Презентация "Использование краеведческого материала на уроках русского языка"
презентация к уроку по русскому языку
Этот материал способен повысить интерес к предмету.
Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни, важно видеть себя как продолжателя дела своего поколения, своей семьи.
А краеведческая работа, решая предметные задачи, расширяет кругозор учеников, закладывает нравственные основы личности.
Знания о родном крае, полученные человеком в школьные годы, будут востребованы до конца жизни
А интерес рождает мотивацию, без которой трудно выполнить все предметные задачи.
Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию краеведческого материала на уроках.
Задачи: познакомить с приемами и формами краеведческой работы, дидактическим материалом;
-показать конкретные варианты применения краеведческого материала на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.pptx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер-класса Повысить мотивацию педагогов к овладению и использованию краеведческого материала
Задачи мастер-класса -Познакомить с приемами и формами краеведческой работы, дидактическим материалом. - П оказать конкретные варианты применения краеведческого материала на уроках.
Актуальность мастер-класса -Проблема духовно-нравственного развития одна из важнейших проблем воспитания ребенка. -Краеведческая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
«Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления ». М.М. Бахтин
Текстоцентрический принцип позволяет реализовать все цели обучения: формируются - лингвистическая, - языковая, коммуникативная, культуроведческая компетенции
5 класс. Имена существительные собственные и нарицательные -Дополните список географическими названиями нашего края. -Расположите в алфавитном порядке. -Выпишите географические названия населенных пунктов нашего района, которые имеют форму только множественного числа. Крупец, Коммуна, Тарасовка , Холмечь, Холмецкий Хутор, Шемякино, Добрик , Коростель, Телятниково , Коммунар, Хотеево , Балымово , Вынчебесы , Ждановка, Кретово , Сныткино , Звезда, Кропотово , Николаевский, Осотское , Пахарь, Петрилово , Рассошка , Столбово, Буда, Заря, Зуево , Летча , Верхнее, Ветряк, Городище-2-е, гремучее, Есино , Жучок, Нижнее Городище, Новое, Репье, Фошня , Веребск , Горякина , Дубрава, Лубенск , Сергеева, Суслово , Фоменок , Хитров, Хрипково , Чернечек , Турищево , Шевякина , Щепятина , Чаянка , Андрынки , Верхний Городец, Нижний Городец, Воронов Лог, Городище-1-е, Красный Колодец, Майский Жук, Глоднево , Вежонка , Казинка, Краснополье, Перескоки, Пожар, Троицконикольский , Дубровка, Клинское , Коллективист, Красное, Екатериновка, Калошичье , Коробкина , Александровское, Погребы , Весёлый Кут, Каменка, Красное Поле, Чистополянский , Брасово, Локоть -Подготовить сообщение о происхождении названия деревни, улицы, фамилии.
Десна А как объяснить название главной реки края Десны? Прежде всего, такое название носят несколько рек Днепровского бассейна (в одном лишь Трубчевском районе Брянской области имеются две Десенки и одна Малая Десенка , которая теперь называется Играевкой ), Десна имеется и в бассейне Южного Буга. Может быть, такое название происходит от старославянского « десн » – правый, а может быть, из иранского «сиять», «сверкать»? Наиболее крупной рекой Брянской области является Десна. Это самый значительный левый приток Днепра—одна из красивейших рек Европы. Длина ее от истока до устья 1187 км. Протяженность в пределах области около 500 км. Площадь бассейна 100 тыс. км2. На этой территории можно разместить три таких государства, как Бельгия. Десна берет начало на Смоленско-Московской гряде, и болота около деревни Налеты, в 9 км от города Ельни. Впадает она в Днепр в 6 км севернее города Киева. Плавные воды реки плещутся у стен четырех древнейших городов: Брянска, Трубчевска, Новгород-Северского, Чернигова. Десна принимает ряд других притоков, главным образом, с левой стороны: Снопоть , Ветьму , Болву , Снежеть , Ревну , Навлю, Неруссу . Справа в Десну впадают: Габья (на севере) Судость имеющая параллельное Десне направление, и Снов (на юге, за пределами области). Правый берег Десны в основном коренной, круто обрывающийся к пойме, которая резко расширяется ниже устья р. Болвы . Левый берег террасирован .
