Программа углублённого изучения русского языка
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Данная программа составлена для углублённого изучения русского языка в 7 классе. Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка (5-9 классы).
Программа направлена на повышение уровня развития учащихся по русскому языку в 7 классе, нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся, на деятельностной системно-коммуникативной основе в обучении русскому языку, позволит сформировать у учащихся языковую, лингвистическую, литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач:
- привить учащимся навыки свободного владения речью, самостоятельной работы с текстом, развить у них умение научно-исследовательской деятельности;
- формировать у учащихся умения чувствовать слово и владеть им, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы;
- способствовать созданию положительной мотивации учеников к изучению русского языка.
В углублённую программу включены краткие сведения из истории русской звуковой системы, морфемики и словообразования, лексики и фразеологии, вопросы этимологии, которые не только должны вызвать интерес к изучению русского языка, но и многое объяснить им в его современном состоянии, помочь осознать как основные закономерности и правила, так и исключения их них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7a_programma_uglubl.docx | 66.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
дополнительного обучения по русскому языку (7 класс)
Данная программа составлена для углублённого изучения русского языка в 7 классе. Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка (5-9 классы).
Программа направлена на повышение уровня развития учащихся по русскому языку в 7 классе, нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся, на деятельностной системно-коммуникативной основе в обучении русскому языку, позволит сформировать у учащихся языковую, лингвистическую, литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач:
- привить учащимся навыки свободного владения речью, самостоятельной работы с текстом, развить у них умение научно-исследовательской деятельности;
- формировать у учащихся умения чувствовать слово и владеть им, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы;
- способствовать созданию положительной мотивации учеников к изучению русского языка.
В углублённую программу включены краткие сведения из истории русской звуковой системы, морфемики и словообразования, лексики и фразеологии, вопросы этимологии, которые не только должны вызвать интерес к изучению русского языка, но и многое объяснить им в его современном состоянии, помочь осознать как основные закономерности и правила, так и исключения их них.
Стилистические ресурсы русского языка, их разнообразие, сокровища синонимии (лексической, морфемной, морфологической, синтаксической), богатство фразеологии – всё это изучается учащимися на дополнительных занятиях.. Важная роль отводится на формирование орфографической зоркости учащихся, более детальное изучение орфографии даже при изучении разделов синтаксиса и пунктуации. Этим обусловлено исключительное внимание к морфемному составу слов.
В данную программу введены темы, которые в традиционной программе даются для реализации дифференцированного подхода к обучению. Это дополнительный материал, обозначенный в программе знаком *, углубляющий основное содержание программы.
Такие темы, как «Основные орфоэпические нормы русского литературного языка», «Основные выразительные средства словообразования», «Причастия полные и краткие, их смысловые, морфологические и синтаксические различия», «Трудные случаи образования деепричастий и причастий», «Причастия и деепричастия в роли главного и зависимого слова», «Нормативное употребление форм слова в составе словосочетаний», «Синтаксические средства выразительности». «Пространственные значения предлогов», «Союз в предложении и тексте. Союз как средство связи предложений в тексте», «Интонационные особенности предложений с частицами», «Различение приставки НЕ и частицы НЕ, их употребление с разными частями речи» способствуют более глубокому пониманию школьниками процессов развития языка, более детальному знакомству с его функционированием, современными процессами, привитию культуры речи и правильности употребления языковых единиц.
Изучение материала спланировано на базе ранее изученного, иногда с опережающим заданием. Параллельно идёт повторение и обобщение уже усвоенного.Повторение материала планируется проводить на коммуникативной основе, когда дети не только усваивают правила и положения системы языка, но и практически применяют свои знания в конкретной речевой ситуации.
В программе учтены современные требования к подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации, единому государственному экзамену, запланированы тестовые задания.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА
Повторение изученного в 5-6 классах – 4 часа
Морфология – 38 часов,
из них 18 часов на отработку навыков по Причастию, 10 часов на отработку навыков по Деепричастию, 10часов на отработку навыков по Служебным частям речи. На развитие речи – 10 часов.
Повторение пройденного в 7 классе – 8часов.
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы и темы | Количество часов | Уроки развития речи | Уроки контроля |
1 | Введение | 1 | ||
2 | Повторение изученного в 5 – 6 классах | 32 | 4 | 1 |
3 | Морфология | 138 | ||
3.1 | Знаменательные части речи | 73 | ||
3.1.1 | Местоимение | 25 | 6 | 1 |
3.1.2 | Причастие | 36 | 4 | 2 |
3.1.3 | Повторение пройденного в 1 полугодии | 7 | ||
3.1.4 | Деепричастие | 12 | 2 | |
3.2 | Служебные части речи | 63 | ||
3.2.1 | Предлог | 16 | 4 | 1 |
3.2.2 | Союз | 20 | 4 | 1 |
3.2.3 | Частица | 21 | 2 | 1 |
3.2.4 | Междометие | 4 | ||
3.2.5 | Звукоподражательные слова | 2 | 2 | |
3.2.6 | Явление переходности в морфологии | 3 | ||
4 | Повторение пройденного в 7 классе | 22 | 4 | 1 |
Итого | 205 | 32 | 8 |
Уроков развития речи – 32 часа.
Уроков контроля – 8 часов (6 контрольных диктантов + 2 контрольных теста) + 2 часа (контрольное изложение) + 2 часа (контрольное сочинение).
Тестовый контроль – 2 часа + 1 час (входное тестирование).
Контрольных изложений – 2.
Обучающих изложений – 2.
Контрольных сочинений – 2.
Обучающих сочинений – 6.
Самостоятельных работ – 8.
Практических работ – 8.
Контрольных словарных диктантов – 8.
Письмо по памяти – 4.
