Неопределенные местоимения
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Алсу Аббясовна Бахтеева

Неопределенные местоимения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neopredelennye_mestoimeniya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Домодедовская СОШ №1

Разработка конспекта урока русского языка в свете требования ФГОС второго поколения

«Неопределенные местоимения»

 

Бахтеевой Алсу Аббясовны

Домодедово

2016 г.

Технологическая  карта  урока русского языка в 6 классе

Учитель:  Бахтеева А.А.

Класс:  6 «А»

    Тема  урока: «Неопределенные местоимения»

 

    Тип урока:  урок-расследование

Место  и  роль  урока  в  изучаемой  теме:  первый  урок  по  теме.

Цели  урока:  

1)  Предметные:  дать понятие об отличительном признаке неопределенных местоимений – неопределенность значения; образовании, правописании, изменении неопределенных местоимений; научить находить неопределенные местоимения в тексте, объяснять условия выбора дефисного, слитного и раздельного написания неопределенных местоимений.

2)  Личностные:  способствовать  развитию  речи  учащихся, обогащению   словарного  запаса;  учить  анализировать,  сравнивать,  обобщать  и  систематизировать  понятия;  способствовать  формированию  и  развитию  самостоятельности  учащихся;  способствовать  формированию  и  развитию  познавательного  интереса  учащихся  к  предмету; формировать умение применять полученные знания на практике; развивать навыки самооценки собственной деятельности.

 3)  Метапредметные:  способствовать  формированию  и  развитию  нравственных,  трудовых  и  эстетических  качеств  личности.

Ход  урока:

Этапы  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  обучающихся

1.Организационный  момент

Цель  этапа:  настроить  учащихся на учебную  деятельность  на  получение  новых  знаний;  создать  условия  для  мотивации  у  ученика  внутренней  потребности  включения    в  учебный  процесс

2.Повторение пройденного

Цель  этапа:  задать упражнения близкие  жизненному  опыту  детей.

-Здравствуйте,  ребята!  С  каким  настроением   вы  пришли   на  урок?  

- Запишем в своих тетрадях сегодняшнее число, классная работа.

- Вспомните над какой частью речи мы с вами работаем на протяжении нескольких последних уроков.

- Для проверки того, насколько вы поняли материал по разрядам местоимений, предлагаю вам заполнить таблицу 3-4 примерами.

- С какими разрядами местоимений мы  познакомились? (С личными, возвратными, относительными и вопросительными местоимениями).

- Вспомните, как мы различаем вопросительные местоимения от относительных?

Личностные  УУД

Осуществляемые  действия:  эмоциональный  настрой  на урок

Формируемые  способы деятельности:  проявление  эмоционального  отношения  в  учебно-познавательной  деятельности

Познавательные  УУД

Осуществляемые  действия:  активное   слушание,  выдвижение  предположений

Формируемые  способы  деятельности:  формулирование  собственных  ожиданий

Коммуникативные  УУД

Осуществляемые:  слушание  собеседника

Формируемые  способы  деятельности:  построение  понятных  для  собеседника  высказываний

Личностные  УУД

Осуществляемые  действия:  активизация  имевшихся  ранее  знаний,  активное  погружение  в  тему

Формируемые  способы  деятельности:  умение  слушать  в  соответствии  с  целевой  установкой,  дополнять,  уточнять  высказанные  мнения

Познавательные  УУД

Осуществляемые  действия:  развитие  и  углубление  потребности  и  мотивов  учебно-познавательной  деятельности;  слушают  вопросы  учителя,  отвечают  на  вопросы;  осуществляют  актуализацию  личного  жизненного  опыта

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  умения  извлекать  информацию  из  текстов,  выявлять  сущность,  особенности  объектов;  формирование  умения  на  основе  анализа  объектов  делать  выводы,  находить  ответы  на  вопросы

Коммуникативные  УУД

Осуществляемые  действия:  взаимодействие  с  учителем  во  время  опроса;  участие  в  коллективном  обсуждении  

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  компетенции  в  общении,  включая  сознательную  ориентацию  учащихся  на  позицию  других  людей  как  партнёров  в  общении  и  совместной  деятельности;  формирование  умения  слушать,  вести  диалог  в  соответствии  с  целями  и  задачами  общения

3.Постановка  учебной задачи

Цель  этапа:

Постановка  цели  деятельности

4.Физкультминутка

- Сегодня на уроке мы с вами проведем небольшое расследование, в ходе которого выведем еще один разряд местоимений.

Слайд 1. Звучит увертюра Дашкевича к фильму «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон».

