Программа углублённого изучения русского языка
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Лугавцова Оксана Витальевна

Данная программа составлена для углублённого изучения русского языка  в 7 классе. Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка (5-9 классы).

Программа направлена на повышение уровня развития учащихся по русскому языку в 7 классе,  нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся, на деятельностной системно-коммуникативной основе в обучении русскому языку,  позволит сформировать у учащихся языковую, лингвистическую,  литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач:

  • привить учащимся навыки свободного владения речью, самостоятельной работы с текстом, развить у них умение научно-исследовательской деятельности;
  • формировать у учащихся умения чувствовать слово и владеть им, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы;
  • способствовать созданию положительной мотивации учеников к изучению русского языка.

В углублённую программу включены краткие сведения из истории русской звуковой системы, морфемики и словообразования, лексики и фразеологии, вопросы этимологии, которые не только должны вызвать интерес к изучению русского языка, но и многое объяснить им в его современном состоянии, помочь осознать как основные закономерности и правила, так и исключения их них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7a_programma_uglubl.docx66.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

дополнительного обучения по русскому языку (7 класс)

Данная программа составлена для углублённого изучения русского языка  в 7 классе. Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка (5-9 классы).

Программа направлена на повышение уровня развития учащихся по русскому языку в 7 классе,  нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся, на деятельностной системно-коммуникативной основе в обучении русскому языку,  позволит сформировать у учащихся языковую, лингвистическую,  литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач:

  • привить учащимся навыки свободного владения речью, самостоятельной работы с текстом, развить у них умение научно-исследовательской деятельности;
  • формировать у учащихся умения чувствовать слово и владеть им, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы;
  • способствовать созданию положительной мотивации учеников к изучению русского языка.

В углублённую программу включены краткие сведения из истории русской звуковой системы, морфемики и словообразования, лексики и фразеологии, вопросы этимологии, которые не только должны вызвать интерес к изучению русского языка, но и многое объяснить им в его современном состоянии, помочь осознать как основные закономерности и правила, так и исключения их них.

Стилистические ресурсы русского языка, их разнообразие, сокровища синонимии (лексической, морфемной, морфологической, синтаксической), богатство фразеологии – всё это изучается учащимися на  дополнительных занятиях..  Важная роль отводится на  формирование орфографической зоркости учащихся, более детальное изучение орфографии даже при изучении разделов синтаксиса и пунктуации. Этим обусловлено исключительное внимание к морфемному составу слов.

В данную программу введены  темы, которые в  традиционной программе даются для реализации дифференцированного подхода к обучению. Это дополнительный материал, обозначенный в программе знаком *, углубляющий основное содержание программы.

Такие темы, как «Основные орфоэпические нормы русского литературного языка», «Основные выразительные средства словообразования», «Причастия полные и краткие, их смысловые, морфологические и синтаксические различия», «Трудные случаи образования деепричастий и причастий», «Причастия и деепричастия в роли главного и зависимого слова», «Нормативное употребление форм слова в составе словосочетаний», «Синтаксические средства выразительности». «Пространственные значения предлогов», «Союз в предложении и тексте. Союз как средство связи предложений в тексте», «Интонационные особенности предложений с частицами», «Различение приставки НЕ и частицы НЕ, их употребление с разными частями речи» способствуют более глубокому пониманию школьниками процессов развития языка, более детальному знакомству с его функционированием, современными процессами, привитию культуры речи и правильности употребления языковых единиц.

Изучение материала спланировано на базе ранее изученного, иногда с опережающим заданием. Параллельно идёт повторение и обобщение уже усвоенного.Повторение материала планируется проводить на коммуникативной основе, когда дети не только усваивают правила и положения  системы языка, но и практически применяют свои знания в конкретной речевой ситуации.

В программе учтены современные требования к подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации, единому государственному экзамену, запланированы тестовые задания.

СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ КУРСА РУССКОГО  ЯЗЫКА

Повторение изученного в 5-6 классах  – 4 часа

Морфология – 38 часов,

 из них 18 часов на отработку навыков по Причастию, 10 часов на отработку навыков по Деепричастию, 10часов на  отработку навыков по Служебным частям речи. На развитие речи – 10 часов.

Повторение пройденного в 7 классе  – 8часов.        