ХКК ГОС – 25.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 УРОКОВ В НЕДЕЛЮ (245 ЧАСОВ)
№ | Программный материал | Кол-во часов | Компетенции | Контроль | Дата | |
Лингвистические | Речевые | |||||
1 | Вводный урок. | 1 | Содержание, цели и задачи курса русского языка в 7 классе. | Выразительное чтение текста научного стиля. Беседа по содержанию. | Выразительное чтение. | |
2 | Повторение пройденного в 5-6 классах. Разделы лингвистики. | 32+1+4 1 | Лингвистика (языкознание) как наука о языке. Разделы лингвистики. | Выразительное чтение текста научного стиля. Составление таблицы. | Устные ответы. | |
3 | Фонетика. Графика. | 1 | Фонетика как раздел науки о языке. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. | Выразительное чтение текста научного стиля. Составление схемы-опоры. | Схема-опора. | |
4 | Фонетический разбор слова. | 1 | Порядок фонетического разбора слова. Сильная и слабая позиция фонемы. | Развитие навыков правильного произношения трудных слов. | Фонетический разбор слова. | |
5 | Орфография. Безударные гласные в корне. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне. | 1 | Орфография как раздел науки о языке. Типы орфограмм. | Самостоятельное чтение и составление таблицы по теме урока. | Ответ по таблице. | |
6 | Чередования гласных А – О в корнях. | 1 | Типы чередований. Чередование гласных в корнях. Условия выбора орфограммы. | Составление таблицы по теме урока. Подбор примеров. | Комментированное письмо. | |
7 | Чередование гласных И –Е в корнях. | 1 | Типы чередований. Чередование гласных в корнях. Условия выбора орфогр. | Составление таблицы по теме урока. Подбор примеров. | Ответ по таблице. | |
8 | Проверяемые и непроверяемые согласные в корнях. | 1 | Различение на письме проверяемых и непроверяемых согласных в корнях слов. | Составление сообщения на лингвистическую тему. Составление словосочетаний. | Устные ответы. Орфографический анализ слова. | |
9 | Орфограммы в приставках. | 1 | Типы орфограмм в приставках. Систематизация знаний о правописании приставок. | Составление сообщения на лингвистическую тему. Составление словосочетаний. | Устные ответы. Морфемный разбор слова. | |
10 | Орфограммы в суффиксах. | 1 | Типы орфограмм в суффиксах. Систематизация знаний о правописании суффиксов. | Выразительное чтение и составление таблицы по теме урока. | Устные ответы. Презентации. | |
11 | Орфограммы в окончаниях. Орфограммы в окончаниях именных частей речи. | 2 1 | Типы орфограмм в окончаниях слов разных частей речи. | Составление схемы-опоры по теме урока. | Устный ответ по схеме-опоре. | |
12 | Орфограммы в безударных личных окончаниях глаголов. | 1 | Орфограммы в личных окончаниях глаголов разных спряжений. Исключения из правил. | Самостоятельное повторение по учебнику. Составление таблицы. | Проверочный диктант. | |
13 | Урок-практикум по орфографии. | 1 | Систематизация знаний по орфографии. | Составление рассказа на лингвистическую тему. | Устные ответы. С/Д 1 | |
14 | Морфемика. | 1 | Морфемика как раздел науки о языке. Основные морфемы. | Самостоятельное повторение по учебнику. Составление таблицы. | Словарный диктант. | |
15 | Морфемный анализ слова. Самостоятельная работа. | 1 | Порядок морфемного анализа слова. | Наблюдение над трудными случаями морфемного членения слов. | С/Р 1 | |
16 | РРТекст. Признаки текста. ХКК ГОС Анализ фрагмента текста В. Ларичева «Тайна каменной черепахи» (стр.9). | 1 | Понятие о тексте. Признаки текста: заглавие, связность, последовательность и др. | Выразительное чтение текста. Обучение анализу текста. Высказывание на лингвистическую тему. | Р.стр.8 – 18. | |
17 | РР ХКК ГОС Обучающее сочинение (создание собственного текста) «Как я провёл лето». | 1 | Тема текста. Виды плана текста. Стилевое единство текста. | Составление плана текста. Подбор тезисов. Редактирование текста. | Варианты задания:
| |
18 | Входное тестирование. | 1 | Проверка знаний о пройденном в 6 классе. | Письменный ответ на вопрос. | Тест. | |
19 | Словообразование. | 1 | Словообразование как раздел науки о языке. Основные способы словообразования. | Самостоятельное чтение и конспектирование статьи учебника. | Словообразовательный анализ. | |
20 | Словообразовательный анализ слов. | 1 | Основные способы словообразования. Порядок словообразовательного анализа. | Работа со словообразовательным словарём. Составление словообразовательных цепочек. | Словообразовательный анализ. | |
21 | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное как часть речи. | 1 | Морфология как раздел языкознания. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное как часть речи. | Подготовка сообщения на лингвистическую тему. Самостоятельное чтение статей учебника. Составление схемы-опоры. | Схема-опора. | |
22 | Имя прилагательное. | 1 | Имя прилагательное как часть речи. Лексические и грамматические признаки прилагательного. | Составление словосочетаний и предложений. Морфологический разбор. | Морфологический разбор. | |
23 | Глагол. | 1 | Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. | Составление таблицы. Подбор самостоятельных примеров. | Устные ответы по таблице. | |
24 | Наречие. | 1 | Наречие как часть речи. Морфологические признаки наречия. | Составление конспекта по теме урока. Составление словосочетаний. | Разбор словосочетаний. | |
25 | Имя состояния. | 1 | Имя состояния как самостоятельная часть речи. Морфологические признаки. | Составление схемы-опоры. Составление и разбор предложений. | Синтаксический разбор предложения. | |
26 | Морфологический разбор слова. Практическая работа. | 1 | Схема морфологического разбора слов. | Развитие навыков письменного морфологического разбора слов. | П/Р 1 | |
27 | Лексика. Группы слов по лексическому значению. | 1 | Лексика как раздел языкознания. Группы слов по значению. Синонимы, антонимы, омонимы. | Сообщение на лингвистическую тему. Подбор синонимов, антонимов, омонимов. | Устные ответы. | |
28 | Фразеология. | 1 | Фразеология как раздел языкознания. Фразеологизмы. | Составление предложений с фразеологизмами. Синтаксический разбор. | Синтаксический разбор. | |
29 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. | 1 | Синтаксис и пунктуация как разделы языкознания. Знаки препинания. | Составление словосочетаний и предложений по схемам. Синтаксический разбор. | Синтаксический разбор. | |
30 | Виды и типы словосочетаний. | 1 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды и типы словосочетаний. | Составление словосочетаний по схеме. Синтаксический разбор. | Устные ответы. | |
31 | Простое предложение. Грамматическая основа. | 1 | Предложение как единица синтаксиса. Виды предложений. Грамматическая основа. | Составление простых предложений. Синтаксический разбор. | Устные ответы. | |
32 | Знаки препинания в простом предложении. | 1 | Тире между подлежащим и сказуемым. Однородные члены предложения. | Составление предложений по схемам. Синтаксический разбор. | Синтаксический разбор. | |
33 | Сложное предложение. Виды сложных предложений. | 1 | Сложное предложение как единица синтаксиса. Виды сложных предложений. | Составление сложных предложений по схемам. Синтаксический разбор. | Устные ответы. | |
34 | Урок-практикум по синтаксису и пунктуации. Самостоятельная работа. | 1 | Определение в тексте предложений по схеме. Синтаксический разбор. | Определение темы, основной мысли текста. Озаглавливание текста. | С/Р 2 | |
35 | РР Типы речи. Описание. ХКК ГОСАнализ фрагмента текста В. Ларичева «Тайна каменной черепахи» (стр.12). | 1 | Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Признаки описания. | Выразительное чтение текста. Составление плана. Озаглавливание. | Р.стр.19 – 31. | |
36 | РР Описание общего вида местности. ХКК ГОС Описание местности своего города. | 1 | Признаки описания местности. План описания местности. Сложный и простой план. | Составление плана описания местности. Развитие навыков описания. | Сочинение – описание местности. | |
