Программа элективного курса "Ваш путь к успеху (основы делового общения)"
рабочая программа (9 класс) по теме

Вечкапина Наталья Вячеславовна

Курс по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе.

Основная цель курса – раскрытие специфики деловой коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1

им. М.В. Ломоносова

ВАШ ПУТЬ К УСПЕХУ

(основы делового общения)

курс по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе

г. Елизово

2009 год


Рецензия на программу курса по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе «Ваш путь к успеху (основы делового общения)» учителя СОШ № 1 г. Елизова

Вечкапиной Н.В.

Программа элективного курса направлена на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области профессиональной деятельности человека.

Представленная программа раскрывает проблемы социологизации личности, ее социально-речевой подготовки и знакомит с правилами служебного этикета, видами делового общения и деловой речи,  совершенствует умения составления деловых бумаг. Некоторые темы («Имидж делового человека», «Конфликты и способы их разрешения», «Невербальное общение») вообще не изучаются в рамках предметов общеобразовательной школы, поэтому можно сделать вывод о новизне и  практической важности  изучения данного курса.

Наряду с традиционными методами (лекция, беседа, наблюдение), программа предусматривает методы и приемы, активизирующих самостоятельную практическую работу учащихся: моделирование ситуаций с элементами ролевых игр, анализ документов, создание документов, тесты и др. Также предлагаются памятки для практического применения.

Данный элективный курс дает возможность познакомиться с основами делового общения и является первой ступенью в овладении профессиями, так или иначе связанных с деловым общением (менеджер, секретарь-референт, социальный работник, специалист по связям с общественностью и др.).

Программа курса имеет четкую практическую направленность и может быть использована для работы.

Руководитель МО учителей

русского языка и литературы                                              Селиванова Т.П.


Пояснительная записка

Настоящая программа разработана для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы и нацелена на обеспечение предпрофильной подготовки учащихся.

Данный курс может изучаться в цикле профессиональных и общеобразовательных дисциплин наряду с основами менеджмента, психологии, этики и этикета, культуры речи, ораторского искусства и другими, а также как самостоятельный курс.

Основная цель курса – раскрытие специфики деловой коммуникации. Знания и умения, полученные школьниками при изучении основ делового общения, помогут им в овладении будущей профессии: секретаря-референта, специалиста по связям с общественностью, менеджера и целого ряда профессий, предполагающих деловое общение и коммуникацию.

Задачами данного курса являются:

  • повышение осведомленности школьника об особенностях межличностного общения (в том числе и делового);
  • формирование профессионально-ориентированных умений в рамках деловой коммуникации и навыков конструктивного, корректного, эффективного общения с партнерами по совместной деятельности;
  • приобретение учащимися способности решать практические задачи и навыков овладения техникой делового общения;
  • ознакомление с требованиями к оформлению письменной документации;
  • развитие умений и навыков ведения целенаправленной беседы, спора;
  • развитие навыков эффективного поведения в сложных ситуациях (конфликты, угрозы, более слабая позиция, тупиковые ситуации);
  • формирование личностных качеств, способствующих успешному деловому общению.

На изучение курса отводится 15 часов. 1 час в неделю.

Курс строится на принципах теоретического осмысления и логической систематизации полученных знаний. Теоретические знания закрепляются разбором конкретных ситуаций делового общения, имитацией и моделированием практической деятельности, деловыми играми, тестами, аналитическими обсуждениями. Значительную часть отводимого на курс времени занимают практические занятия.

Методическая направленность занятий на диалогическую технологию позволяет обеспечить коммуникативную и культурологическую подготовку девятиклассников к эффективному, бесконфликтному, грамотному деловому общению в обществе, усвоение правил письменных форм делового общения и деловой переписки.

Учебно-тематический план предусматривает проведение итоговых занятий, что позволит оценить степень усвоения учебного материала учащимися.

Учебно-тематический план

№ темы

Название темы

Кол-во часов

1

Введение. Роль общения в жизни человека

1

2

Социально-психологические аспекты делового общения

1

3

Культура делового общения

1

4

Имидж делового человека

1

5

Культура речи делового человека

2

6

Искусство ведения спора

1

7

Публичное выступление

1

8

Невербальное общение

1

9

Письменные документы

1

10

Общение по телефону

1

11

Деловые встречи

1

12

Конфликты и способы их разрешения

2

13

Итоговое занятие

1

Всего

15


Программное содержание курса

  1. Введение. Роль общения в жизни человека.

Основные понятия: общение, виды общения, деловое общение.

Практическая работа:

Тест. НАСКОЛЬКО ВЫ КОММУНИКАБЕЛЬНЫ?

2.Социально-психологические аспекты делового общения. 

Эмоции. Чувства. Коммуникация как одна из сторон человеческого общения. Значение и смысл коммуникации.

Практическая работа:

Анализы текстов (умение определять эмоции в речевой ситуации и выражать свои эмоции)

3. Культура делового общения. Этика и этикет общения. Коммуникативная культура.

Практическая работа:

Правила знакомства.

4. Имидж делового человека. Внешнее представление. Деловые качества.

Практическая работа:

Как сделать благоприятным первое впечатление о себе.

5. Культура речи делового человека. Требования к хорошей речи: правильность, ясность, простота. Звучный, гибкий, красивый голос. Речевое дыхание. Дикция.

Практическое занятие:

Редактирование текстов

6. Искусство ведения спора. Спор и полемика. Правила ведения полемики.

Практическая работа:

Моделирование ситуаций.

7. Публичное выступление. Умение эффективно говорить, уверенность в себе. Определение темы и цели выступления, этапы подготовки.

Практическая работа:

Умение начать и закончить выступление, заинтересовать слушателей.

8. Невербальное общение. Понятие и значение невербального общения. Жесты, мимика, интонация — важнейшие части делового общения. Движение тела — замена слов физическими движениями. Положения тела. Зрительный контакт: как человек смотрит, в какую сторону или на какого собеседника. Выражение лица как знак невербального общения. Мимика. Манеры поведения человека как составная часть невербального общения. Значение улыбки. Взгляд.

9. Письменные документы. Письменная коммуникация как составная часть имиджа. Письменное изложение мыслей как проявление интеллекта и умения общаться с людьми. Два основных метода передачи информации. Отчет как средство коммуникации. Основное назначение отчета — передать информацию. Разнообразие докладов. Доклад как изложение и обоснование результатов работы. Этапы подготовки доклада, его разделы. Конспект — короткое изложение какой-либо информации. Составление, редактирование конспекта. Анкета как источник информации. Структура и форма анкеты. Составление анкеты. Деловая переписка как составная часть делового общения. Виды официальной переписки. Общие правила оформления официальной корреспонденции. Требования к составлению официальной корреспонденции и некоторые общепринятые правила. Знакомство с нотой, меморандумом, памятной запиской. Письма дружеские и деловые. Структура делового письма.

10. Общение по телефону. Общение по телефону как составная часть делового общения. Отличие прямого визуального общения от общения по телефону. Основные правила общения по телефону. Приветствие. Скорость передачи информации. Тактичность. Окончание разговора. Этикет телефонного разговора, когда звоните вы. Учет интересов того, кому вы звоните. Длительные переговоры, или «телефонный день».