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы и темы

Количество часов

Уроки развития речи

Уроки контроля

1

Введение

1

2

Повторение изученного в 5 – 6 классах

32

4

1

3

Морфология

138

3.1

Знаменательные части речи

73

3.1.1

Местоимение

25

6

1

3.1.2

Причастие

36

4

2

3.1.3

Повторение пройденного в 1 полугодии

7

3.1.4

Деепричастие

12

2

3.2

Служебные части речи

63

3.2.1

Предлог

16

4

1

3.2.2

Союз

20

4

1

3.2.3

Частица

21

2

1

3.2.4

Междометие

4

3.2.5

Звукоподражательные слова

2

2

3.2.6

Явление переходности в морфологии

3

4

Повторение пройденного в 7 классе

22

4

1

Итого

205

32

8

Уроков развития речи  –  32 часа.

Уроков контроля  –  8 часов (6 контрольных диктантов + 2 контрольных теста) + 2 часа (контрольное изложение) + 2 часа (контрольное сочинение).

Тестовый контроль  – 2 часа  + 1 час (входное тестирование).

Контрольных изложений – 2.

Обучающих изложений – 2.

Контрольных сочинений – 2.

Обучающих сочинений – 6.

Самостоятельных работ – 8.

Практических работ – 8.

Контрольных словарных диктантов – 8.

Письмо по памяти – 4.

ХКК ГОС – 25.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 УРОКОВ В НЕДЕЛЮ (245 ЧАСОВ)

Программный

материал

Кол-во часов

Компетенции

Контроль

Дата

Лингвистические

Речевые

1

Вводный урок.

1

Содержание, цели и задачи курса русского языка в 7 классе.

Выразительное чтение текста научного стиля.

Беседа по содержанию.

Выразительное чтение.

2

Повторение пройденного в 5-6 классах.

Разделы лингвистики.

32+1+4

1

Лингвистика (языкознание) как наука о языке.

Разделы лингвистики.

Выразительное чтение текста научного стиля.

Составление таблицы.

Устные ответы.

3

Фонетика. Графика.

1

Фонетика как раздел науки о языке.

Звуки речи.

Гласные и согласные звуки.

Выразительное чтение текста научного стиля.

Составление схемы-опоры.

Схема-опора.

4

Фонетический разбор слова.

1

Порядок фонетического разбора слова.

Сильная и слабая позиция фонемы.

Развитие навыков правильного произношения трудных слов.

Фонетический разбор слова.

5

Орфография.

Безударные гласные в корне.

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне.

1

Орфография как раздел науки о языке.

Типы орфограмм.

Самостоятельное чтение и составление таблицы по теме урока.

Ответ по таблице.

6

Чередования гласных А – О в корнях.

1

Типы чередований.

Чередование гласных в корнях.

Условия выбора орфограммы.

Составление таблицы по теме урока.

Подбор примеров.

Комментированное письмо.

7

Чередование гласных И –Е в корнях.

1

Типы чередований.

Чередование гласных в корнях.

Условия выбора орфогр.

Составление таблицы по теме урока.

Подбор примеров.

Ответ по таблице.

8

Проверяемые и непроверяемые согласные в корнях.

1

Различение на письме проверяемых и непроверяемых согласных в корнях слов.

Составление сообщения на лингвистическую тему.

Составление словосочетаний.

Устные ответы.

Орфографический анализ слова.

9

Орфограммы в приставках.

1

Типы орфограмм в приставках.

Систематизация знаний о правописании приставок.

Составление сообщения на лингвистическую тему.

Составление словосочетаний.

Устные ответы.

Морфемный разбор слова.

10

Орфограммы в суффиксах.

1

Типы орфограмм в суффиксах.

Систематизация знаний о правописании суффиксов.

Выразительное чтение и составление таблицы по теме урока.

Устные ответы.

Презентации.

11

Орфограммы в окончаниях.

Орфограммы в окончаниях именных частей речи.

2

1

Типы орфограмм в окончаниях слов разных частей речи.

Составление схемы-опоры по теме урока.

Устный ответ по схеме-опоре.

12

Орфограммы в безударных личных окончаниях глаголов.

1

Орфограммы в личных окончаниях глаголов разных спряжений.

Исключения из правил.

Самостоятельное повторение по учебнику.

Составление таблицы.

Проверочный диктант.

13

Урок-практикум по орфографии.

1

Систематизация знаний по орфографии.

Составление рассказа на лингвистическую тему.

Устные ответы.

С/Д 1

14

Морфемика.

1

Морфемика как раздел науки о языке.

Основные морфемы.

Самостоятельное повторение по учебнику.

Составление таблицы.

Словарный диктант.

15

Морфемный анализ слова.

