8-й класс "Тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок объяснения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 42.37 КБ |
otkrytyy_urok.ppt | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 8 классе
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Тип урока: усвоение новых знаний
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении; обучения интонационно правильному произношению предложений с отсутствующей связкой; графического обозначения условий выбора тире. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; виды сказуемых.
Уметь: находить в предложении главные члены и определять способы их выражения; объяснять употребление тире между подлежащим и сказуемым.
Планируемые результаты.
Предметные: иметь представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеть всеми видами речевой деятельности ( аудирование и чтение: понимать содержание устного и письменного сообщения, владеть навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме), выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации; осуществлять речевой самоконтроль; владеть основами научных знаний о родном языке).
Метапредматные.
Познавательные – адекватно воспринимать содержание устного и письменного сообщения; знать разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Регулятивные – определять цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные – осуществлять коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.
Личностные – проявлять уважительное отношение к родному языку, стремяться к речевому самосовершенствованию; понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; иметь объемный словарный запас; усваивать грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Оборудование:
эпиграф «Удивление –путь к познанию»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята, Я думаю, он по-настоящему добрый. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу по парте, улыбнитесь всем, улыбнитесь новому дню, солнцу (слайд-1).
II.Актуализация опорных знаний. Объявление темы урока.
Учитель. Я предлагаю вам прослушать сказку и отгадать, какая будет сегодня тема урока.
Сказка
Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.
− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
- О чем же идет речь в сказке?
- Так о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Слайд 2
- Поставьте перед собой цели, которых мы должны будем достичь в результате работы на уроке (слайд-3).
Определите цели урока.
На доске незаконченные предложения:
- Познакомиться с… (условиями постановки тире)
- Научиться ставить …(тире)
- Находить в тексте предложения…(соответствующей конструкции)
Составлять предложения… ( в которых необходимо тире).
Учитель. На уроке у вас будет возможность узнать больше об этой пунктограмме, закрепить изученное, проверить и оценить свои знания по этой теме. Откройте тетради, запишите число, тему урока
3. Объяснение нового материала.
1) Знакомство с планом урока.
- Познакомимся с планом урока (Приложение №1, слайд 5- чтение);
2) Работа в группах с учебником по п.15 (Приложение №2).
- Обратите внимание на план урока. Следующее задание – работа с п.15. Начнём мы нашу работу в группах (Приложение №2). У вас на партах лежат цветные листочки: красный, синий, зелёный, жёлтый. Это номера групп. Вы разделитесь на группы, каждая из которых получает своё задание. Как только задание будет выполнено всей группой, вы поднимите руку. Все задания должны быть оформлены в тетради. Выступать с ответом будет один представитель от группы. Займите свои места. Будут затруднения – поднимайте руку, я подойду.
Группа №1
- Вспомните, что вы знали о постановке тире между подлежащим и сказуемым из курса 5-7 кл., составьте схемы данной пунктограммы.
- Отвечающий 1 группы, вы готовы к ответу? Выходите к доске. Ребята, вы слушаете, записываете, если надо, исправляете и оцениваете выступающих.
Группа № 2
-На основе анализа примеров п.15 составьте схемы постановки тире между подлежащим и сказуемым.
2 группа: сущ. – это сущ. числ. – числ.
Гл. – это сущ. сущ. – сущ.
Н.ф.гл. – н.ф.гл. (слайд 6)
Группа №3
- На основе примечания п.15 составьте схемы, когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится.
3 группа: 1) как
будто
словно
точно
2) не
3) личн. мест. (слайд 7)
Группа №4
-Вспомните, что вы знаете о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Составьте алгоритм «Как определить, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым».
4 группа: 1) Обозначить грамматическую основу.
2) Определить, чем выражен каждый член грамматической основы.
3) Сделать вывод об употреблении или неупотреблении тире. )
-Молодцы!