Нерусса Нерусса – река Брянской области, левый приток Десны. Существует легенда, объясняющая происхождение название реки Нерусса . Когда-то предки местных жителей жили в пограничной зоне степей воинственных кочевников-половцев. Только узкая полоса реки отделяла их от этих мест. Схватки русов с половцами были частыми и кровопролитными. Во время затишья, половцы собирались на левом берегу реки и слушали доносившиеся к ним с правого берега протяжные русские песни, а русские парни с восторгом смотрели на лихие пляски половецких девушек. Однажды смелый рус Ратибор влюбился в девушку-половчанку Зульфию . Во время свадебного пира девушки-русы , разгневанные ревносью , окружили невесту во время танца и стали подталкивать её к реке. У крутого берега реки они набросились на девушку и со словами: «Умри, Нерусса », сбросили в реку. Половцы же назвали реку Зульфа-Русса . Жители окрестных сел видели смуглую русалку в реке, назвали свою речку-студенку жилищем русалки Нерусы или просто Неруссой .
7 класс. Л.М. Рыбченкова . Упр.66. Дуб-богатырь Говоря о дубе, нельзя забывать, что в лесных экосистемах это дерево играет важную роль. Желуди служат кормом множеству видов животных, его богатая минеральными веществами листва входит в формирование лесных почв, создавая условия для роста многих видов растений. В Брянской области старых дубрав сохранилось мало. Большинство таких мест расположено в водоохранных зонах, где вести хозяйственную деятельность, и тем более рубить деревья, запрещено. Вырубка пойменных лесов в водоохранной зоне может привести к обмелению или к полному исчезновению реки. Несмотря на это, в нашей области были случаи рубки пойменных дубрав. Давайте сохраним дубравы как неотъемлемую часть нашей культуры, как связь прошлого, настоящего и будущего! [ 6 ]. 1. Прочитайте и озаглавьте текст. Задайте два вопроса по тексту. Чем отличаются вопросительные предложения от риторического вопроса? Приведите примеры. 2. Выпишите деепричастия, покажите, как они образованы. 3. Запишите предложения с деепричастными оборотами и выполните их синтаксический разбор. 4.Что вам известно о дубравах в Брянской области? К каким источникам вы обратитесь за информацией?
7 класс. «Причастие» Упр.80. Текст «Шипов лес», заповедный массив в Воронежской области. -Прочитайте текст. Какая информация текста свидетельствует о том, что Брянский лес является заповедной зоной? К какому стилю принадлежит этот текст? Заповедник « Брянский лес » создан 14 июля 1987 года на территории Трубчевского и Суземского районов Брянской области, в междуречье Десны и Неруссы . Заповедник сохраняет часть большого лесного массива, который называется « Брянский лесной массив » . Лес — среда обитания сотен видов животных, произрастания сотен видов растений. На территории заповедника произрастает 772 вида сосудистых растений, 7 видов сосудистых растений, занесенных в « Красную книгу » России, 56 видов, включенных в число охраняемых растений области, и 26 уязвимых видов, требующих охраны. В фауне заповедника 58 видов млекопитающих,161 вид птиц, 6 видов пресмыкающихся, 12 видов земноводных, 30 видов рыб, 1 вид круглоротых. 22 вида животных занесены в « Красную книгу » России. Заповедник « Брянский лес » — это не только охраняемая природная территория, но и научно-исследовательское учреждение, « лаборатория в природе » . (География родного края. 6 класс) Вопросы и задания: (такие же как в упр.) -К какому стилю принадлежит текст? -Что такое заповедник? -Выпишите из текста синонимы к слову лес. - Найдите и выпишите краткие причастия, выделите их суффиксы и окончания. Перепишите 2 и 3 абзацы, записывая числительные словами.
