Тема: « Духовно – нравственное воспитание учащихся на примере деятельности русских князей»
статья по истории на тему
Выступление на городском конкурсе "Покровские педагогические чтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Духовно – нравственное воспитание учающихся на
примере деятельности русских князей»
Введение.
Возрождение России как великой державы невозможно без восстановления и укрепления в людях духовно – нравственной основы и патриотического чувства. Об актуальности духовно- нравственного воспитания свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей и др. Сегодня в нашей жизни духовно- нравственное воспитание частично подменяется зарубежной массовой культурой, чуждой и вредной душе российского человека. Особенно остро встал вопрос образования и воспитания подрастающего поколения. На нынешнего российского подростка обрушивается шквал информации из самых разных источников. А при отсутствии внутренних устойчивых ценностных ориентиров юный ум далеко не всегда в состоянии адекватно переварить эту информацию, сделав для себя верные выводы. Поэтому, в настоящее время, подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Актуальной становится проблема нравственного воспитания школьника, ведь наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Задача школы – возродить традиционную воспитывающую основу, в которой православие, патриотизм и российская культура органично соединены и слиты .Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Духовно-нравственное воспитание складывается из многих моментов: это и воспитание патриотизма и гражданственности, привитие семейных ценностей, воспитание любви к своей малой родине, своему краю, предотвращение вредных привычек, воспитание стремления к здоровому образу жизни. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное - эти качества должны закладываться сегодня. Родители, занятые на производстве, в бизнесе и других сферах деятельности, зачастую не знают, чем интересуются и как развиваются их дети. Тем важнее и значимее роль учителя, который должен помочь ребятам отличить истинные ценности от ложных. Без идеалов воспитание как целенаправленный процесс существовать не может. Необходимо обратиться к общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались на протяжении всей истории человечества, помочь детям в раскрытии для себя лично смысла высоких нравственных ценностей, сформировать позицию неприятия жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня, надо дать твердые ориентиры добра, истины, любви на основе норм православного образа жизни, научить быть отзывчивыми, развивать способность к сопереживанию.
Я уверена, что содержание любого предмета позволяет воспитывать обучающихся, но есть уроки, которые формируют мировоззрение и душу ребенка. К таким предметам относятся история и обществознание.
История занимает совершенно исключительное место в системе духовного – нравственного воспитания личности. Человек должен знать своё историческое наследие, учиться на опыте предков. В огромном потоке новой информации необходимо уметь разбираться, постигать суть изучаемых исторических явлений. Исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся нравственную культуру и на самовоспитание учеников. Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Чувство собственного достоинства и уверенности в себе невозможны без уважения к истории своего Отечества. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, преумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Через сопричастность происходит формирование гражданской позиции школьников, воспитание у подрастающего поколения чувства гордости за своих предков, чувства патриотизма и нравственных ценностей, чувства сопричастности к судьбе Отечества. Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей. Школьные уроки истории должны побуждать подрастающего человека мыслить, вызывать желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. Ребенок самостоятельно осмысливает как собственный нравственный опыт, так и опыт других людей. Учитель должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на исторический материал, раскрывать суть и содержание духовных ценностей разных эпох, но и не скрывать отрицательный опыт истории, вопреки которому патриотизм, мужество, любовь, уважение сохраняются и преодолевают испытания. Сегодня особенно актуально воспитание толерантности в отношении ценностей разных цивилизации.
Правильно подобранные исторические факты – сведения о поступках людей и исторических событиях прошедших эпох, несущие воспитательный характер, – должны непременно присутствовать на уроках истории. Учитель должен с помощью материала показать ценность нравственного опыта народов, эпох, личностей. Основываясь на изучаемом материале, должен использовать различные типы заданий, ориентированных на нравственный поиск. Уроки истории должны быть направлены на поиск нравственного решения, стимулирование нравственной самооценки, должны быть результативными: ученики, в конечном счёте, должны придти к пониманию ценности человеческой личности и ценности собственной жизни. Учитель может диагностировать первоначальное отношение ученика к изучаемому факту, событию, человеку, а затем проследить динамику изменений по мере углубления учебного материала.