Практическая работа:

Моделирование ситуаций телефонного разговора.

11. Деловые встречи. Деловые встречи и переговоры. Предварительная договоренность о встрече и содержании беседы. Планирование и подготовка встречи. Инициатива ведения беседы. Визитные карточки как элемент деловых отношений. Виды визитных карточек — официальные, семейные, личные. Размер, шрифт, содержание визитной карточки. Представление и обмен визитными карточками. Деловой протокол. Проведение переговоров. Тактика ведения переговоров. Непрерывность деловых контактов и «письма о намерениях».

Практическая работа:

Анализ ситуаций.

12. Конфликты в деловом общении. Конфликт как отсутствие согласия. Типы конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Основные причины конфликтов — ограниченность ресурсов, взаимозависимость заданий, различия в манере поведения, в уровне образования, плохие коммуникации. Пять основных межличностных стилей разрешения конфликта: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.

Практическая работа:

Умение вести себя в конфликтных ситуациях.

 

13. Итоговое занятие. Выявление уровня усвоения материала курса (тест или разработка одной из предложенных тем).


Список литературы

  1. Андреев В. И. Деловая риторика. Казань, 1993.
  2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. —Мн.: Новое знание, 2001.
  3. Зарецкая И. И., Чернер С. Л. Деловой этикет. — М., 1998.
  4. Зельдович Б.З.Деловое обшение. Учебное пособие. — М: Издательство «Альфа-Пресс», 2007.
  5. Иванова С. Ф. Искусство диалога. — Пермь, 1992.
  6. Казанцев А. К., Подлесных В. И., Серова Л. С. Практический менеджмент: в деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учеб. пособие. — М., 1999.
  7. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: Пер. с англ. — М., 1990.
  8. Крижановская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. — СПб, 1990.
  9. Курбатов В. И. Стратегия делового успеха: Учеб. пособие. — Ростов-на-Дону, 1995.
  10. Мицич П. Как проводить деловые беседы. — М., 1987.
  11. Наин А. Я. Культура делового общения. — Челябинск, 1997.
  12. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. — М.: Институт психологии, РАН, 1993.

Тест 1. НАСКОЛЬКО ВЫ КОММУНИКАБЕЛЬНЫ?

Кто вы - экстраверт, интроверт или занимаете промежуточное положение? Как известно, интроверт в основном сосредоточен на своих мыслях, эмоциях, переживаниях. Экстраверт больше ориентирован на внешний мир, на действия других людей. Каждый из нас обладает как теми, так и другими чертами, но все же тяготеет к какому-то из двух полюсов.

В каждой из ситуаций, представленных ниже, выберите тот вариант реакции, который наиболее характерен для вас.

1. Остановивший вас сотрудник ГАИ говорит: "Это городская улица, а не гоночная автострада. Вы превысили скорость, придется заплатить штраф".

Вы:

А) стискиваете зубы и молчите;

Б) говорите: "Я не превышал скорость";

В) улыбаетесь и говорите: "Слушай, друг, может решим дело мирно".

2. Родительский комитет школы, в которой учится ваш сын, попросил вас выступить перед старшеклассниками с каким-либо сообщением. Вы:

А) на что-нибудь сошлетесь и откажитесь;

Б) подготовите текст выступления и зачитаете его аудитории;

В) с удовольствием используете эту возможность, чтобы поделиться

мыслями, которые у вас есть по вопросам воспитания.

3. Ваш приятель пригласил вас на загородную прогулку. Он должен встретить вас на месте сбора и представить остальным участникам. Когда вы приехали на место, то обнаружили, что все уже собрались, но вашего друга еще нет. Вы:

А) будете стоять в сторонке и ждать, пока он не появится;

Б) представитесь остальным и молча будете ожидать приятеля;

В) присоединитесь к компании и предложите тему для разговора или организуете какую-нибудь игру.

4. Возле тротуара стоит грузовик, наполненный обрезками труб, металлических конструкций и пр. Вы замечаете, что проходящая мимо женщина зацепилась юбкой за свисающий с грузовика кусок проволоки, и от юбки оторвался большой кусок материи. Вы:

А) смутившись, постараетесь быстрее уйти;

Б) сделаете замечание водителю грузовика за неаккуратность;

В) подойдете к женщине и предложите ей свой плащ.

5. Вы задумали некое деловое предприятие, но еще не приняли решение по поводу ряда деталей. Ваш друг, который очень любопытен, спрашивает у вас, что новенького. Вы:

А) будете держать свои замыслы при себе;

Б) скажете ему, что у вас есть кое-какие планы, но пока все очень неопределенно;

В) похлопаете его по плечу и все ему расскажете.

6. Ваш начальник отдал вам распоряжение, которое, по вашему мнению, может нанести большой ущерб делу. Вы:

А) кротко примите распоряжение и никак не прокомментируете его;

Б) признаете его права, но скажете, что на ваш взгляд, могут быть неприятные последствия;

В) детально поясните ему, почему это решение нанесет ущерб.

7. Ваш сослуживец получил повышение, на которое вы рассчитывали сами. Вы:

А) почувствуете себя оскорбленным, но промолчите;

Б) признаете, что разочарованы, но чувствуете, что другой заслужил это по праву;

В) впрямую поговорите об этом со своим начальником.

8. Среди ваших гостей оказался человек, который любит "монополизировать разговор". Вы:

А) позволите ему себя вести так, как он хочет;

Б) постараетесь включить в разговор и других;

В) присоединитесь к разговору и возьмёте инициативу в свои руки.

Оценка теста. Подсчитайте количество выборов варианта А, затем Б и В. Если количество вариантов А преобладает, то А - ваш "ключевой" вариант. Если количество вариантов 6 и более, то вы скорее всего интроверт.

Если число вариантов В 6 и более, то вы определенно экстраверт. Если же сумма вариантов А и Б превосходит количество вариантов В, то у вас некий промежуточный вариант с определенным "тяготением" в сторону интроверсии. Если сумма вариантов Б и В превосходит число вариантов А, то вы представляете промежуточный вариант с "тяготением" к экстраверсии.


Тест 2. НЕ РАЗДРАЖАЕТЕ ЛИ ВЫ ОКРУЖАЮЩИХ?

Некоторые люди обладают особым умением раздражать окружающих.

Часто это может объясняться эгоистичным желанием говорить только о себе.

Ответьте на предложенные ниже вопросы, и вы узнаете, являетесь ли вы обладателем этой сомнительной способности.

1. Склонны ли вы рассказывать другим о знаменитостях (или людей, известных всем в вашем кругу), которых знаете лично?

2. Часто ли вы даете понять окружающим, что обладаете информацией "для узкого круга" по многим проблемам?

3. Бывают ли случаи, когда вы принимаете приглашение, а потом отказываетесь в самый последний момент?

4. Есть ли у вас какие-либо весомые достижения, о которых вы постоянно рассказываете окружающим?

