Неопределенные местоимения
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
МАОУ Домодедовская СОШ №1
Разработка конспекта урока русского языка в свете требования ФГОС второго поколения
«Неопределенные местоимения»
Бахтеевой Алсу Аббясовны
Домодедово
2016 г.
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Учитель: Бахтеева А.А.
Класс: 6 «А»
Тема урока: «Неопределенные местоимения»
Тип урока: урок-расследование
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Цели урока:
1) Предметные: дать понятие об отличительном признаке неопределенных местоимений – неопределенность значения; образовании, правописании, изменении неопределенных местоимений; научить находить неопределенные местоимения в тексте, объяснять условия выбора дефисного, слитного и раздельного написания неопределенных местоимений.
2) Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету; формировать умение применять полученные знания на практике; развивать навыки самооценки собственной деятельности.
3) Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1.Организационный момент Цель этапа: настроить учащихся на учебную деятельность на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс 2.Повторение пройденного Цель этапа: задать упражнения близкие жизненному опыту детей. | -Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли на урок? - Запишем в своих тетрадях сегодняшнее число, классная работа. - Вспомните над какой частью речи мы с вами работаем на протяжении нескольких последних уроков. - Для проверки того, насколько вы поняли материал по разрядам местоимений, предлагаю вам заполнить таблицу 3-4 примерами. - С какими разрядами местоимений мы познакомились? (С личными, возвратными, относительными и вопросительными местоимениями). - Вспомните, как мы различаем вопросительные местоимения от относительных? | Личностные УУД | Осуществляемые действия: эмоциональный настрой на урок |
Формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности | |||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: активное слушание, выдвижение предположений | ||
Формируемые способы деятельности: формулирование собственных ожиданий | |||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые: слушание собеседника | ||
Формируемые способы деятельности: построение понятных для собеседника высказываний | |||
Личностные УУД | Осуществляемые действия: активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему | ||
Формируемые способы деятельности: умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения | |||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности; слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы; осуществляют актуализацию личного жизненного опыта | ||
Формируемые способы деятельности: формирование умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, находить ответы на вопросы | |||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении | ||
Формируемые способы деятельности: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности; формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения | |||
3.Постановка учебной задачи Цель этапа: Постановка цели деятельности 4.Физкультминутка | - Сегодня на уроке мы с вами проведем небольшое расследование, в ходе которого выведем еще один разряд местоимений. Слайд 1. Звучит увертюра Дашкевича к фильму «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон». - Расследование мы будем проводить с известным литературным героем. Кто он? (Щелчок по лупе – звучит музыка). - В каком произведении мы встретились с этим героем? - Кто автор? (Щелчок по управляющей кнопке). - Детектив в переводе с английского – сыщик. А в каком еще значении употребляется слово «детектив»? (Жанр литературы). - Вспомните, благодаря чему Шерлоку Холмсу удавалось с блеском раскрывать даже самые сложные и запутанные дела? - Давайте и мы вооружимся своей наблюдательностью и попробуем провести свое расследование. Возьмем пример с великого Шерлока Холмса и попробуем сами определить, как называется разряд местоимений, с которыми мы сегодня познакомимся. - Любое расследование проводится по плану. Вспомним план изучения местоимений (На доске прикреплены карточки). Прочитаем его (учащийся читает план). 1. Значение. 2. Образование. 3. Правописание. 4. Склонение. - План у нас есть, пора познакомиться с местоимениями. - Представьте, что пропал мальчик. Он оставил короткую записку (запись на доске сделана заранее): «Я некоторое время поброжу в кое-каком месте с кем-нибудь из приятелей». - Можем ли мы понять, где мальчик, с кем, какое время он там пробудет? - Какие слова мешают нам это понять? - К какой части речи можно было бы их отнести и почему? (Это местоимения, так как указывают на предметы, признаки). - Мы не можем определить, где мальчик, с кем, какое время он там. Как можно было бы назвать эти местоимения. - Запишем тему урока «Неопределенные местоимения». - Какие местоимения мы можем назвать неопределенными? - Посмотрим, правильно ли наше определение, прочитаем правило н странице 76. - Какую цель мы поставим с вами на сегодняшнем уроке? (Рассмотреть особенности неопределенных местоимений по плану изучения этой части речи). - Устали? Сделаем небольшую физкультминутку под музыку из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса». Раз - подняться, потянуться | Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: самостоятельное определение цели урока |
Формируемые способы деятельности: формирование умения прогнозировать предстоящую работу | |||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности | ||
Личностные УУД | Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению | ||
Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | |||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем | ||
