доклад "Подготовка к итоговому собеседованию"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Доклад: "Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку на основе системно-деятельностного подхода"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к итоговому собеседованию. | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад для выступления на ШМО
Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку на основе системно-деятельностного подхода
Надо помнить, что речь развивается не для
речи, а для ясного и выразительного сообщения
о мыслях и чувствах. В этих условиях живая
интонация придёт сама собой.
советский психолог и физиолог профессор Н.И. Жинкин
Ставшая уже привычной форма итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе не всегда способна в полной мере отразить всю глубину познаний школьника. Введение устной части позволит оценить не только то, насколько хорошо или плохо ученик усвоил школьную программу, но и то, как он умеет строить высказывания, доносить свои мысли до окружающих, доказывать свою точку зрения.
Устная часть экзамена обладает достаточным диагностическим потенциалом, надпредметностью, междисциплинарностью, многомерностью и требуют развития абстрактного и критического мышления, саморефлексии испытуемого.
И здесь самый важный подход - коммуникативно-деятельностный, основой которого является система заданий, проверяющих сформированность коммуникативных умений, обеспечивающих стабильность и успешность коммуникативной практики выпускника школы.
Основные виды деятельности, выполняемые учащимися
Система заданий по формированию устной речи должна быть составлена с учётом специфики речевого развития учащихся конкретного возраста.
1. Требования к выразительности чтения:
1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в них;
2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.
Признаки выразительного чтения:
•умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
•умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
•хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
1.Так в 5-м классе при работе с текстом необходимо:
1. владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;
2. адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение):
• устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
• формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
• передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:
• составлять план прочитанного текста (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
• представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.
• устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 100–110 слов.
Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения на уроках русского языка, — 200–250 слов.
2. Содержание говорения как вида речевой деятельности должно отвечать определённым требованиям:
• апеллировать к личному опыту школьников, к чувствам и эмоциям; быть посильным в задаваемой речевой задаче;
• предусматривать наличие собственной точки зрения ученика, стимулировать наблюдения, размышления, самостоятельные выводы и обобщения;
• способствовать развитию потребности в саморефлексии, саморазвитии;
• приобщать школьников к культурному наследию страны, способствовать социологизации;
• характеризоваться избыточностью, что даст возможность реализации индивидуального подхода к обучению устной речи на уроках русского языка.
Так в 6-м классе обучающиеся должны уметь:
1. создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование. Выступать с научным сообщением;
2. представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;
3. соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка;
4. соблюдать в устной речи правила речевого этикета.
Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 60 слов.
3.Работа над диалогом может быть построена с учётом особенностей этой формы речи в каждом из классов обучения. Основные умения, которые должны быть освоены учащимися 7-9 классов по ведению диалога:
1. участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы;
2. владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии), обращение к определенной аудитории;
3. участвовать в диалоге–запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики — стимулы; умение запросить дополнительную информацию); диалоге–сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику).
Рекомендуемый объём диалогического высказывания: не менее 3 реплик (диалог–запрос информации); не менее 4 реплик (диалог–сообщение информации).
Рекомендовано применять следующую систему уроков для изучения каждой темы:
- Уроки развития речи.
- Уроки решения ключевых задач (включаются задачи, способные поставить быстро разрешимую проблемную ситуацию).
- Уроки – практикумы.
- Уроки письменного контроля знаний.
- Уроки устного контроля знаний.
- Урок анализа результатов контрольной работы.
- Уроки анализа результатов творческой работы.
При подготовке выразительного чтения |
Система упражнений содержит задания, направленные на выработку навыка выразительного чтения: - выразительно прочитайте стихотворение, текст; - прочитайте, регулируя силу голоса; - прочитайте, выражая настроение, которое соответствует изображаемой поэтом поре осени; - прочитайте текст вслух, соблюдая правильную интонацию; - прочитайте, передавая голосом состояние…; - прочитайте стихотворение. Какие слова подсказывают темп, тон произношения? Громко или тихо вам хочется прочитать? - прочитайте, стараясь передать особенности произнесения реплик участников диалога; - прочитайте, выделяя голосом те слова, которые автор использует, чтобы нарисовать…; -прочитайте текст с нужной информацией в вопросительных предложениях; - прочитайте текст так, чтобы читатель обратил внимание на последнюю реплику говорящего; и др. |
При подготовке к участию в диалоге |
Умение строить диалог формирует целый ряд упражнений со следующими заданиями: - упражнения, предполагающие парную, групповую работу; - составить письмо-обращение к другу о своих впечатлениях от…; - разыграть диалог в предложенных ситуациях; - организовать диалог на указанную тему; - составить устное выступление-обращение в публицистическом стиле; - составит выступление-обращение к сверстникам, опираясь на данный текст; - продолжить диалог по предложенному началу и др. |
При подготовке к монологическому высказыванию |
Самую большую группу составляют упражнения, направленные на подготовку обучающихся к созданию монологического высказывания: - подготовить подробный, сжатый, выборочный пересказ; - подготовить пересказ с творческим заданием, пересказ данного текста от 1-го, 3-го лица; - составить рассказ о русском учёном-лингвисте; - составить доклад на заданную тему; - сравнить рисунок и текст, составить сопоставительную характеристику; - сформулировать свои мысли о высказывании известного деятеля на определённую тему; - доказать принадлежность текста к определенному стилю; - дать характеристику чужому высказыванию; - описать окрестности своего села, города…с элементами рассуждения; - описать внешность человека; - подготовить ответ на проблемный вопрос; - выразить предложенную мысль более сжато; - проанализировать схему, таблицу, сделать вывод; - составить рассказ-репортаж на определённую тему; - подготовить устное высказывание на лингвистическую тему; - составить рассказ по картине; - составить текст подписи к фотографии и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе
Статья содержит краткий анализ содержания КИМ итогового собеседования по русскому языку, критериев оценивания результатов,пособий по подготовке к собеседованию....
Материалы для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе
Предлагаемые материалы позволяют учителю организовать подготовку обучающихся 9 классов к устному итоговому собеседованию по русскому языку в разделе "монолог и диалог". Для подготовки к моно...
Устное итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе
В ноябре 2017 года в 19 регионах России была проведена апробация модели устного итогового собеседования по русскому языку в 9 классе. Наша школа вошла в число 10 образовательных учреждений Ростовской ...
Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе (2018 г.)
Демонстрационный вариант итогового собеседования по русскому языку в 9 классе, кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, спецификация контрольных измерительных мат...
Итоговое собеседование.
Об итоговом собеседовании в 9 классе....
Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию».
Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию». Сочинение по картине - эт...