Конспект открытого урока в 6 классе по теме "Относительные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка в 6 классе. Тема: "Относительные местоимения". Открытие новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_otnositelnye_mestoimeniya_maltseva_a.i.docx | 25.2 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_otnosit.mest_.pptx | 491.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Относительные местоимения. 6 класс.
Цель: познакомить обучающихся с относительными местоимениями; научить различать вопросительные и относительные местоимения; заложить основу для изучения синтаксиса сложноподчиненных предложений в 9-м классе.
Задачи
Обучающая:
- дать понятие относительных местоимений через проблемный вопрос;
- научить составлять сложноподчинённые предложения, связанные посредством относительных местоимений;
Развивающая:
- расширять словарный запас, развивать устную и письменную речь учащихся, воображение, креативное мышление;
- познакомить с деятелями мирового искусства.
Воспитывающая:
- воспитывать познавательный интерес к предмету;
- воспитание ценностного отношения к искусству.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование с использованием активных форм работы.
Ход урока
Организационный момент
Взаимное приветствие.
Знакомство с партнерами по команде (партнеры по лицу, по плечу – рассадка по сингапурским технологиям).
- Мы сегодня отправимся в путь на красивом автобусе. На выходе я попрошу вас оставить на нем БИЛЕТИК с комментариями к уроку или возникшими вопросами.
- Повторение и закрепление полученных знаний
Записываем в тетрадях и 1 ученик у доски: 12 марта 1832 года в балете впервые использовали платье под названием «пачка». (Записать числительные словами, указать разряд - порядковые)
- Что такое пачка? Какие еще атрибуты балерины вы знаете? (пуанты)
- Какую часть речи мы с вами повторили?
-Мы с вами повторили имя числительное. (эти две реплики на слайде)
- А после числительного мы начали изучать….(местоимение). Посмотрите на слайд и определите, в каком из предложений больше местоимений? Назовите их и определите разряды. (В первом: вопросительное, личное, личное) Какое это предложение по цели высказывания? Какую роль выполняет здесь вопросительное местоимение? Какие еще вопросительные местоимения знаете? (фиксируем на доске)
(на слайде картина Э. Дега «Танцовщица отдыхает/Отдых балерина 1880»)
- Перед вами репродукция картины Эдгара Дега «отдых балерины» или «Балерина». Дега, известный импрессионист, любил изображать на своих полотнах балерин.
Работа в группах: составьте как можно больше вопросительных предложений по этой репродукции, используя вопросительные местоимения, записанные на доске. Начинаем со вторых номеров (2 мин). Озвучиваем, не повторяя вопросы
- Постановка темы и цели урока
-Хорошо. (На доске реплики учителя): Теперь мы знаем, что такое пачка и пуанты. Еще мы узнали, кого любил изображать на своих полотнах Э.Дега. Мы знаем, в каком году в балете впервые использовали платье под названием «пачка».
- Что это за местоимения, выделенные в предложениях?(Вопросительные)
- А почему в конце предложения нет вопросительного знака? (???) А это мы узнаем сегодня на уроке – наша новая тема «Относительные местоимения» (записываем в тетради)
Прежде чем мы познакомимся с этими местоимениями, заполним в табличке свои ожидания (колонка ДО) ТАБЛИЦА №1
ДО +/- | Утверждение | ПОСЛЕ +/- |
1) Относительные местоимения – это один из разрядов местоимений | ||
2) Вопросительные и относительные местоимения пишутся абсолютно одинаково | ||
3) Относительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. | ||
4) Относительные местоимения служат для связи простых предложений в сложном предложении |
-Какие из пунктов у вас вызвали сомнение? Что мы должны сегодня выяснить?
- На протяжении урока мы постараемся устранить все сомнения. Приобрести новые ценные знания. А в конце урока вернемся к этой табличке и заполним вторую колонку.
- Изучение нового материала (1 шаг исследования)
Переделайте предложения так, чтобы вопросительные местоимения употреблялись без вопроса и связывали 2 простых предложения в составе сложного.
«Кто написал картину «Балерина»?» - Я спросил, ___________ написал картину «Балерина».
«Сколько балерин на сцене?» - Посчитай, _____________ балерин на сцене.
«Где мои пуанты?» - Я не знаю, __________ мои пуанты.
«Чей это реквизит?» - Спроси, ____________это реквизит.
- мы с вами сейчас заменили вопросительные местоимения на относительные. Давайте сделаем вывод №1 и заполним табличку: как выглядят вопр. И относит. местоимения? (одинаково) За доской табличка+в тетрадь (заполнить пустые строки): ТАБЛИЦА №2
Относительные | |
Кто? | |
Что? | |
Какой? | |
Чей? | |
Который? | |
Где? |
-Так как такой таблички нет в учебнике, вы можете её вклеить в тетрадочку и пользоваться на следующих уроках по теме «Местоимение».