На уроках истории и обществознания, а также во внеклассной работе я стараюсь воспитывать у детей высшие нравственные и общечеловеческие ценности – совесть, любовь, милосердие. Прививать качества патриотизма, гражданственности, бескорыстие по отношению к обществу, семье, малой родине, формировать ориентацию на базовые ценности российской культуры и воспитывать у детей навыки толерантности. Причины многих бед, проблем в жизни детей, подростков заключаются в незнании ими смысла жизни, правдивой истории, культуры и духовности своего народа, в неумении отделить хорошее от плохого.
В процессе изучения истории у обучающихся складывается представление об основных этапах развития цивилизации, о том, как наше государство изменялось на протяжении столетий. Они знакомятся с памятниками культуры, познают самобытность своего народа. Пережить и осмыслить великие события, раскрыть роль личности, осознать историческую миссию человека, его место в сегодняшнем и завтрашнем дне - одна из задач современного урока.
Осознанию прошлого способствует организация самостоятельной мыслительной деятельности школьников через такие формы уроков, как: урок - путешествие, деловая и ролевая игры, где ученики могут на время оказаться в роли исторических личностей. Развитию индивидуальных способностей учащихся способствуют и диалогические формы общения учителя и учеников. Формирование умения рецензировать ответ своего товарища - еще одна из возможностей лучше узнать предмет, что помогает ученикам учиться отстаивать свою точку зрения, а это немаловажно для становления личности. Формированию оценочного суждения помогает решение познавательных задач, проводимых под руководством учителя.
В работе использую элементы метода альтернативного исторического моделирования, который способствует развитию творческой деятельности школьников. Нестандартные формы работы позволяют делать урок более содержательным, интересным. Это и уроки-семинары, уроки – практикумы, работа в группах по решению проблемных задач, уроки-презентации. Использование мною компьютерных технологий активно формирует нравственные качества личности, познавательный интерес и творческую деятельность. Ребята готовят презентации, которые можно использовать на уроках истории и обществознания и через которые они выражают свое отношение к окружающему миру.
Урок организую таким образом, чтобы учащиеся оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом ученик проводит как фактический анализ (выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества и личности. В ходе занятия ставлю цель выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение. Создавая на уроке ценностно-проблемные ситуации, ученик оказывается перед выбором с помощью каких критериев дать оценку тому или иному историческому событию. При этом у ребёнка должен возникнуть личный интерес. Настоящее воспитание историей, на мой взгляд, заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли, что заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений и пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Хочется подчеркнуть, что само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой - войти в круг тех, кто эти роли оценивает.
На своих уроках я стараюсь создать условия, которые позволяют учащимся в полной мере проявлять свои способности, развивать самостоятельность, познавательную активность, творческий потенциал.
Уроки истории должны учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.
Перед учителем истории сегодня стоит задача не только обогатить учащихся знаниями по истории России и обществознанию, но и воспитать в них уважение к историческому прошлому и настоящему своей Родины, развить интерес к его изучению, показать возможность применения своих знаний на практике, способствовать формированию у учащихся нравственной и политической культуры, активной гражданской позиции, то есть социализации учащихся.
История должна ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Нельзя забывать о том, что именно православие более тысячи лет было щитом для русского народа во всех бедах и напастях, на его фундаменте формировались лучшие черты его характера.
Невозможно воспитывать духовно – нравственного человека без привития ему любви к русским национальным традициям, к духовной культуре прошлых лет. Знакомство с жизнью и деяниями русских святых, полководцев, русских князей на конкретных примерах даёт возможность представить и понять как велико значение их служения народу и обществу. Сергий Радонежский, Александр Невский, князь Владимир Красное Солнышко, Святая княгиня Ольга и другие деятели истории это пример служения во благо Родины.
Известный русский историк и публицист Георгий Петрович Федотов писал: «Изучение русской святости в ее истории и ее религиозной феноменологии является сейчас одной из насущных задач нашего христианского и национального возрождения. В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России, в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное признание и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что вся культура народа, в последнем счете, определяется его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях и современной секуляризованной русской культуры». [1] Святой — это идеал человека, а поведение святого является примером для поведения всех людей. Среди святых древней Руси — рядовые монахи, основатели монастырей, князья, просветители, дети — мученики, юродивые, политические деятели, положившие жизнь за Родину, за духовное единство народа. О святых рассказывали жития, житийная литература (агиография).