Тире ставится: | |
1. Сущ. + сущ. | Книга— лучший друг человека. |
2. Числ. + числ. | Пятью девять - сорок пять |
3.Сущ. + числ. | Расстояние между посёлками - пятьдесят километров. |
4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. | Охранять природу — любить родину. |
5. Сущ. + н. ф. глаг. | Наша задача — хорошо учиться. |
6. Н. ф. глаг. + сущ. | Ходить босиком — большое удовольствие. |
7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.) | Чтение — вот лучшее учение. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. Язык - это история народа. |
Тире не ставится: | |
1. Если в роли связки выступают сравнительные союзы как, словно, будто, точно, вроде как и др. | Звёзды будто алмазы. Небо точно море. Пруд как зеркало. |
2. Если подлежащее выражено личным местоимением. Подлеж. = личное местоим. | Он порча, он чума, он язва здешних мест. |
3. Если перед сказуемом стоит частица не | Бедность не порок |
4. Если подлежащее и сказуемое образуют фразеологический оборот | Два сапога пара. |
5. Если перед сказуемым стоитвводное слово | Собака, известно, друг человека |
3) Составление алгоритма «Как определить, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым».
- С учётом полученного 2 группой материала, давайте допишем наш алгоритм. Дополните алгоритм, созданный 3 группой (слайд 6)
( Вставить: 3) Посмотреть, нет ли между главными членами частицы НЕ, союзов КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО.)
4. Закрепление. Работа с дидактическим материалом
1) Обратите внимание на экран (слайд 9). Вы видите предложения, записанные в два столбика.
Венера – самая яркая звезда ночного неба. Чужим умом жить – добро не нажить. | Её глаза как яркие звёзды. Бедность не порок. |
- Сравните эти предложения.
- Объясните, почему в одних случаях поставлено тире (1, 3 группа), а в других не поставлено (2, 4 группа).
2. Следующее задание
Выразительно прочитайте предложения, которые лежат у вас на партах. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире. По группам. 10 слайд
1 группа:
- Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
- Пятью девять - сорок пять
2 группа:
1. Расстояние между посёлками - пятьдесят километров.
- Жить – значит радоваться. (В.Сидоров)
3 группа:
1. Наша задача — хорошо учиться.
2. Ходить босиком — большое удовольствие.
4 группа:
1. Чтение — вот лучшее учение.
2. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
3. Теперь обратимся к более сложному заданию. Ваша задача - изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире. По группам (образец на слайде: С детских лет путешествия были моей заветной мечтой. С детских лет путешествия – моя заветная мечта.)
1 группа
1)Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.
2) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
2 группа
1. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами.
2. Старый охотник стал моим лучшим другом.
3 группа
1. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада.
2. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.
4 группа
1. Путь в лесах становится километрами тишины, безветрия.
2. Чистота является залогом здоровья.
5. ФИЗМИНУТКА (12 слайд)
- Настало время немного отдохнуть. Ребята, наша физминутка с секретом. Если в предложениях, которые я произношу, надо ставить тире, то вы встаёте, если нет, то упражнения выполняете сидя! Посмотрим, кто самый внимательный.
Раз – подняться, потянуться, (выполняют упражнения стоя)
Два – нагнуться, разогнуться, (выполняют упражнения стоя)
Три – в ладоши три хлопка, (выполняют упражнение стоя)
Головою три кивка. (Выполняют упражнение сидя)
На четыре – руки шире,( выполняют упражнения стоя)
Пять – руками помахать, ( выполняют упражнения стоя)
А на шесть надо тихо на место сесть.
6. Самостоятельная работа. В группах вы поработали прекрасно, молодцы. Теперь проверим, как каждый из вас понял материал урока.
6.1 Программированный диктант. Раздаточный материал у каждого обучающегося. После окончания работы меняемся тетрадями и проверяем друг друга, объясняем постановку или отсутствие знаков препинания.
На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.
1. | - | Труд как блестящая сталь. |
2. | + | О решенном говорить только путать. |
3. | + | Беседовать с писателями других веков значит путешествовать. |
4. | - | Бедность не порок. |
5. | - | Июнь лишь начало лета. |
6. | - | Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. |
7. | + | Сердце наше вечная тайна для нас самих. |
8. | + | Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку. |
9. | + | Искусство это мышление в образах. |
10. | + | Память одно из важнейших свойств бытия. |
Слайд 13
6.2 Тестирование (слайды 14-17
В каком предложении не ставится тире?