- Физминутка с заданиями на закрепление. Под звуки музыки (10 сек.) ученики перемещаются по кабинету, встают в пары. У каждого ученика карточка с вопросом. Первые задают вопрос, а вторые переделывают его в сложное предложение с относительным местоимением. (Так меняются 2 раза).
- 2 шаг исследования – функциональные особенности.
Записываем в тетрадях и на доске: 1) Кто написал картину «Балерина?» 2)Мы знаем, кто написал картину балерина.
-Чем отличаются эти предложения? (по цели высказывания, по количеству грамматических основ)
- Давайте подчеркнем основы.
-Сделаем Вывод №2: В вопросительных предложениях употребляются вопросительные местоимения, а относительные местоимения служат для связи предложений в составе сложного.
- Давайте теперь откроем учебник на стр. 74 и проверим, ничего мы не упустили. (Ученики зачитывают)
-Составим схему сложного предложения. В СПП 1 предложение главное, а второе – придаточное/зависимое (от главного можем задать вопрос). Умение составлять схему сложного предложения вам пригодится в 9 классе для сдачи ОГЭ.
- Закрепление второго результата. Работа с карточками. Советоваться можно только с соседом по плечу. (Найти вопросительные и относительные местоимения, указать разряд)
Проверка – сосед по лицу. (Ответы на доске + критерии оценивания)
- Домашнее задание. Творческое задание. В группах подготовить плакат - рекламу относительных местоимений (или по группам – вопросительные, относительные, легкий способ отличить вопр. мест. от относительных).
- Рефлексия. Вернемся к карточке ДО и ПОСЛЕ. Заполните колонку ПОСЛЕ. Изменился хоть один ответ? Почему?
- Билетик на выход – запишите комментарий к уроку или вопрос, который остался у вас после урока, и приклейте на наш замечательный автобус.
Приложение
ТАБЛИЦА №1
ДО +/- | Утверждение | ПОСЛЕ +/- |
1) Относительные местоимения – это один из разрядов местоимений | ||
2) Вопросительные и относительные местоимения пишутся абсолютно одинаково | ||
3) Относительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях | ||
4) Относительные местоимения служат для связи простых предложений в сложном предложении |
ТАБЛИЦА №2
Относительные | |
Кто? | |
Что? | |
Какой? | |
Чей? | |
Который? | |
Где? |
Самостоятельная работа с карточками
Обведите в кружок и подпишите вопросительные и относительные местоимения.
1. Мы вышли на полянку и увидели, что уже распустились первые цветы.
2. Посмотрите, какие цветы растут на поляне!
3. Какие цветы ты любишь?
4.А кто это так красиво поёт?
5.Прислушайтесь и угадайте, какой птице принадлежит этот голос.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
13 марта 1832 года в балете впервые использовали платье под названием «пачка ». т ысяч.. в осем (?)сот
Где больше местоимений? Какую часть речи мы с вами повторили? Мы с вами повторили имя числительное.
Где больше местоимений? Какую часть речи мы с вами повторили? Мы с вами повторили имя числительное.
Эдгар Дега «Отдых балерины» Эдгар Дега «Балерина»
что Относительные местоимения Теперь мы знаем, такое пачка и пуанты. Еще мы узнали, любил изображать на своих полотнах Э. Дега. Мы знаем, в году впервые в балете использовали платье по названием «пачка». кого каком
1. Мы вышли на полянку и увидели, что уже распустились первые цветы. 2. Посмотрите, какие цветы растут на поляне! 3. Какие цветы ты любишь? 4.А кто это так красиво поёт? 5.Прислушайтесь и угадайте, какой птице принадлежит этот голос.
Взаимопроверка Красные – относительные местоимения. Синие – вопросительные местоимения. 0 ошибок = «5» 1 ошибка = «4» 2 ошибки = «3» 3 и более 1 . Мы вышли на полянку и увидели, что уже распустились первые цветы. 2. Посмотрите, какие цветы растут на поляне! 3. Какие цветы ты любишь? 4.А кто это так красиво поёт? 5.Прислушайтесь и угадайте, какой птице принадлежит этот голос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...
Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"
Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English" ...
Конспект открытого урока 8 класс
Открытый урок в 8 классе Тема урока: «Колокольные звоны на Руси» Цели урока: • восприятие образного содержания музыкальных произведений русских компо...
Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»
Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТЫЙ УРОК 9 КЛАСС Zukunftspläne
5ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ,ТеМА Zukunftspläne...
План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».
План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...
конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе
Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...