37 | Контрольный диктант по повторению. | 1 | Основные разделы языкознания. Орфография. Синтаксис. | Основные виды грамматических разборов. | К/Д 1 | |
38 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Корректирование текста. Работа над ошибками. | Работа над ошибками в грамматических заданиях. | Работа над ошибками. | |
39 | Основной курс. Морфология. Местоимение. Понятие о местоимении. | 25+6+1 1 | Морфология. Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимений. | Выразительное чтение и составление плана научного текста. Связный рассказ по плану. | Устные ответы. | |
40 | Роль местоимений в речи. | 1 | Роль местоимений в речи. Определение местоимений по соотношению с другими частями речи. | Наблюдение над ролью местоимений в речи. Редактирование текста. | Комментированное письмо. | |
41 | Местоимение как одно из средств связи частей текста. | 1 | Средства связи частей текста. Употребление местоимений для связи частей текста. | Анализ средств связи частей текста. Редактирование текста. | Орфографический диктант. | |
42 | Местоимения и другие части речи. | 1 | Определение местоимений по соотношению с другими частями речи. Морфологические признаки местоимений. | Выразительное чтение текста. Определение темы и основной мысли текста. Редактирование текста. | План текста. | |
43 | Местоимения-существительные. | 2 | Соотнесение местоимения и существительного по основным морфологическим признакам. | Сравнительный морфологический анализ существительного и местоимения. | П/П 1 | |
44 | Употребление в речи местоимений-существительных. | 1 | Особенности употребления в речи местоимений-существительных. | Составление текста-миниатюры. Редактирование текста. | Текст-миниатюра. | |
45 | РР Подготовка к изложению. | 1 | Умение составлять план прослушанного текста и собирать материал для письменного пересказа. | Развитие навыков составления плана текста и сбора материала для письменного пересказа. | Черновик изложения. | |
46 | РР Обучающее изложение. | 1 | Умение письменно излагать прослушанный текст. | Развитие навыков письменного подробного изложения прослушанного текста. | Обучающее изложение. | |
47 | Местоимения-прилагательные. | 2 | Соотнесение прилагательного и местоимения по основным морфологическим признакам. | Сравнительный морфологический анализ прилагательного и местоимения. | Морфологический разбор. | |
48 | Употребление в речи местоимений-прилагательных. | 1 | Особенности употребления в речи местоимений-прилагательных. | Составление текста-миниатюры. Редактирование текста. | Текст-миниатюра. | |
49 | Местоимения-наречия. Анализ изложений. Работа над ошибками. | 2 | Соотнесение наречия и местоимения по основным морфологическим признакам. | Сравнительный морфологический анализ наречия и местоимения. | Работа над ошибками. | |
50 | Употребление в речи местоимений-наречий. | 1 | Особенности употребления в речи местоимений-наречий. | Составление текста-миниатюры. Редактирование текста. | С/Д2 | |
51 | Разряды местоимений. Личные местоимения. | 1 | Разряды местоимений по лексическому значению. Личные местоимения. | Самостоятельное чтение статьи учебника и составление конспекта. | Презентации. | |
52 | РР Описание действий. Совмещение описания и рассуждения. ХКК ГОСАнализ фрагмента текста В. Ларичева «Тайна каменной черепахи» (стр.17). | 1 | Типы речи: описание, повествование и рассуждение. Способы совмещения в одном тексте разных типов речи. | Выразительное чтение и анализ текстов. Составление плана. Рассказ по плану. | Р.стр.32 – 41. | |
53 | РР ХКК ГОСОбучающее сочинение «Моё любимое занятие». | 1 | Умение составлять тексты заданной темы, типа и стиля. | Развитие навыков написания сочинения определённого типа по заданной теме. | Обучающее сочинение. | |
54 | Возвратные местоимения. Практическая работа. | 1 | Разряды местоимений по лексическому значению. Возвратное местоимение. | Составление плана статьи учебника. Сообщение по плану. | П/Р 2 | |
55 | Притяжательные местоимения. | 1 | Разряды местоимений по лексическому значению. Притяжательные местоимения. | Составление предложений с притяжательными местоимениями. Синтаксический разбор. | Синтаксический разбор. | |
56 | Вопросительные местоимения. | 1 | Разряды местоимений по лексическому значению. Вопросительные местоимения. | Составление текста-диалога с вопросительными местоимениями. | Устные ответы. | |
57 | Повторение пройденного в 1 четверти. Местоимение. | 1 | Закрепление понятий: морфология, знаменательные части речи. Местоимение как часть речи. | Составление сообщения на лексическую тему. Составление словосочетаний. | Устные ответы. | |
58 | Урок-практикум по правописанию местоимений. | 1 | Закрепление орфографических навыков правописания местоимений. | Редактирование текста. Составление предложений. | Орфографический диктант. | |
59 | Относительные местоимения. | 1 | Разряды местоимений по лексическому значению. Относительные местоимения. | Выразительное чтение и анализ текстов. Составление плана. | Комментированное письмо. | |
60 | Неопределённые местоимения. | 1 | Разряды местоимений по лексическому значению. Неопределённые местоимения. | Составление сообщения на лексическую тему. Составление словосочетаний. | Устные ответы. | |
61 | Отрицательные местоимения. Практическая работа. | 1 | Разряды местоимений по лексическому значению. Отрицательные местоимения. | Выразительное чтение и анализ текстов. Составление плана. | П/Р 3 | |
62 | Определительные местоимения. | 1 | Разряды местоимений по лексическому значению. Определительные местоимения. | Составление сообщения на лексическую тему. Составление словосочетаний. | Морфологический разбор. | |
63 | Указательные местоимения. | 1 | Разряды местоимений по лексическому значению. Указательные местоимения. | Составление сообщения на лексическую тему. Составление предложений. | Синтаксический разбор. | |
64 | Орфоэпические нормы употребления местоимений в речи. | 1 | Знание орфоэпических норм употребления местоимений в речи. | Развитие навыков грамотного употребления местоимений в речи. | Устные ответы. | |
65 | Синтаксические нормы употребления местоимений в речи. | 1 | Знание синтаксических норм употребления местоимений в речи. | Составление предложений. Редактирование текстов. | Устные ответы. | |
66 | РР ХКК ГОС Повествование. Анализ фрагмента текста В.К. Арсеньева «ДерсуУзала» (стр.27-28). | 1 | Типы речи. Повествование. Признаки повествования. | Составление плана рассказа на заданную тему. Составление черновика. | Р.стр.42 – 50. | |
67 | РР Рассказ на основе услышанного. ХКК ГОСОбучающее сочинение «Что мне рассказал дедушка». | 1 | Умение создавать рассказ на основе услышанного. | Развитие навыков написания рассказа на основе услышанного. | Сочинение. | |
68 | Урок-практикум по теме «Местоимение». Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | Повторение и обобщение знаний о местоимении как о части речи. Правописаниеместоимен. | Развитие навыков грамматических разборов слов и синтаксического разбора предложения. | Грамматические разборы. | |
69 | Контрольный диктант по теме «Местоимение». | 1 | Контроль знаний о местоимении как о части речи. | Грамматические разборы. Синтаксический разбор. | К/Д 2 | |
70 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Контроль знаний о местоимении как о части речи. | Корректирование текста. Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | |
71 | Причастие. Понятие о причастии. | 36+2+2 1 | Причастие как часть речи. Морфологические признаки причастия. | Составление конспекта статьи учебника. Сообщение по конспекту. | Конспект. Презентации. | |
72 | Признаки прилагательного у причастий. | 1 | Признаки прилагательного у причастий: род, число и падеж. Синтаксическая функция причастий. | Составление предложений и словосочетаний по схемам. Синтаксический анализ. | Синтаксический анализ. | |