5. Часто ли вы делаете замечания своим друзьям, что они неправильно себя ведут?

6. Часто ли вы говорите другим, что они неважно выглядят и что им стоит обратиться к врачу?

7. Когда хозяйка подает аппетитное блюдо, бывает ли так, что вы начинаете рассказывать о еще лучшем, которое вам подавали где-нибудь?

8. Есть ли у вас излюбленные, часто практикуемые острые шутки в отношении ваших друзей?

9. Склонны ли вы давать другим людям понять, что являетесь знатоком в чем-либо - в кулинарии, модах, спорте, искусстве и т.п.?

10. Бывает ли так, что выбор той или иной покупки занимает у вас очень много времени?

11. Любите ли вы в подробностях рассказывать о перенесенном заболевании?

12. Если вы обладаете некоторыми конкретными знаниями в области истории, физики и пр., стараетесь ли вы сообщить их окружающим, даже когда они вас об этом не просят?

13. Пытаетесь ли вы убедить других в преимуществах вашего образа жизни?

14. Любите ли вы подробно и развернуто высказываться по поводу преимуществ идеалов, в которые верите?

15. Если ваши друзья не знают других ваших друзей или членов семьи, стараетесь ли вы все равно долго представлять их, показывая семейный альбом, слайды и т.п.?

Оценка теста. 10 и более баллов "Да". У вас определенно есть талант действовать людям на нервы. Вы можете при этом быть безобидным занудой, но людей просто передергивает, когда они вас видят. Большинству рассказываемых вами историй никто не верит, даже если они правдивы.

От 8 до 10 "Да". Вы действуете на нервы в средней степени. Еще немного практики и вы можете стать совершенно невыносимы.

7 и менее "Да". Вы редко нервируете своих друзей и по всей вероятности вы всегда нужны людям. Люди обращаются к вам со своими проблемами, потому что знают, что вы не будете читать им лекции, поучать их или бахвалиться своими знаниями или мудростью.


Тест 3. СКУЧНЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК?

Ответив на предлагаемые вопросы, вы сможете определить, скучный ли вы человек.

1. Когда у вас спрашивают "Как дела?" - начинаете ли вы отвечать подробно?

2. Бывает ли так, что вы "монополизируете разговор"?

3. Склонны ли вы затягивать процесс прощания до всеобщего изнеможения?

4. Свойственно ли вам давать другим советы, независимо от того, просят ли об этом или не просят?

5. Выглядите ли вы озабоченным когда говорят другие?

6. Правда ли, что многие ваши истории и анекдоты столь длинны и запутаны, что людям трудно их выслушивать?

7. Бывает ли так, что вы долго говорите о людях, которые неизвестны вашим собеседникам?

8. Есть ли у вас привычка перебивать других?

9. Согласны ли вы с тем, что истории и анекдоты, которые вы рассказываете другим, разумеется, более забавны, чем те, которые вам приходится выслушивать от других?

10. Бывает ли так, что вы пристаете к своим друзьям с вопросами типа "Ты помнишь ..." или "Ты знаешь ...", а если они отрицают это, то настаиваете, что они все-таки помнят или должны помнить?

11. Настаиваете ли вы на том, чтобы ваши друзья прочитали то, что вам показалось интересным, забавным или стоящим внимания?

12. Бывает ли так, что вы начинаете обсуждать проблему, которая явно не интересует вашего собеседника, просто потому, что это интересно вам?

13. Считаете ли вы, что тратите слишком много временя на обсуждение несущественных аспектов вашей жизни?

14. Часто ли вы повторяете одно и то же?

15. Бывают ли так, что ваши визиты непозволительно затягиваются?

16. Храните ли старые записи игр в шахматы, преферанс и т.п.?

17. Даете ли вы своим друзьям и знакомым советы, как устранять присущие им недостатки?

18. Часто ли вы продолжаете телефонный разговор, хотя и вы и ваш собеседник все уже друг другу сказали?

19. Верно ли, что вам часто не удается оживить разговор, когда он подходит к "мертвой точке"?

20. Есть ли у вас широкий репертуар забавных высказываний ваших детей, которыми вы всегда готовы поделиться?

Оценка теста. Если вы насчитали от 15 до 20 ответов "Да", то тот кого вы видите в зеркале - настоящий зануда. От 10 до 15 "Да" - вы в опасной зоне, время задуматься над своим поведением. От 5 до 10 "Да" означает, что вы временами бываете скучным, но не более, чем другие. 3- 4 "Да" - вы очень приятный человек в общении. 1 - 2 "Да" - слишком хорошо, чтобы быть правдой. Вы очень нужны нам и мы вас повсюду ищем.


Тест 4. ВЫ - "УБИЙЦА РАЗГОВОРА"?

Ответьте на нижеследующие вопросы и вы узнаете, не являетесь ли вы "убийцей разговора".

1. Верно ли, что вы редко слушаете собеседника, потому что заняты мыслями о том, что собираетесь сказать в следующий момент?

2. Прерываете ли вы собеседника, чтобы высказать ваши собственные идеи или суждение?

3. Склонны ли вы искажать мысли говорящего, чтобы они больше соответствовали вашим представлениям?

4. Бывает ли так, что вы демонстрируете свою исключительную осведомленность, используя выражения типа: "Я это знаю", "Это правильно" или "Да-да"?

5. Когда человек задает вам вопрос, можете ли вы сказать нечто более существенное, чем "Я знаю" или "Мне все равно"?

6. Верно ли, что вы чувствуете твердую почву под ногами лишь когда говорите о себе?

7. Можно ли сказать, что вас живо интересуют многие различные вещи, темы и т.п.?

8. Если вы не согласны с каким-либо высказыванием, можете ли вы возразить, не проявляя гнева или высокомерия?

9. Верите ли вы полностью своим словам, когда сообщаете что-то о каких-либо фактах?

10. Можно ли сказать, что вы абсолютно внимательны, слушая вашего собеседника?

Ключ для оценки: Поставьте себе 1 балл за каждый ответ "Нет" на вопросы 1-6 и за каждый ответ "Да" на вопросы 7-10.  

Оценка теста. 8-10 баллов. Вы прекрасно владеете искусством поддерживать беседу и людям нравится общаться с вами. Продолжайте читать, слушать, наблюдать и учиться, чтобы обогатить свое умение.

4-7 баллов. Вы - обычный, "средний" собеседник, не слишком побуждающий других общаться с вами. Не огорчайтесь. Пусть этот результат станет отправным пунктом в вашем совершенствовании.

0-3 балла. Вы завоевали сомнительный титул "Убийца разговора". Если вы хоть немного уважаете своих друзей и хотите быть хоть немного популярным, немедленно начинайте избавляться от своих дурных привычек.

Тест 5. "НЕ КРИКУН ЛИ ВЫ?"

1. Верно ли, что люди часто отступают на 1-2 шага, когда вы начинаете говорить?

2. Нравится ли вам спорить?

3. Бывает ли так, что ваши мысли не поспевают за словами?

4. Верно ли, что вы чувствуете себя неуютно, если не являетесь центром внимания всей компании?

