Программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в деловом общении"
элективный курс по русскому языку (10 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса
по русскому языку
«Русский язык в деловом общении».
Пояснительная записка
Школа явно недостаточно занимается речевой подготовкой учеников, ориентированной на будущую трудовую деятельность. Учащиеся практически ничего не знают об особенностях служебного этикета, не способны составить деловую бумагу, провести деловой разговор. Сегодня такие знания и умения востребованы. Предлагаемый элективный курс для 10—11 классов поможет восполнить этот пробел в образовании.
Элективный курс «Русский язык в деловом общении» для учащихся 10 (11) классов модифицирован по количеству часов в соответствии с базовым учебным планом на основе курса «Русский язык в деловом общении»: Русский язык 10-11 кл. Сборник программ элективных курсов / авт.-сост. Т. С. Кудрявцева.- М: Дрофа, 2010.
Цель курса — подготовить учащихся средствами предмета к будущей трудовой деятельности.
Задачи курса:
— способствовать расширению речевого опыта учащихся в деловой сфере;
— способствовать овладению конкретными жанрами устной и письменной деловой речи;
— познакомить учащихся с нормами деловой письменной речи и правилами служебного этикета;
— предотвратить возможные нарушения этикетных, лексических, грамматических норм при оформлении деловых бумаг;
— научить составлять, оформлять и отправлять некоторые деловые бумаги.
Курс состоит из трех модулей:
1. Культура делового общения.
2. Язык и стиль деловой речи.
3. Деловая корреспонденция и документация.
Последовательность модулей может варьироваться, как и количество часов, отводимых на каждый модуль.
Основная форма организации занятий — классно - урочная. Однако используются и другие формы и виды: лекция, беседа, ролевые и деловые игры, типовые ситуации делового общения, отправление деловых бумаг по заданному каналу связи.
Место и роль предмета в учебном плане
Элективный курс реализуется в школе за счёт времени, отводимого на компонент образовательного учреждения и связан прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17 часов (1 час в неделю).
Планируемые результаты обучения.
К концу курса учащиеся смогут:
— усвоить нормы служебного этикета, служебной этики;
— соблюдать этикетные правила в процессе устного и письменного делового общения;
— вступать в контакт, определять цель и содержание, учитывая ситуацию общения;
— соблюдать лексические, морфологические и синтаксические нормы при создании деловых бумаг;
— различать жанры деловых документов;
— писать деловые бумаги: заявление, апелляцию, резюме.
Контроль планируемых результатов.
Основной формой итогового контроля является тест, состоящий из трех частей: первая часть проверяет владение лексическими, фразеологическими и грамматическими нормами делового стиля, вторая часть предполагает редактирование делового документа, третья — составление деловой бумаги заданного вида.
Оцениваются следующие достижения учащихся:
— знание норм служебного этикета;
— знание языковых особенностей делового стиля;
— знание структуры и языка деловых документов;
—способность самостоятельно составить тот или иной вид деловой корреспонденции, деловой документации в соответствии с заданной ситуацией делового общения.
Содержание элективного курса
М о д у л ь 1. Культура делового общения (6 ч).
Виды делового общения: устное и письменное, диалогическое и монологическое, непосредственное и опосредованное, контактное и дистантное.
Служебная этика и служебный этикет.
История делового этикета.
Формулы речевого этикета: обращение к официальному лицу, запрос и уточнение информации, согласие и отказ, извинения и благодарность, прощание, приглашение, предложения.
Устное деловое общение. Деловая беседа по телефону. Традиционные и инновационные формы делового общения: беседы, дискуссии, полемика, спор, пресс-конференция, презентация.
М о д у л ь 2. Язык и стиль деловой речи (6 ч).
Деловой стиль: функции, сфера употребления. Основные черты: логичность, точность, краткость, стандартизированность, нейтральный тон и неличный характер изложения. История делового стиля.