Самостоятельная работа.

1

Порядок морфемного анализа слова.

Наблюдение над трудными случаями морфемного членения слов.

С/Р 1

16

РРТекст. Признаки текста.

ХКК ГОС Анализ фрагмента текста В. Ларичева «Тайна каменной черепахи» (стр.9).

1

Понятие о тексте.

Признаки текста: заглавие, связность, последовательность и др.

Выразительное чтение текста.

Обучение анализу текста.

Высказывание на лингвистическую тему.

Р.стр.8 – 18.

17

РР ХКК ГОС Обучающее сочинение (создание собственного текста) «Как я провёл лето».

1

Тема текста.

Виды плана текста.

Стилевое единство текста.

Составление плана текста.

Подбор тезисов.

Редактирование текста.

Варианты задания:

  1.  № 13 (Р.стр.17)
  2. Сочинение о лете.

18

Входное тестирование.

1

Проверка знаний о пройденном в 6 классе.

Письменный ответ на вопрос.

Тест.

19

Словообразование.

1

Словообразование как раздел науки о языке.

Основные способы словообразования.

Самостоятельное чтение и конспектирование статьи учебника.

Словообразовательный анализ.

20

Словообразовательный анализ слов.

1

Основные способы словообразования.

Порядок словообразовательного анализа.

Работа со словообразовательным словарём.

Составление словообразовательных цепочек.

Словообразовательный анализ.

21

Морфология.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное как часть речи.

1

Морфология как раздел языкознания. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное как часть речи.

Подготовка сообщения на лингвистическую тему.

Самостоятельное чтение статей учебника.

Составление схемы-опоры.

Схема-опора.

22

Имя прилагательное.

1

Имя прилагательное как часть речи.

Лексические и грамматические признаки прилагательного.

Составление словосочетаний и предложений.

Морфологический разбор.

Морфологический разбор.

23

Глагол.

1

Глагол как часть речи.

Морфологические признаки глагола.

Составление таблицы.

Подбор самостоятельных примеров.

Устные ответы по таблице.

24

Наречие.

1

Наречие как часть речи.

Морфологические признаки наречия.

Составление конспекта по теме урока.

Составление словосочетаний.

Разбор словосочетаний.

25

Имя состояния.

1

Имя состояния как самостоятельная часть речи.

Морфологические признаки.

Составление схемы-опоры.

Составление и разбор предложений.

Синтаксический разбор предложения.

26

Морфологический разбор слова.

Практическая работа.

1

Схема морфологического разбора слов.

Развитие навыков письменного морфологического разбора слов.

П/Р 1

27

Лексика. Группы слов по лексическому значению.

1

Лексика как раздел языкознания.

Группы слов по значению.

Синонимы, антонимы, омонимы.

Сообщение на лингвистическую тему. Подбор синонимов, антонимов, омонимов.

Устные ответы.

28

Фразеология.

1

Фразеология как раздел языкознания.

Фразеологизмы.

Составление предложений с фразеологизмами.

Синтаксический разбор.

Синтаксический разбор.

29

Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание.

1

Синтаксис и пунктуация как разделы языкознания.

Знаки препинания.

Составление словосочетаний и предложений по схемам.

Синтаксический разбор.

Синтаксический разбор.

30

Виды и типы словосочетаний.

1

Словосочетание как единица синтаксиса.

Виды и типы словосочетаний.

Составление словосочетаний по схеме.

Синтаксический разбор.

Устные ответы.

31

Простое предложение.

Грамматическая основа.

1

Предложение как единица синтаксиса. Виды предложений.

Грамматическая основа.

Составление простых предложений.

Синтаксический разбор.

Устные ответы.

32

Знаки препинания в простом предложении.

1

Тире между подлежащим и сказуемым.

Однородные члены предложения.

Составление предложений по схемам.

Синтаксический разбор.

Синтаксический разбор.

33

Сложное предложение.

Виды сложных предложений.

1

Сложное предложение как единица синтаксиса.

Виды сложных предложений.

Составление сложных предложений по схемам.

Синтаксический разбор.

Устные ответы.

34

Урок-практикум по синтаксису и пунктуации.

Самостоятельная работа.

1

Определение в тексте предложений по схеме.

Синтаксический разбор.

Определение темы, основной мысли текста.

Озаглавливание текста.

С/Р 2

35

РР Типы речи. Описание.

ХКК ГОСАнализ фрагмента текста В. Ларичева «Тайна каменной черепахи» (стр.12).

