ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Нормы русского литературного языка
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».
Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если мы свободно владеем литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее.
Грамотнее человек становится, если он видит ошибки других, если он более требователен к своей речи, если он понимает, как важно учиться хорошему слогу. Вот для этого и необходимо знать нормы литературного языка.
Данный элективный курс основан на функциональном подходе изучения русского языка и рассчитан на 34 часа.
Главная задача данного элективного курса-систематизировать и углубить знания о нормах русского языка
Цель курса- научить правильно использовать лексические и грамматические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса, а также звуковой стороны речи, избегая распространенных стилистических и речевых ошибок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_11_klass.docx | 35.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Супоневская средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Советского Союза Н. И. Чувина
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО зам. директора по УВР Директор школы
_______________ ____________________ ______________
«___» ___________20___ г. «___»__________ 20 __ г. «__»__________20___г.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Нормы русского литературного языка
по русскому языку для 11класса
Изотова О.В.
2010 - 2011 учебный год
Пояснительная записка
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».
Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если мы свободно владеем литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее.
Грамотнее человек становится, если он видит ошибки других, если он более требователен к своей речи, если он понимает, как важно учиться хорошему слогу. Вот для этого и необходимо знать нормы литературного языка.
Данный элективный курс основан на функциональном подходе изучения русского языка и рассчитан на 34 часа.
Главная задача данного элективного курса-систематизировать и углубить знания о нормах русского языка
Цель курса- научить правильно использовать лексические и грамматические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса, а также звуковой стороны речи, избегая распространенных стилистических и речевых ошибок.
Исходя из задач курса, программа предусматривает формирование следующих умений:
овладение различными нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).
правильно подбирать лексические понятия;
работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определять их роль;
умение сохранять стиль речи до конца высказывания;
грамматически правильно выстраивать свою речь;
усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.
Для реализации этих целей необходимо углубить знания учащихся о нормах русского литературного языка.
Курс базируется на концепции профильного обучения, повышает речевую грамотность, расширяет возможности социализации учащихся.
Новизна программы состоит в предоставлении большего количества разнообразных заданий по культуре речи, риторике, которые можно использовать выборочно. Отбор учебного материала осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания.
Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенции.
Для контроля уровня достижений обучающихся используются:
наблюдение за активностью на занятиях;
результаты выполнения предложенных заданий;
анализ промежуточных творческих работ;
создание собственных проектов.
Таким образом, курс является практико-ориентированным, направленным на анализ текста и создание своего собственного текста (сочинения).
Учитывая уровень подготовки учащихся, учитель может изменять последовательность изучения материала.
Кроме того, изучение курса помогает учащимся подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нормами русского языка и написанием сочинения.
Литература для учителя и учащихся
1.АгеенкоФ.Л.Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. - М.,2000;
2.Ахманова О.С.Словарь лингвистических терминов. - М.,1996;
3.Большой энциклопедический словарь. - М.,1998;
4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону,1995;
5. Введенская Л.А., Червинский П.П. Русское произношение и правописание: словарь-справочник. - Ростов-на-Дону,1996;
6.Голуб И.Б.Стилистика русского языка. - М.,1997;
7.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. - М.,1997;
8.Горбачевич К.С.Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - Спб.,2000;
9.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов.- М.,1998;
10.Культура русской речи./Под ред.Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева. - М.,1998;
11.Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник- практикум. - М.,1998;
12.Лексические трудности русского языка./Под ред.А.А.Семенюк.-М.,1994;
13.Нормы русского литературного языка./Под ред. О.В.Загоровской. - М.,2006;
14.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. М.,1999;
15.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/под ред.Р.И.Аванесова. - М.,1999;
16.Петрякова А.Г.Культура речи: словарь – справочник для 10-11 классов. - М.,1997;
17.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.,1997;
18.Розенталь Д.Э.,Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М.,2001;
19. Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию и литературной правке. - М.,2004
Учебно-тематический план курса
