Конспект урока русского языка в 6 классе "Приставки ПРЕ и ПРИ"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
Предмет: русский язык
Класс: 6 класс
Тема: правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- .Обобщающий урок. Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык в 6 классе» М.: Просвещение 2015г.
Тип урока: актуализация и закрепление изученного материала.
Цель урока: закрепление умения распознавать и правильно писать слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-; проверка усвоения темы и коррекция пробелов в знаниях.
Оборудование: учебник, карточки, компьютер, видеопроектор, экран.
Задачи урока:
Образовательные: систематизация и закрепление знаний об употреблении гласных е/и в приставках, совершенствование орфографических и грамматических умений, обогащение словарного запаса учащихся.
Развивающие: создание положительной мотивации на уроке, развитие навыков составления высказывания на лингвистическую тему, воображения, умения работы в группах, критического мышления.
Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку, воспитание бережного отношения к слову, развитие коммуникативных УУД, создание благоприятной атмосферы заинтересованности, уважения и сотрудничества, взаимодействие учащихся в группах в атмосфере уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: умение правильного выбора написания приставок ПРЕ- и ПРИ-, закрепление навыка морфемного анализа слова.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности.
Метапредметные: умение ставить и формулировать цели деятельности, последовательно планировать, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь собеседника, работать в паре, формулировать своё мнение и позицию, строить монологическую цепь рассуждения, выбирать информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
Ход урока
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть и хочу подарить вам свою улыбку, а вы, в свою очередь, поделитесь со мной своим хорошим настроением. Давайте улыбнёмся друг другу. У всех хорошее настроение? НЕТ? Тогда послушайте весёлый стишок.
"О приставках пре- и при-".
У приставок пре- и при-
Много хитростей внутри,
Чтоб их правильно писать,
Надо вот что будет знать:
Пре- всегда в значении ОЧЕНЬ,
Иль близка к приставке пере- :
Преткновение, прехороший.
Только где мне взять терпенья?
При - -в значении приближенья
Или присоединенья,
Действия неполнота –
Эта грамота проста.
Я присел, придвинул книжку
И увлекся чтеньем слишком!
II.Актуализация знаний
-Вы послушали стихотворение, а теперь ответь на мои вопросы:
- О чём это стихотворение?
- О чём сегодня на уроке пойдёт речь?
( учащиеся обосновывают свой ответ и формулируют тему урока и его задачи)
- Мы с вами заканчиваем изучение темы «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» и наша задача на сегодня – проверить, как мы это правило усвоили, умеем ли мы его применять на практике, а кроме того, помочь тем учащимся, которые ещё допускают ошибки на эту орфограмму.
III.Обобщение и систематизация знаний
- Давайте вспомним правило употребления букв Е/И в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Итак, что же нужно знать, чтобы не ошибиться с выбором написания разбираемых нами приставок? Давайте составим для этого опорную схему и поработаем с ней. ( учащиеся распределяют слова в зависимости от значения приставки)
Пришёл
Приполз
Прискакал
Пришил
Приклеил
Привязал
Пришкольный
Приречный
Приозёрный
Прикусил
Прилёг
Пригорел
Пре
1.предобрый, премудрый=очень
2.прервать, преградить=пере
IV.Работа по теме урока.
-Мы замечательно поработали над составлением таблицы, а теперь поиграем. Разделимся на команды, у каждого из вас есть карточки со словами, в которых пропущена буква в приставке. Вам необходимо правильно разместить ваши карточки на доске, подбегая к ней по очереди.
-Молодцы! Теперь следующее задание. Замените выражение одним словом с приставкой, и обозначте её графически.
Лечь ненадолго (прилечь), сесть на краешек (присесть), заболеть не сильно (приболеть), нарушить закон (преступить), подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться), идти по следам кого-либо (преследовать), очень красивый (прекрасный), очень скучный (прескучный), учить детей (преподавать).
V.Физкультминутка
-Пришло время нам немного отдохнуть и размяться
Раз- подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
VI.Закрепление знаний и умений
- После такой зарядки мы можем справиться даже с самыми трудными заданиями. Работа по группам. Распределить слова по значениям. Дополнить своими примерами.
1группа - приближение,
2группа- присоединение,
3группа - «пере, очень»,
4группа – близость,
5 группа – неполное действие.
Прискакать, прикатить, прибить, приделать, прибрежный, превозносить, преспокойный,преодолеть,прекратить,преувеличить,пренеприятный,присесть,
прибежать,прескверный,преуменьшить,примчаться,придвинуть,прибавить,при-
усадебный, прехороший, привокзальная площадь, приплыть, привинтить.
VII.Подведение итогов. Рефлексия по уроку.
-Что показалось сложным?
-Что нового узнали?
-Что запомнилось больше всего?
-Как оцените свою работу?
Оцените свою работу на уроке.
- Работал(а) активно, все понял(а), настроение хорошее
- Все понял(а), но активно работать на уроке стеснял(ась)ся
- Присутствовал(а) на уроке
Приклейте выбранные «рожицы» на лист ватмана, расположенный на доске. Получится «портрет» класса.
VIII.Разъяснение домашнего задания
1) упр. 214, стр.118
2) составить рассказ, используя все случаи написания приставок пре и при
IX.Заключительный этап
Ребята, большое спасибо вам за урок. Надеюсь, что вы получили не только знания но и заряд положительной энергии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира
Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...
Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».
Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...