«Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию»
статья

Cамданова Инга Борисовна

доклад для МО учителей гуманитарного цикла 2020

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

«Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию»

Дандарова И.Б.

Цель: создание системы работы учителя для повышения качества подготовки учащихся по обществознанию к сдаче ОГЭ и ЕГЭ

Задачи:

1) сформировать представление о формате и структуре ЕГЭ, об особенностях процедуры его проведения;

2) изучить психолого-педагогические рекомендации для подготовки выпускников к экзамену;

3) освоить технологии обучения и организации итогового повторения, позволяющих выпускникам демонстрировать уровень знаний не ниже своей годовой отметки;

4) выявить круг умений и навыков, отработка которых требует большого внимания и концентрации на них.

Сроки и этапы реализации

Сроки реализации: сентябрь 2020 – август 2023 гг.

Этапы реализации:

I этап: подготовительный.

Цель: создать условия для реализации программы.

II этап: реализационный.

Цель: организовать эффективную подготовку выпускников к итоговой аттестации.

III этап: заключительный.

Цель: проанализировать результаты, подвести итоги и определить стратегию дальнейшей работы по подготовке учащихся к государственному экзамену.

Ожидаемые результаты:

  • разработка пакета материалов для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ;
  • успешная сдача экзамена;

- результаты итоговой аттестации должны быть не ниже годовой оценки у каждого выпускника.

Направления самообразования

1.Методическое

  • Повышение педагогической квалификации
  • Изучение методики преподавания русского языка по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию

Повышение квалификации

  • участие в семинарах
  • консультации с коллегами
  • обмен опытом в интернет-сообществах (например, «Сеть творческих учителей», «Открытый класс», «Ассоциация учителей истории»).

Промежуточные результаты работы по повышению квалификации

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ

  • Подготовка к ЕГЭ небольшой группы учащихся.
  • Учитель должен подготовить задания более высокого уровня, задания в формате ЕГЭ.
  • Учитель предлагает дополнительное свободное домашнее задание.
  • Привлечение этих учеников в качестве помощников учителя, тьюторов при организации взаимообучения и взаимоконтроля в учебном процессе.

Промежуточные результаты работы по овладению методикой преподавания в выпускных классах

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

  • Часть тестов для самостоятельной работы может даваться ученикам с готовыми ответами.
  • Выполняя такие тесты, ученик сверяет свои ответы с «ключом», отмечает допущенные ошибки.
  • Затем он должен проанализировать их.
  • Особым значком отмечаются ошибки, допущенные по невнимательности, особым – те, которые удалось исправить с помощью пособия, особым – те, которые ученик не смог понять.
  • Результаты этого разбора ученик показывает учителю на собеседованиях-консультациях или в любое удобное время.
  • Могут быть и контрольные тесты, которые проверяются непосредственно на консультациях.

Направления самообразования

2. Профессиональное:

  • Изучение материалов ОГЭ и ЕГЭ, уяснение их особенностей и требований;
  • Расширение и углубление знаний по преподаваемому предмету.
  • Подбор материалов по подготовке учащихся к экзамену с привлечением интернет-ресурсов;
  • Разработка программ практикумов, спецкурсов по обязательным предметам, элективных курсов;
  • Создание папок и стендов «Готовимся к экзамену»;
  • Разработка опорных конспектов, диагностических карт по основным вопросам курса и видам учебных умений;
  • Формирование общеучебных навыков.

Промежуточные результаты работы

  • Разработана программа элективного курса по обществознанию для подготовки к ЕГЭ – 10 класс.
  • Разработан план подготовки учащегося 11 класса к ЕГЭ по обществознанию.
  • Разработка тестовых материалов с использованием открытого банка заданий по обществознанию по учебным темам.
  • Классификация и решение заданий ОГЭ и ЕГЭ  по обществознанию.