7 класс. Упр.110 – о Владимире – старейшем городе России. Упр.119 – о городах-крепостях Воронеже, Белгороде, Острогожске, Осколе, Новом Осколе. Древний город Брянск, наименование которого связывается с дебрями, заросшими оврагами, труднопроходимыми лесами и болотами, был основан не позднее 985 года. Местоположение поселения первоначально было связано с судоходными речными путями и находилось в районе Чашина кургана, где и были возведены крепостные стены. К середине XII века город окончательно утвердился на крутых склонах правобережья Десны на Покровской горе. В 1503 году Брянск переходит под «власть Москвы». С тех пор он становится городом-крепостью на юго-западных рубежах Российского государства. Лишь в конце XVII века прекращаются нападения внешних врагов на Брянск, и в первой половине XVIII века, с удалением государственной границы, он теряет значение города-крепости.
У.139 Подробное изложение «Медведи» Бурый медведь в Брянской области находится на южной границе своего сплошного распр...странения . И если в целом по России это обычный вид то на Брянщине это редкий зверь внесё ( н , нн ) ый в региональную Красную книгу. По данным Красной книги Брянской области числе( н , нн )ость медведя на Брянщине в 1980-ые годы не пр.. вышала 10 особей. Сегодня ситуация изм .. нилась общая числе( н , нн )ость в области около 50 особей об..тающих в основном на территории заповедника « Брянский лес » и его окрес (?) ностей . Росту популяц ..и бурого медведя на Брянщине во многом способствовала програ (м, мм)а по его во( з , с)становлению проводимая заповедников с конца 90-ых годов. По иниц .. ативе заповедника в 1996 году сюда стали выпускать во( з , с)пита( н , нн ) нных по спец.. альной методике на тверской биостанции « Чистый лес » медвежат-с..рот. Было выпуще ( н , нн )о 14 медвежат. Таким образом програ (м, мм)а по во( з , сс ) тановлению популяц ..и бурого медведя в брянских лесах успешно реализуется уже около 20 лет. Достигнуты отличные результаты. В настоящее время следы пр.. бывания медведя можно встретить на всей территории заповедника и его окрес (?) ностей . [ 7 ]. 1.Прочитайте текст, определите его тему и идею. 2.Озаглавьте текст. Тему или идею отражает ваше заглавие? 3.Запишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите орфограммы, объясните постановку знаков препинания. 4. Найдите особые формы глагола, определите их синтаксическую роль. 5. Выпишите из текста наречия в составе словосочетаний, определите разряд наречий. 6. К каким частям речи может относиться слово « около » ? Составьте предложения, в которых бы это слово принадлежало к разным частям речи, определите его синтаксическую роль.
