Главные вкладки
Конспект урока по русскому языку в 8 классе «Подготовка к сжатому изложению»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 8 классе
«Подготовка к сжатому изложению»
Киселева Наталья Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ№25» города Смоленска
Предмет, класс | Русский язык, 8 класс |
УМК | «Русский язык 8 кл», Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская |
Тема урока | Подготовка к сжатому изложению |
Тип урока | урок усвоения новых знаний |
Оборудование | Аудиозапись текста изложения, текст изложения, карточки с текстами, учебник |
Технология | технология личностно-ориентированного обучения, элементы информационно-коммуникативной технологии, развивающего и проблемного обучения |
Формы работы | групповая, индивидуальная |
Методы | проблемно-развивающий, поисково – исследовательский |
Цели урока:
научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия текста.
Задачи:
Образовательная:
формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста; отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.
Развивающая:
способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
Воспитательная:
формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
УУД:
предметные:
- умение отвечать на поставленный вопрос аргументировано;
- умение анализировать, делать обобщающие выводы;
личностные:
- развивать творческие способности учащихся;
- формировать нравственно-этическое оценивание;
регулятивные:
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно оценивать свою работу на уроке и воспринимать оценку учителя и одноклассников;
коммуникативные:
- строить отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества;
- высказывать и отстаивать своё мнение, работая в группе;
– овладевать монологической и диалогической формами речи.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Организационный этап | Проверка готовности класса к уроку. Учитель приветствует учащихся, обеспечивает положительную эмоциональную обстановку на уроке, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности. | Подготовка к занятию. | |
Актуализация субъектного опыта учащихся, определение темы урока | Организует работу с дидактическим материалом. Прослушивание аудиозаписи данного в карточках текста. Побуждает учащихся к диалогу, предлагает определить тему урока. | Перед ребятами карточки с текстами. Чтение текста. | |
Мотивация и целеполагание на изучение нового материала | Организует фронтальную работу. - Давайте вспомним, что такое изложение? - Какие виды изложений мы знаем? (Подробное и сжатое) - Что такое подробное изложение? (Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей) - Какое изложение мы называем сжатым? (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности) Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом. - Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений. (Максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации) - Давайте вспомним, какие способы и приемы сжатия текста мы знаем? (замена, исключение, обобщение) Подводит учащихся к определению цели. Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста | Отвечают на вопросы учителя. Коллективно определяют цель урока – сжать текст разными способами | |
Освоение новых знаний и способов действий | Организует работу с текстом, упражнение на восстановление логических связей в тексте, предлагает разбить текст на абзацы. | Учащиеся разбивают текст на абзацы, зачитывают свои варианты. | |
Закрепление новых знаний и способов действий | Организует работу в группах, дает задания. 1 группа. Выделить основную мысль каждой микротемы 2 группа. Сократить первый абзац способом исключения 3 группа. Сократить первый абзац способом замены 4 группа. Сократить первый абзац способом обобщения Контролирует выполнение работы, организует взаимопроверку, организует беседу по уточнению и конкретизации знаний. | Работают в группах. Выполняют задания, оформляют их на листах. Проверка работы. От каждой группы выступает ученик и зачитывает свой ответ. | |
Контроль знаний | Организует самостоятельную работу учащихся. Предлагается проанализировать сжатый текст (по карточке, выданной учителем), дать свою оценку написанному, исправить ошибки, прочитать полученный текст. | Выполняется работа над сжатым текстом. | |
Рефлексия | Организует степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Предлагает выбрать лучшие работы, а также объяснить, что необходимо исправить. | Ребята комментируют работы друг друга. | |
Домашнее задание | Комментирует домашнее задание |
Текст 1.
Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.
Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».
Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.
Текст 2.
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своём сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.
Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
Текст 2 (сжатый)
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но игрушка всё-таки остается незаменимой, потому что она учит, развивает ребёнка, помогает ему приобретать жизненный опыт.
Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...
Урок русского языка в 9-х классах "Сжатое изложение"
Методическая разработка посвящена подготовке к сжатому изложению учащихся 9-х классов в рамках подготовки к ГИА по русскому языку. Работа посвящена изучению приемов сжатия текста....
Презентация к уроку русского языка в 9 классе «Обучение сжатому изложению».
Презентация отражает последовательность работы с текстом художественного произведения по обучению написанию сжатого изложения....
Урок русского языка в 7 классе. Тема: Сжатое изложение «Разные братья».
Цель: формирование умения находить микротемы в тексте, «сжимать» текст;продолжить работу по формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков;продолжить работу по обогащению словарн...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ"
Цель урока-сформировать у учащихся знания и умения по сжатию исходного текста....
Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе"
Урок развития речи в 9 классе.Тема: Подготовка к написанию сжатого изложенияОсновная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.Образовательная:формироват...