5. Считаете ли вы, что вашим друзьям часто просто нечего сказать и потому говорите сами?

6. Часто ли у вас саднит или першит в горле, садится голос и т.п.?

7. Считаете ли вы, что окружающие должны согласиться с вашей точкой зрения, что вы должны обязательно их убедить?

8. Можно ли сказать, что вам свойственно постоянно подводить итоги, обобщать, суммировать сказанное?

9. Правда ли, что вас сильно раздражает, когда в группе появляется какой-нибудь крикун?

10. Находясь в группе, замечали ли вы, что люди перешептываются, хотя вы пытаетесь удержать их внимание на себе?

11. Когда вы говорите по телефону, говорите ли вы более высоким тоном, чем в других ситуациях общения?

12. Часто ли бывает так, что в ресторане или другом общественном месте незнакомые люди слышат то, что вы говорите?

Оценка теста. Поставьте себе балл за каждый ответ "Нет".

0-3 балла - Мы слышим вас даже отсюда!

4-6 баллов - Прикусите язык и хоть немного послушайте, что говорят другие.

7-9 баллов - Вас считают приятным собеседником и приятным человеком

в любой компании. Правда иногда вас слегка "заносит", но видимо, редко.

10-12 баллов - Вы спокойный и выдержанный человек. Люди часто обращаются к вам со своими проблемами, просят совета. Возможно, некоторые считают вас довольно застенчивым, но уж во всяком случае никто не может обвинить вас в том, что вы "крикун".


Тест 6. НАСКОЛЬКО ВЫ ОБАЯТЕЛЬНЫ?

Обаяние тонкий компонент личности, который с трудом поддается определению. Оно проявляется в том, как люди действуют и как мыслят. Лекции на курсах, основателем которых был Дэйл Карнеги, фактически являются уроками обаяния. Разумеется, внешняя привлекательность, экстравагантность или богатство могут завоевать внимание окружающих, но коль скоро подлинное обаяние отсутствует, даже люди, обладающие вышесказанным, могут оказаться одинокими. В результате опроса большого количества профессионалов бизнеса, общественных деятелей и просто людей на улицах были выделены следующие, наиболее часто упоминаемые параметры обаятельной личности. Правильные ответы совершенно очевидны, поэтому оценивая самого себя, вы должны быть максимально откровенными, если хотите определить свой "индекс обаяния"!

1. Разговаривая с человеком, смотрите ли вы ему в глаза?

2. Когда кто-то говорит с вами, отдаете ли вы ему свое внимание полностью и безраздельно?

3. Вы столь же вежливы по отношению к продавцу или официанту как и к своим близким?

4. Если какие-либо люди, места или вещи вам нравятся, говорите ли вы об этом?

5. Тщательно ли вы соблюдаете общепринятые правила хорошего тона: чистые зубы, отсутствие неприятных запахов изо рта, запаха пота, чистая и опрятная одежда?

6. Верно ли, что ваши высказывания переполнены личными местоимениями: "Я", "Мне", "Мое"?

7. Стараетесь ли вы говорить спокойным негромким голосом, но так, что вас легко можно было понять?

8. Испытываете ли вы недоверие по отношению к людям другой расы, национальности, цвета кожи, вероисповедания?

9. Если для кого-то возникла неудобная ситуация, верно ли, что вы скорее попытаетесь переключить внимание других с этого человека, чем сохранить щекотливое положение?

10. Легко ли вам улыбнуться?

11. Можете ли вы испытывать большое удовольствие от общения с людьми, которые гораздо моложе или гораздо старше вас?

12. Вы уже перестали учиться, узнавать новое, изучать иные области?

13. Ниже приводятся три рисунка, характеризующие наиболее типичные положения губ. Какое из них больше всего подходит для вас?

Учитываемые ответы: 1. Да 2. Да 3. Да 4. Да 5. Да 6. Нет 7. Да 8. Нет 9. Да 10. Да 11. Да 12. Нет  

Оценка теста. Поставьте себе 3 балла за каждый учитываемый ответ на вопросы 1,2,3,4,6 и по 5 баллов за учитываемый ответ на вопросы 6, 8, 9, 10, 11 и 12. Если ваш ответ на 13 вопрос был А - поставьте себе 5 баллов, В - 3 балла, В - 0 баллов. 32-53 балла. Люди считают вас обаятельным человеком. Вам более интересны другие люди, чем вы сами. Несомненно, у вас много друзей, которые вами восхищаются. 20-31 балл. О вас можно сказать, что вы скорее стремитесь ладить с людьми, чем завоевывать их. Помните, что обаянию можно научиться и усвоить его на практике. Продолжайте действовать открыто и естественно, и вы завоюете репутацию обаятельного человека. 0-19 баллов. Это результат, который следовало бы улучшить. Пусть он будет для вас исходной точкой!


Тест 7. УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ВЫСКАЗЫВАТЬ КОНСТРУКТИВНУЮ КРИТИКУ?

Поскольку мы живем рядом с другими людьми, каждый из нас постоянно сталкивается с проблемами, как побудить людей что-то сделать правильно, сделать что-то лучше, сделать что-то по-другому. Вы можете гневаться, кричать, высказывать критику негативно - или же вы можете привлечь собеседника вашими идеями и добиться от него поддержки и сотрудничества. Последний подход - умение воздействовать - является подлинным искусством.

1. Склонны ли вы высказывать свои рекомендации, когда обеспокоены или утомлены?

2. Бывают ли в ваших критических замечаниях нотки раздражения, скуки или сарказма? (спросите кого-нибудь)

3. Стараетесь ли вы понять и учесть физическое или эмоциональное состояние собеседника, прежде чем выскажите свои замечания?

4. Нравится ли вам оставлять за собой последнее слово, прибегая к выражениям типа: "Я же тебе говорил", "Я так и думал", "Ну, что, я оказался прав, не так ли?"?

5. Можете ли вы так легко высказать похвалу, как и отметить погрешность?

6. Верно ли, что вы испытываете тайное чувство превосходства или неполноценности?

7. Когда вы делаете ошибки, свойственно ли вам обычно находить для них оправдания?

8. Прислушиваетесь ли вы к предложениям, критическим замечаниям в ваш адрес и объективно ли их оцениваете?

9. Склонны ли вы поднимать большой шум по пустякам?

10. Можете ли вы молча слушать другого, не давая немедленный ответ на все, что произносится?

11. Часто ли ваше лицо выражает гнев, отвращение или нетерпение? (спросите кого-нибудь)

12. Столкнувшись с ошибкой, вы чаще испытываете гнев или стремитесь исправить ее?

Ключ. Все ответы должны быть "Нет", кроме 3, 5, 8 и 10.  

Оценка теста. 12 баллов - Вы умеете просто артистично давать людям рекомендации. 8-10 баллов - вы высказываете критику таким образом, что она принимается как помощь, а не как упрек. Вы помните, что главная цель критики - помочь человеку стать лучше. 4-8 баллов - Ваш подход в основном негативный. Вы обращаете внимание прежде всего на противоречия, а не стремитесь достигать согласия. 0-3 балла - Вам свойственно "выдавать" критику, сдобренную ядом. Есть более быстрые, легкие и надежные способы исправить то, что вам не нравится. Помните - такая критика напоминает ситуацию, когда в ходе борьбы с вредителями дерева вместе с гусеницами обрывают все листья.