Формируемые способы деятельности: формировать умения ставить цель деятельности | |||
4.Совместное открытие знаний Цель этапа: Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения | - Перед вами неопределенные местоимения. Перепишите их в тетрадь. На какие уже известные местоимения они похожи? (Клик мышкой – остаются только относительные местоимения. Клик мышкой – суффиксы и приставки возвращаются). - Определите способы образования неопределенных местоимений. Какие из них образованы суффиксальным способом? - Какие приставочным? - В чем особенность ударений в неопределенных местоимениях с приставкой не? - Прочитаем правило в красной рамке на стр.77. - Какая еще приставка участвует в образовании неопределенных местоимений? Как она пишется? Словарная работа (на раздаточном материале) С кое-, -то, -либо, -нибудь Писать дефис не позабудь! - Откройте стр. 78. Обратимся к материалу для наблюдений. - С какими правилами написания неопределенных местоимений мы познакомились? - Слайд. Задание по вариантам. -Перед вами местоимения какой-либо, кто-нибудь. Определите, какие грамматические признаки есть у этих местоимений? (Какой-либо изменяется по родам, по числам и по падежам, а местоимение кое-кто только по падежам). - Просклоняйте по падежам местоимения какой-либо, кто-нибудь. -Сделаем вывод, как изменяются неопределенные местоимения? | Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов |
Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в парах | |||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: развитие умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме | ||
Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию | |||
6.Практическая применение полученных знаний. Цель этапа: отработка у учащихся умения распознавать изученные орфограммы | Выполним задание в раздаточном материале парами. Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу неопределённые местоимения, выделите орфограммы: В _ _ _ _ _ _ _ _ _ _, не установленном нами, часу _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ из полицейских Скотланд-Ярда шёл по _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ улице, и им было найдено _ _ _ _ _ _ _ _ _ _, что вызвало подозрения. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ от найденного отнёс в полицейский участок, а _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ оставил себе для ведения следствия. Может быть, объявится _ _ _ _ _ _ _ _ _ _, который хоть _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ будет знать об этом происшествии. Слова для справки: кто-нибудь, что-либо, кое-что, сколько-то, нечто, какой-то, некоторый. - Собираем раздаточный материал для оценивания первого задания. | Личностные УУД | Осуществляемые действия: проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности, запоминание материала |
Формируемые способы деятельности: применение на практике полученных знаний | |||
Регулятивные УУД Познавательные УУД | Осуществляемые действия: самоконтроль выполнения задания Формируемые способы деятельности: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности Формируемые способы деятельности: умения структурировать знания | ||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки учениками работы на уроке; по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности | - Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? - Достигли мы её? - По какому алгоритму мы работали? - Расскажите по алгоритму, к каким выводам мы пришли? - Понравилось ли вам ваше сегодняшнее занятие? Почему? - Попробуйте оценить свою деятельность на уроке. Кого вы отметили? Как вы его оценили? -Сегодня на уроке вы были настоящими сыщиками. Перед уходом традиционно оцените каждый собственную работу. - Если вы хорошо усвоили сегодняшний материал, отправьте ваше дело по неопределенным местоимениям в архив, если у вас возникли затруднения и вам нужно поработать над правилом, вы оставляете дело для дальнейшей работы у себя. | Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока |
Формируемые способы деятельности: формирование умений точно и полно выражать свои мысли |
Список использованной литературы
- Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 1/ [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Молоко, его свойства. Молочные продукты. "Food" + "Неопределенные местоимения"
Это интегрированный урок по технологии и английскому языку. К уроку прилагается учебная презентация по технологии. Начинает урок учитель английского языка, продолжает и завершает урок учитель технолог...
Харенко Елена Николаевна Неопределенные местоимения. Урок в 6 классе
Разработка урока в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения" с применением ИКТ...
презентация "Неопределенные местоимения"
презентация по русскому языку, 6 класс...
конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения"
Это первый урок в изучении темы. По форме урок - детектив. Пропала тема урока, и ребята, выступая в роли детективов, ищут ее. Попутно повторяется материал об уже изученных разрядах местоимений. Урок с...
презентация к уроку "Неопределенные местоимения" 6 класс
Презентация содержит слайды к уроку "Неопределенные местоименя" в 6 классе. В ней отражены ключевые моменты урока, основные задания и ответы уровневых заданий для самопроверки....
Урок на тему: «Эти неопределенные местоимения».
Урок на тему «Неопределенные местоимения» в системе уроков «Местоимения» традиционно сложен. Предлагаю, используя технологию В. Зайцева, построить урок по следующей схеме:МОТИВАЦИЯ...
Конспект урока русского языка. Неопределенные местоимения. 6 класс.
Конспект урока русского языка с использованием технологии коллективного способа обучения....