Электронные и цифровые ресурсы в помощь учителю

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru

Федеральный институт педагогических измерений. Все о ЕГЭ http://www.fipi.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru

     Демонстрационные варианты ЕГЭ на портале «Российское образование» – по русскому языку, литературе, математике, информатике, английскому языку, истории, обществознанию, химии, физике, географии. Все для Абитуриента 2009 http://edu.ru

Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru

Тесты онлайн, ЕГЭ, ЦТ http://www.test4u.ru

Варианты вступительных испытаний по материалам журнала «Квант» http://kvant.mirror1.mccme.ru

Все о ЕГЭ http://www.egeinfo.ru

Высшее образование в России http://vuzinfo.ru

ЕГЭ: информационная поддержка http://www.ctege.org

Подготовка к ЕГЭ. Тесты http://www.v-vuz.ru

Образовательный центр Перспектива. Подготовка к ЕГЭ http://centerperspektiva.ru/?s=32

Сайт «Обучение.ру» http://www.aboutstudy.ru

Учебно-научный центр довузовского образования http://www.abiturcenter.ru

Учебный центр «Уникум». Проведение репетиционных ЕГЭ http://www.uni-test.ru

Центр интенсивных технологий образования http://www.cito.ru

Центр тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии» http://www.proforientator.ru

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности.

Особенность   ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию состоит в том, что для достижения успеха необходимо владеть материалом на высоком уровне. Многие считают, что обществознание — несложный предмет. Действительно, подавляющее большинство учащихся с этим экзаменом справляется, особенно в 9 классе, но вот сдать его хорошо весьма непросто для учащихся 11 классов. Здесь требуется не только знание теории, но и умение рассуждать, применять эти знания на практике.

Выбранная тема выступления является актуальной, т к. данный предмет входит в основную часть Федерального базисного плана и является популярным предметом по выбору в рамках ГИА и ЕГЭ. Результаты ЕГЭ по обществознанию засчитывают в качестве вступительного экзамена на большинство гуманитарных специальностей при поступлении средне-специальные учебные заведения и высшие учебные заведения, поэтому обучающиеся мотивированы на получение качественных знаний по предмету.

Сдать экзамен по обществознанию не просто еще и потому, что обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социальной психологии, социологии, экономики, правоведения, политологии и другие) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.

Хорошая подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на экзамене. Ученику нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и уметь проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы.

   Таким образом, школьникам нужна специальная подготовка к ЕГЭ, которая позволит им:

эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ с минимальными затратами времени и сил;

избежать обидных технических ошибок;

узнать об особенностях ЕГЭ;

узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов.

Сдать ЕГЭ и ОГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и, конечно, родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи на уровне каждого учащегося, чётко продумано и выполнено. Результаты давно уже стали не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательных учреждениях. Цель учителя (моя) – дать качественные знания по предмету. Задача учителя - осуществить качественную подготовку к ГИА.

   В моей педагогической практике несколько выпусков со сдачей экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ и ГИА . Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 8-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 6 класса. Я преподаю обществознание у обучающихся 6-11 классов. Начиная с 6 класса каждый ученик заводит папку или тетрадь, в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению заданий в системе подготовки к ЕГЭ. Разрешаю пользоваться папками (тетрадями) на всех уроках, в том числе и на контрольных.

  В своей работе использую активные педагогические технологии (всем известные). Личностно-ориентированная (это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.)

  Развивающая (новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

  Единый государственный экзамен – серьезный шаг  в жизни выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена по обществознанию, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько ребята подготовлены к этому экзамену.  

  Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в образовательном стандарте по предмету. Такая оценка  может быть получена  с помощью  разнообразных форм контроля.

   Как известно, уровень подготовки по обществознанию может быть определен с помощью  устного опроса, промежуточного теста, контрольных работ, зачётов, многоаспектного анализа текста и других методов. Использование  в практике ЕГЭ и ОГЭ такой  формы, как тестирование, объясняется стремлением получить максимально объективную оценку подготовки выпускников.

1.Система подготовки к ОГЭ по обществознанию. Разработана следующая система подготовки к ОГЭ по обществознанию, которая включает такие этапы:

  1. вводный
  2. диагностический
  3.  функциональный
  4.  контрольно-оценочный.

I Этап – вводный. На этом этапе происходит знакомство выпускников со спецификой заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с кодификатором, спецификацией и демоверсией.

Экзаменационная работа по обществознанию состоит из 24 задания: 17 заданий с кратким ответом и 7 заданий с развернутым ответом. Ответы к заданиям 2–5, 7–11, 13, 14, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 15, 19 является последовательность цифр. Ответом к заданию 20 является слово (словосочетание). Задания 1, 6, 12, 21–24 выполняются на бланке ответов № 2. Для выполнения заданий 21–24 необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение

Так же на данном этапе происходит формирование психологической устойчивости учащихся. Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.

Даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ. Поэтому в рамках психологической подготовки обучающиеся проходят тестирование «Определение уровня тревожности» психологической службой школы.

В подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. В начале учебного года классные руководители 9-х классов проводят родительское собрание, посвященное итоговой аттестации обучающихся, и посещение такого собрания является неотъемлемой частью данного этапа.

В дальнейшем, в течении учебного года, проводится ознакомление родителей о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.

 II этап – диагностический .  

Проводится входная диагностика сначала по первой, затем по второй части экзамена. На этом уровне выявляются пробелы и уровень подготовленности обучающихся, выстраивается линия подготовки к экзамену. Рекомендуемое время проведения входной диагностики первой части – октябрь месяц, второй части – ноябрь месяц.

III этап –функциональный. Функциональный этап многоуровневый.

Первый уровень –урочная подготовка.

На уроках обществознания и истории предлагаются такие формы деятельности: конспектирование, тематические сообщения, составление планов и отзывов. Стараюсь сделать ученика опытным читателем, владеющим приемами анализа текста, способным оценить содержание, уловить многочисленные значения языковых единиц и проникнуть в подтекст. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают необходимыми для сдачи ОГЭ навыками.

Второй уровень – консультации.

На данном этапе на консультациях проводятся лекции-визуализации по всем блокам («Общество и человек», «Культура», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика», «Право».). При определении тематики лекций приоритетными являются те темы, где были выявлены пробелы у учеников.

Второй тип консультаций – лекция-диалог, по форме «вопрос – ответ».

Третий тип – практикумы по работе с диаграммами. Задания 23 -24 чаще содержат ошибочные ответы из-за невнимательности учащихся. Им сложно соотнести такие величины как «одна треть», «три четвертых опрошенных» и т.п. с данными в процентах (в таблицах и диаграммах) – 33%, 75% и др. Ребята должны применить свои знания по математике. Подобных заданий нужно разобрать как можно больше, чтобы сформировать устойчивый навык

Четвертый тип – практикумы по работе с текстом.

Практикуется ведение тетради по подготовке к экзамену, где записывают схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный материал. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

  дистанционная подготовка. Используются возможности сети Internet.

IV этап – контрольно-оценочный.

На данном этапе проводятся различные формы промежуточного и итогового контроля:

  1. мини-тестирования по разделам в рамках урока.
  2. Очень большая роль в подготовке к экзамену отводится к онлайн тестированию. Интернет – ресурсы позволяют решать тесты в режиме он-лайн и сразу оценить результаты: сайты «Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc-oge.sdamgia.ru); ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge).
  3. Пробный экзамен. Условия проведения пробного экзамена максимально приближены к условиям реального экзамена.

На каждого ученика по итогам пробных экзаменов индивидуально составляется карта результативности, по которой отслеживается динамика уровня подготовки у ученика.

Постоянная, системная работа по подготовке к выпускному экзамену по обществознанию помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний и добиться значительных результатов. Важно, что бы все звенья функционировали как единая целая система.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания с развернутым ответом повышенного уровня сложности С5. Подготовка к ЕГЭ. Презентация.

Для того чтобы рассчитывать на высокие баллы ЕГЭ по математике необходимо постоянно изучать приемы решения и решать конкретные задания части С. Задания раздела С5 проверяют умение решать уравнения и н...

Формирование навыков и умений при работе с аутентичными текстами(задания повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности) в процессе обучения английскому языку

Это статья- презентация для педсовета по обучению учащихся начальной школы английскому языку с использованием аутентичных текстов- ресурсов....

Подготовка к ЕГЭ • выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на вывод формул соединений – это задания С5 из 3 части экзаменационной работы ЕГЭ.

                       Подготовка к ЕГЭ выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на выво...

Тема самообразования: «Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».

Цели и задачиЦель: создание системы работы учителя для повышения качества подготовки учащихся по русскому языку к сдаче ОГЭ и ЕГЭЗадачи:1) сформировать представление о формате и структуре ЕГЭ, об...

Разбор заданий ОГЭ повышенного и высокого уровней сложности

Разбор заданий повышенного уровня (№5,6.10,14.15.16,18) и заданиями высокого уровня (№19,20)....