73 | Склонение причастий. | 1 | Склонение причастий: изменение по родам, числам и падежам, как прилагательные. | Составление предложений и словосочетаний по схемам. Синтаксический анализ. | Устные ответы. | |
74 | Правописание падежных окончаний причастий. Самостоятельная работа. | 1 | Правописание падежных окончаний причастий. Орфограммы в падежных окончаниях причастий. | Составление текста-миниатюры на заданную тему. Определение типа и стиля текста. | С/Р 3 | |
75 | Урок-практикум по правописанию падежных окончаний причастий. | 1 | Закрепление знаний о правописании падежных окончаний причастий. | Развитие навыков анализа текста. Составление словосочетаний. | Орфографический диктант. | |
76 | Причастия, перешедшие в прилагательные. | 1 | Исторические изменения в морфологии причастий. Переход из одной части речи в другую. | Самостоятельное чтение и конспектирование материала учебника. | Конспекты. Презентации. | |
77 | Признаки глагола у причастия. | 3 | Признаки глагола у причастий: вид и время, спряжение, залог. | Сообщение на лингвистическую тему. | С/Д3 | |
78 | Вид и время причастий. | 1 | Вид и время причастий. Образование видо-временных форм причастий. | Составление предложений и словосочетаний по схемам. Синтаксический анализ. | Устные ответы. | |
79 | Залог причастий. Действительные и страдательные причастия. | 1 | Залог причастий. Действительный и страдательный залоги. | Самостоятельное чтение и конспектирование материала учебника. | Комментированное письмо. | |
80 | Роль причастий в речи. | 1 | Умение определять роль причастий в речи. | Наблюдение над ролью причастий в речи. | Устный анализ текста. | |
81 | Книжная стилистическая окраска причастий. | 1 | Повторение: стили речи, разговорный и книжные стили. Признаки книжного стиля. | Выразительное чтение текстов разных стилей. Анализ текста. | Анализ текста. | |
82 | РР Подготовка к изложению. | 1 | Умение письменно пересказывать тексты разных типов. | Развитие навыков письменного пересказа. | Черновик. | |
83 | РР Обучающее изложение. | 1 | Умение письменно пересказывать тексты разных типов. | Развитие навыков письменного пересказа. | Обучающее изложение. | |
84 | Причастный оборот. | 1 | Причастный оборот как единица синтаксиса. Определяемое слово. | Выразительное чтение предложений с причастными оборотами. | Выразительное чтение. | |
85 | Знаки препинания при причастном обороте. Практическая работа. ХКК ГОС Анализ фрагмента текста В. Арсеньева «ДерсуУзала» (стр.31) . | 1 | Владение правилами пунктуации при причастных оборотах. Развитие практических навыков расстановки знаков препинания при причастных оборотах. | Наблюдение над интонацией предложений с причастными оборотами. Анализ текста. | П/Р 4 | |
86 | Синонимика причастного оборота и придаточного предложения. | 1 | Синонимика как языковое явление. Синонимика причастного оборота и придаточного предложения. | Замена причастных оборотов придаточными предложениями. | Устные ответы. Презентации. | |
87 | Словообразование причастий. | 1 | Словообразование. Способы словообразования. Словообразование причастий. | Образование причастий от глаголов разных видов. Составление словосочетаний. | Комментированное письмо. | |
88 | Образование действительных причастий настоящего времени. | 1 | Образование и суффиксы действительных причастий настоящего времени. | Образование причастий от глаголов разных видов. Составление словосочетаний. | Выборочно-распределительный диктант. | |
89 | Образование действительных причастий прошедшего времени. | 1 | Образование и суффиксы действительных причастий настоящего времени. | Образование причастий от глаголов разных видов. Составление словосочетани | Выборочно-распределительный диктант. | |
90 | Образование страдательных причастий настоящего времени. | 1 | Образование и суффиксы страдательных причастий настоящего времени. | Образование причастий от глаголов разных видов. Составление словосочетаний | Орфографическое письмо. | |
91 | Образование страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | Образование и суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. | Составление причастий по схемам. Составление предложений. | Синтаксический разбор. | |
92 | Урок-практикум по словообразованию причастий. | 1 | Обобщение знаний по словообразованию причастий. | Определение в тексте причастий. Морфемный разбор причастий. | С/Д4 | |
93 | Правописание причастий. | 1 | Правописание суффиксов и окончаний причастий. | Составление сообщения на лингвистическую тему. | Устные ответы. Презентации. | |
94 | Гласные в причастиях перед Н и НН. | 1 | Орфограмма гласные в причастиях перед Н и НН. | Выразительное чтение и анализ текста. | Схема-опора. | |
95 | Правописание Н в суффиксах причастий. | 1 | Выбор орфограммы Н-НН в суффиксах причастий. | Составление схемы-опоры. Сообщение по схеме-опоре. | Устные ответы. | |
96 | Правописание НН в суффиксах причастий. | 1 | Выбор орфограммы Н-НН в суффиксах причастий. | Составление словосочетаний и предложений по схемам. | Выборочно-распределительный диктант. | |
97 | Урок-практикум по правописанию причастий. ХКК ГОС Анализ фрагмента текста В. Арсеньева «ДерсуУзала» (стр.33). | 1 | Закрепление знаний по правописанию суффиксов и окончаний причастий. | Составление словарных диктантов по теме урока. Взаимопроверка диктантов. | Словарный диктант. | |
98 | Морфологический разбор причастий. Подготовка к итоговому контрольному тесту за 1 полугодие. | 1 | Обобщение знаний о морфологических признаках причастий. Обобщение знаний о правописании причастий. | Самостоятельное чтение материала учебника. Составление схем, таблиц. Решение тестовых заданий. | Тесты. | |
99 | Итоговый контрольный тест за 1 полугодие. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков по теме «Причастие». | Выполнение речевых заданий части С. | Контрольный тест №1. | |
100 | Анализ итогового контрольного теста. Работа над ошибками. | 1 | Повторение и обобщение знаний, умений и навыков по теме «Причастие». | Редактирование текста. Исправление ошибок речи. | Работа над ошибками. | |
101 | Краткие страдательные причастия. | 1 | Умение выделять в тексте краткие страдательные причастия. | Сообщение на лингвистическую тему. | Устные ответы. | |
102 | Правописание кратких страдательных причастий. | 1 | Словообразование и правописание суффиксов кратких страдательных причастий. | Составление словосочетаний и предложений с краткими страдательными причастиями. | Комментированное письмо. | |
103 | НЕ с причастиями. Слитное написание НЕ с причастиями. | 3 1 | Правописание НЕ с причастиями. Слитное написание НЕ с причасти-ями. | Составление словосочетаний и предложений с причастиями. | Выборочно-распределительный диктант. | |
104 | Раздельное написание НЕ с причастиями. Самостоятельная работа. | 1 | Правописание НЕ с причастиями. Раздельное написание НЕ с причастиями. | Составление словосочетаний и предложений с причастиями. | С/Р 4 | |
105 | Урок-практикум по теме «НЕ с причастиями». | 1 | Обобщение и систематизация знаний о правописании НЕ с прич. | Конспектирование. Сообщение на лингвистическую тему. | Конспект. Презентации. | |
106 | Переход причастий в другие части речи. | 1 | Исторические процессы изменения признаков причастий. Переход причастий в другие части речи. | Защита презентаций. Конспектирование. Сообщение на лингвистическую тему. | П/П 2 | |
107 | Морфологический разбор причастий. | 1 | Обобщение и систематизация знаний о причастии как о части речи. | Составление словосочетаний и предложений с причастиями. | Морфологический разбор причастий. | |
108 | Урок-практикум по теме «Причастие». | 1 | Обобщение и систематизация знаний о правописании причастий. | Развитие навыков правописания причастий. | Комментированное письмо. | |
109 | Контрольный диктант по теме «Причастие». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков по теме «Причастие». | Грамматические разборы. | К/Д 3 | |
110 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков по теме «Причастие». | Корректирование текста. | Работа над ошибками. | |
