — ошибки в построении простого и сложного предложения: Мне показалось то, что это сон. Ты не забудешь о человеке никогда, который столько для тебя сделал . (Нужно: Мне показалось , что это сон. Ты не забудешь никогда о человеке, который столько для тебя сделал .); — смешение прямой и косвенной речи: Автор сказал, что я не согласен с мнением остальных. ( Нужно : Автор сказал, что он не согласен с мнением остальных.); — нарушение границ предложения: Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны . (Нужно: Он тяжело задумался, поэтому глаза его так печальны .); — ошибки в выборе и употреблении сочинительного или подчинительного союза: Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный . (Нужно: Мне нравится этот город, потому что он маленький и уютный . Сравните: Мы поссорились из-за того, что каждый настаивал на своём и не хотел уступить .)

Слайд 16

Понятие речевой ситуации. Учет условий речевой ситуации в общении. Речевая ситуация Вторая составляющая речевого события -- условия и обстановка , в которой происходит речевое общение, и все те, кто в нем участвует , это «сцена действия» и «действующие лица». Итак, совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называют речевой ситуацией . Речевая ситуация, т.е. ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет важную роль в общении. Следует иметь в виду, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников – это говорящий и слушающий. Соответственно к основным составляющим речевой ситуации относят говорящего и слушающего, время и место высказывания. Речевая ситуация помогает понять смысл общения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, н-р , категории времени, местоименных слов типа я, ты, этот, сейчас, здесь, там, вот и т.д. Она позволяет также правильно интерпретировать высказывание, уточнять его целевую функцию, выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т.д.

Слайд 17

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Помимо говорящего и адресата, в речевой ситуации могут участвовать и другие -- те, кто является как бы свидетелем происходящего, оценивая все со стороны. Присутствие таких свидетелей в большей или меньшей степени, но повлияет на речь общающихся. Говоря об отношениях между говорящим и адресатом, имеют в виду прежде всего не отношения в бытовом смысле слова, а социальные роли участников общения. Еще один важный элемент речевой ситуации -- зачем говорится то, что произносится в данной речевой ситуации. Каковы речевые цели , намерения участников? Каков должен быть результат их общения? Ученые считают, что цель говорящего -- это тот результат, который говорящий сознательно или неосознанно хочет получить от своей речи. И, наконец, последнее, о чем надо сказать, рассматривая элементы речевой ситуации, -- это условия и обстоятельства . Они определяют ее, но не имеют прямого отношения к «действующим лицам». Безусловно, все это в какой-то степени повлияет на процесс общения.

Слайд 18

Орфоэпические ошибки Нормы произношения гласных: 1) Основной закон в области произношения гласных – это закон редукции – т.е. ослабленного произношения безударных гласных: безударная «О» произносится как «А» - всегда подвергает редукции (молоко – [ малако ]). Однако редукция «О» отсутствует в заимствованных словах для различения этого слова в потоке речи (баобаб, какао, боа) – это объективная необходимость. 2) После мягких согласных буквы «А», «Е», «Я» произносятся как звук «И» с оттенком «Э», это иканье (часы [ чисы ], венец [ винец ]). Сохранение в этих позициях звуков соответствующих буквам, а произношение в этих же позиций «Э» с оттенком «И» является устаревшим. 3) Букву «Ё» впервые предложил использовать Н.М, Карамзин, упростив существовавшие тогда i0-ё («И» десятеричное и «О»), однако при компьютерном наборе текста «Ё» стало заменяться «Е». В связи с этим возникают трудности в произношении.

Слайд 19

Произношение согласных: В произношении согласных действую два основных закона: 1) закон оглушения звонких на конце слова. 2) закон уподобления двух рядом находящихся согласных (ло жк а [ лошка ], про бк а [ пропка ]) 3) Согласная «Г» может произноситься как «Г» (год), как «К» (враг [врак]), кА «В» (кого [ каво ]), фрикативная «Г» - она используется только в словах при восклицании междометий (господи, ага, ого, угу) 4) сочетание « чн » в настоящее время может произноситься двояко (сливочный, булочный, беспечный, алчный), а во-вторых как « шн » ( конеШно , скуШно , Што ), однако подобное произношение до сих пор. 5) В большинстве заимствованных слов при написании используется гласная «Е», а не «Э», однако согласные перед этой буквой произносятся то твердо, то мягко (декан [ дэкан ], термин [ тэрмин ], сессия [ сэссия ]…), основная масса слов требует запоминания. Сочетание « жд » ранее произносилась как мягкая долгая «Ж». Сейчас нормой становится произношение как « шт (дождь [ дошть ] – поволжский вариант, старомосковский вариант - дощь )». Сочетание « зж », « жж » необходимо произносить как долгий мягкий «Ж». Сохранение твердости произношения нормой пока не стало (позже). Удвоенные согласные произносятся либо как один долгий звук (лунный), это свойственно заимствованию.