1

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Признаки описания.

Выразительное чтение текста.

Составление плана.

Озаглавливание.

Р.стр.19 – 31.

36

РР Описание общего вида местности.

ХКК ГОС Описание местности своего города.

1

Признаки описания местности.

План описания местности.

Сложный и простой план.

Составление плана описания местности.

Развитие навыков описания.

Сочинение – описание местности.

37

Контрольный диктант по повторению.

1

Основные разделы языкознания.

Орфография.

Синтаксис.

Основные виды грамматических разборов.

К/Д 1

38

Анализ контрольного диктанта.

Работа над ошибками.

1

Корректирование текста.

Работа над ошибками.

Работа над ошибками в грамматических заданиях.

Работа над ошибками.

39

Основной курс.

Морфология.

Местоимение.

Понятие о местоимении.

25+6+1

1

Морфология.

Местоимение как часть речи.

Морфологические признаки местоимений.

Выразительное чтение и составление плана научного текста.

Связный рассказ по плану.

Устные ответы.

40

Роль местоимений в речи.

1

Роль местоимений в речи.

Определение местоимений по соотношению с другими частями речи.

Наблюдение над ролью местоимений в речи.

Редактирование текста.

Комментированное письмо.

41

Местоимение как одно из средств связи частей текста.

1

Средства связи частей текста.

Употребление местоимений для связи частей текста.

Анализ средств связи частей текста.

Редактирование текста.

Орфографический диктант.

42

Местоимения и другие части речи.

1

Определение местоимений по соотношению с другими частями речи.

Морфологические признаки местоимений.

Выразительное чтение текста.

Определение темы и основной мысли текста.

Редактирование текста.

План текста.

43

Местоимения-существительные.

2

Соотнесение местоимения и существительного по основным морфологическим признакам.

Сравнительный морфологический анализ существительного и местоимения.

П/П 1

44

Употребление в речи местоимений-существительных.

1

Особенности употребления в речи местоимений-существительных.

Составление текста-миниатюры.

Редактирование текста.

Текст-миниатюра.

45

РР Подготовка к изложению.

1

Умение составлять план прослушанного текста и собирать материал для письменного пересказа.

Развитие навыков составления плана текста и сбора материала для письменного пересказа.

Черновик изложения.

46

РР Обучающее изложение.

1

Умение письменно излагать прослушанный текст.

Развитие навыков письменного подробного изложения прослушанного текста.

Обучающее изложение.

47

Местоимения-прилагательные.

2

Соотнесение прилагательного и местоимения по основным морфологическим признакам.

Сравнительный морфологический анализ прилагательного и местоимения.

Морфологический разбор.

48

Употребление в речи местоимений-прилагательных.

1

Особенности употребления в речи местоимений-прилагательных.

Составление текста-миниатюры.

Редактирование текста.

Текст-миниатюра.

49

Местоимения-наречия.

Анализ изложений. Работа над ошибками.

2

Соотнесение наречия и местоимения по основным морфологическим признакам.

Сравнительный морфологический анализ наречия и местоимения.

Работа над ошибками.

50

Употребление в речи местоимений-наречий.

1

Особенности употребления в речи местоимений-наречий.

Составление текста-миниатюры.

Редактирование текста.

С/Д2

51

Разряды местоимений.

Личные местоимения.

1

Разряды местоимений по лексическому значению.

Личные местоимения.

Самостоятельное чтение статьи учебника и составление конспекта.

Презентации.

52

РР Описание действий. Совмещение описания и рассуждения.

ХКК ГОСАнализ фрагмента текста В. Ларичева «Тайна каменной черепахи» (стр.17).

1

Типы речи: описание, повествование и рассуждение.

Способы совмещения в одном тексте разных типов речи.

Выразительное чтение и анализ текстов.

Составление плана.

Рассказ по плану.

Р.стр.32 – 41.

53

РР ХКК ГОСОбучающее сочинение «Моё любимое занятие».

1

Умение составлять тексты заданной темы, типа и стиля.

Развитие навыков написания сочинения определённого типа по заданной теме.

Обучающее сочинение.

54

Возвратные местоимения.

Практическая работа.

1

Разряды местоимений по лексическому значению.

Возвратное  местоимение.

Составление плана статьи учебника.

Сообщение по плану.

П/Р 2

55

Притяжательные местоимения.

1

Разряды местоимений по лексическому значению.

Притяжательные местоимения.

Составление предложений с притяжательными местоимениями.

Синтаксический разбор.