1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__есть признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.
2. В каком предложении не ставится тире?
1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
2) Наш долг__совершенствовать знания.
3) Эти равнины__словно море бескрайнее.
4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.
3. В каком предложении ставится тире?
1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3) Наш край__богат и прекрасен.
4) Снег__словно шелк.
4. В каком предложении ставится тире?
1) Одна беда еще__не беда.
2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
3) Сегодня небо__как море.
4) Превосходная должность__быть на земле человеком.
Слайд 18
7. Выставление оценок командам. Итоги урока. Слайд 19
Рефлексия.
Закончите предложение: «На уроке мне понравилось…»,
«На уроке я научился…»
- При каких условиях ставится тире между подлежащим и сказуемым?
(Если главные члены выражены именем существительным, числительным, неопределенной формой глагола или частицами это или вот).
-Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке:
Шевелить мозгами,
Хлопать ушами,
Краем уха
- Вы сегодня хорошо поработали. Кто-то легко справлялся с заданиями, кому-то было трудно, не бойтесь ошибаться. На ошибках учатся.
Дом. зад.: Домашнее задание ( Приложение №7). (слайд 19)
И закончить урок я хочу словами:
Человек рождается на свет,
Чтоб дерзать, творить, а не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый свет
И решать все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего?.. Ищите свой ответ.
Оценки за урок
Приложение №1.
- Учебник п.15 (работа в группах).
- Составление алгоритма (работа в группах).
- Работа с дидактическим материалом (работа в группах).
- Физкультминутка.
- Индивидуальная работа.
- Подведение итогов. Домашнее задание.
Приложение №2.
Группа №1
- Вспомните, что вы знали о постановке тире между подлежащим и сказуемым из курса 5-7 кл., составьте схемы данной пунктограммы.
Группа № 2
-На основе анализа примеров п.15 составьте схемы постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Группа №3
- На основе примечания п.15 составьте схемы, когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится.
Группа №4
-Вспомните, что вы знаете о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Составьте алгоритм «Как определить, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым».
1 группа:
Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
Пятью девять - сорок пять.
2 группа:
Расстояние между посёлками - пятьдесят километров.
Жить – значит радоваться. (В.Сидоров)
3 группа:
Наша задача — хорошо учиться.
Ходить босиком — большое удовольствие.
4 группа:
Чтение — вот лучшее учение.
Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
1 группа
1)Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.
2) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
2 группа
1. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами.
2. Старый охотник стал моим лучшим другом.
3 группа
1. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада.
2. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.
4 группа
1. Путь в лесах становится километрами тишины, безветрия.
2. Чистота является залогом здоровья.
1. | Труд как блестящая сталь. | |
2. | О решенном говорить только путать. | |
3. | Беседовать с писателями других веков значит путешествовать. | |
4. | Бедность не порок. | |
5. | Июнь лишь начало лета. | |
6. | Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. | |
7. | Сердце наше вечная тайна для нас самих. | |
8. | Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку. | |
9. | Искусство это мышление в образах. | |
10. | Память одно из важнейших свойств бытия. |
1. | Труд как блестящая сталь. | |
2. | О решенном говорить только путать. | |
3. | Беседовать с писателями других веков значит путешествовать. | |
4. | Бедность не порок. | |
5. | Июнь лишь начало лета. | |
6. | Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. | |
7. | Сердце наше вечная тайна для нас самих. | |
8. | Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку. | |
9. | Искусство это мышление в образах. | |
10. | Память одно из важнейших свойств бытия. |
1. | Труд как блестящая сталь. | |
2. | О решенном говорить только путать. | |
3. | Беседовать с писателями других веков значит путешествовать. | |
4. | Бедность не порок. | |
5. | Июнь лишь начало лета. | |
6. | Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. | |
7. | Сердце наше вечная тайна для нас самих. | |
8. | Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку. | |
9. | Искусство это мышление в образах. | |
10. | Память одно из важнейших свойств бытия. |
1. | Труд как блестящая сталь. | |
2. | О решенном говорить только путать. | |
3. | Беседовать с писателями других веков значит путешествовать. | |
4. | Бедность не порок. | |
5. | Июнь лишь начало лета. | |
6. | Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. | |
7. | Сердце наше вечная тайна для нас самих. | |
8. | Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку. | |
9. | Искусство это мышление в образах. | |
10. | Память одно из важнейших свойств бытия. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Познакомиться с ……… Отработать навык постановки ….. Находить в тексте предложения… Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость
Четырнадцатое октября Классная работа Тире между подлежащим и сказуемым
План урока Учебник п.22 (работа в группах). Составление алгоритма (работа в группах). Работа с дидактическим материалом (работа в группах). Физкультминутка. Индивидуальная работа. Подведение итогов. Домашнее задание.