№п/п | Тема занятий | Форма проведения | Виды деятельности учащихся | Количество часов |
1 | Введение. Понятие нормы литературного языка . Типы норм | Лекция учителя с элементами беседы | Составление конспекта | 1 |
2 | Орфоэпические нормы. Общее понятие об орфоэпических нормах. Типы орфоэпических норм. | Творческая мастерская | Составление опорной схемы | 1 |
3 | Нормы произношения гласных звуков | Творческий эксперимент | Редактирование и анализ текстов. Работа со словарями | 1 |
4 | Произношение согласных звуков | Практикум | Транскрипция. Фонетический анализ | 1 |
5 | Нормы ударения | Аналитическая беседа | Расставить ударения | 1 |
6 | Лабораторная работа по теме «Орфоэпические нормы» | Лабораторная работа | Лабораторная работа Редактирование текста | 1 |
7 | Лексические нормы. Общее понятие о лексических нормах. | Аналитическая беседа | Составление конспекта | 1 |
8 | Лексическое значение слова и его особенности. Лексические значения заимствованных слов | Работа в группах | Составление опорного конспекта по теме. Анализ текстов. | 1 |
9 | Однозначные и многозначные слова. Омонимы | Практикум | Выполнение тренировочных упражнений | 1 |
10 | Синонимы. Антонимы. | Творческий эксперимент | Редактирование текста | 1 |
11 | Паронимы | Практикум | Работа с заданиями ЕГЭ | 1 |
12 | Лексическая сочетаемость слов | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Лингвистический анализ текста | 1 |
13 | Фразеологизмы | Анализ фразеологических единиц | Работа со словарем. Мини-сочинение | 1 |
14 | Творческая мастерская « Лексические нормы» | Творческая мастерская | Творческое редактирование текстов | 1 |
15 | Стилистические нормы. Общее понятие о стилистических нормах. | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Конспект урока | 1 |
16 | Функционально-стилистическая окраска. Особенности использования книжной и разговорной лексики русского языка | Игра-практикум «Восстанови текст» | Составление таблицы. Анализ текстов | 1 |
17 | Морфологические нормы. Особенности употребления имен существительных | Информационная переработка текста | Редактирование текста | 1 |
18 | Особенности употребления имен прилагательных | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Работа по карточкам | 1 |
19 | Особенности употребления имен числительных | Практикум | Творческое списывание. Анализ текста | 1 |
20 | Употребление форм глагола | Практикум | Редактирование текста | 1 |
21 | Тестирование «Стилистические и морфологические нормы» | Тестирование | Тестирование | 1 |
22 | Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. | Редактирование текстов | Анализ текста | 1 |
23 | Согласование сказуемого с подлежащим. Нормы управления | Комплексное применение знаний | Осложненное списывание | 1 |
24 | Употребление деепричастных оборотов. | Практикум | Работа с перфокартами, редактирование предложений | 1 |
25 | Употребление однородных членов предложения | Практикум | Работа с перфокартами, редактирование предложений | 1 |
26 | Особенности состава и структуры сложных предложений. Связь частей в сложном предложении | Практикум | Работа с перфокартами, редактирование предложений | 1 |
27 | Орфографические нормы. Правописание гласных и согласных в корне слова | Комплексное применение знаний | Осложненное списывание Предупредительный диктант | 1 |
28 | Правописание приставок. Правописание окончаний существительных, прилагательных , причастий | Комплексное применение знаний | Комментированное письмо | 1 |
29 | Написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий | Комплексное применение знаний | Распределительный диктант, осложненное списывание | 1 |
30 | Правописание наречий частиц, предлогов | Комплексное применение знаний | Работа по карточкам | 1 |
31 | Пунктуационные нормы. Знаки препинания в простом предложении. | Комплексное применение знаний | Пунктуационный анализ предложений | 1 |
32 | Знаки препинания в осложненном предложении | Комплексное применение знаний | Пунктуационный анализ предложений | 1 |
33 | Знаки препинания в сложном предложении | Комплексное применение знаний | Пунктуационный анализ предложений | 1 |
34 | Зачет «Нормы русского литературного языка» Защита исследовательской работы | Зачет | Защита исследовательской работы | 1 |
Содержание программы
Тема 1 Введение.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм
Тема 2 Орфоэпические нормы.
Общее понятие об орфоэпических нормах. Типы орфоэпических норм.
Тема 3 Нормы произношения гласных звуков
Произношение (о) без качественной редукции.
Произношение звуков на месте Е и Я в предударных слогах.
Выбор ударного гласного на месте букв Е и Ё после мягких согласных
Тема 4 Произношение согласных звуков
Основные законы произношения согласных.
Произношение звука на месте Г
Произношение сочетаний ЧН и ЧТ
Произношение иноязычных слов с буквой Е после согласного
Тема 5 Нормы ударения
Ударение в русских и заимствованных словах
Тема 6 Лабораторная работа по теме «Орфоэпические нормы»
Лабораторная работа
Тема 7 Лексические нормы.
Общее понятие о лексических нормах.
Слово. Типы лексических норм
Тема 8 Лексическое значение слова и его особенности.
Лексические значения заимствованных слов
Информация, входящая в лексическое значение слова
Тема 9 Однозначные и многозначные слова. Омонимы
Использование в речи многозначных слов и омонимов
Тема 10 Синонимы. Антонимы.
Контекстуальные антонимы и синонимы; ряды стилистических синонимов. Использование стилистических синонимов в речи. Стилистические возможности антонимов.