Лексика деловой речи: наименование лиц, названий учреждений и документов, устойчивые словосочетания, специальные термины, сложносокращенные слова, аббревиатуры, номенклатурная лексика. Нарушение лексических норм в деловых документах: неправильное использование слов и терминов; неуместное употребление иностранных слов и жаргонизмов; неразличение слов-паронимов; неправильное употребление синонимов, просторечных слов, эмоциональноокрашенной лексики.
Фразеология деловой речи. Правила использования фразеологизмов. Устойчивые речевые клише. Нарушение фразеологических норм в деловых документах; нарушение лексической сочетаемости и лексические подмены в составе фразеологизмов.
Морфологические средства делового стиля: отглагольные существительные, краткие прилагательные, неопределенная форма глагола, цепочка существительных в родительном падеже, отыменные предлоги и союзы, глаголы с оттенками предписания, долженствования. Нарушение морфологических норм при употреблении кратких форм прилагательных, форм глагола, числительных, предлогов.
Синтаксические средства делового стиля. Простые предложения. Предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами, вводными и вставными конструкциями. Безличные предложения. Действительные и страдательные обороты. Структура простого и сложного предложения. Нарушения синтаксических норм при согласовании подлежащих со сказуемым, при согласовании определений, при употреблении дополнений и обстоятельств.
М о д у л ь 3. Деловая корреспонденция и документация (5ч).
Деловой стиль как язык документов. Унификация языка и стиля документов. Языковые формулы. Бланки. Анкеты. Таблицы.
Деловая корреспонденция. Виды дедовых писем: письма-запросы, письма-подтверждения, письма-приглашения, письма-поздравления. Структура, особенности языкового оформления. Форма отправления: электронная почта, телеграфная связь, теле-тайп.
Деловая документация. Основные виды служебных документов: приказ, служебная записка, докладная записка, протокол. Структура и языковое оформление служебного документа.
Деловые бумаги. Основные виды деловых бумаг: автобиография, заявление, доверенность, расписка, объяснение, резюме, апелляция. Структура и языковое оформление деловых бумаг.
Учебно-тематическое планирование
Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Аудиторных | В т.ч. на практическую деятельность | ||
Культура делового общения | ||||
Виды делового общения | 1 | 1 | ||
Служебная этика и служебный этикет | 1 | 1 | 1 | |
История делового этикета. | 1 | 1 | ||
Формулы речевого этикета | 1 | 1 | 1 | |
Устное деловое общение. | 2 | 2 | 1 | |
Язык и стиль деловой речи | ||||
Деловой стиль | 1 | 1 | ||
Лексика деловой речи | 1 | 1 | 1 | |
Фразеология деловой речи. | 1 | 1 | 1 | |
Морфологические средства делового стиля | 1 | 1 | 1 | |
Синтаксические средства делового стиля | 2 | 2 | 1 | |
Деловая корреспонденция и документация | ||||
Деловой стиль как язык документов | 1 | 1 | 1 | |
Деловая корреспонденция. | 1 | 1 | 1 | |
Деловая документация. | 1 | 1 | 1 | |
Деловые бумаги | 1 | 1 | 1 | |
Зачет | 1 | 1 | 1 | итоговый тест |
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательной деятельности.
Для реализации программы используются следующие ресурсы:
- А к и ш и н а А. А., А к и ш и н а Т. Е. Этикет русского телефонного разговора. — М., 1990.
- Г о л у б И. Б., Р о з е н т а л ь Д. Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.
- Ж д а н о в а И. Ф., Р о м а н о в с к а я М. А., В е л и ч к о А. В. Деловой русский: Пособие для самостоятельного изучения для говорящих на английском языке. — М., 1995.
- К у д р я в ц е в а Т. С. и др. Русский язык: Текст. Переработка текста. Стили речи: Учебник для национальных образовательных учреждений гуманитарного профиля / под ред. Т. С. Кудрявцевой. — М., 2001.
- К у д р я в ц е в а Т. С., Ш а р а п о в а О. Ю. Деловой этикет. — М., 1997.
- К у д р я в ц е в а Т. С., П у х а е в а Л. С. Деловое общение. — СПб., 1997.
- Л ь в о в а С. И. Речь в речевом общении. — М., 1992.
- С н е л л Ф. Искусство делового общения. — М., 1990.
- Х а в р о н и н а С. А., К л о б у к о в а Л. П., М и х а л к и н а И. В. Русский язык для деловых людей. — М., 1993.
- Щ е п и н а К. П. Обучение деловому письму на уроках русского языка. — М., 1980
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу
«Русский язык в деловом общении » для 11 класса (34 ч., 1 часа в неделю)
Сроки проведения | № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности ученика | Примечание |
Культура делового общения | |||||
19 -24.01 | 1 | Виды делового общения | 1 | Анализировать текст, составлять памятки «Структура деловой беседы», «Структурные элементы деловых переговоров», «Основные элементы композиции разговора по телефону» | |
26 – 31.01 | 2 | Служебная этика и служебный этикет | 1 | Наблюдать над тестом, отвечать на вопросы | |
2.02 – 7.02 | 3 | История делового этикета. | 1 | Решать речевые ситуации | |
9 – 14.02 | 4 | Формулы речевого этикета | 1 | Стилистический эксперимент | |
16 – 28.02 | 5 | Устное деловое общение. | 2 | Стилистический эксперимент | |
Язык и стиль деловой речи | |||||
2.03 -7.03 | 6 | Деловой стиль | 1 | Составлять план лекции учителя, сопоставлять текст | |
9 – 14.03 | 7 | Лексика деловой речи | 1 | Составлять план лекции учителя, сопоставлять текст | |
16 – 21.03 | 8 | Фразеология деловой речи. | 1 | Сопоставлять тексты | |
2.04 – 4.04 | 9 | Морфологические средства делового стиля | 1 | Редактировать, устанавливать типичные ошибки в языке деловых бумаг | |
6 – 18.04 | 10 | Синтаксические средства делового стиля | 2 | Редактировать, устанавливать типичные ошибки в языке деловых бумаг | |
Деловая корреспонденция и документация | |||||
20 - 25.04 | 11 | Деловой стиль как язык документов | 1 | Составлять план лекции учителя, сопоставлять текст | |
27.04 – 2.05 | 12 | Деловая корреспонденция. | 1 | Работать с текстами-образцами, составлять документы | |
4.05 – 9.05 | 13 | Деловая документация. | 1 | Работать с текстами-образцами, составлять документы | |
11 – 16.05 | 14 | Деловые бумаги | 1 | Защищать составленные деловые бумаг и документы, выполнять тест | |
18 – 23.05 | 15 | Зачет | 1 | Наблюдать над тестом, отвечать на вопросы, решать речевые ситуации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Нормы русского литературного языка
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащен...
Программа элективного курса по русскому языку "Деловой этикет, или Язык деловых отношений"
Программа элективного курса для профильного обучения в старших классах предусматривает рассмотрение вопросов, связанных с особенностями делового стиля общения....
Программа элективного курса "Ваш путь к успеху (основы делового общения)"
Курс по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе.Основная цель курса – раскрытие специфики деловой коммуникации....
Авторская программа элективного курса по русскому языку "Язык в речевом общении"
Авторская программа элективного курса "Язык в речевом общении" для 9 класса. Работа рецензирована доцентом Приволжского межрегионального центра повышения квалификациии профессиональной переподготовки ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Деловой русский язык" для 10 (11) классов
Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.Рабочая программа элективного курса «...
рабочая программа элективного курса "Нормы русского литературного языка" 11 класс
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания курса , календарно-тематического планирования...
Рабочая программа элективный курс по русскому языку «Русское речевое общение» 10 класс
Программа элективного курса «Культура русского речевого общения» составлена на основе авторской программы В.М. Шаталовой Культура русского речевого общения. М.: Изд-во ...