Тест 8. НАСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНО ВЫ ВОСПРИНИМАЕТЕ КРИТИКУ?

В жизни каждый из нас обязательно встречается с критикой в свой адрес. Это может стать ступенькой наверх или раной в сердце. Вероятно, ответы на нижеследующие вопросы помогут вам осознать собственную реакцию на критику.

1. Счастливы ли вы, когда бываете в одиночестве?

2. Можете ли вы обычно предвидеть, что собираетесь делать и что может произойти в данный момент?

3. Есть ли несколько вещей, которые вы можете делать по-настоящему здорово?

4. Чувствуете ли вы, что судьба играет с вами злые шутки?

5. Если вы совершите ошибку, вы скорее признаете ее, чем будете искать себе оправдание?

6. Нравятся ли вам все, кого вы знаете?

7. У вас часто бывают страшные сновидения?

8. Вы вежливы по отношению к тем, кто вас критикует?

9. Можно ли сказать, что вас искренне интересуют проблемы других людей?

10. Стараетесь ли вы использовать всякую возможность, чтобы оценить самого себя, свои сильные и слабые стороны?

Ключ. 1. Да 2. Да 3. Да 4. Нет 5. Да 6. Нет 7. Нет 8. Да 9. Да 10. Да

Оценка теста. 8-10 правильных ответов - По всей вероятности, критика идет вам на пользу, она не ранит вас; вы относитесь к ней рационально и вполне контролируете свои эмоциональные реакции.

4-7 баллов - Вы склонны болезненно реагировать на критику, сильно переживать ее, хотя в значительной степени это зависит от того, кто высказывает критику и каково ваше настроение в данный момент. 0-3 балла - Вас легко ранить критикой вследствие вашей чрезмерной чувствительности и склонности к интроверсии. Помните, что если вы будете искренне сочувствовать окружающим и пытаться понять их, то их замечания или действия в ваш адрес потеряют свой ранящий характер. Вспоминайте время от времени слова одного мудрого человека: "Мы можем многому научится из выражений несогласия, которые высказывают другие люди в наш адрес, потому что это заставляет нас думать; когда нам говорят приятнее, то это побуждает нас просто радоваться."

Тест 9. УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ЛАДИТЬ С ЛЮДЬМИ?

Каждый день каждый из нас сталкивается с разными людьми, которые как-то включены в нашу жизнь, пусть даже незначительно. Мир стал бы более счастливым, приятным местом, если бы мы всегда умели относиться к людям с уважением, добротой и великодушием. Итак, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

1.  На вечеринке вас познакомили с человеком, который вам сразу чем-то не понравился. Вы:

А) постараетесь найти тему для разговора, представляющую взаимный интерес;

Б) будете избегать этого человека;

В) используете первую же представившуюся возможность, чтобы поставить его на место.

2. Вам предлагают выполнить работу, к которой вы не подготовлены. Вы:

А) признаете свою некомпетентность и попросите научить вас, как это делается;

Б) откажитесь даже попробовать;

В) постараетесь блефовать, обвести всех вокруг пальца.

3. Вас явно обсчитали в ресторане. Вы:

А) попросите официанта еще раз проверить счет;

Б) молча оплатите счет;

В) прямо скажете официанту, что он вас обсчитал;

4. Когда вы сталкиваетесь с человеком, который имеет тяжелый физический дефект, является инвалидом, калекой. Вы:

А) будете обращаться с ним так же, как и с любым другим человеком;

Б) будете всячески стараться быть особенно любезным и предупредительным;

В) постараетесь избежать контакта с ним.

5. Ваш друг купил костюм, который, по вашему мнению, ему не идет. Он спрашивает ваше мнение. Вы:

А) скажете: "Я думаю, что ты будешь им доволен";

Б) скажете: "Прекрасная погода сегодня, не правда ли?";

В) скажете: "Он выглядит ужасно".

6. Имея дело с кассиршей, продавщицей или официантом. Вы:

А) обычно улыбаетесь и говорите им что-нибудь приятное;

Б) любезны только при условии их собственной любезности;

В) относитесь к ним формально.

7. Вы можете откровенно признать, что Вы:

А) интересуетесь большинством окружающих людей;

Б) уютно чувствуете себя в своем узком кругу;

В) общаясь с людьми, испытываете скуку.

8. Когда вы встречаете людей другой национальности, расы или религиозных верований, то Вы:

А) относитесь к ним как к таким же людям, что и вы сами;

Б) испытываете тайное чувство опасения;

В) убеждены, что ваш образ жизни значительно лучше.

9. После пикника где-нибудь в дачном месте, вы обнаружили, что поблизости нет мусорного бака. Вы:

А) заберете весь мусор с собой;

В) постараетесь где-нибудь здесь его припрятать;

В) оставите все как есть.

10. Вы стоите в очереди в магазин и никуда не торопитесь, однако, человек, стоящий за вами, явно куда-то опаздывает. Вы:

А) предложите ему пройти раньше вас;

В) сделаете покупку первым, поскольку ваша очередь раньше;

В) постараетесь нарочно подольше выбирать покупку, чтобы он малость стыл,

Ключ. Вариант А) - 3 балла, Б) - 1 балл, В) - 0 баллов.

Оценка теста. 21 - 30 баллов. Ваши отношения с людьми прекрасны, поскольку вы уважаете их права и относитесь к людям с искренним интересом и вежливостью. Вы производите приятное впечатление как на своих друзей, так и на просто знакомых и на тех, с кем сталкиваетесь лишь мимолетна Люди обычно чувствуют себя лучше после контакта с вами. Если вы набрали 30 баллов, то можете учить других как стать популярным.

12-2 0 баллов. Как правило, вы хорошо ладите с людьми, но временами вы слишком эгоцентричны и забываете поставить себя на место другого человека. Постарайтесь приобрести более выраженную тенденцию к варианту А) и вы убедитесь, что жизнь станет гораздо приятнее.

0-1 0 баллов. У вас есть трудности в общении с людьми из-за того, что вы либо слишком робки, либо слишком агрессивны. Вы сами знаете, в чем причина. Помните, что хорошие межличностные отношения, как и все в этой Жизни, нуждаются в Практике. Найдите среди своих знакомых по-настоящему легкого, доброжелательного и обаятельного человека, проанализируйте его действия, постарайтесь перенять те черты, которые делают его популярным.


Тест 10. ВЫ - НАСТОЯЩИЙ ДРУГ?

Некоторые люди проходят по жизни, общаясь с людьми, но имея очень мало настоящих друзей. У других же людей таких верных друзей много. И вопрос тут вовсе не в удаче, привлекательности или богатстве. Достижение этого результата требует искренности, чувства ответственности и цельности личности.

1. Вы знаете очень смешную историю об одном из своих друзей. Вы:

А) расскажете ее другим;

Б) расскажете ее, опустив имена;

В) будете держать ее при себе.