Тема 11 Паронимы
Использование паронимов в речи
Тема 12 Лексическая сочетаемость слов
Слова с ограниченной лексической сочетаемостью
Тема 13 Фразеологизмы
Фразеология книжная, разговорная и нейтральная. Разновидности книжной и разговорной стилистики. Ограниченность состава нейтральной фразеологии; причины этого явления. Экспрессивно окрашенная фразеология.Место среди стилистически окрашенной фразеологии крылатых выражений, заимствованных из произведений античной, зарубежной и русской классики. Синонимия слов и фразеологических единиц.
Тема 14 Творческая мастерская « Лексические нормы»
Редактирование текстов
Тема 15 Стилистические нормы.
Общее понятие о стилистических нормах
Типы стилистических помет в словарях
Тема 16 Функционально-стилистическая окраска. Особенности использования книжной и разговорной лексики русского языка
Особенности употребления просторечных, жаргонных и диалектных слов.
Экспрессивно-стилистическая окраска слов
Тема 17 Морфологические нормы. Особенности употребления имен существительных
Общее понятие о морфологических нормах.
Употребление форм рода имен существительных
Употребление форм числа имен существительных
Употребление падежных форм имен существительных
Тема 18 Особенности употребления имен прилагательных
Особенности употребления степеней сравнения
Тема 19 Особенности употребления имен числительных
Склонение количественных и порядковых числительных
Особенности употребления собирательных числительных
Тема 20 Употребление форм глагола
Особенности образования некоторых личных форм глагола
Употребление возвратных и невозвратных форм глагола
Тема 21 Тестирование «Стилистические и морфологические нормы»
Тестирование
Тема 22 Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении.
Общее понятие о синтаксических нормах. Прямой и обратный порядок слов. Инверсия
Тема 23 Согласование сказуемого с подлежащим. Нормы управления
Правила согласования сказуемого с подлежащим. Предложное и беспредложное управление.
Тема 24 Употребление деепричастных оборотов.
Правила употребления деепричастных оборотов
Тема 25 Употребление однородных членов предложения
Анализ речевых ошибок, с вязанных с употреблением однородных членов
Тема 26 Особенности состава и структуры сложных предложений. Связь частей в сложном предложении
Синтаксические нормы построения сложных предложений
Тема 27 Орфографические нормы. Правописание гласных и согласных в корне слова
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Непроверяемые безударные гласные в корне слова
Чередующиеся гласные в корне
Звонкие и глухие согласные в корне слова
Непроизносимые согласные в корне слова
Двойные согласные в корне слова
Тема 28 Правописание приставок. Правописание окончаний существительных, прилагательных , причастий
Приставки, не изменяющиеся на письме
Приставки на З, С
Приставки ПРЕ- и ПРИ-
Окончания имен существительных
Окончания имен прилагательных и причастий
Тема 29 Написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий
Н и НН в суффиксах имен прилагательных и причастий
Суффиксы глаголов
Личные окончания глаголов
Тема 30 Правописание наречий частиц, предлогов
Гласные А и О на конце наречий
Наречия на шипящую
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий
Раздельное и дефисное написание частиц с другими словами
Правописание частицы НЕ с другими словами
Тема 31 Пунктуационные нормы. Знаки препинания в простом предложении
Тире между подлежащим и сказуемым
Тире в неполном предложении
Тема 32 Знаки препинания в осложненном предложении
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Знаки препинания в предложении с обособленными членами
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения
Тема 33 Знаки препинания в сложном предложении
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Тема 34 Зачет «Нормы русского литературного языка» Защита исследовательской работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса " Нормы современного русского литературного языка".
АннотацияВ данном курсе рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, морфологически, синтаксических, стилистических, лексических). Особое внимание обращается ...
Элективный курс по русскому языку " Нормы русского литературного языка как основа речевой культуры"
Элективный курс по русскому языку для учащихся 8-9 классов содержит пояснительную записку и тематическое планирование в количестве 35 часов...
Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"
Рабочая программа и тематическое планированеи элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"...
рабочая программа элективного курса "Нормы русского литературного языка" 11 класс
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания курса , календарно-тематического планирования...
Элективный курс по литературе « Культура речи и нормы русского литературного языка»
Образовательная программа «Культура речи и нормы русского литературного языка » (далее Программа) составлена на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ &la...
"Нормы русского литературного языка" элективный курс 11 класс
Элективный курс "Культура речи. Нормы русского литературного языка"11 класс рассчитан на 2 учебных часа в неделю....
Программа элективного курса по английскому языку "Литературно-музыкальная гостинная"
Преимущество данной программы заключается в том, что она предполагает интенсивную речевую практику и сочетание с музыкой и песней, поэтапность формирования речевых умений, комплексность материала. (ес...