Гласные в приставках пре- и при-
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Репина Альбина Касимовна

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_v_pristavkah_pre-_i_pri-.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Гласные в приставках пре- и при-

 

Технологическая карта урока 5 класс

Дата проведения:

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Образовательные технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.  

Цели урока:

обучающие: познакомить с условиями выбора букв Е и И  в приставках пре-

и при-, способствовать формированию навыка правописания слов с данными приставками; развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую и орфоэпическую грамотность;

развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания, развивать мыслительные операции: внимание, память, логическое мышление, развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;

воспитательные: формировать ценностное отношение к слову, к составляющим его морфемам, к их значению.

Планируемые результаты: знание условий выбора гласных в приставках пре- и при-; - владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.

Тип урока: изучение нового материала.

Ведущий метод: частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку «Правописание приставок пре- и при-», учебник «Русский язык. 6 класс.» (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.).

 

Урок «открытия» нового знания

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.

Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются

(Эмоциональный настрой учащихся)

Ребята, добрый день. Сегодня на уроке мы будем изучать новую и интересную тему. Чтобы понять тему урока и разобраться в новом материале, вам необходимо внимательно меня слушать, быть активными, рассуждать и правильно отвечать на вопросы. Пожелаем себе успехов и отправимся в путь, к новым знаниям!

Личностные:

ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).

Регулятивные:

-научатся контролировать организацию своего рабочего места.

Коммуникативные:

- умение слушать

2.Этап

актуализации и пробного учебного действия.

Лингвистическая разминка (слайд )

 

воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки,
достаточные для построения нового способа действий; попытались самостоятельно выполнить
задание : раскрыли скобки, записали слова, распределяя и на три группы.

 

Объяснили графически выбор приставки.

 

Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

-Ребята, посмотрите на доску и подумайте: на какие группы можно разделить данные слова и почему? (Исходите из того, над какой морфемой будете работать, раскрывая скобки.)

-Запишите слова, раскрывая скобки и распределяя их на три группы в зависимости от правописания. Объясните графически выбор.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические – формулирование проблемы.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали.

Отвечают на вопросы учителя и объясняют выбор правописания этих приставок

 

 

 

 

 

 

Отвечают, на проблемный вопрос: какие приставки не попадают ни в оду из групп

(Прибежать, присесть, преогромный).

 

Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает

Проверка работы: (слайд )

- Ребята, когда вы раскрывали скобки и распределяли слова по группам, на какую морфему вы обращали внимание?

- А кто мне скажет: что такое приставка? ( Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов). – Все верно!

- Ребята, назовите слова первой группы и их приставки (Сделать, отдавать, проиграть). Объясните правописание этих приставок. Вспомните, как они называются.

(- Приставки –с, -от, -про – пишутся всегда одинаково. Их написание не зависит от произношения, поэтому они называются неизменяемыми приставками).

- Назовите слова второй группы и их приставки (Расчистить, размышлять, безвкусный, бессердечный, возглас, воскликнуть)

- Объясните выбор правописания согласных З-С в этих приставках. Сделайте вывод о правописании приставок на –З, -С. (З – пиши перед звонким согласным,

С – пиши перед глухим согласным);

Постановка проблемного вопроса:

- Ребята, какие слова у нас остались? Прочитайте их.

Регулятивные:целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Личностные: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

 

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

(Приставки произносятся одинаково).

 


 

(При написании слов с приставками пре- и при- в безударном положении можно допустить ошибку).

(Правописание приставок –пре и –при)

(-Научиться распознавать слова с приставками пре- и при-, узнать правило правописания гласных в этих приставках).

 

(- Чтобы применять его при письме).

- Назовите приставки в этих словах. Сравните, как произносятся приставки в словах прибежать, присесть и преогромный?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Как мы назовем эту группу слов?

- Сформулируйте тему нашего урока.(слайд )

Запишем её в тетрадях.

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

 

- А зачем нам нужно знать правило?

(слайд )

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные :планирование учебной деятельности

5.Этап реализации построенного проекта.

Наверное, нужно вдуматься в смысл приставки, чтобы не ошибиться в написании).

 

-Вернемся к словам третьей группы: (слайд )

Приставки пре- и при- - непростые! В русском языке их называют смысловыми. Как вы думаете почему? (- Все верно. Молодцы, ребята!

Писать –пре или – при?

Вот в чем секрет!

На содержание слова смотри-

Сразу получишь ответ! (слайд )

 

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Работают с таблицей


 


 


 


 


 


 

Отвечают на вопросы


 

Слушают и выписывают

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной.

Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,

Пишется при-, несомненно.

(Из этого четверостишья учащиеся выписывают примеры во вторую колонку таблицы)

Отвечают на вопросы:

(-Выполнение человеком различных действий).

(-Присоединение одного предмета к другому).