111 | РРСочетание разных типов речи в одном тексте. ХКК ГОСАнализ фрагмента текста В. Арсеньева «ДерсуУзала» (стр.34). | 1 | Повторение: типы речи. Сочетание разных типов речи. | Выразительное чтение и анализ текста. | Р.стр.58 – 75. | |
112 | РР ХКК ГОСОтзыв о прочитанной книге В. Арсеньева «ДерсуУзала». | 1 | Умение давать письменный отзыв о прочитанной книге. | Развитие навыков письменного отзыва о прочитанной книге. | Сочинение – отзыв о прочитанной книге. | |
113 | Повторение пройденного в 1 полугодии. Местоимение как часть речи. | 1 | Морфология. Знаменательные части речи. Местоимение. | Сообщение на лингвистическую тему. Подбор примеров. | Устные ответы. Презентации. | |
114 | Разряды местоимений. | 1 | Разряды местоимений по лексическому значению. | Конспектирование. Ответ по конспекту. | Конспект. | |
115 | Правописание местоимений. | 1 | Повторение и закрепление навыков правописания местоимений. | Составление схемы-опоры. Ответ по схеме. | Схема-опора. | |
116 | Повторение пройденного в 1 полугодии. Причастие как часть речи. | 1 | Повторение и систематизация знаний о причастии как о части речи. | Сообщение на лингвистическую тему. Подбор примеров. | Устные ответы. | |
117 | Правописание причастий. | 1 | Повторение и закрепление навыков правописания причастий. | Составление схемы-опоры. Ответ по схеме. | Устные ответы. | |
118 | Урок-практикум по правописанию причастий. | 1 | Повторение и закрепление навыков правописания причастий. | Составление словарных диктантов. | Диктант. | |
119 | Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. | 1 | Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. | Сообщение на лингвистическую тему. Подбор примеров. | С/Д 5 | |
120 | Деепричастие. Понятие о деепричастии. | 12+2 1 | Деепричастие как часть речи. Морфологические признаки деепричастий. | Самостоятельное чтение материала. Составление плана статьи. | Сообщение по плану. Презентации. | |
121 | Признаки глагола у деепричастий. | 1 | Признаки глагола у деепричастий: вид и время. | Составление словосочетаний и предложений с деепричастиями. | Устные ответы. | |
122 | Признаки наречия у деепричастий. | 1 | Признаки наречия у деепричастий: неизменяемость, синтаксическая функция. | Составление словосочетаний и предложений с деепричастиями. Синтаксический анализ. | Синтаксический анализ. | |
123 | Роль деепричастий в речи. | 1 | Роль деепричастий в речи. Стили речи. | Наблюдение над ролью деепричастий в речи. | Устные ответы. | |
124 | Деепричастный оборот. Практическая работа. | 1 | Понятие о деепричастном обороте. Синтаксическая функция деепричастного оборота. | Составление словосочетаний и предложений по схеме. Синтаксический анализ. | П/Р 5 | |
125 | Знаки препинания при деепричастном обороте. | 1 | Знакомство с пунктуацией при деепричастных оборотах. | Составление словосочетаний и предложений по схеме. | Синтаксический анализ. | |
126 | РР Подготовка к контрольному изложению. | 1 | Составление плана прослушанного текста. Сбор материала. | Редактирование текста письменного пересказа. Написание черновика. | Черновик изложения. | |
127 | РР Контрольное изложение. | 1 | Умение письменно пересказывать текст. | Развитие навыков письменного пересказа. | К/И | |
128 | Синонимика деепричастных оборотов и придаточных предложений. | 1 | Явление синонимики в языке. Синонимика деепричастных обо-ротов и придаточных предложе-ний. | Составление словосочетаний и предложений по схеме. Синтаксический анализ. | Синтаксический анализ. | |
129 | Словообразование деепричастий. Словообразование деепричастий несовершенного вида. | 1 | Способы словообразования. Знакомство со словообразованием деепричастий. | Образование деепричастий от глаголов несовершенного вида. Словообразовательный анализ. | Словообразовательный анализ. | |
130 | Словообразование деепричастий совершенного вида. Анализ изложений. Работа над ошибками. | 1 | Знакомство со словообразованием деепричастий совершенного вида. | Образование деепричастий от глаголов совершенного вида. Словообразовательный анализ. | Словообразовательный анализ. | |
131 | Сопоставление морфемного состава деепричастий и причастий. | 1 | Морфемный состав слова. Различия в морфемном составе деепричастий и причастий. | Морфемный разбор слов. Сопоставление морфемного состава деепричастий и причастий. | Морфемный анализ. | |
132 | Правописание деепричастий. | 1 | Знакомство с правилами правописания деепричастий. | Составление схемы-опоры. Составление диктанта. | Выборочно-распределительный диктант. | |
133 | Урок-практикум по правописанию деепричастий. Самостоятельная работа. | 1 | Закрепление навыков правописания деепричастий. | Выразительное чтение и анализ текста. | С/Р 5 | |
134 | Служебные части речи. Понятие о служебных частях речи. | 65 1 | Морфология. Служебные части речи, их морфологические признаки. | Чтение и конспектирование текста. Защита презентаций. | Конспект. Презентации. | |
135 | Роль служебных частей речи в предложении и тексте. | 1 | Углубление знаний о роли служебных частей речи в тексте. | Наблюдение над ролью служебных частей речи в тексте. | Устные ответы. | |
136 | Предлог. Понятие о предлоге. | 16+4+1 1 | Углубление знаний о предлоге как о служебной части речи. Морфологические признаки предлога. | Выразительное чтение и анализ текста. Составление предложений. | Выразительное чтение. | |
137 | Предлоги-антонимы. | 1 | Антонимы в языке. Предлоги-антонимы. | Составление антонимических рядов слов. | Устные ответы. | |
138 | Употребление предлогов с падежами. | 1 | Углубление знаний о нормах употребления предлогов с косвенными падежами. | Составление текста-миниатюры. Редактирование текста. | Орфографический диктант. | |
139 | Разряды предлогов по значению. Пространственные предлоги. | 1 | Знакомство с разрядами предлогов по лексическому значению. | Чтение и конспектирование материала учебника. | Конспект. | |
140 | РР ХКК ГОС Характеристика литературного героя (по роману В. Арсеньева «ДерсуУзала»). | 1 | Характеристика литературного героя как тип сочинения. | Составление плана сочинения. Сбор материала для сочинения. | Р.стр.75 – 79. | |
141 | РР ХКК ГОССочинение – характеристика литературного героя(по роману В. Арсеньева «ДерсуУзала»). | 1 | Умение письменно характеризовать литературного героя. | Развитие навыков характеристики литературного героя. | Сочинение – характеристика литературного героя. | |
142 | Временные предлоги. | 1 | Знакомство с временными предлогами. | Составление словосочетаний и предложений с временными предлогами. | Комментированное письмо. | |
143 | Причинные предлоги. | 1 | Знакомство с причинными предлогами. | Составление словосочетаний и предложений с причинными предлогами. | Комментированное письмо. | |
144 | Целевые предлоги. | 1 | Знакомство с целевыми предлогами. | Составление словосочетаний и предложений с целевыми предлогами. | Комментированное письмо. | |
145 | Предлоги образа действия. | 1 | Знакомство с предлогами образа действия. | Составление словосочетаний и предложений с предлогами образа действия. | Устные ответы. | |
146 | Объектные предлоги. | 1 | Знакомство с объектными предлогами. | Составление словосочетаний и предложений с объектными предлогами. | Устные ответы. Презентации. | |
147 | Урок-практикум по орфографии. | 1 | Обобщение и систематизация основных принципов русской орфографии. | Составление словосочетаний и предложений. Взаимопроверка. | П/П 3 | |
148 | Разряды предлогов по происхождению. Непроизводные предлоги. | 1 | Знакомство с разрядами предлогов по происхождению. Непроизводные предлоги. | Выразительное чтение и конспектирование материала учебника. | Конспект. Презентации. | |
149 | Производные предлоги. | 1 | Знакомство с разрядами предлогов по происхождению. Производные предлоги. | Выразительное чтение и конспектирование материала учебника. | Конспект. Презентации. | |
