доклад "Подготовка к итоговому собеседованию"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Жаркой Нина

Доклад: "Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку на основе системно-деятельностного подхода"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад для выступления на ШМО

Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку на основе системно-деятельностного подхода

Надо помнить, что речь развивается не для

речи, а для ясного и выразительного сообщения

о мыслях и чувствах. В этих условиях живая

интонация придёт сама собой.

советский психолог и физиолог профессор Н.И. Жинкин

       

        Ставшая уже привычной форма итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе не всегда    способна в полной мере отразить всю глубину познаний школьника. Введение устной части позволит оценить не только то, насколько хорошо или плохо ученик усвоил школьную программу, но и то, как он умеет строить высказывания, доносить свои мысли до окружающих, доказывать свою точку зрения.

        Устная часть экзамена обладает достаточным диагностическим потенциалом, надпредметностью, междисциплинарностью, многомерностью и требуют развития абстрактного и критического мышления, саморефлексии испытуемого.

       И здесь самый важный подход - коммуникативно-деятельностный, основой которого является система заданий, проверяющих сформированность коммуникативных умений, обеспечивающих стабильность и успешность коммуникативной практики выпускника школы.

         

Основные виды деятельности, выполняемые учащимися

Система заданий по формированию устной речи должна быть составлена с учётом специфики речевого развития учащихся конкретного возраста.

 1. Требования к выразительности чтения:

1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в них;

2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;

3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Признаки выразительного чтения:

•умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

•умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

•хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

1.Так в 5-м классе при работе с текстом необходимо:

1. владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;

2. адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение):

• устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;

• формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

• передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:

• составлять план прочитанного текста (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

• представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.

• устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.

Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 100–110 слов.

Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения на уроках русского языка, — 200–250 слов.

2. Содержание говорения как вида речевой деятельности должно отвечать определённым требованиям:

• апеллировать к личному опыту школьников, к чувствам и эмоциям; быть посильным в задаваемой речевой задаче;

• предусматривать наличие собственной точки зрения ученика, стимулировать наблюдения, размышления, самостоятельные выводы и обобщения;

• способствовать развитию потребности в саморефлексии, саморазвитии;

• приобщать школьников к культурному наследию страны, способствовать социологизации;

• характеризоваться избыточностью, что даст возможность реализации индивидуального подхода к обучению устной речи на уроках русского языка.

Так  в 6-м классе обучающиеся должны уметь:

1. создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование. Выступать с научным сообщением;

2. представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

3. соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка;

4. соблюдать в устной речи правила речевого этикета.

Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 60 слов.

3.Работа над диалогом может быть построена с учётом особенностей этой формы речи в каждом из классов обучения. Основные умения, которые должны быть освоены учащимися 7-9 классов по ведению диалога:

1. участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы;

2. владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии), обращение к определенной аудитории;

3. участвовать в диалоге–запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение  уместно использовать разнообразные реплики — стимулы; умение запросить дополнительную информацию); диалоге–сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику).

Рекомендуемый объём диалогического высказывания: не менее 3 реплик (диалог–запрос информации); не менее 4 реплик (диалог–сообщение информации).

Рекомендовано применять следующую систему уроков для изучения каждой темы:

  1. Уроки  развития речи.
  2. Уроки решения ключевых задач (включаются задачи, способные поставить быстро разрешимую проблемную ситуацию).
  3. Уроки – практикумы.
  4. Уроки письменного контроля знаний.
  5. Уроки устного контроля знаний.
  6. Урок анализа результатов контрольной работы.
  7. Уроки анализа результатов творческой работы.

При подготовке выразительного чтения

Система упражнений содержит задания, направленные  на выработку навыка выразительного чтения:  

- выразительно прочитайте  стихотворение, текст;

- прочитайте, регулируя силу голоса;

- прочитайте, выражая настроение, которое соответствует изображаемой поэтом поре осени;

- прочитайте текст  вслух, соблюдая правильную интонацию;

- прочитайте, передавая голосом состояние…;

- прочитайте стихотворение. Какие слова подсказывают темп, тон произношения? Громко или тихо вам хочется прочитать?

- прочитайте, стараясь передать особенности произнесения реплик участников диалога;

- прочитайте, выделяя голосом те слова, которые автор использует, чтобы нарисовать…;

-прочитайте текст с нужной информацией в вопросительных предложениях;

- прочитайте текст так, чтобы  читатель обратил внимание на последнюю реплику говорящего; и др.

При подготовке к участию в диалоге

Умение  строить диалог формирует целый ряд упражнений со следующими заданиями:

- упражнения, предполагающие парную, групповую  работу;                                                       - составить письмо-обращение к другу о своих впечатлениях от…;

- разыграть диалог в предложенных ситуациях;

- организовать диалог на указанную тему;

- составить устное выступление-обращение в публицистическом стиле;

- составит выступление-обращение к сверстникам, опираясь на данный текст;

- продолжить диалог по предложенному началу и др.

При подготовке к монологическому высказыванию

Самую большую  группу составляют упражнения, направленные на подготовку обучающихся к созданию монологического высказывания:

- подготовить подробный, сжатый, выборочный пересказ;

- подготовить пересказ с творческим заданием, пересказ данного текста от  1-го, 3-го лица;

- составить рассказ о русском учёном-лингвисте;

- составить доклад на заданную тему;

- сравнить рисунок и текст, составить сопоставительную характеристику;

- сформулировать свои мысли о высказывании  известного деятеля на определённую тему;

- доказать принадлежность текста к определенному стилю;

- дать характеристику чужому высказыванию;

- описать окрестности своего села, города…с элементами рассуждения;

- описать внешность человека;

- подготовить ответ на проблемный вопрос;

- выразить предложенную мысль более сжато;

- проанализировать  схему, таблицу, сделать  вывод;

- составить рассказ-репортаж на определённую тему;

- подготовить устное высказывание на лингвистическую тему;

- составить рассказ по картине;

- составить текст подписи к фотографии и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе

Статья содержит краткий анализ содержания КИМ итогового собеседования по русскому языку, критериев оценивания результатов,пособий по подготовке к собеседованию....

Материалы для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе

Предлагаемые материалы позволяют учителю организовать подготовку обучающихся 9 классов к устному итоговому собеседованию по русскому языку в разделе "монолог и диалог". Для подготовки к моно...

Устное итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе

В ноябре 2017 года в 19 регионах России была проведена апробация модели устного итогового собеседования по русскому языку в 9 классе. Наша школа вошла в число 10 образовательных учреждений Ростовской ...

Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе (2018 г.)

Демонстрационный вариант итогового собеседования по русскому языку в 9 классе, кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, спецификация контрольных измерительных мат...

Итоговое собеседование.

Об итоговом собеседовании в 9 классе....

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию».

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из  способов подготовки к итоговому собеседованию». Сочинение по картине - эт...