2. Ваш друг часто просит у вас разные вещи, но почти никогда их не возвращает. Сейчас он обратился к вам с просьбой дать ему какой-либо дорогостоящий инструмент. Вы:

А) дадите ему то, что он просит;

Б) скажете, что у вас этого сейчас нет;

В) откажете ему и объясните причину.

3. Ваш друг случайно разбил ваши часы. Вы:

А) скажете, что все равно собирались купить себе новые;

Б) попросите, чтобы он заплатил за часы;

В) не позволите ему компенсировать ущерб, но основательно выругает за неаккуратность.

4. Ваш друг завел знакомство с человеком, который вам не нравится. Вы:

А) прекратите дружбу с ним;

Б) ничего не скажете и будете дружить как прежде;

В) скажете своему другу, что он должен выбирать между вами и тем человеком.

5. Вы чувствуете, что ваш друг может "влипнуть в историю", которая приведет к большим неприятностям. Вы:

А) разорвете отношения с ним, чтобы самому как-нибудь не пострадать;

Б) проведете с ним разговор "по душам";

В) будете дружить с ним как прежде.

6. Вы считаете, что ваш друг должен:

А) рассказать вам все;

Б) рассказать вам то, что он хочет;

В) держать свои мысли проблемы при себе.

7. Вы знаете, что вашему другу нужны деньги и вы готовы их дать. Вы скажете:

А) "Пожалуйста возьми. Мне это будет приятно";

Б) "Вспомни, как ты в тот раз меня выручил.. Это мелочь по сравнению с твоей тогдашней помощью";

В) "Это тебе пригодится. Тебя надо выручить".

8. Вы хотели бы взять у вашего друга на время его пальто. Вы:

А) сделаете пару туманных намеков;

Б) откровенно попросите об одолжении;

В) промолчите стиснув зубы.

9. Ваш друг приобрел одежду, которая ему, на ваш взгляд, не подходит. Вы:

А) скажете, что покупка вам нравится;

Б) скажете, что это вам не нравится, и объясните почему;

В) ничего не скажете.

10. В целом вы считаете, что ваши друзья:

А) более умны, чем вы;

Б) менее интеллектуальны, чем вы;

В) примерно равного с вами уровня.

Ключ. Выставите себе следующее количество баллов за каждый вариант ответа.

1. А – 1 Б - 2  В - 3

2.  А - 1 Б - 1  В - 3

3. А - 3 Б - 2 В - 1

4.  А - 2  Б - 3 В - 1

5.  А - 1 Б - 3  В - 2

6.  А -  1  Б - 3 В - 2

7.  А - 2 Б - 3 В - 1

8.  А - 1 Б - 2 В - 3

9.  А - 1  Б - 2 В - 3

10.  А - 2 Б - 1  В - 3

Оценка теста. 21 -30 баллов - Неудивительно, что у вас такие хорошие друзья. Может быть их у вас и не целая армия, но те, которые есть, несомненно любят вас и доверяют вам. Вы можете быть уверены, что они всегда придут к вам на помощь в любое время.

15-20 баллов - У вас есть друзья, но вам, как и большинству из нас, свойственно иногда проявлять невнимательность и недопонимание. В ситуации неопределенности, старайтесь представить себя на месте другого человека.

10-14 баллов - Вы склонны значительно более интересоваться собой, чем другими людьми в своих целях, когда это возможно, а это не очень хороший фундамент для обоюдного уважения и крепкой дружбы.

Тест 11. УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ УБЕЖДАТЬ ДРУГИХ?

Умение убеждать - это настоящее искусство. Подобно многим другим способностям, оно может быть присуще человеку "от рождения", однако многие из нас в состоянии развить у себя умение оказывать, воздействие на окружающих. Вот несколько существенных моментов, по которым вы могли бы проверить свой уровень.

1. Высказывая свою точку зрения, всегда ли вы смотрите на того человека или на ту группу людей, к кому обращаетесь?

2. Легко ли вас расслышать во время разговора?

3. Используете ли вы термины, которые понятны вашим слушателям?

4. Если ваше утверждение весьма оригинально, можете ли вы привести

по меньшей мере пару серьезных доводов в его пользу?

5. Легко ли вы теряете контроль над своими чувствами?

6. Легко ли вас обескуражить высказыванием, вопросом, шуткой и пр.?

7. Склонны ли вы давать обещания, которые не в состоянии выполнить

или которые не выполняете?

8. Есть ли у вас привычка запоминать интересные факты из прочитанного, увиденного или услышанного?

9. Часто ли люди пугают вас?

10. Любите ли вы поспорить ради спора?

Ключ. Поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ "Да" на вопросы 1, 2, 3, 4, 8 и за каждый ответ "Нет" на вопросы 5, 6, 7, 9, 10.

Оценка теста. 0- 3 балла. Извините, дружище, но вы вряд ли сможете добиться успеха в обмене мнениями. Ваша сила воздействия на собеседника довольно слаба, но не отчаивайтесь! Вероятно, вы приятный человек и у вас найдутся друзья, которые смогут отстоять вашу позицию.

4- 8 баллов - Вы обладаете средними способностями к оказанию воздействия. Иногда вы отстаиваете свою позицию, но часто этого сделать не удается. Возможно, этот краткий опросник даст вам некоторые указания для дальнейшего совершенствования.

9 -10 баллов - Вы нас убедили! Вы умеете убеждать.


Тест 12. КОГДА К ВАМ ОБРАЩАЮТСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ, МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ?

К каждому из нас время от времени другие люди обращаются со своими проблемами. Помогать людям - это искусство. Современная психология в этом отношении дает много рекомендаций. Насколько ваше поведение в подобных ситуациях соответствует психологическим рекомендациям, вы можете определить, ответив на нижеследующие вопросы и сравнив свои ответы с "психологически правильными", которые приводятся далее.

1. Верно ли, что проблемы ваших друзей представляются вам, как правило, глупыми или пустяковыми?

2. Сообщаете ли вы человеку, как вам удалось решить значительно более сложную проблему?

3. Предлагаете ли вы человеку, который пришел за помощью, что-нибудь перекусить, выпить кофе или коктейль, что-нибудь посмотреть -просто чтобы у него было какое-нибудь отвлекающее занятие, когда он будет рассказывать о своих проблемах?

4. Даете ли вы человеку говорить, допуская паузы молчания, не перебивая и не подгоняя его?

5. Позволяете ли вы разговору свободно "блуждать", пока человек сам не захочет сказать о главном?

6. Всегда ли у вас готов быстрый ответ?

7. Готовы ли вы спокойно выслушать одно и то же несколько раз?

8. Можете ли вы "принять" зависимость другого человека от вас без признаков раздражения?

9. Готовы ли вы взять на себя инициативу в том, чтобы найти хорошего доктора, адвоката или психолога, к которому следовало бы обратиться вашему другу?

10. Делаете ли вы попытки логического анализа проблем вашего друга?

11. Есть ли у вас склонность осуждать, критиковать или жалеть вашего друга или его коллег?