150 | Предлоги делового стиля. | 1 | Повторение: стили речи. Знакомство с предлогами делового стиля. | Наблюдение над особенностями употребления предлогов в текстах официально-делового стиля. | Анализ текста. | |
151 | Правописание предлогов. Практическая работа. | 1 | Углубление и расширение знаний о правописании предлогов. | Составление таблицы по материалу учебника. Подбор примеров. | П/Р 6 | |
152 | РР Стили речи. Книжные стили. ХКК ГОСАнализ статьи «Колыбель древних цивилизаций» (стр.5). | 1 | Повторение: стили речи. Книжные стили речи. | Выразительное чтение и комплексный анализ текста. | Р.стр.80 – 86. | |
153 | РР Публицистический стиль. Интервью. ХКК ГОСАнализ фрагмента текста интервью из газеты «Дальневосточный Комсомольск». | 1 | Знакомство с публицистическим стилем. Интервью, его особенности. | Составление интервью по заданной теме. Редактирование текста. | Р.стр.86 – 94. Сочинение – интервью. | |
154 | Урок-практикум по правописанию предлогов. Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | Закрепление навыков правописания предлогов. Повторение и закрепление навыков орфографического письма. | Выразительное чтение и анализ текста. Составление орфографического диктанта. | Орфографический диктант. | |
155 | Контрольный диктант по теме «Предлог». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков по теме «Предлог». | Грамматические разборы. | К/Д 4 | |
156 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков по теме «Предлог». | Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | |
157 | Союз. Понятие о союзе. | 20+4+1 1 | Морфология. Служебные части речи. Союз. | Чтение и конспектирование материала учебника. Презентации. | Конспект. Презентации. | |
158 | Сочинительные союзы. | 4 | Группы союзов по значению. Сочинительные союзы. | Составление схемы-опоры по материалу учебника. Ответ по схеме-опоре. | Схема-опора. | |
159 | Соединительные союзы. | 1 | Виды сочинительных союзов. Соединительные союзы. | Составление словосочетаний и предложений с соединительными союзами. | Устные ответы. | |
160 | Противительные союзы. | 1 | Виды сочинительных союзов. Противительные союзы. | Составление словосочетаний и предложений с противительными союзами. | Пунктуационный диктант. | |
161 | Разделительные союзы. | 1 | Виды сочинительных союзов. Разделительные союзы. | Составление словосочетаний и предложений с разделительными союзами. | С/Д 6 | |
162 | Подчинительные союзы Временные союзы. | 1 | Виды подчинительных союзов. Временные союзы. | Составление словосочетаний и предложений с подчинительными союзами. | Пунктуационный диктант. | |
163 | Причинные союзы. | 1 | Виды подчинительных союзов. Причинные союзы. | Составление словосочетаний и предложений с причинными союзами. | Синтаксический анализ. | |
164 | Целевые союзы. | 1 | Виды подчинительных союзов. Целевые союзы. | Составление словосочетаний и предложений с целевыми союзами. | Синтаксический анализ. | |
165 | Условные союзы. | 1 | Виды подчинительных союзов. Условные союзы. | Составление словосочетаний и предложений с условными союзами. | Синтаксический анализ. | |
166 | РР Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. ХКК ГОС Анализ фрагмента текста Г. Федосеева «Тропою испытаний» (стр.151). | 1 | Знакомство с морфологическими средствами связи предложений и смысловых частей текста. | Выразительное чтение и анализ текста. Подготовка к сочинению. | Р.стр.95 – 103. | |
167 | РР Союз как морфологическое средство связи частей текста. ХКК ГОСКонтрольное сочинение по картине дальневосточного художника. | 1 | Умение писать сочинение-рассуждение на заданную тему. План сочинения. Материал по теме. | Развитие навыков написания сочинения. Редактирование созданного текста. | Контрольное сочинение (Р.№99-4 стр.96) | |
168 | Уступительные союзы. | 1 | Виды подчинительных союзов. Уступительные союзы. | Составление словосочетаний и предложений с уступительными союзами. | Устные ответы. | |
169 | Сравнительные союзы. | 1 | Виды подчинительных союзов. Сравнительные союзы. | Составление словосочетаний и предложений со сравнительными союзами. | Устные ответы. | |
170 | Следственные союзы. | 1 | Виды подчинительных союзов. Следственные союзы. | Составление словосочетаний и предложений со следственными союзами. | Синтаксический анализ. | |
171 | Изъяснительные союзы. | 1 | Виды подчинительных союзов. Изъяснительные союзы. | Составление словосочетаний и предложений с изъяснительными союзами. | Составление схемы предложения. | |
172 | Правописание союзов. Самостоятельная работа. | 1 | Углубление и расширение знаний о правописании союзов. | Составление таблицы и самостоятельный подбор примеров для неё. | С/Р 6 | |
173 | Функциональные омонимы: ТОЖЕ (союз) – ТО ЖЕ (местоимение с частицей). | 1 | Знакомство с понятием функциональные омонимы. Правописание функциональных омонимов. | Составление словосочетаний и предложений с функциональными омонимами. | Устные ответы. | |
174 | Функциональные омонимы: ЧТОБЫ (союз) – ЧТО БЫ (местоимение с частицей). | 1 | Углубление знаний о функциональных омонимах. Правописание функциональных омонимов. | Составление словосочетаний и предложений с функциональными омонимами. | Орфографический диктант. | |
175 | Функциональные омонимы: ЗАТО (союз) – ЗА ТО (предлог с местоимением) и др. | 1 | Углубление знаний о функциональных омонимах. Правописание функциональных омонимов. | Составление словосочетаний и предложений с функциональными омонимами. | Комментированное письмо. | |
176 | Союзы как важнейшее средство связи частей текста. | 1 | Морфологические средства связи частей текста. | Выразительное чтение и анализ текста. | Выразительное чтение. | |
177 | Урок-практикум по правописанию союзов. Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | Обобщение и систематизация знаний о союзе как о части речи. Правописание союзов. | Сообщение на лингвистическую тему. Защита презентаций. | Защита презентаций. | |
178 | Контрольный диктант по теме «Союз». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков по теме «Союз». | Грамматические разборы. | К/Д 5 | |
179 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков по теме «Союз». | Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | |
180 | РР Анализ лирического текста. ХКК ГОССтихотворение П. Комарова «На краю России». | 1 | Лирические тексты. Средства выразительности речи. | Развитие навыков анализа лирического текста. | Черновик сочинения. | |
181 | РР Обучение анализу лирического текста. ХКК ГОСПрактическаяработа.Анализ стихотворения П. Комарова «На краю России». | 1 | Анализ лирического текста. План анализа текста. | Развитие навыков письменного анализа текста. | П/Р 7 | |
182 | Частица. Понятие о частице. | 21+2+1 1 | Знакомство с понятием частица как часть речи. | Чтение и конспектирование материала учебника. | Конспект. Презентации. | |
183 | Формообразовательные частицы. | 2 | Знакомство с понятием формообразовательные частицы. | Выразительное чтение и анализ текста. | Выразительное чтение. | |
184 | Правописание формообразовательных частиц. | 1 | Знакомство с правилами правописания формообразовательных частиц. | Составление предложений с частицами. Синтаксический анализ. | Синтаксический анализ. | |
185 | Словообразовательные частицы. | 1 | Знакомство с понятием словообразовательные частицы. | Выразительное чтение текста. Наблюдение над ролью частиц в тексте. | Анализ текста. | |
186 | Правописание словообразовательных частиц. | 1 | Знакомство с правилами правописания словообразовательных частиц. | Составление таблицы по теме урока. Подбор примеров. | Орфографический диктант. | |
187 | Разряды частиц по значению. Вопросительные частицы. | 1 | Знакомство с разрядами частиц по значению. Вопросительные частицы. | Чтение материала учебника. Составление плана статьи учебника. | Ответ по плану. | |
188 | Восклицательные частицы. | 1 | Знакомство с разрядами частиц по значению. Восклицательные частицы. | Составление предложений с вопросительными частицами. Наблюдение над интонацией. | Устные ответы. | |