- Расследование мы будем проводить с известным литературным героем. Кто он? (Щелчок по лупе – звучит музыка).

- В каком произведении мы встретились с этим героем?

- Кто автор? (Щелчок по управляющей кнопке).

- Детектив в переводе с английского – сыщик. А в каком еще значении употребляется слово «детектив»? (Жанр литературы).

- Вспомните, благодаря чему Шерлоку Холмсу удавалось с блеском раскрывать даже самые сложные и запутанные дела?

- Давайте и мы вооружимся своей наблюдательностью и попробуем провести свое расследование. Возьмем пример с великого Шерлока Холмса и попробуем сами определить, как называется разряд местоимений, с которыми мы сегодня познакомимся.

- Любое расследование проводится по плану. Вспомним план изучения местоимений (На доске прикреплены карточки). Прочитаем его (учащийся читает план).

1. Значение.

2. Образование.

3. Правописание.

4. Склонение.

- План у нас есть, пора познакомиться с местоимениями.

- Представьте, что пропал мальчик. Он оставил короткую записку (запись на доске сделана заранее): «Я некоторое время поброжу в кое-каком месте с кем-нибудь из приятелей».

- Можем ли мы понять, где мальчик, с кем, какое время он там пробудет?

- Какие слова мешают нам это понять?

- К какой части речи можно было бы их отнести и почему? (Это местоимения, так как указывают на предметы, признаки).

- Мы не можем определить, где мальчик, с кем, какое время он там.  Как можно было бы назвать эти местоимения.

- Запишем тему урока «Неопределенные местоимения».

 - Какие местоимения мы можем назвать неопределенными?

- Посмотрим, правильно ли наше определение, прочитаем правило н странице 76.

     - Какую цель мы поставим с вами на сегодняшнем уроке? (Рассмотреть особенности неопределенных местоимений по плану изучения этой части речи).

- Устали? Сделаем небольшую физкультминутку под музыку из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса».

Раз - подняться, потянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка
Головою - три кивка
На четыре руки шире
Пять руками помахать
Шесть - за парту тихо сесть

Регулятивные  УУД

Осуществляемые  действия:  самостоятельное  определение  цели  урока

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  умения  прогнозировать  предстоящую  работу

Познавательные  УУД

Осуществляемые  действия:  развитие  и  углубление  потребностей  и  мотивов  учебно-познавательной  деятельности

Личностные  УУД

Осуществляемые  действия:  осмысление  темы  нового  материала  и  основных  вопросов,  подлежащих  усвоению

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  мотивации  к  обучению  и  целенаправленной  познавательной  деятельности

Коммуникативные  УУД

Осуществляемые  действия:

Формирование  умения учитывать  позицию собеседника,  осуществлять  сотрудничество  с  учителем

Формируемые  способы  деятельности:  формировать  умения  ставить  цель  деятельности

4.Совместное открытие знаний

Цель  этапа:

Организовать  подводящий  диалог  по  проблемному  объяснению  нового  материала;  организовать  фиксацию  преодоления  затруднения

- Перед вами неопределенные местоимения. Перепишите их в тетрадь. На какие уже известные местоимения они похожи? (Клик мышкой – остаются только относительные местоимения. Клик мышкой – суффиксы и приставки возвращаются). 

- Определите способы образования неопределенных местоимений. Какие из них образованы суффиксальным способом?  

- Какие приставочным?

- В чем особенность ударений в неопределенных местоимениях с приставкой не?

- Прочитаем правило в красной рамке на стр.77.

- Какая еще приставка участвует в образовании неопределенных местоимений? Как она пишется?

Словарная работа (на раздаточном материале)

      С кое-, -то, -либо, -нибудь

Писать дефис не позабудь!

- Откройте стр. 78. Обратимся к материалу для наблюдений.

- С какими правилами написания неопределенных местоимений мы познакомились?

- Слайд. Задание по вариантам. -Перед вами местоимения какой-либо, кто-нибудь. Определите, какие грамматические признаки есть у этих местоимений? (Какой-либо изменяется по родам, по числам и по падежам, а местоимение кое-кто только по падежам).

- Просклоняйте по падежам местоимения какой-либо, кто-нибудь.

-Сделаем вывод, как изменяются неопределенные местоимения?

Регулятивные  УУД

Осуществляемые  действия:  осознание  целей  и  задач  обучения,  восприятие,  осмысление,  запоминание   учебного  материала  и  основных  вопросов

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  умения  слушать  и  понимать  других;  формирование  умения  формулировать  свои  мысли  в  устной  форме;  формирование  умения  работать  в  парах

Познавательные  УУД

Осуществляемые  действия:  развитие  умения  получать  информацию  из  текста  и  строить  сообщение  в  устной  форме

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  умения  осуществлять  познавательную  и  личную  рефлексию

6.Практическая применение полученных знаний.