12. Можете ли вы внимательно выслушать все, что говорит человек, даже если это против ваших моральных принципов или образа мыслей?

13. Считаете ли вы, что слезы - признак слабости?

14. Вы когда-нибудь приучали животное, чтобы оно точно выполняло ваши приказы?

15. Склонны ли вы усиливать свои аргументы "указующим перстом" или похлопыванием руки по столу?

16. Можете ли вы слушать авангардистскую или национальную зарубежную музыку без комментариев или высмеивания?

17. Можно ли сказать, что в целом вы скорее склонны говорить, чем слушать?

18. Есть ли у вас привычка "заканчивать за собеседника" его фразу, если он колеблется?

19. Есть ли у вас ощущение, что большинство ваших собственных проблем вы решали самостоятельно?

20. Можно ли сказать, что в процессе разговора с другом вы уклоняетесь от любых телесных контактов (притягивание к вашей руке, похлопывание по плечу и т.д.).

"Психологически грамотные" ответы.

1. "Нет". Какими бы тривиальными не казались проблемы, но сам факт, что человек обеспокоен ими, делает их достаточно реальными. Вы должны распознать напряженность, которую проблемы создают для человека.

2. "Нет". Это ставит вас в положение превосходства. В результате ваш собеседник либо постарается уйти, либо ощутит от вас зависимость.

3. "Да". Выпить чашечку кофе, перекусить, просто занять чем-то руки позволяет снять напряжение, кроме того, такое частичное отвлечение облегчает течение беседы.

4. "Да". Человеку, который испытывает беспокойство, необходимо порой значительное время, чтобы собраться с мыслями и начать говорить.

5. "Да". В сознании собеседника мысли могут проходить разными путями, прежде чем он определит "фокус" своей проблемы.

6. "Нет". Собеседник должен в конце концов сам придти к ответу. Вы не можете сделать это "за него".

7. "Да". Терпение это совершенно необходимое условие.

8. "Да". Он нуждается в том, чтобы вы его выслушали, иначе он бы к вам не обратился.

9. "Да". Специалисты могут оказать помощь, на которую вы не способны.

10. "Нет". Если вы смотрите на его проблемы только логически, то вы можете помочь ему придти к необходимости собственного анализа, но провести этот анализ за него вы не в состоянии.

11. "Нет". Таким образом к решению не придти.

12. "Да". Вы должны принять, хотя не обязательно согласившись, то, что говорится. Неприятие с вашей стороны оттолкнет его и добавит к его основным проблемам еще и чувство вины.

13. "Нет". Слезы - это возможность снять напряжение и должны быть приняты, даже если социальные нормы их осуждают, особенно у мужчин.

14. "Нет". Если вы столь тверды и определенны, то при необходимости понять и быть терпеливым по отношению к людям у вас могут возникнуть трудности.

15. "Нет". Это признаки поведения "сильной", агрессивной личности, перед которой трудно раскрывать свои проблемы и слабости.

16. "Да". Необычная музыка, в каком-то смысле, подобна необычному разговору. Необходимо понимание или, по крайней мере, принятие.

17. "Нет". Помните, что молчание - золото.

18. "Нет". Дайте ему возможность сказать, что он хочет в удобном для него темпе и в той форме, которую он выбирает.

19. "Нет". Если это так, то вам, возможно, не хватает такого необходимого для слушающего качества как сочувствия.

20. "Нет". Это явные жесты, показывающие стремление быть к вам

Оценка теста. 16-2 0 "правильных" - Вы обладаете естественной склонностью помогать другим решать их проблемы, поскольку даете им возможность самим приходить к собственным решениям, включаясь только там и тогда, где и когда это необходимо. Если речь идет о сложных случаях, то мы надеемся, что на вопрос 9, вы ответили "Да".

11 -15 "правильных" - У вас есть много качеств хорошего слушателя, но не мешает усилить самоконтроль.

6 -10 "правильных" - Неважно. Вы слишком много на себя берете. Ваш совет вовсе не всегда является лучшим решением проблемы вашего собеседника. В следующий раз постарайтесь по-настоящему выслушать человека.

1- 5 "правильных" - Похоже, что у вас самого есть серьезная проблема и вам необходимо обратиться за помощью.

Завершим этот перечень тестов двумя небольшими оценочными листами, которые призваны выявить степень выраженности навыков директивного и понимающего общения.


Оценочный лист 1:

НАВЫКИ ДИРЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

Перечисленные ниже признаки поведения дают вам возможность проверить себя на умение вести себя твердо и уверенно в ситуациях межличностного взаимодействия.

- Мой начальник, мои коллеги, моя жена и друзья крайне редко унижают меня или ведут себя по отношению ко мне так, как если бы я был в чем-то неполноценным или недалеким. Они редко покровительствуют мне или же эксплуатируют меня.

- Я не испытываю трудностей в достижении чего-либо, когда я убежден, что это должно быть сделано. Например, если моя жена, дети или другие члены семья не соглашаются со мной по какому-либо поводу, я без колебаний даю им понять, что я чувствую.

- Я не испытываю трудностей при необходимости сказать человеку "Нет", если хочу отказаться от чего-либо.

- Если моя жена или коллеги ведут себя так, что меня это беспокоит, то я даю им это понять прямо, не прибегая к оскорбляющему или извиняющемуся тону.

- В производственной сфере, человек или люди, на которых я работаю, всегда ясно знают мои устремления, то есть, если я хотел бы иметь большую самостоятельность, ответственность, получить больше денег и т.п., то они бы об этом знали.

- Если я руковожу, определяю направление работы для других или слежу за их работой (как отец, управляющий, учитель, мастер и т.п.), то люди, которых это касается, знают как я отношусь к производственным вопросам.

- Хотя многие люди любят меня, но меня не воспринимают как некий "удобный объект", который готов пойти любому навстречу и сделать все, что другие пожелают, чтобы им было хорошо.

- Хотя я пользуюсь репутацией твердого и прямого человека, люди не считают меня агрессивным и невоспитанным.

- Я часто играю ключевую роль в производственных вопросах, семейных и социальных решениях (стоит ли приобрести ту или иную крупную вещь, как решить производственную проблему, кого позвать в гости и т.п.).

- После спора или дискуссии у меня редко бывает ощущение, что я недостаточно убедительно и твердо отстаивал свою позицию.

- После ситуации, где проявилось расхождение мнений, я не могу упрекнуть себя в неразумном или некрасивом поведении.

- Меня крайне редко упрекают в том, что меня трудно понять, что я высказываюсь крайне витиевато, сумбурно или уклончиво.

- В большинстве случаев я добиваюсь того, чего хотел добиться, учитывая свой опыт, способности и знания.

Если вы утвердительно ответили на большинство приведенных высказываний, то велика вероятность того, что вам присуща твердость и уверенность в межличностном взаимодействии, то есть вы имеете хорошие навыки директивного общения.


Оценочный лист 2:

НАВЫКИ ПОНИМАЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ

Ниже приводится ряд признаков, характерных для поведения в общении человека, обладающего хорошо развитыми навыками понимающего общения. Проверьте себя с точки зрения этих признаков.