189 | Указательные частицы. | 1 | Знакомство с разрядами частиц по значению. Указательные частицы. | Составление предложений с указательными частицами. Наблюдение над интонацией. | Синтаксический анализ. | |
190 | Усилительные частицы. | 1 | Знакомство с разрядами частиц по значению. Усилительные частицы. | Составление предложений с усилительными частицами. Наблюдение над интонацией. | Устные ответы. | |
191 | Отрицательные частицы. | 1 | Знакомство с разрядами частиц по значению. Отрицательные частицы. | Составление предложений с отрицательными частицами. Наблюдение над интонацией. | Синтаксический анализ. | |
192 | Правописание частиц. Правописание НЕ с существительными. | 7 1 | Знакомство с правописанием частиц. | Составление таблицы. Подбор примеров. Составление предложений. | Таблица. | |
193 | Правописание НЕ с прилагательными. | 1 | Знакомство с правописанием частиц. | Составление таблицы. Подбор примеров. Составление предложений. | Ответ по таблице. | |
194 | Правописание НЕ с наречиями и именами состояния. Самостоятельная работа. | 1 | Знакомство с правописанием частиц. | Составление таблицы. Подбор примеров. Составление предложений. | С/Р 7 | |
195 | Правописание НЕ с местоимениями. | 1 | Знакомство с правописанием частиц. | Составление таблицы. Подбор примеров. Составление предложений. | Ответ по таблице. | |
196 | Правописание НЕ с глаголами. | 1 | Знакомство с правописанием частиц. | Составление таблицы. Подбор примеров. Составление предложений. | Ответ по таблице. | |
197 | Правописание НЕ с причастиями. | 1 | Знакомство с правописанием частиц. | Составление таблицы. Подбор примеров. Составление предложений. | Защита презентаций. | |
198 | РР Анализ текста-повествования. ХКК ГОСАнализ фрагмента текста Г. Федосеева «Босиком по Становому». | 1 | Повторение: типы речи, повествование. Анализ текста. | Выразительное чтение и анализ текста-повествования. План текста. | Устные ответы. | |
199 | РР Обучение анализу текста-повествования. Практическая работа. ХКК ГОСАнализ фрагмента текста Г. Федосеева «Близнецы» (стр.197). | 1 | Умение письменно анализировать текст-повествование. | Развитие навыков письменного анализа текста-повествования. | П/Р 8 | |
200 | Правописание НЕ с деепричастиями. | 1 | Знакомство с правилами правописания НЕ с деепричастиями. | Составление таблицы. Подбор примеров. Составление предложений. | Выборочно-распределительный диктант. | |
201 | Правописание НИ с разными частями речи. | 1 | Знакомство с правилами правописания частицы НИ с разными частями речи. | Составление плана материала учебника. Сообщение по плану. | План. | |
202 | Роль частиц в тексте. | 1 | Знакомство с ролью частиц в речи. | Выразительное чтение и анализ текста. Наблюдение над ролью частиц в тексте. | С/Д 7 | |
203 | Урок-практикум по правописанию частиц. Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | Закрепление навыков правописания частиц. | Составление словарного диктанта с частицами. Взаимопроверка. | Орфографический диктант. | |
204 | Контрольный диктант по теме «Служебные части речи». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков по теме «Служебные части речи». | Грамматические разборы. | К/Д 6 | |
205 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков по теме «Служебные части речи». | Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | |
206 | Междометие. Понятие о междометии. | 4 1 | Морфология. Междометие. Морфологические признаки междометий. | Самостоятельное чтение и конспектирование материала учебника. | Конспект. | |
207 | Разряды междометий. Эмоциональные междометия. | 1 | Знакомство с разрядами междометий. Эмоциональные междометия. | Составление предложений с эмоциональными междометиями. | Презентации. | |
208 | Побудительные междометия. | 1 | Знакомство с разрядами междометий. Побудительные междометия. | Составление предложений с побудительными междометиями. | Презентации. | |
209 | Правописание междометий. | 1 | Знакомство с правилами правописания междометий. | Чтение материала учебника. Составление плана статьи. | Ответ по плану. | |
210 | Звукоподражательные слова. | 1 | Знакомство со звукоподражательными словами. | Составление предложений со звукоподражательными словами. | Устные ответы. | |
211 | Роль междометий и звукоподражательных слов в речи. | 1 | Знакомство с ролью междометий и звукоподражательных слов в речи. | Наблюдение над ролью междометий и звукоподражательных слов в речи. | П/П 4 | |
212 | РР Подготовка к контрольному изложению. | 1 | Закрепление навыков письменного пересказа текста. | Развитие навыков письменного пересказа текста. | Черновик изложения. | |
213 | РР Контрольное изложение. | 1 | Контроль навыков письменного пересказа текста. | Составление плана прослушанного текста. | К/И | |
214 | Урок-практикум по орфографии. Анализ изложений. Работа над ошибками. | 1 | Закрепление навыков орфографического письма. | Составление диктантов. Взаимопроверка. | Орфографический диктант. | |
215 | Переход из одной части речи в другую (обобщение). | 1 | Углубление знаний о переходе слов из одной части речи в другую. | Составление словосочетаний и предложений с функциональными омонимами. | Устные ответы. | |
216 | Взаимодействие знаменательных частей речи. | 1 | Взаимодействие знаменательных частей речи. | Выразительное чтение и анализ текста. | Анализ текста. | |
217 | Взаимодействие служебных частей речи. | 1 | Взаимодействие служебных частей речи. | Выразительное чтение и анализ текста. | Анализ текста. | |
218 | Тестирование по теме «Междометия и звукоподражательные слова». | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме «Междометия и звукоподражательные слова». | Письменный ответ на вопрос. Анализ текста. | Тест. | |
219 | Повторение пройденного в 7 классе. Местоимение как часть речи. | 22+4+1 1 | Повторение: морфология, знаменательные части речи. Местоимение как часть речи. | Составление плана по теме. Ответ по плану. Морфологический разбор. | Морфологический разбор. | |
220 | Разряды местоимений. | 1 | Повторение: разряды местоимений по лексическому значению. | Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему. | Рассуждение на лингвистическую тему. | |
221 | Правописание местоимений. | 1 | Повторение: правописание местоимений. | Составление диктанта. Взаимопроверка. | Диктант. | |
222 | Слитное-дефисное-раздельное правописание местоимений. | 1 | Повторение: слитное-дефисное-раздельное правописание местоимений. | Составление плана-конспекта по теме. Ответ по плану-конспекту. | План-конспект. | |
223 | Правописание НЕ и НИ с местоимениями. Самостоятельная работа. | 1 | Повторение: правописание НЕ и НИ с местоимениями. | Составление диктанта. Взаимопроверка. | С/Р 8 | |
224 | Нормы употребления местоимений в речи. | 1 | Повторение: нормы употребления местоимений в речи. | Выразительное чтение и анализ текста. Редактирование текста. | Выразительное чтение. | |
225 | РР Анализ текста, совмещающего в себе разные типы речи. | 1 | Закрепление навыков анализа текста. | Развитие навыков анализа текста. | Черновик сочинения. | |
226 | РР Контрольное сочинение. Анализ текста. ХКК ГОСАнализ фрагмента текста Г. Федосеева «Прощай, Становой!» | 1 | Закрепление навыков письменного анализа текста. | Развитие навыков письменного анализа текста. | К/С | |
227 | Повторение. Причастие. Причастие как часть речи. | 5 1 | Повторение знаний о причастии как о части речи. Морфологические признаки. | Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему. Морфологический разбор. | Морфологический разбор. | |
228 | Причастный оборот и знаки препинания при нём. | 1 | Повторение знаний о причастном обороте и знаках препинания при нём. | Составление предложений с причастным оборотом. Составление схем предложений. | Составление схем предложений. | |
229 | Словообразование причастий. | 1 | Повторение знаний о словообразовании причастий. | Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему. | Устные ответы. | |