Жития святых расширяли кругозор, помогали понять окружающий мир, взаимодействия людей, вводили в атмосферу подвижнического духа, учили различать добро и зло, давали прочные нравственные ориентиры, помогали человеку оценить свои поступки. Святые помогали сформировать представление о цели земной жизни человека, показывали пример того, как нужно переживать тяжелые испытания, оставаясь верным христианским идеалам. Архиепископ Серафим (Соболев) писал: « Древняя традиция чтения житий имеет корни в глубокой тяге генетически православной русской души к Истине, к духовному наставничеству в делании жизни, в стремлении подражать образцам, православную веру воплощать в самую жизнь свою, чтобы вера не была только на словах, но оправдывалась на деле». [2]
Для учителя жизнеописания святых могут служить практическим материалом, в котором можно найти ответы на вопросы духовно — нравственного воспитания современных школьников. Обращение к истории русских святых князей даст конкретный и убедительный материал. На примерах жизни святых учитель может показать обучающимся красоту служения Отечеству, людям, показать, что и они сами могут строить свою жизнь в соответствии с этими идеалами. Смысл обращения к русским святым в том и состоит, что именно они формировали мироощущение человека, помогали обрести душевную чистоту. Поучительность житий святых заключается в том, что они являются наглядным примером скромности, терпеливости, примером мужества и верности избранному пути. Русские православные святые осознаются как лучшие люди России. Обучающимся необходимо показать, что они действительно лучшие по человечности, по духовной силе. С помощью обращения к их подвигу можно успешно формировать у подрастающего поколения высокие нравственные качества. Любовь к Родине, уважение к старшим, забота о близких, бережное отношение к окружающей среде, умение жертвовать собой ради высоких целей — все эти добродетели можно найти в житиях православных святых, без знания которых невозможно постичь глубину русской культуры, осмыслить прошлое и настоящее России, Русский историк Г.П.Федотов писал, что именно национальное понятие святости содержит в себе ключ для понимания наиболее сложных и противоречивых явлений русской истории. [3]
Таким образом, обращение к традиционным для нашего народа православным ценностным ориентациям будет способствовать обретению подлинной духовности молодым поколением и создаст твердые основания для созидания здорового гражданского общества в современной России. У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты - это князь Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской и многие другие. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которых российские войска снискали почет, уважение современников и благодарную память потомков. Русские войска бились на Куликовом поле по благословению преподобного Сергия Радонежского, ополчение Минина и Пожарского шло в бой, вдохновленное Святейшим Патриархом Гермогеном.
Русский патриотизм характерен своей духовной наполненностью. Ему присущи глубоко сознательный характер, высокая ответственность за судьбу Родины, её надежную защиту. Многочисленные факты истории свидетельствуют о том, что все сословия самоотверженно отстаивали независимость Руси, её национальное единство. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрывается в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в детях чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за её достижения, но и тревогу, озабоченность тем, что у нас в стране не всё ещё делается так, как должно быть, Моя цель как учителя истории, заставить учащихся задуматься о своей сопричастности к истории Отечества, пробудить чувство гражданской ответственности за судьбу Родины. Жизнь показывает, что невозможно создать гражданское общество обновленной России, не восприняв основ Православия. На уроках истории я стараюсь показать величие Православия, благодаря которому были соединены разрозненные славянские племена и образован один многочисленный русский народ, была сохранена народность. Ставя вопрос о воспитании современного школьника на образах православных святых, учителю нужно создать такой образ, который западает в душу ребенка, вызывает потребность подражать. Большую роль в духовно — нравственном и патриотическом воспитании играют беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно- исторические вечера, викторины, круглые столы, моделирование исторических ситуаций и др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения. На обсуждение предлагаются дискуссионные, проблемные вопросы, которые призваны активизировать мыслительную деятельность учащихся, поставить их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той или иной точки зрения, аргументировано защитить свою позицию. В частности, предметом обсуждения может быть известная мысль Г.