Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему "Неологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему "Неологизмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему "Неологизмы" | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 6 классе
Тема урока: «Неологизмы»
Цели урока:
- Содержательная - расширить понятийную базу за счет включения в неё новых элементов – изучения неологизмов.
- Деятельностная - сформировать у учащихся умения реализации новых способов действия, схематическое мышление.
Задачи урока:
1) Образовательные: дать понятие о неологизмах
2) Развивающие: развить речь учащихся, аналитические способности, внимание, память
3) Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету
Необходимое оборудование для учителя: интерактивная доска, раздаточный материал
Необходимое оборудование для учащихся: учебник, словари, материалы с заданиями
Программа обучения: традиционная
Используемая литература: Русский язык. 6 класс. Учебник / Под ред. Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. М.: Просвещение, 2012. 197 С.
Русская словесность: От слова к словесности. 6 кл. : учебное пособие / Р. И. Альбеткова. – 12-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 254 С.
Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова,
М. Т. Баранов т др.
Интернет – ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=PeIXUhHvhaU
Канал «Гуманитарий», видео «Неологизмы в языке. Литературный квартал»
https://rustih.ru/velimir-xlebnikov-zaklyatie-smexom/
Учитель Цимерман Анастасия Васильевна, русский язык и литература
ОО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар гимназия № 82
Урок «открытия» нового знания
Этап урок / Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||||||||
Организационный этап (Мотивация к учебной деятельности) | ||||||||||||||||||||||||
Цель этапа: создать условия для включения обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта…» М. Шолохов Учитель знакомит учащихся с эпиграфом урока. | Учащиеся объясняют, как они понимают эпиграф. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) | |||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | ||||||||||||||||||||||||
Цель этапа: актуализировать ранее изученный материал для дальнейшего наращивания новых теоретических сведений и навыков | Используется прием «Корзина идей, понятий, имен» Ребята, мы с вами продолжаем изучать раздел «Лексика». Давайте с вами проверим, насколько хорошо мы с вами изучаем данный раздел. Обратите внимание на доску. На ней вы видите корзину, а под ней написаны слова. (Синонимы, антонимы, омонимы, синтаксис, предложение, приставка, диалектизмы, архаизмы, корень, историзмы, окончание). К корзине нам нужно прикрепить только те слова, которые относятся к разделу «Лексика». Итак, давайте посмотрим, какие слова вы прикрепили и дадим им определение. (Синонимы, антонимы, омонимы, диалектизмы, архаизмы, историзмы). Молодцы! | Учащиеся по очереди подходят к доске и прикрепляют слова к корзине. | Самоопределение и смыслообразование (Л) Извлечение необходимой информации (П) Работа в группе (К) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) | |||||||||||||||||||||
«Открытие» нового знания, первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | ||||||||||||||||||||||||
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новой темы | Ребята, я вам загадаю лексическую загадку, а вы попробуйте её отгадать. О каком слове идет речь? - В переводе с английского языка это слово имеет значение «устройство, приспособление». Достаточно ли информации для отгадки? - Это некое устройство, с помощью которого можно упростить некие действия, совершаемые человеком. Ваши предположения? - С этим словом ассоциируются слова: телефон, планшет, компьютер, смартфон, айфон, интернет, технологии ноутбук, плеер, андроид. Правильно! Слово, которое я вам загадала – гаджет. Молодцы! Ребята, как вы думаете, давно мы стали употреблять такие слова в нашей речи? Правильно! Как вы думаете, почему появились такие слова? С чем связано их появление? Новые слова, которые появляются в нашем языке называются неологизмами. Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему «Неологизмы». (В ходе беседы приходим к выводу, что цель нашего урока – познакомиться с неологизмами и понять, зачем они нужны, как появляются в нашей речи). Скажите, когда пройдет много времени, будут ли эти слова считаться неологизмами? Ребята, мы с вами узнали, что неологизмы нужны для того, чтобы новые предметы и явления, которые появляются с развитием науки, техники, искусства, получили свои названия. Но всегда ли неологизмы – это новые слова? Например, такое популярное слово среди молодёжи как «тусоваться» оказывается употреблялось у нас в языке ещё намного раньше. Давайте посмотрим интересное видео о происхождении этого слова. (Источник: https://www.youtube.com/watch?v=PeIXUhHvhaU Канал «Гуманитарий», видео «Неологизмы в языке. Литературный квартал») Новые слова в русском языке могут придумать писатели и поэты. Такие неологизмы будут называться авторскими. Авторские неологизмы создаются писателями, чтобы сделать уже известное слово ярче, насыщеннее, придать ему новый оттенок или сделать свою речь более выразительной. | Учащиеся размышляют, высказывают свое мнение. В ходе беседы должны прийти к выводу, что нет. Должны прийти к выводу, что появление этих слов связано с появлением чего-то нового. Учащиеся приходят к выводу, что через определённое количество времени слова станут общеупотребительными. Учащиеся смотрят видео. Приходят к выводу, что многие слова могут менять свое значение (также вспоминают об историзмах). | Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (Л) Оформляют свои мысли в устной форме, строят рассуждения (К) Высказываю и обосновывают свою точку зрения (К) | |||||||||||||||||||||
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений | ||||||||||||||||||||||||
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала | Ребята, на ваших столах лежат карточки с заданиями. Возьмите карточку с заданием № 1. Прочитайте отрывок из стихотворения Велимира Хлебникова, найдите неологизмы и подчеркните их. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей… (Источник: https://rustih.ru/velimir-xlebnikov-zaklyatie-smexom/) Ребята, а вы знаете, что с 1924 – 1928 годы выпускался сатирический журнал «Смехач», название которого взято из стихотворения Велимира Хлебникова? Возьмите карточку с заданием № 2. Какие неологизмы мы употребляем, когда говорим:
Запишите свои ответы в тетрадь. Проверяем (проводится фронтальный опрос). | Ребята находят в стихотворении неологизмы, подчеркивают их. Учащиеся записывают свои ответы в тетрадь (селфи, квадракоптер, квест, лайфхак). Обсуждают свои ответы. | Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) | |||||||||||||||||||||
Обобщение усвоенного | ||||||||||||||||||||||||
Цель этапа: самопроверка умений применять новое в типовых условиях; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы | На карточке с заданием № 3 вам нужно самостоятельно распределить слова по колонкам и устно объяснить их значение.
Проводится фронтальный опрос. | Распределяют слова по колонкам, определяют значения слов. Если не могут определить значение слова, используют толковые словари. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Самоопределение (Л) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) | |||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности | ||||||||||||||||||||||||
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности | Ребята, давайте с вами еще раз вспомним. Что такое неологизмы? Как появляются неологизмы в русском языке? Что такое авторский неологизм? На листе самооценивания учитель предлагает написать ему телеграмму.
Используется приём «Телеграмма» Домашнее задание: Параграф 26, упр. 131 | Учащиеся отвечают на вопросы Учащиеся оценивают свою работу на уроке и сдают телеграмму учителю Записывают домашнее задание | Умение выражать свои мысли (К) Рефлексия (П) Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности (Л) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование знаний и умений. Урок с призентацией....
Конспект открытого урока по русскому языку. 11 класс профильное обучение. «Ономастика и лингвокраеведение Летника»
Применение метода проектов на уроках русского языка....
Открытый урок по русскому языку 6 класс
Открытый урок по русскому языку 6 класс...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...