230 | Правописание причастий. | 1 | Повторение знаний о правописании причастий. | Составление словарного диктанта. Взаимопроверка. | Диктант. | |
231 | Урок-практикум по орфографии. Подготовка к итоговому контрольному тесту. | 1 | Закрепление навыков орфографического письма. | Составление таблицы. Подбор примеров. | Ответ по таблице. | |
232 | Итоговый контрольный тест. №2 | 1 | Контроль знаний по теме «Знаменательные и служебные части речи». | Письменный ответ на вопрос. | К/Т 2 | |
233 | Анализ итогового контрольного теста. Работа над ошибками. | 1 | Контроль знаний по теме «Знаменательные и служебные части речи». | Редактирование текста. | Работа над ошибками. | |
234 | Повторение. Деепричастие. Деепричастие как часть речи. | 5 1 | Повторение знаний о деепричастии как о части речи. Морфологические признаки. | Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему. Морфологический разбор. | Морфологический разбор. | |
235 | Деепричастный оборот и знаки препинания при нём. | 1 | Повторение знаний о деепричастном обороте и знаках препинания при нём. | Расширение текста с помощью деепричастных оборотов. | С/Д 8 | |
236 | Словообразование деепричастий. | 1 | Повторение знаний о словообразовании деепричастий. | Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему. Словообразовательный разбор. | Устные ответы. | |
237 | Правописание деепричастий. | 1 | Повторение знаний о правописании деепричастий. | Составление схемы-опоры. Ответ по схеме-опоре. | Устные ответы. | |
238 | Нормы употребления деепричастий в речи. | 1 | Повторение знаний о нормах употребления деепричастий в речи. | Составление связного текста. Редактирование текста. | Презентации. | |
239 | РР Повторение. Типы и стили речи. ХКК ГОСАнализ фрагмента текста С. Кучеренко «Этюды о природе. Бурундук». | 1 | Повторение знаний о типах и стилях речи. | Выразительное чтение и анализ текста. Определение типа и стиля речи. | Устные ответы. | |
240 | РР Повторение. Морфологические средства связи частей текста. ХКК ГОСАнализ фрагмента текста С. Кучеренко «Этюды о природе. Журавли». | 1 | Повторение знаний о морфологических средствах связи частей речи. | Выразительное чтение и анализ текста. Определение средств связи частей текста. | Письменный ответ на вопрос. | |
241 | Повторение. Служебные части речи. Союз. | 4 1 | Повторение знаний о служебных частях речи. Союз как часть речи. | Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему. Морфологический разбор. | Устные ответы. | |
242 | Предлог. | 1 | Повторение знаний о служебных частях речи. Предлог как часть речи. | Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему. | Морфологический разбор. | |
243 | Частица. | 1 | Повторение знаний о служебных частях речи. Частица как часть речи. | Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему. Морфологический разбор. | Морфологический разбор. | |
244 | Урок-практикум по правописанию служебных частей речи. | 1 | Закрепление навыков правописания служебных частей речи. | Составление диктанта. Взаимопроверка. | Диктант. | |
245 | Повторение. Междометия. Звукоподражательные слова. | 1 | Повторение знаний о междометиях и звукоподражательных словах. | Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему. Морфологический разбор. | Устные ответы. |
Вид контроля | Количество часов | |||
По плану | 1 полугодие | 2 полугодие | Год | |
Контрольный диктант | 6 | 3 | 3 | 6 |
Контрольный тест | 2 | 1 | 1 | 2 |
Контрольное изложение | 2 | 1 | 1 | 2 |
Контрольное сочинение | 2 | 1 | 1 | 2 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ УГЛУБЛЁННОГО ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
К концу 7 класса учащиеся должны уметь:
- аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи, строя тексты-рассуждения;
- производить морфемный и морфологический анализ всех частей речи;
- соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;
- использовать морфологические синонимы;
- заменять причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями и наоборот;
- при построении текстов разных типов учитывать стилистические характеристики слов, относящихся к разным частям речи;
- строить тексты с совмещением различных типов речи;
- использовать местоимения, наречия, союзы, частицы для связи фрагментов текста.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатамиосвоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 – 11 классы. – М., 2010.
Бабайцева В.В. Русский язык. Практика. 6 – 7 классы. — М., 2010.
Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. — М., 2009.
Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. — М., 2009.
Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. — М., 2008.
Бабайцева В.В; Тайны орфографической зоркости // Русская словесность, — 2009. — № 1.
Бабайцева В.В, Беднарская Л. Д., Рудо-мазина Н. Е. Русский язык. Тренинг по пунктуации. — М., 2009.
Бабайцева В. В., Сальникова О. А. Русский язык. Тренинг по орфографии. — М., 2008.
Валгина Н. С. Современный русский язык. Пунктуация. — М., 2007.
Валгина Н. С. Теория текста. — М., 2003.
Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа. — М., 2009.
Горбачевич К.С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1987.
Г р а н и кГ. Г., БондаренкоС. М., Концевая Л. А. Секреты орфографиц. — М., 1994.
ГраникГ. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации, — М., 1995.
Дроздова О. Ё. Уроки языкознания для школьников 5—8 классов. — М., 2001.
Земская Е. А. Как делается слова. — М., 1963.
Костомаров В. Г. Языковой курс эпохи.— М., 1994.
Куп алова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002.
Львова С.И. Там, где кончается слово... — М., 1991.
Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? — М., 1988.
Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.
Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии. -^ М., 1964.
Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М,, 1985.
Роз е н таль Д. А. А как лучше сказать? — М., 1988.
Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. — М., 1987.
Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.
Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфографии. — М., 2005.
Смелкова 3. С. Деловой Человек: культура речевого общения. — М., 1997.
С о л г а н и к Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа углубленного изучения русского языка в 9 классе
Паспорт программы: · Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением русского языка для учащихся 9-х классов МБОУ СОШ № 9....
Рабочая программа по изучению русского языка как неродного.
В связи с тем, что с 2016 года я обучаюсь в магистратуре по специальности: русский язык как иностранный, преподавание своего родного языка для людей, не изучавших его, входит в область моих интересов....
ПРОГРАММА углубленного изучения русского языка
Программа углубленного изучения русского языка. Развитие орфографической зоркости в 5-6 классах...
Программа для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка 11 класс
Программа для общеобразовательных школ по русскому языку (углубленное изучение) для 11 класса. Учебник: Русский язык и литература: Русский язык. Углубленный уровень.10-11кл.: Бабайцева, В.В.- 3-е...
Программа для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка 10 класс
Программы для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка 5-9 классы (Автор программы В.В. Бабайцева) (Программа опубликована в сборнике: Программы для общеобразовательных уч...
Рабочая программа "Углубленное изучение русского языка"
Программа русского языка для 10 класса направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями обустройстве русского языка и особенностях его употребления в разных у...
Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс (для классов с углублённым изучением русского языка)
Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 5 класса с углублённым изучением предмета (по программе В.В.Бабайцевой)...