Слайд 20

монолог Обычно выделяются следующие характеристики монологической речи: 1.непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, а представляет собой сверхфразовое единство определенного объема); 2.последовательность, логичность речи; 3.относительнаая смысловая законченность; 4.коммуникативная направленность высказывания; 5.тематичность; 6.синтаксическая усложненность (преобладание синтаксически полных структур, отсутствие эллипсов, эмоционально-оценочных междометий). Разновидностями монологической речи являются описание, повествование, рассуждение. Повествование как тип речи характеризуется динамичностью, действительность здесь представлена в процессе изменения и развития, как цепочка взаимосвязанных действий и состояний.

Слайд 21

Монолог 1.Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего . Не забудьте рассказать · в каком музее Вы были ; · когда и с кем ; · что вы увидели ; что понравилось и запомнилось больше 2.Расскажите о своём посещении зрелищного мероприятия (концерта, спектакля), которое запомнилось больше всего . Не забудьте рассказать · на каком зрелищном мероприятии вы были ; · когда и с кем ; · что вы увидели ; что понравилось и запомнилось больше

Слайд 22

3.Расскажите о своём посещении урока, который запомнился больше всего . Не забудьте рассказать · о чём шла речь на уроке ; · как реагировали одноклассники на рассказ учителя ; · что заинтересовало вас в рассказе учителя ; что понравилось на уроке и запомнилось больше всего 4.Расскажите о своей школьной научной практике (проекте). Не забудьте рассказать: · в каком научном мероприятии Вы принимали участие; · какие исследования проводили; · что нового узнали; · какой опыт получили.

Слайд 23

5.Расскажите о своём школьном проекте. Не забудьте рассказать: · какой проект Вы готовили; · кто принимал участие в проекте; · что запомнилось больше всего; · что показалось самым трудным . 6.Расскажите о своём посещении театра. Не забудьте рассказать: · в каком театре Вы побывали; · когда и с кем ходили; · какой спектакль смотрели; · что запомнилось больше всего.

Слайд 24

7.Расскажите о спортивном мероприятии, в котором Вы участвовали. Не забудьте рассказать: · в каком мероприятии Вы принимали участие; · когда оно происходило; · что оказалось самым трудным; · что запомнилось больше всего . 8.Расскажите о своём походе. Не забудьте рассказать: · когда, куда и с кем Вы ходили в поход; · что показалось самым трудным в походе; · какие качества характера вырабатываются в походе; · как поход влияет на взаимоотношения в коллективе.

Слайд 25

9.Расскажите о своём школьном празднике. Не забудьте рассказать: · в каком празднике Вы принимали участие; · кто принимал участие в праздновании; · как вы готовились; · что запомнилось больше всего. 10.Расскажите о своём посещении оперы. Не забудьте рассказать: · в каком театре Вы побывали; · когда и с кем ходили; · какую оперу смотрели; · что запомнилось больше всего.

Слайд 26

11. Расскажите о своём посещении балета. Не забудьте рассказать: · в каком театре Вы побывали; · когда и с кем ходили; · какой балет смотрели; · что запомнилось больше всего.

Слайд 27

Диалог Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. 1. Есть ли у Вас в школе форма? 2. Чем удобна школьная форма? 3. Почему ученики часто не любят носить школьную форму? 4. Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета? 5. Опишите одежду, в которой бы Вы хотели видеть учеников в своей школе.

Слайд 28

Примите участие в обсуждении вопроса: «Книга или фильм?» 1. Как Вы думаете, что лучше прочитать книгу или посмотреть фильм - экранизацию? 2. Какие преимущества есть у книги? 3. Какими возможностями обладает кино? 4. Может ли просмотр фильма заменить чтение книги? 5. Посоветуйте своим сверстникам, как лучше знакомиться с классическими произведениями.

Слайд 29

Примите участие в обсуждении вопроса: «Мода: за и против». 1. Стараетесь ли Вы следовать моде в одежде? 2. Согласны ли Вы, что одежда подчеркивает индивидуальность человека? 3. Как Вы понимаете выражение «раб моды»? Как относитесь к таким людям? 4. Согласны ли Вы с пословицей «Встречают по одежке, провожают по уму»? 5. Какими принципами должен руководствоваться человек в выборе одежды?

