Урок русского языка в 7 классе. Тема: Сжатое изложение «Разные братья».
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме
Цель: формирование умения находить микротемы в тексте, «сжимать» текст;
продолжить работу по формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков;
продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся;
формирование нравственно - эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов победа над собой, преодоление препятствий, воля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhatoe_izlozhenie.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лаптий Наталья Борисовна
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: Сжатое изложение «Разные братья».
Цель: формирование умения находить микротемы в тексте, «сжимать» текст;
продолжить работу по формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков;
продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся;
формирование нравственно - эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов победа над собой, преодоление препятствий, воля.
Оформление: презентация (приложение).
Ход урока.
- Орг. момент.
- Слово учителя.
-Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу над умением сжато пересказывать текст.
Давайте вспомним способы сжатия текста. Обратимся к памяткам, лежащим у вас на столе.
Памятка.
Выделяют три основных способа сжатия текста:
1)исключение подробностей (сначала выделить главное, а затем убрать детали);
На экране:
Красный, хорошо заточенный карандаш упал на пол. ( Карандаш упал…Карандаш упал на пол.)
2)обобщение (сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст).
-Теперь посмотрим, как можно не только исключать, но и объединять то, о чем говорится в тексте. Прочитайте подробный пересказ отрывка из сказки Андерсена «Гадкий утенок».
На экране:
«На птичьем дворе утки щипали, куры клевали гадкого утенка. Утята толкали и дразнили его. Девушка, которая давала корм птицам, отталкивала гадкого утенка ногой. Вот и задумал утенок бежать куда глаза глядят».
-Прочтите выделенные слова. Скажите, есть ли что-то общее во всех действиях, обозначенных этими словами: «щипали», «клевали», «толкали», «дразнили», «отталкивали»? Попробуйте найти одно слово, которое бы могло заменить все эти слова. (Обижали.)
- Прочитаем вариант исправленного текста.
На экране:
«На птичьем дворе утки, куры и утята, девушка, которая давала корм птицам, обижали гадкого утенка. Вот и задумал утенок бежать куда глаза глядят».
-Какие еще слова (уже в новом тексте) можно заменить одним словом, т.е. объединить? (Слова «утки, утята, куры, девушка, которая давала корм птицам» можно заменить словом «все».)
-Прочитаем окончательный вариант краткого пересказа.
На экране:
«Все на птичьем дворе обижали гадкого утенка. Вот и задумал утенок бежать куда глаза глядят».
-Какое еще слово можно заменить, для того чтобы избежать повтора? (Во втором предложении слово «утенок» можно заменить словом «он».)
На экране:
«Все на птичьем дворе обижали гадкого утенка. Вот и задумал он бежать куда глаза глядят».
3) упрощённый (слияние нескольких предложений в одно, замена предложения или его части указательным местоимением).
- Прежде чем обратиться к тексту, который нам предстоит «сжать», давайте вспомним, что обозначает слово «легенда».
3. Словарная работа.
Легенда: 1. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии.
- Все мы знаем легенды о Геракле, но немногие знают, что у него был брат Ификл. Об этих братьях рассказывается в тексте.
( 2 слайда: Ификл, Геракл.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
4.Чтение текста.
Задание:
- Определите существенные, важные мысли этого текста. (Параллельно составляем план.)
Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях-близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.
Еще очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.
Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.
Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, - ворчит Ификл. – Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает - и плод у него в руках.
Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, - предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу».
Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой.
В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия.
5. Работа с текстом.
- Итак, назовите важные, существенные мысли («хотя были близнецами, выросли братья разными»; Геракл преодолевал препятствия, а Ификл уклонялся, надо с детства учиться преодолевать трудности, воспитывать волю).
- Определите главную мысль (надо с детства учиться преодолевать трудности, воспитывать волю).
- Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
- Можно ли объединить, обобщить 6 и 7 абзацы? (Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывать волю.)
- Сколько микротем в тексте?
- Сколько абзацев будет в вашем изложении?
- Чему учит этот текст?
Примерный план.
- Разные братья-близнецы.
- Действия братьев ранним утром.
- Преодоление препятствия на дороге.
- Плод в руках Геракла.
- «Скорее одолеем дорогу».
- Воля – это умение управлять собой.
-Обратите внимание на слова, записанные на доске.
6.Работа с орфограммами. (На доске записаны слова из текста с пропущенными буквами. Учащиеся объясняют орфограммы.)
Л..генда, выр..сли, ра(н,нн)им, пр..пятствие, ле(с,з)ть, предл..гает, ..делать, пр..вал, (в)перед, (в)начале, обыкнове(н,нн)ый, пр..од..левать.
7.Чтение текста.
8. Сжатый пересказ.
9.Письменная работа над изложением.
Примерное изложение.
У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными.
Ранним утром, когда Ификл еще спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью.
Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через нее, а Ификл обходит препятствие.
Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достает плод.
Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперед.
Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывать волю.
10.Д.з.§. 55, словарные слова (с.119-155).
Презентация к уроку представлена в Приложении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку истории по теме: "Земельный закон братьев Гракхов"
данная работа содержит материал, который расскажет учащимся о бедственном положении римлян, о том, чтоо братья Гракхи Тиберий и Гай разработали земельный закон, как он был встречен римлянами и почему ...
Сценарий открытого урока в 5 классе по чтению на тему: «Бременские музыканты» Братья Гримм
Урок чтения в 5 классе обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В уроке используется минусовка песни "Ничего на свете лучше нету"...
Конспект урока " Презентация новой лексики. Развитие навыков аудирования в рамках темы "Наши меньшие братья"
Открытый урок для 8 класса общеобразовательной школы к УМК Английский язык", авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В. (базовый уровень)...
Технологическая карта урока по музыке 2 класс. Тема: «Эти разные марши»
Технологическая карта урока по музыке 2 класс учителя музыки МБОУ "Средняя школа № 9" г. Рославля Смоленской области Самусевой Эльмиры Михайловны Тема: «Эти разные марши» Урок был направлен...
Разработка урока на тему "Земельный закон братьев Гракхов"
Разработка урока по истории Древнего мира 5класс....
Урок истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Земельный закон братьев Гракхов»
Цели:- Рассмотреть причины разорения крестьян в Риме и его последствия;- Познакомиться с реформой, выяснить еѐ основные положения;- Выяснить, каковы последствия этой реформы....