Упр.127 Орден Нахимова Вариант 1 Задание 1. Чтение текста. Перед вами фотография известного советского дипломата, адмирала Николая Михайловича Харламова. Выразительно прочитайте текст о Николае Харламове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Николай Михайлович Харламов родился в городке Жуковка Брянского уезда Орловской губернии 6 (19) декабря 1905 года. Выбрав свое призвание – море, с 1922 года он идет в Военно-морское политическое училище им. С. Г. Рошаля. С 1925 года продолжает обучение в Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. Затем Харламов окончил артиллерийский класс Специальных курсов командного состава ВМС (1931), курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова на факультет Военной академии Генштаба (1941). Службу начал на Черноморском флоте: c октября 1928 — вахтенный начальник, завхоз эсминца «Дзержинский», артиллерист, помощник командира эсминца «Фрунзе», командир эсминцев «Дзержинский», «Бодрый», крейсера «Ворошилов». С февраля 1938 — начальник штаба Черноморского флота, с апреля 1941 контр-адмирал Н.М. Харламов — начальник Управления боевой подготовки ВМФ. После начала Великой Отечественной войны 20 июля 1941 назначен военно-морским атташе при посольстве СССР в Великобритании. Оставался на этом посту до октября 1944. Осуществлял связь с британским Адмиралтейством, в том числе по вопросам организации поставок морем в Мурманск. Внёс значительный вклад в открытие «Второго фронта» в Европе. С 20 ноября 1944 — начальник управления и заместитель начальника Главного морского штаба ВМФ. После войны — заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил по военно-морским силам (1946-1950), командующий 8-м ВМФ на Балтике (1950-1954), с июля 1956 — начальник военно-морского факультета Высшей Военной академии им. К. Е. Ворошилова, с ноября 1956 по май 1959 — командующий Балтийским флотом. В мае 1959 Харламов как опытный моряк и дипломат направлен в Китай, где занял пост военного специалиста по ВМС НОАК (Народно-освободительной армии КНР). В 1961-1971 на ответственной работе в центральном аппарате ВМФ (с января 1961 — председатель Морского научно-технического комитета ВМФ), с августа 1971 — в отставке. Депутат Верховного Совета СССР 4-го и 5-го созывов. В 1983 году Николай Михайлович опубликовал свои воспоминания о работе в Англии, назвав мемуары «Трудная миссия». Умер он в возрасте 77 лет 9 апреля 1983 года, похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. За безупречную службу был награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 1-й степени, Нахимова 1-й степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды В честь Н. М. Харламова назван большой противолодочный корабль «Адмирал Харламов», стоящий на боевом вооружении Северного флота. военно-морской деятель и дипломат, адмирал, кандидат военно-морских наук Комментарии: Эсм и нец – эск а дренный минон о сец- боевой корабль, предназначенный для выполнения различных задач (уничтожение подводных лодок и надводных кораблей, охрана кораблей и др.). Появился в нач . 20 века, имеет на вооружении артиллерию, торпеды, ракетное оружие. НОАК (Народно-освободительная армия КНР).
(1)Все лето я прожил в Рёвнах , в бывшем потемкинском поместье, среди дремучих Брянских лесов, рек, кротких орловских крестьян, в старинном и таком обширном парке, что никто не знал, где он кончается и переходит в лес. (2)Это было последнее лето моего настоящего детства. (3)Потом началась гимназия.(4) Семья наша распалась.(5) Я рано остался один и в последних классах гимназии уже сам зарабатывал на жизнь и чувствовал себя совершенно взрослым. (6)С этого лета я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. (7)Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной – со всей своей грустью, спокойствием и простором, – как средняя полоса России. (8)Величину этой любви трудно измерить. (9)Каждый знает это по себе. (10)Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревцо над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу. (11)И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. (12)Детство кончалось. (13)Очень жаль, что всю прелесть детства мы начинаем понимать, когда делаемся взрослыми. (14)В детстве все было другим. (15)Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и все нам казалось гораздо более ярким. (16)Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. (17)И шире было человеческое сердце, острее горе, и в тысячу раз загадочнее была земля, родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. (18)Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа. (Паустовский К.Г. из книги « Далекие годы » . Отрывок из гл. « Брянский лес »)
Сквер Мужества
Церковь Святых Новомученников и Исповедников Российских
Локотской конный завод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. в век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный ч...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка
На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время. Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка
На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время. Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...
Введениекраеведческого материала в урок русского языка и литературы
Выступлеие не педагогическом совете...
Программа формирования личностных УУД с использованием краеведческого материала на уроках русского языка в начальных классах
Программа по формированию личностных УУД...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
Материал по краеведению очень удобен для анализа и полезен при записи различного рода примеров, заставляет обучающихся осознавать и задумываться над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гра...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
Использование краеведческого материала для повышения речевой культуры школьников...