В.Вернадского о том, что Александр Невский совершил два подвига: дал отпор католическому Западу и пошел на «смирение на Востоке». [4] Учитель предлагает учащимся определиться, делит класс на две группы: на тех, кто разделяет позицию Г.В.Вернадского, и тех, кто ее не поддерживает. Необходимо дать возможность учащимся поработать в группах, предварительно поставив перед ними конкретную задачу: сформулировать три- четыре аргумента в защиту своей позиции. Через определенное время предоставляется возможность участникам групп изложить аргументированные суждения. В заключение дискуссии учителю важно привлечь внимание учащихся к тому, почему православный князь Александр Невский считал первостепенным «сбережение православия» (источник духовной, нравственной, политической силы русского народа) и почему, потеряв независимость, но сохранив православие, можно было надеяться на возрождение.(Приложение № 1 , презентации )
Блестящий полководец, талантливый дипломат, искусный политик – все эти качества присущи Александру Невскому, что и подтверждается его историческими свершениями. Он одерживал победы там, где был необходим яркий талант (Невская битва, Ледовое побоище), он умело угадывал желания ордынцев, чтобы не дать им повода для погромных нападений на Русь. Он успокаивал ханов, если они решались на такие погромы (вспомним последствия попытки сбора дани ордынцами в некоторых городах, когда сборщики дани были перебиты гордыми русскими людьми). Ему также удавалось успокаивать русских людей, когда они перечили Золотой Орде и не выплачивали ей дань, что могло навлечь огромные неприятности на русскую землю, если бы не Александр Невский. Все это было мотивировано одной целью: спасти русский народ от уничтожения. И Александру Невскому это удалось. Александр Невский был очень одаренным политиком, полководцем и дипломатом. Первое помогло ему управлять русскими людьми так, чтобы сохранить, порой, их от самих себя, чтобы не спровоцировать монголо-татар к новым и новым погромным нашествиям. Талант полководца позволил Александру защитить Северо-Западные границы Руси от погрома и насильственного внедрения католической веры. Военные победы помогли ему в управлении русскими людьми. Ведь они потянулись за Александром, прислушались, доверились ему, вспомнив, какие победы во имя Руси, он совершил. С другой угрозой, монголо-татарами, Александр поступил по-другому. Проявив себя величайшим дипломатом, он, во время своего княжения, обезопасил Русь от татарских погромов, заложил основы взаимоотношений с Ордой и, тем самым, положил начало пути к освобождению от монголо-татарского ига. Трудно переоценить роль святого благоверного князя Александра Невского в судьбе России. Для своей Отчизны он стал защитником и молитвенником, хранителем земель и веры. [5] По значимости дел и подвигов князя Александра можно смело поставить в один ряд с Всероссийскими святыми: равноапостольным князем Владимиром и Преподобным Сергием Радонежским, доблестными военачальниками: Александром Суворовым и Федором Ушаковым. В нем органично сочетались отвага и великодушие, мудрость и добродетельность, святость и благородство. Заслуги святого князя Александра Невского не сводимы к перечисленным достоинствам. Они необозримо широки. Возможно, поэтому всенародное почитание князя очевидно и сегодня, когда оно ярко проявилось в провозглашении Александра Невского — именем России, которое может служить примером в воспитании молодежи. [Презентации]
На уроках истории необходимо указать на неразрывную связь событий XIII столетия и Великой Отечественной войной 1941- 1945 гг., когда советские солдаты в середине ХХ века проливали кровь, погибали на полях сражений, защищая те же идеалы и ценности, которыми руководствовались Александр Невский и его воины, сражаясь против шведов на реке Неве и тевтонских рыцарей на Чудском Озере. Великий подвиг защитников Отечества двух эпох ХIII и ХХ столетий - продолжает жить в национальной исторической памяти, вызывает уважение и гордость у современников. На уроках важно обратить внимание учащихся на то, что именно в самое тяжелое для страны время -
1942 год, советское руководство приняло решение об учреждении ордена «Александра Невского» двух степеней для награждения командного состава Вооруженных Сил страны. Тем самым были признаны заслуги Александра Невского как выдающегося полководца и защитника Русской земли, как идеал мужества и противостояния внешним врагам, что является свидетельством неразрывной связи поколений и исторической преемственности. Изучение героических страниц военной истории является благодатным материалом для воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. Каждый урок истории России — это урок патриотизма, урок любви к своей Родине. Именно эти качества я стараюсь прививать своим ученикам на уроках истории. Для 6 — 7 классов была проведена историческая игра « Богатырская слава России». В качестве дискуссионных, проблемных могут быть предложены и другие темы: «Александр Невский и Даниил Галицкий — две личности, две судьбы Отечества»; [Приложение № 2 ] «Выбор Александра Невского — выбор России». [Презентации]