Записывают во вторую колонку слова: привинтил, прикрутил, приклеил, пришил

Чтобы определить верное написание приставок пре- и при- необходимо вдуматься в смысл приставки и определить ее значение. Давайте вместе попробуем это сделать, заполнив таблицу «Правописание приставок –пре и –при», которая будет состоять из 2 столбиков (1 столбик – значение приставок, 2 столбик – примеры)

Начнем с заполнения первого столбика таблицы – значение приставки. Для этого ответьте мне на вопрос: «Как можно попасть в школу?»

– ПРИйти,

- Верно, а еще? Подберите синонимы к глаголу прийти.

-ПРИбежать,ПРИмчаться, ПРИнестись и т.п.

- Каково значение данных глаголов?

Запомните ребята и запишите в таблицу первое значение приставки – приближение.

- Прослушайте отрывок стихотворения, найдите и выпишите из него примеры приставок со значением приближения:

 

- Ребята, обратите внимание на экран (слайд №). Что изображено на картинках?

- Правильно, давайте их назовем.

- С помощью веревки мы можем – привязать;

- С помощью молотка?

( – прибить);

- С помощью иголки?

(– пришить);

- С помощью клея?

(– приклеить);

- Руками мы можем друг к другу? ( – прикоснуться).

- Каково значение этих глаголов? -Послушайте следующие строки и выпишите из них примеры во вторую колонку таблицы:

Если ты винт привинтилприкрутил колесо,

Приклеил, пришилумело.

Помни, что пишется –приобо всем,

Что доброй рукою ты сделал.

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познават-е:Логические

7. Этап физминутки

Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения.

 

Выполняют действия, которые задает учитель

Отвечают на вопросы учителя :(Приклонялись, пригибали, привставали, приседали)

(Выполнили не до конца).

(Незавершенность, незаконченность действия).

 

А теперь, ребята, я вам предлагаю провести физкультминутку, которая называется «Приставочки».

Мы немного отдохнем, подвигаемся и определим еще одно значение приставок пре- и при- (Слайд );

Всем нам, ребята, нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопуститьи так немного постоять.

А теперь все приклонитесь, принагнитесь, подтянитесь. Дружно нужно нам присесть, а затем опять привстать, приосаниться и выпрямиться!

- Молодцы, мы немного передохнули и продолжаем работать. Выполняя задания разминки, какие действия мы совершали?

- Эти действия завершенные или все же мы их выполнили не до конца? Как мы назовем это значение приставки?

Правильно, еще говорят: неполнота действия.

8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия

Выявляют причины ошибок и их исправление

организовывает самостоятельное выполнение учащимися
типовых 
заданий на новый способ действия.

. Послушайте следующие строки и выпишите из них примеры во вторую колонку таблицы.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит сгорело.

Помни: в том, что сделано, но не совсем,

Пиши приставку –присмело!

Регулятивные контроль, оценка

Познавательные:

формулирование проблемы

 

9.Этап включения в систему знаний и повторения

Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными

 

Работа по учебнику.

Выполнение упр. № 154 (стр. 69). Задание: выписать слова в 2 столбика (-пре и –при). В скобках указать значение приставок. Графически обозначить орфограмму. (2 ученика работаю у доски на оценку, остальные самостоятельно в тетрадях)

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

 

10. Рефлексия учебной деятельности.

 

 

 

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия

Ребята, наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги

Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!

Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями.

Прошу вас продолжить фразу:

«сегодня на уроке…»

- Закончить урок мне хотелось бы пословицей «Воля и труд всё перетрут».

Вы это доказали на уроке.

Вы – молодцы! Все отлично потрудились!

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные:планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные:умение структурировать знания

Личностные:смыслообразование.

11.Домашнее задание

Записывают домашнее задание:

 

- выучить правило правописание приставок – пре и –при (учебник стр. 69)

- выучить таблицу значений приставок, выполненную в тетради. Дополнить каждое значение приставок 3-4 своими примерами. Записать их в тетрадь.

- выполнить упражнение 155 (учебник, стр. 70) по задани

 

Используемая литература:

Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М. Стракевич. Москва. Просвещение 2016

Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс. Н.Н. Соловьёва. Москва. Просвещение 2016

Русский язык. Карточки – задания. 6 класс. Москва. Просвещение 2016

«Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Гласные в приставках –при и –пре»

Моя задача как учителя русского языка заключается в повышении «продуктивности» обучения. Решение данной задачи на уроке вижу именно в деятельностном подходе к обучению учащихся, сущность которого закл...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Гласные в приставках пре- при-

конспект открытого урока...

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- Урок.1

Цель  урока: научить учащихся грамотно писать гласную в приставках ПРЕ- и ПРИ-Задачи:- обучающие:  научить видеть в тексте слова с приставками ПРЕ-  и ПРИ-, выделять приставки ПРЕ- и ПР...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Гласные в приставках пре- и при-"

Урок направлен на формирование умения различать на письме приставки пре- и при-...

Презентация "Правописание безударных гласных в приставках". 5 класс.

Данную презентацию не следует рассматривать как полноценный урок, но она может быть использована при подготовке тем "Правописание безударных гласных в приставках", "Правописание букв и, а, у после шип...