Слайд 30

1. Примите участие в обсуждении вопроса: «Компьютерные игры: за и против». 1. Любите ли Вы играть в компьютерные игры? А Ваши друзья? 2. Какие положительные стороны Вы видите в увлечении компьютерными играми? 3. Почему многие считают, что компьютерные игры приносят вред? 4. Могут ли компьютерные игры быть единственной формой досуга? 5. Посоветуйте своим сверстникам, как правильно организовать свой досуг.

Слайд 31

Примите участие в обсуждении вопроса: «Экстремальные виды спорта: за и против». 1. Знаете ли Вы об экстремальных видах спорта: пробовали заниматься, смотрели по телевидению? 2. Какие положительные стороны Вы видите в занятиях экстремальными видами спорта? 3. Чем опасны экстремальные виды спорта? 4. Согласны ли Вы с пословицей «Риск - благородное дело»? 5. В каких ситуациях, по Вашему мнению, можно идти на риск?

Слайд 32

Примите участие в обсуждении вопроса: «Заимствованные слова: за и против?» 1.Используете ли Вы в своей речи заимствованные слова? 2. Почему в последние годы увеличилось количество заимствованных слов? В каких сферах жизни они используются чаще? 3. Какие отрицательные стороны Вы видите в использовании заимствованных слов в наши дни? 4. О каком человеке можно сказать, что у него богатый словарный запас? 5.Посоветуйте своим сверстникам, как обогатить свою речь.

Слайд 33

Примите участие в обсуждении вопроса: «Интернет: польза или зависимость?» 1. Пользуетесь ли Вы Интернетом? 2. Чем удобен Интернет? 3. Есть ли отрицательные стороны использования Интернета? 4.Согласны ли Вы с утверждением, что Интернет-это скопление одиночества, это иллюзия жизни, иллюзия дружбы, иллюзия любви... 5. Посоветуйте своим сверстникам, как правильно использовать Интернет.

Слайд 34

Примите участие в обсуждении вопроса: «Социальные сети: за и против». 1. Общаетесь ли Вы в социальных сетях? 2. Чем удобны социальные сети? 3. Есть ли отрицательные стороны использования социальных сетей? 4. Могут ли социальные сети заменить живое общение? 5. Посоветуйте своим сверстникам, как правильно использовать социальные сети.

Слайд 35

1. Что Вам нравится и не нравится в кинотеатре? 2. Зачем нужны кинотеатры, если кино можно посмотреть на компьютере? 3. Почему люди ходят в кинотеатр? 4. Согласны ли Вы с тем, что со временем кино будет неинтересным и исчезнет как вид искусства? 5. Расскажите о том, что бы именно Вы хотели показывать в кинотеатре?

Слайд 36

источники http://gramma.ru/RUS/? id=10.8 https:// урок.рф / library/modelirovanie_kommunikativnih_situatcij_na_urokah_o_193459.html https:// studopedia.su/2_46059_rechevie-oshibki-voznikayushchie-v-ustnoy-rechi.html https://vsepravilno.com/blogs/default/view/?id=26&alias=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе

Предлагаемые материалы позволяют учителю организовать подготовку обучающихся 9 классов к устному итоговому собеседованию по русскому языку в разделе "монолог и диалог". Для подготовки к моно...

Подготовка к итоговой аттестации 9 класс(на материале, посвященном 45-летию Красносельского района СПБ)

Задания, подгототовлены таким образом, чтобы ответы на вопросы являлялись памятными датами из истории Красносельского района....

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию».

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из  способов подготовки к итоговому собеседованию». Сочинение по картине - эт...

Технологическая карта урока русского языка "Монолог.Итоговое собеседование". 9 класс

Готовимся к итоговому собеседованию: разбираем монолог....

Подготовка к итоговому собеседованию (9 класс)

Процедура проведения собеседования по русскому языку проверяет коммуникативные компетенции обучающихся. То есть это их умение выразительного осознанного чтения текста, умение строить монологическое вы...

Памятка для подготовки к итоговому собеседованию (создание монолога)

Задание 3: монологическое высказывание Экзаменационное задание:Выберите одну из предложенных тем беседы.Время на подготовку – 1 минута Время на монологическое высказывание – не более...

формирование навыков устной речи при построении монологического высказывания в рамках подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку.

Цель проекта : формирование навыков устной речи при построении монологического высказывания в рамках подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку. 4 главных объекта.Учащийся выбирает ...