Основополагающей темой для воспитания патриотизма на уроке истории являются события, связанные с Куликовской битвой, Анализ исторических предпосылок и условий даёт возможность акцентировать внимание учащихся на следующих позициях: политика первых московских князей, собиравших земли вокруг Москвы, не допускавших прямых набегов ордынцев в течение нескольких десятилетий, которая дала возможность укреплению экономики московского княжества; роль митрополита Алексия и Сергия Радонежского в поддержке политики московских князей для борьбы с монголо-татарским игом; историческая миссия русского народа, защитившая народы Европы от ордынского гнета. Возродить в обществе лучшие национальные духовные традиции возможно только путем планомерной рекомендации обучающимся лучших образцов духовно - нравственной литературы. [6] При изучении этого исторического периода ведется работа не только с учебником истории, но и с документами, с художественной литературой, например, повестью «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», наследием Сергия Радонежского. [Приложение №6] Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижений пришлось испытать нашим предкам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого гражданина Отечества, но в тоже время гордостью наполняются сердца от героических побед, выкованных храбростью, любовью к своей Родине, к своему народу. На уроках необходимо раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско, выявить причины победы в Куликовской битве и ее значение, выяснить, что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве. Куликовская битва помогла русским осознать свою силу, которую они обретают при сплоченности и единстве, указала и истинного вождя русского народа в лице великого князя Московского – Дмитрия Донского.[7] Победа на Куликовом поле стала общей победой Русского государства и Русской Церкви, подготовившей, вдохновившей и поддержавшей русский народ в его борьбе с полчищами татар. [ Презентации]
Необходимо подвести учащихся к мысли, что наша главная надежда на возрождение скрыта в возвращении русского народа к святыням православной веры. Формирование представлений о системе добродетелей как основы духовно - нравственного воспитания школьников можно рассматривать на следующих примерах. Понятие о целомудрии и чистоте формируется при изучении христианских основ семейного воспитания на Руси (на примере «Домостроя» 10 класс). Сейчас, когда происходит попытка размыть нравственные идеалы, такие как любовь, честь, семья необходимо обратить внимание на многовековой опыт житийной литературы, например, житие святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских.[8] Важнейшее место среди героев занимают мученики, погибшие за веру. Духовный подвиг русского человека — верность Отечеству, православной вере, до готовности принять мученическую смерть. Князь Михаил предпочел умереть, но не поклонился огню - символу вероисповедания язычников. Роль подвига князя Михаила является примером для роста национального самосознания. После гибели князя, ордынцы уже не предлагали русским кланяться идолам и проходить через огонь. « Сказание о Михаиле Черниговском и боярине его Федоре» - идеал мужества
противостояния внешним врагам. [9] Мы призваны сделать так, чтобы наши ученики стали милосердными, как великая княгиня Елизавета Федоровна, мужественными, как адмирал Федор Ушаков, умеющими противостоять неправде и злу, как святитель Афанасий и многие — многие другие святые. [10] Воображение детей должно быть пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести. Образы героизма должны пробудить в них самих волю к доблести, великодушие, непоколебимую веру в духовные силы нашего народа. Обращённость к нравственной категории добра востребована в современном обществе, где растущий человек сталкивается с агрессией, насилием, злом, с тем, что деформирует, разрушает личность, что разъединяет, а не сближает людей, народы, государства. Учащиеся должны понять глубину подвига князей Бориса и Глеба, не сумевших поднять меч на старшего брата, усыновленного их отцом, которые предпочли умереть, нежели нарушить заповедь отца. [11] Знать духовную основу, на которой создавалась Россия - обязанность каждого гражданина страны.
