Гласные в приставках пре- и при-
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_v_pristavkah_pre-_i_pri-.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Гласные в приставках пре- и при-
Технологическая карта урока 5 класс
Дата проведения:
Тип урока: «Открытие» нового знания.
Образовательные технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.
Цели урока:
обучающие: познакомить с условиями выбора букв Е и И в приставках пре-
и при-, способствовать формированию навыка правописания слов с данными приставками; развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую и орфоэпическую грамотность;
развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания, развивать мыслительные операции: внимание, память, логическое мышление, развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
воспитательные: формировать ценностное отношение к слову, к составляющим его морфемам, к их значению.
Планируемые результаты: знание условий выбора гласных в приставках пре- и при-; - владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.
Тип урока: изучение нового материала.
Ведущий метод: частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку «Правописание приставок пре- и при-», учебник «Русский язык. 6 класс.» (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.).
Урок «открытия» нового знания | |||
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются | (Эмоциональный настрой учащихся) Ребята, добрый день. Сегодня на уроке мы будем изучать новую и интересную тему. Чтобы понять тему урока и разобраться в новом материале, вам необходимо внимательно меня слушать, быть активными, рассуждать и правильно отвечать на вопросы. Пожелаем себе успехов и отправимся в путь, к новым знаниям! | Личностные: ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом). Регулятивные: -научатся контролировать организацию своего рабочего места. Коммуникативные: - умение слушать |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. Лингвистическая разминка (слайд )
| воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки,
Объяснили графически выбор приставки.
| Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. -Ребята, посмотрите на доску и подумайте: на какие группы можно разделить данные слова и почему? (Исходите из того, над какой морфемой будете работать, раскрывая скобки.) -Запишите слова, раскрывая скобки и распределяя их на три группы в зависимости от правописания. Объясните графически выбор. | Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические – формулирование проблемы. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. | проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали. Отвечают на вопросы учителя и объясняют выбор правописания этих приставок
Отвечают, на проблемный вопрос: какие приставки не попадают ни в оду из групп (Прибежать, присесть, преогромный).
| Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает Проверка работы: (слайд ) - Ребята, когда вы раскрывали скобки и распределяли слова по группам, на какую морфему вы обращали внимание? - А кто мне скажет: что такое приставка? ( Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов). – Все верно! - Ребята, назовите слова первой группы и их приставки (Сделать, отдавать, проиграть). Объясните правописание этих приставок. Вспомните, как они называются. (- Приставки –с, -от, -про – пишутся всегда одинаково. Их написание не зависит от произношения, поэтому они называются неизменяемыми приставками). - Назовите слова второй группы и их приставки (Расчистить, размышлять, безвкусный, бессердечный, возглас, воскликнуть) - Объясните выбор правописания согласных З-С в этих приставках. Сделайте вывод о правописании приставок на –З, -С. (З – пиши перед звонким согласным, С – пиши перед глухим согласным); Постановка проблемного вопроса: - Ребята, какие слова у нас остались? Прочитайте их. | Регулятивные:целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Личностные: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
|
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. | (Приставки произносятся одинаково).
(При написании слов с приставками пре- и при- в безударном положении можно допустить ошибку). (Правописание приставок –пре и –при) (-Научиться распознавать слова с приставками пре- и при-, узнать правило правописания гласных в этих приставках).
(- Чтобы применять его при письме). | - Назовите приставки в этих словах. Сравните, как произносятся приставки в словах прибежать, присесть и преогромный? - Какой вывод вы можете сделать? - Как мы назовем эту группу слов? - Сформулируйте тему нашего урока.(слайд ) Запишем её в тетрадях. - Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
- А зачем нам нужно знать правило? (слайд ) | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Личностные :планирование учебной деятельности |
5.Этап реализации построенного проекта. | Наверное, нужно вдуматься в смысл приставки, чтобы не ошибиться в написании).
