«Комплексный анализ текста»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_v_10_klasse.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ
Тема урока «Комплексный анализ текста»
Цели: образовательная: создать условия для обобщения и углубления знаний по теме «Комплексный анализ текста»; научить учащихся путем выполнения практических заданий систематизировать знания по теме;
развивающая: способствовать развитию аналитических умений при работе с текстом, активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы;
воспитательная: способствовать воспитанию эстетических чувств, культуры умственного труда, общения учащихся в группе на уроке.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний;
ХОД УРОКА.
I.Оргмомент
Сегодняшний урок мне хочется начать с чтения притчи. В ней содержится народная мудрость. Но чтобы ее понять, вам следует настроиться на ее прочтение.
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.
Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».
Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».
Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».
- Расскажите об отношении каждого рабочего к своему труду и о том, как каждый из них чувствует себя в жизни.
(Первый рабочий несчастен, т.к. для него труд – каторга; второй – спокоен, т.к. он трудится ради своей семьи (в его ответе – спокойное достоинство);
третий горд и счастлив, т.к. служит прекрасной цели.)
II.Работа над темой урока.
1.Объяснение дальнейшей деятельности
2.Прослушивание стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»
3. Работа в группах.
1)Язык. Восстановление текста
1 группа. Выполните орфографические и пунктуационные задачи в первой части
2 группа. Выполните орфографические и пунктуационные задачи во второй части
(каждый член группы должен уметь объяснить выполненную работу)
2) Речь.
-Определите тему текста (истинная красота человека)
1 группа. Определите стиль текста и докажите принадлежность к данному стилю речи.
2 группа. Определить основную мысль текста . В каких предложениях она выражена?
- Дайте краткую характеристику главной героине.
1 группа. Выпишите антонимы, расскажите, какую смысловую роль они играют.
2 группа. Выпишите синонимы, расскажите, какую смысловую роль они играют.
1 группа. Выпишите слова и выражения, подтверждающие «некрасивость» девочки.
2 группа. Выпишите слова и выражения, говорящие о «красоте» девочки.
1 группа. Как вы понимаете выражение «Младенческая грация души». Определите, какое это средство выразительности.
2 группа. Найдите в стихотворении анафору (единоначатие). Какую смысловую роль она выполняет.
III. Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру. Что есть красота?
IV.Индивидуальная работа (с последующей проверкой).
1. Выпишите из первой части текста (по 2 примера):
1) слова с проверяемыми безударными гласными;
2)слова с непроверяемыми безударными гласными.
2. Выпишите из текста полные и краткие причастия с н и нн.
3. Выполните морфемный разбор слов: рвётся, безмерно.
4. Выпишите 10 предложение. Подчеркните грамматические основы. Постройте схему. Определите тип предложения.
V. Подведение итогов урока
Индивидуальная работа №1
1. Выпишите из первой части текста (по 2 примера):
1) слова с проверяемыми безударными гласными;
2)слова с непроверяемыми безударными гласными.
2. Выпишите из текста полные и краткие причастия с н и нн.
3. Выполните морфемный разбор слов: рвётся, безмерно.
4. Выпишите 10 предложение. Подчеркните грамматические основы. Постройте схему. Определите тип предложения.
Индивидуальная работа №2
1. Выпишите из второй части текста (по 2 примера):
1) слова с проверяемыми безударными гласными;
2)слова с непроверяемыми безударными гласными.
2. Выпишите из текста краткие прилагательные.
3. Выполните морфемный разбор слов: сломать, мерцающий.
4. Выпишите 8 предложение. Подчеркните грамматические основы. Постройте схему. Определите тип предложения.
Анализ стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Тема.
Стиль.
Основная мысль.
Антонимы.
Синонимы.
«Некрасивость» девочки.
Красота девочки.
«Младенческая грация души»
Анафора (единоначатие).
Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка» 2 группа
1)Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
2)Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
3)Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
4)Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
5)Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
6)Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё (не)знает это существо.
7)Ей всё на свете так бе..мерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
8)И (не)хочу я думать наблюдая,
Что будет день, когда она рыдая
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
9)Мне верить хочется, что сердце (не) игрушка,
Сл..мать его едва (ли) можно вдруг!
10)Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
11)И пусть черты её (не)хороши
И (н..)чем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
12)А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
13)Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка» 1 группа
1)Среди других играющих детей
Она напоминает лягуш..нка.
2)Заправлена в трусы худая рубаш..нка,
Колечки рыжеватые кудрей
Ра..ыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
3)Двум мальчуганам, сверс(?)никам её,
Отцы купили по велосипеду.
4)Сегодня мальчики (не) торопясь к обеду,
Гоняют по двору забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
5)Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвёт(?)ся,
И девочка ликует и смеёт(?)ся
Охваче..ая счастьем бытия.
6)Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
7)Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
8)И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
9)Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
10)Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
11)И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
12)А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
13)Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...
урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")
Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....
Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.
Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...