Заключение.
Роль духовности неоценима во всех аспектах общезначимого воспитания и развития личности подрастающего поколения:
- Воспитание гражданственности, осознания себя гражданами своей страны.
- Воспитание патриотического сознания молодежи, любви к России, любви к своей «малой родине».
- Развитие национального самосознания молодежи, приобщение к ценностям национальной культуры в обучении и воспитании.
-. Развитие нравственных начал личности, этической культуры, воспитание уважения к традиционным нравственным нормам народов России.
- Воспитание уважения к семье, к старшим по возрасту, выработка самостоятельности и ответственности.
Духовно- нравственное воспитание должно быть нацелено на то, чтобы прививаемые молодежи нравственные ценности и определенный тип нравственного поведения сознательно и свободно реализовывались ими впоследствии во всех сферах жизни (семье, обществе, государстве и т.д.). Необходимо чтобы воспитание молодежи, направленное на формирование внутренних ценностей личности, было в России важнейшей государственной и общественной заботой.
Сегодня школа призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у обучающихся гражданской позиции, понимания ценностей демократического общества. Огромное значение в процессе социализации личности школьников приобретает обращение к делам и творениям выдающихся деятелей нашего Отечества. Разве мыслима Россия без Андрея Рублева и Сергия Радонежского, без святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, без монастырей, давших начало образованию, ставших оплотом патриотизма и воинской доблести, без Святителей, вдохновлявших народ на ратные подвиги и жертвенное служение Отечеству?. Преданность Родине, готовность ставить ее интересы выше личных, самопожертвование во имя ее безопасности - этим всегда была сильна Россия, в этом стержень ее национального духа. Много лет назад Н. А. Бердяев писал: «Во всякой культуре налицо взаимодействие двух принципов: традиции и творческой свободы. Без традиции в исторической судьбе народа нет ни преемственности, ни смысла, и каковы бы ни были превратности исторической судьбы, вечные ценности прошлого неискоренимы и к ним неизбежно возвращаются». [ ]
Список литературы:
1) Федотов Г.П. Святые древней Руси ( Х - XVII ст.) -4-е изд.- Рагis, 1989г
2) Архиепископ Серафим (Соболев). «Русская идеология».С.- Пб, 1992 г
3) Федотов ГН. Святые древней Руси (Х — ХУII ст.) — 4-е изд,- Рагis, 1989г
4) Тальберг Н.Д. Святая Русь. С – Пб, 1992
5) Никитин В.А. Русское благочестие и святость, М., 1986
6) Ваюта М. Н. Нравственное воспитание на уроках истории. Сургут 1997
7) Кучкин В.А. Русь под игом монголо-татар. Как это было? М., 1995
8) Забелин А.Р. Уроки истории. Избранные жития русских святых. М., 1992
9) Ильин ИЛ. Наши задачи. Волгоград. 1997
10) Творогов О.В. Древняя Русь события и люди. С. — Пб., 1994
11) Забылин М.И. Праздники, обряды и обычаи русского народа. М.,
1992
12) Бердяев Н.А. Судьба России. «Эксмо», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"
В данной статье представлен обобщенный опыт работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"...
Тема: « Духовно – нравственное воспитание учащихся на примере деятельности русских князей»
Выступление на городском конкурсе "Покровские педагогические чтения"...
Доклад по теме: « Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»
Данный материал поможет раскрыть вопрос по теме : "Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»...
презентация по теме"Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы"
Содержит слайды с определениями по теме выступления, а также фотографии с мероприятий и творческие работы учащихся...
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы"
Под духовно-нравственным воспитанием‖ понимается процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формированию у него: • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,...
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка в 5-7 классах"
Духовно-нравственное воспитание на урокахлитературы и русского языка в 5-7 классах Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!Николай...
Статья на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы."...