Цель  этапа: отработка у учащихся умения распознавать изученные орфограммы

Выполним задание в раздаточном материале парами.

 Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу неопределённые местоимения, выделите орфограммы:

В _ _ _ _ _ _ _ _ _ _, не установленном нами, часу _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ из полицейских Скотланд-Ярда шёл по _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ улице, и им было найдено _ _ _ _ _ _ _ _ _ _, что вызвало подозрения.  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ от найденного отнёс в полицейский участок, а _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ оставил себе для ведения следствия.

Может быть, объявится _ _ _ _ _ _ _ _ _ _, который хоть _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ будет знать об этом происшествии.

Слова для справки: кто-нибудь, что-либо, кое-что, сколько-то, нечто, какой-то, некоторый.

- Собираем раздаточный материал для оценивания первого задания.

Личностные  УУД

Осуществляемые  действия:  проявление  эмоционального  отношения  и  волевых  усилий  в  учебно-познавательной  деятельности,  запоминание  материала

Формируемые  способы  деятельности:  применение  на   практике  полученных  знаний

Регулятивные  УУД

Познавательные  УУД

Осуществляемые  действия:  самоконтроль  выполнения задания

Формируемые  способы  деятельности:  планирование  своего   действия  в  соответствии  с  поставленной  задачей  и  условиями  её  реализации

Осуществляемые  действия:  развитие  и  углубление  потребности  и  мотивов  учебно-познавательной  деятельности

Формируемые  способы  деятельности:   умения  структурировать знания

8.  Рефлексия  учебной

деятельности  на уроке

Цель  этапа:  организовать  фиксацию  нового  содержания,  изученного  на  уроке;  фиксацию  степени  соответствия  результатов  деятельности  на  уроке  и  поставленной  цели  в  начале  урока;  организовать  проведение  самооценки  учениками  работы  на  уроке;  по  результатам  анализа  работы  на  уроке  зафиксировать  направления  будущей  деятельности

- Ребята,  какова  была   цель  нашего  сегодняшнего урока?

- Достигли  мы  её?  

- По какому алгоритму    мы работали?

- Расскажите по алгоритму, к каким выводам мы пришли?

- Понравилось ли вам ваше сегодняшнее  занятие? Почему?  

- Попробуйте оценить свою деятельность на уроке. Кого вы отметили? Как вы его оценили?

-Сегодня на уроке вы были настоящими сыщиками.  Перед уходом традиционно оцените каждый собственную работу.

-  Если вы хорошо усвоили сегодняшний материал, отправьте ваше дело по неопределенным местоимениям в архив, если у вас возникли затруднения и вам нужно поработать над правилом, вы оставляете дело для дальнейшей работы у себя.  

Коммуникативные  УУД

Осуществляемые  действия:  оценка  и  самооценка  учебной  деятельности,  обобщение  и  систематизация  знаний,  учащиеся  выражают  свои  эмоции  по  поводу  урока

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  умений  точно  и  полно  выражать  свои  мысли

Список использованной литературы

  1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 1/ [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Молоко, его свойства. Молочные продукты. "Food" + "Неопределенные местоимения"

Это интегрированный урок по технологии и английскому языку. К уроку прилагается учебная презентация по технологии. Начинает урок учитель английского языка, продолжает и завершает урок учитель технолог...

Харенко Елена Николаевна Неопределенные местоимения. Урок в 6 классе

Разработка урока в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения" с применением ИКТ...

презентация "Неопределенные местоимения"

презентация по русскому языку, 6 класс...

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения"

Это первый урок в изучении темы. По форме урок - детектив. Пропала тема урока, и ребята, выступая в роли детективов, ищут ее. Попутно повторяется материал об уже изученных разрядах местоимений. Урок с...

презентация к уроку "Неопределенные местоимения" 6 класс

Презентация содержит слайды к уроку "Неопределенные местоименя" в 6 классе. В ней отражены ключевые моменты урока, основные задания и ответы уровневых заданий для самопроверки....

Урок на тему: «Эти неопределенные местоимения».

Урок на  тему «Неопределенные местоимения» в системе уроков  «Местоимения» традиционно сложен. Предлагаю, используя технологию В. Зайцева, построить урок по следующей схеме:МОТИВАЦИЯ...

Конспект урока русского языка. Неопределенные местоимения. 6 класс.

Конспект урока русского языка с использованием технологии коллективного способа обучения....