сущ. – это сущ. числ. – числ. сущ. – сущ. Н.ф.гл. – н.ф.гл. Гл. – это сущ.
: 1) ___ как ___ будто ___ словно ___ точно 2) ___ не 3) личн. мест.
АЛГОРИТМ 1) Обозначить грамматическую основу. 2) Определить, чем выражен каждый член грамматической основы. 3) Сделать вывод об употреблении или неупотреблении тире.
1 группа) Венера – самая яркая звезда ночного неба. 3 группа) Чужим умом жить – добро не нажить. 2 группа) Её глаза как яркие звёзды. 4 группа) Бедность не порок.
Тире ставится: 1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + существительное 2. Числительное + числительное 3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. 4. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + н. ф. глаг. 5. Н. ф. глаг. + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 6. Это, вот, значит Тире не ставится: 1. При сказуемом есть не 2. При сказуемом есть как, будто 3. Подлеж. = местоим. Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
Исследование синтаксического материала. Задание: Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире. Что для этого нужно сделать? 1 группа Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением. Маша Миронова стала любимым женским образом автора. 2 группа 1. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами. 2. Старый охотник стал моим лучшим другом. 3 группа 1. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада. 2. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной. 4 группа 1. Путь в лесах становится километрами тишины, безветрия. 2. Чистота является залогом здоровья.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Программированный диктант 1. Труд как блестящая сталь. 2. О решенном говорить - только путать. 3. Беседовать с писателями других веков - значит путешествовать. 4. Бедность не порок. 5. Июнь лишь начало лета. 6. Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. 7. Сердце - наше вечная тайна для нас самих. 8. Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку. 9. Искусство - это мышление в образах. 10. Память - одно из важнейших свойств бытия.
ТЕСТ 1. В каком предложении не ставится тире? 1) Грузинские деревни__это сплошные сады. 2) Прилет журавлей__есть признак весны. 3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра. 4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.
ТЕСТ 2. В каком предложении не ставится тире? 1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса. 2) Наш долг__совершенствовать знания. 3) Эти равнины__словно море бескрайнее. 4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.
ТЕСТ 3. В каком предложении ставится тире? 1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня. 2) Этот яркий свет__словно ливень золотой. 3) Наш край__богат и прекрасен. 4) Снег__словно шелк.
ТЕСТ 4. В каком предложении ставится тире? 1) Одна беда еще__не беда. 2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист. 3) Сегодня небо__как море. 4) Превосходная должность__быть на земле человеком.
КЛЮЧ 1 – 2 2 – 3 3 – 1 4 – 4
подведём итоги! -Что повторили сегодня на уроке? - Что узнали нового? - Чему научились? - Какой этап урока показался самым интересным? - Что было трудно?
Домашнее задание: параграф 22, упр 115 или 116 (на выбор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....
урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...
" Тире между подлежащим и сказуемым" (с использованием приёмов технологии РКМ - Развитие Критического Мышления).
Урок русского языка для 8 класса....
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....
Тире между подлежащим и сказуемым
Конспект урока содержит материал для закрепления материала и комплексного анализа текста....
Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани...