Духовно-нравственное воспитание учащихся на примере конкретных событий.
статья
Доклад посвящен вопросам духовного и нравственного воспитания, роли школы и классного руководителя в процессе становления личности. Учащиеся должны быть вовлечены в общественную, трудовую и культурно- массовую деятельность. Примеры, приведенные из опыта работы, показывают, что учащиеся активно участвующие в школьных и вне школьных мероприятиях, проявляют положительные качества и уважение в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_nravstvennoe_vospitanie.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию,
тем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь.
А.П.Чехов
Классный руководитель играет неоспоримо главную роль и в формировании классного коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Воспитательный процесс - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.
Цель воспитательного процесса - ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию. К самопознанию и саморазвитию способна активная, интеллектуальная личность.
Главную задачу воспитания кратко можно определить как передачу подростку норм нравственности, норм жизненных установок, дающих ему возможность в любой жизненной ситуации сохранять нравственное отношение к окружающему миру. Процесс формирования нравственных ценностей длительный, и быстрого результата быть не может.
Задачи моей воспитательной программы:
- Воспитать на основе общечеловеческих и научных ценностей, усилить внимание к патриотическому, гражданскому и нравственному воспитанию.
- Формировать высокие нравственные качества личности: милосердие, доброта, порядочность и др.
- Формировать устойчивый интерес к знаниям, способность к самообразованию.
- Создавать условия, благоприятные для укрепления физического, нравственно-психического здоровья обучающихся школы, формировать здоровый образ жизни.
- Сотрудничать с семьями учащихся, работать с родителями.
- Формировать интерес обучающихся к изучению отечественной истории, культуры, краеведения, истории и культуры других народов.
Формирование такого мышления осуществляется в процессе урочной и внеурочной работы.
В числе важнейших вопросов воспитания на первое место встают вопросы духовного и нравственного воспитания молодого поколения. Причина этому лежит в смене ценностей современного общества. Нравственные изменения, с которыми сталкивается наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны современной жизни. Как научить ребёнка любить Родину, национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этим вопросом не раз задавался каждый взрослый. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, находим образец - общечеловеческие ценности и идеалы. Формирование основных необходимых жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. Главную роль в процессе становления жизненных ценностей занимает школа и конкретно классный руководитель, который проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, таким образом, классный руководитель выступает как главный организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед классным руководителем стоит задача по воспитанию у учащихся класса нравственных навыков и привычек, формированию у них соответствия их слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в общественную, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся.
Поэтому для учащихся 9 ж класса привычна самостоятельная работа по подготовке к классному часу, где они готовят материал по какому-либо вопросу, учат небольшие стихотворения, находят интересный материал по теме. Активно участвуют в проведении классного часа, наиболее интересны для учащихся формы проведения- ролевая игра, круглый стол.
В классном коллективе хорошо развито самоуправление. Учащиеся организовывают внешкольные мероприятия во время каникул, проводят анкетирования, организовывают участие учащихся класса в школьных благотворительных акциях, экскурсиях.
В моей работе классного руководителя преобладают метод вовлечения в деятельность и метод сотрудничества, которые позволяют создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и учащегося в благотворную созидательную деятельность по развитию своей личности.
Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда, но делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика. Учащиеся моего класса ежегодно занимали призовые места в ежегодном школьном конкурсе «Фестиваль национальных культур». В 5 классе заняли первое место, представляя страну Индию, в 6 классе второе место получили за хантыйский танец, в 7 классе- 3 место, представляя ногайцев, в 8 классе- 3 место за мексиканский танец. Ежегодно принимали участие в гала- концерте, который завершал фестиваль.Родители активно помогали в подготовке костюмов, придумывали, шили, мастерили. Реализация таких проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.
Работа классного руководителя по нравственному воспитанию учащихся невозможна без взаимодействия с родителями. В прошлом учебном году родители помогли в организации встречи с ветераном Великой Отечественной войны Павлом Фомичем Свербягиным. Дети подготовились к этой встрече, принесли выпечку, приготовленную своими руками. За чашкой чая ветеран говорил и пел на своем трофейном аккордеоне, который был добыт в Берлине в 1945 году. Аккордеон не единственный его трофей, Павел Фомич продемонстрировал барометр российского производства, который немцы вывезли из России в первую мировую войну. Самым ярким воспоминанием из фронтовой жизни Павел Фомич считает взятие рейхстага. Дети были удивлены тем, что ветеран помнит столько подробных событий войны, помнит много песен, которые они пели вместе с ветераном. Так же Павел Фомич продемонстрировал военную форму, которую дети с удовольствием примеряли.
Классный коллектив все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, отношениями творческого содружества и общей ответственностью. Учащиеся 9 класса - это дети, которым хорошо вместе и на уроках, и в свободное время. Даже обязательный поход класса в МФЦ показал насколько дети дружны между собой, они помогали друг другу при заполнении данных, никто не ушел домой, пока не был обслужен последний учащийся сотрудниками МФЦ.
Вы думаете, «классным» быть легко?
Не спать от мыслей долгими ночами,
И вслушиваться в шум учеников,
И спорить с тем, кто не доволен мелочами.
Прожить сто жизней, добрых и плохих,
Чужой бедой болеть однажды.
Да, может «классным» быть легко,
Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся
В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...
Тема: « Духовно – нравственное воспитание учащихся на примере деятельности русских князей»
Выступление на городском конкурсе "Покровские педагогические чтения"...
Тема: « Духовно – нравственное воспитание учащихся на примере деятельности русских князей»
Выступление на городском конкурсе "Покровские педагогические чтения"...
Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся
Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ (ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается всё школьное обучение и воспитание...