| -Вернемся к словам третьей группы: (слайд ) Приставки пре- и при- - непростые! В русском языке их называют смысловыми. Как вы думаете почему? (- Все верно. Молодцы, ребята! Писать –пре или – при? Вот в чем секрет! На содержание слова смотри- Сразу получишь ответ! (слайд )
| Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Работают с таблицей
Отвечают на вопросы
Слушают и выписывают Прибыл ли поезд, приплыл пароход, Космонавт прилетел из Вселенной. Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет, Пишется при-, несомненно. (Из этого четверостишья учащиеся выписывают примеры во вторую колонку таблицы) Отвечают на вопросы: (-Выполнение человеком различных действий). (-Присоединение одного предмета к другому). Записывают во вторую колонку слова: привинтил, прикрутил, приклеил, пришил | Чтобы определить верное написание приставок пре- и при- необходимо вдуматься в смысл приставки и определить ее значение. Давайте вместе попробуем это сделать, заполнив таблицу «Правописание приставок –пре и –при», которая будет состоять из 2 столбиков (1 столбик – значение приставок, 2 столбик – примеры) Начнем с заполнения первого столбика таблицы – значение приставки. Для этого ответьте мне на вопрос: «Как можно попасть в школу?» – ПРИйти, - Верно, а еще? Подберите синонимы к глаголу прийти. -ПРИбежать,ПРИмчаться, ПРИнестись и т.п. - Каково значение данных глаголов? Запомните ребята и запишите в таблицу первое значение приставки – приближение. - Прослушайте отрывок стихотворения, найдите и выпишите из него примеры приставок со значением приближения:
- Ребята, обратите внимание на экран (слайд №). Что изображено на картинках? - Правильно, давайте их назовем. - С помощью веревки мы можем – привязать; - С помощью молотка? ( – прибить); - С помощью иголки? (– пришить); - С помощью клея? (– приклеить); - Руками мы можем друг к другу? ( – прикоснуться). - Каково значение этих глаголов? -Послушайте следующие строки и выпишите из них примеры во вторую колонку таблицы: Если ты винт привинтил, прикрутил колесо, Приклеил, пришилумело. Помни, что пишется –приобо всем, Что доброй рукою ты сделал. | Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познават-е:Логические |
7. Этап физминутки Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения. | |||
Выполняют действия, которые задает учитель Отвечают на вопросы учителя :(Приклонялись, пригибали, привставали, приседали) (Выполнили не до конца). (Незавершенность, незаконченность действия).
| А теперь, ребята, я вам предлагаю провести физкультминутку, которая называется «Приставочки». Мы немного отдохнем, подвигаемся и определим еще одно значение приставок пре- и при- (Слайд ); Всем нам, ребята, нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопуститьи так немного постоять. А теперь все приклонитесь, принагнитесь, подтянитесь. Дружно нужно нам присесть, а затем опять привстать, приосаниться и выпрямиться! - Молодцы, мы немного передохнули и продолжаем работать. Выполняя задания разминки, какие действия мы совершали? - Эти действия завершенные или все же мы их выполнили не до конца? Как мы назовем это значение приставки? Правильно, еще говорят: неполнота действия. | ||
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия Выявляют причины ошибок и их исправление | организовывает самостоятельное выполнение учащимися . Послушайте следующие строки и выпишите из них примеры во вторую колонку таблицы. Язык прикусил – не совсем откусил, Пригорело – не значит сгорело. Помни: в том, что сделано, но не совсем, Пиши приставку –присмело! | Регулятивные контроль, оценка Познавательные: формулирование проблемы
|
9.Этап включения в систему знаний и повторения | Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными
| Работа по учебнику. Выполнение упр. № 154 (стр. 69). Задание: выписать слова в 2 столбика (-пре и –при). В скобках указать значение приставок. Графически обозначить орфограмму. (2 ученика работаю у доски на оценку, остальные самостоятельно в тетрадях) | Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
|
10. Рефлексия учебной деятельности.
| Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы
Отвечают на вопросы учителя | организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия Ребята, наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги Выполнили мы поставленные цели? Молодцы! Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. Прошу вас продолжить фразу: «сегодня на уроке…» - Закончить урок мне хотелось бы пословицей «Воля и труд всё перетрут». Вы это доказали на уроке. Вы – молодцы! Все отлично потрудились! | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные:планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные:умение структурировать знания Личностные:смыслообразование. |
11.Домашнее задание | Записывают домашнее задание:
| - выучить правило правописание приставок – пре и –при (учебник стр. 69) - выучить таблицу значений приставок, выполненную в тетради. Дополнить каждое значение приставок 3-4 своими примерами. Записать их в тетрадь. - выполнить упражнение 155 (учебник, стр. 70) по задани |
|
Используемая литература:
Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М. Стракевич. Москва. Просвещение 2016
Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс. Н.Н. Соловьёва. Москва. Просвещение 2016
Русский язык. Карточки – задания. 6 класс. Москва. Просвещение 2016
«Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Гласные в приставках –при и –пре»
Моя задача как учителя русского языка заключается в повышении «продуктивности» обучения. Решение данной задачи на уроке вижу именно в деятельностном подходе к обучению учащихся, сущность которого закл...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Гласные в приставках пре- при-
конспект открытого урока...
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- Урок.1
Цель урока: научить учащихся грамотно писать гласную в приставках ПРЕ- и ПРИ-Задачи:- обучающие: научить видеть в тексте слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, выделять приставки ПРЕ- и ПР...
Урок русского языка в 5классе по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)
Цель: 1. Закрепить знания учащихся о правописании гласных в приставках пре- и при-.2.Совершенствовать ум...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Гласные в приставках пре- и при-"
Урок направлен на формирование умения различать на письме приставки пре- и при-...
Презентация "Правописание безударных гласных в приставках". 5 класс.
Данную презентацию не следует рассматривать как полноценный урок, но она может быть использована при подготовке тем "Правописание безударных гласных в приставках", "Правописание букв и, а, у после шип...