- Я в состоянии выслушивать людей без появления ощущения, что они мной манипулируют или что я манипулирую ими.

- Я считаю весьма полезным узнавать, что чувствуют другие люди.

- Когда люди выражают несогласие со мной, у меня не возникает желания тут же дать им отпор или найти погрешности в их аргументах.

- Хотя люди знают, что я прислушиваюсь к их мнениям и могу изменить свою позицию, они, тем не менее, знают и то, что я изменю свою точку зрения лишь тогда, когда убежден, что предложенный ими подход вполне приемлем.

- Я не испытываю никаких трудностей, когда нужно признать свою ошибку или принять позицию, которая побуждает меня изменить ранее имевшуюся у меня точку зрения.

- Люди редко воспринимают меня как упрямого и предубежденного.

- В производственных или социальных ситуациях я обычно хорошо знаю, как относятся ко мне другие люди и что они думают о своей деятельности. Это происходит потому, что они обычно охотно сообщают мне о своих чувствах и переживаниях.

- Люди часто говорят, что со мной легко и приятно общаться.

- Мне нравится слушать о том, что делают другие, об их планах, целях, намерениях и интересах. Я не настолько погружен в свои собственные заботы, чтобы исключить из поля внимания все остальное.

- Я думаю, что мне понравилась бы работа психотерапевта или консультанта, помогающего молодым людям выбрать профессию.

Если вы положительно ответили на большинство приведенных утверждений, то скорее всего у вас хорошо развиты навыки понимающего реагирования на собеседника в процессе общения.

Заметим, завершая "тестовую" часть данного параграфа, что все приведенные опросники носят прямой характер и объективные оценки по ним мо-гут быть получены лишь в случае полной вашей искренности, на что вполне правомерно рассчитывать, поскольку ситуация тестирования сводится исключительно к  самооценке.

Итак, вы получили для себя некоторые предварительные оценки уровня развития своих коммуникативных навыков или форм общения, обсуждению которых было посвящено содержание книги. Кроме этих данных, вам необходимо обобщить материал реальной практики своего общения в различны); ситуациях, чтобы более точно выявить присущие вам особенности установления, поддержания и развития контактов с людьми, в частности наиболее важные недостатки и неиспользованные возможности. Для решения этой задачи необходимым условием является организация самонаблюдения за своим поведением в общении. Возможности для такого самонаблюдения весьма многообразны.

Можем рекомендовать вам вести своеобразный "дневник контактов". Выбрив определенный промежуток времени (2 недели, месяц или более), постарайтесь в течение этого периода по возможности внимательно следить за возникающими ситуациями взаимодействия с другими людьми. Можете использовать следующую структуру: "предпосылки" - "собственно контакт" - "последствия".

Каждый из элементов структуры может быть описан в терминах поведенческих (что вы делали), когнитивных (о чем вы думали) и аффективных (какие чувства вы испытывали) до, во время и после контакта. Фиксируя факт межличностного взаимодействия, не забудьте четко указать, с кем вы общались. Важно отметить не только его имя, пол, возраст, профессию и т.п., но и его роль, так как вы ее понимаете ("однокашник", "шеф", "незнакомец", "симпатичный мне человек" и т.п.). Кроме того вы можете использовать какие-нибудь обозначения для указания на характер взаимоотношений между вами. Можете, например, высказать предположение о том, как по вашему мнению, человек отнесся к вашем контакту. Если это - хорошо знакомый вам человек и если ваши отношения позволяют, то спросите его, что он чувствует в ходе контакта, какие мысли у него возникали и пр. Старайтесь по возможности точно запоминать кто и что сделал в ходе взаимодействия, порядок этих действий и т.д. Очень существенным моментом социального взаимодействия является то, несколько вам удалось реализовать свою цель, поэтому необходимо отмечать в дневнике чего именно вы хотели добиться в ходе контакта. Это, в частности, поможет объяснить многие последствия. Желательно обращать внимание и на вербальные компоненты общения. Конечно, все это трудно зафиксировать, и тем более припомнить, например, в конце дня, но постепенно вы научитесь выделять нужные признаки и запомнить их.

Еще более упрощенный подход к оценке общения. Он состоит в оценке отдельных аспектов взаимодействия в соответствии с некоторыми шкалами.

Можем предложить вам оценивать контакты с людьми по семи шкалам (каждая шкала может быть семибальной):

близость, интимность (от "поверхностная" до "существенная");

самораскрытие (от "очень слабое" до "очень значительное");

раскрытие иной информации (аналогично);

качество контакта (от "неприятный" до "приятный");

удовлетворенность взаимодействием (от "менее, чем ожидал" до "более, чем ожидал");

инициатива в контакте (от "другой - инициатор" до "Я - инициатор"):

влияние, воздействие (от "больше воздействует другой" до "больше воздействую Я").

Самонаблюдение может показать вам, что существуют определенные закономерности в полученных данных, которые в свою очередь помогут выявил, имеющиеся проблемы в плане развития коммуникативных навыков и

определить направления их совершенствования. Вы можете, в частности, установить, какая стадия общения представляет для вас наибольшую трудность (завязывание знакомства, развитие и углубление отношений, оказание психологического воздействия на собеседника, разрешение проблемных ситуаций в общении и т.п.). Кроме того, вы можете сделать вывод о навыках общения, нуждающихся в совершенствовании (навыки приветствия, высказывания и принятия комплиментов, умение слушать, "чтение" невербальных признаков в общении, выказывание и принятие критических замечаний, завершение разговора, обращение с просьбой или отказ в просьбе и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Основы делового общения»

Рабочая программа элективного курса «Основы делового общения»  составлена в соответствии с авторской программой доктора педагогических наук, профессора С.Ф.Сизиковой. М.: Дрофа, 2007. Обучение по...

Программа элективного курса "Основы делового общения"

Предложенный курс  предполагает углубление знаний учащихся о речевом общении, о тексте как продукте речевой деятельности....

Рабочая программа элективного курса "Основы делового общения. Делопроизводство"

Данная программа предназначена для учащихся старших классов. Учащиеся получают стартовые знания в области делопроизводства. Цель программы: подготовка старшеклассников к грамотному деловому общению....

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа) «Понятие и значение невербального общения»

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа)«Понятие и значение невербального общения»Класс:10Цели: объяснить и показать на примерах необхо...

Элективный курс "Основы делового общения".

Представлена программа элективного курса "Основы делового общения". Элективный курс знакомит учащихся 9 - 11 классов общеобразовательных учреждений с основами делового общения и помогает приобрести на...

Программа элективного курса "Основы делового общения" (10 класс)

Программа элективного курса "Основы делового общения" для учащихся 10-х классов направлена на повышение уровня речевой культуры, освоение знаний о нормах речевого поведения в деловой форме о...

Рабочая программа элективного курса "Английский язык как средство делового общения" 9-11 класс

Курс для учеников 9-11-го классов на 34ч./год, которые хотят углубить навыки устной и письменной деловой коммуникации на английском языке. Наши старшеклассники – это будущие абитуриенты и с...