Синтаксический разбор.

56

Вопросительные местоимения.

1

Разряды местоимений по лексическому значению.

Вопросительные местоимения.

Составление текста-диалога с вопросительными местоимениями.

Устные ответы.

57

Повторение пройденного в 1 четверти.

Местоимение.

1

Закрепление понятий: морфология, знаменательные части речи.

Местоимение как часть речи.

Составление сообщения на лексическую тему.

Составление словосочетаний.

Устные ответы.

58

Урок-практикум по правописанию местоимений.

1

Закрепление орфографических навыков правописания местоимений.

Редактирование текста.

Составление предложений.

Орфографический диктант.

59

Относительные местоимения.

1

Разряды местоимений по лексическому значению.

Относительные местоимения.

Выразительное чтение и анализ текстов.

Составление плана.

Комментированное письмо.

60

Неопределённые местоимения.

1

Разряды местоимений по лексическому значению.

Неопределённые местоимения.

Составление сообщения на лексическую тему.

Составление словосочетаний.

Устные ответы.

61

Отрицательные местоимения.

Практическая работа.

1

Разряды местоимений по лексическому значению.

Отрицательные местоимения.

Выразительное чтение и анализ текстов.

Составление плана.

П/Р 3

62

Определительные местоимения.

1

Разряды местоимений по лексическому значению.

Определительные местоимения.

Составление сообщения на лексическую тему.

Составление словосочетаний.

Морфологический

 разбор.

63

Указательные местоимения.

1

Разряды местоимений по лексическому значению.

Указательные местоимения.

Составление сообщения на лексическую тему.

Составление предложений.

Синтаксический разбор.

64

Орфоэпические нормы употребления местоимений в речи.

1

Знание орфоэпических норм употребления местоимений в речи.

Развитие навыков грамотного употребления местоимений в речи.

Устные ответы.

65

Синтаксические нормы употребления местоимений в речи.

1

Знание синтаксических норм употребления местоимений в речи.

Составление предложений.

Редактирование текстов.

Устные ответы.

66

РР ХКК ГОС Повествование.

Анализ фрагмента текста В.К. Арсеньева «ДерсуУзала» (стр.27-28).

1

Типы речи.

Повествование.

Признаки повествования.

Составление плана рассказа на заданную тему.

Составление черновика.

Р.стр.42 – 50.

67

РР Рассказ на основе

услышанного.

ХКК ГОСОбучающее сочинение «Что мне рассказал дедушка».

1

Умение создавать рассказ на основе услышанного.

Развитие навыков написания рассказа на основе услышанного.

Сочинение.

68

Урок-практикум по теме «Местоимение».

Подготовка к контрольному диктанту.

1

Повторение и обобщение знаний о местоимении как о части речи.

Правописаниеместоимен.

Развитие навыков грамматических разборов слов и синтаксического разбора предложения.

Грамматические

разборы.

69

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

1

Контроль знаний о местоимении как о части речи.

Грамматические разборы.

Синтаксический разбор.

К/Д 2

70

Анализ контрольного диктанта.

Работа над ошибками.

1

Контроль знаний о местоимении как о части речи.

Корректирование текста.

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

71

Причастие.

Понятие о причастии.

36+2+2

1

Причастие как часть речи.

Морфологические признаки причастия.

Составление конспекта статьи учебника.

Сообщение по конспекту.

Конспект.

Презентации.

72

Признаки прилагательного у причастий.

1

Признаки прилагательного у причастий: род, число и падеж.

Синтаксическая функция причастий.

Составление предложений и словосочетаний по схемам.

Синтаксический анализ.

Синтаксический анализ.

73

Склонение причастий.

1

Склонение причастий: изменение по родам, числам и падежам, как прилагательные.

Составление предложений и словосочетаний по схемам.

Синтаксический анализ.

Устные ответы.

74

Правописание падежных окончаний причастий.

Самостоятельная работа.

1

Правописание падежных окончаний причастий.

Орфограммы в падежных окончаниях причастий.

Составление текста-миниатюры на заданную тему.

Определение типа и стиля текста.

С/Р 3

75

Урок-практикум по правописанию падежных окончаний причастий.

1

Закрепление знаний о правописании падежных окончаний причастий.

Развитие навыков анализа текста.

Составление словосочетаний.

Орфографический

диктант.

76

Причастия, перешедшие в прилагательные.

1

Исторические изменения в морфологии причастий.

Переход из одной части речи в другую.

Самостоятельное чтение и конспектирование материала учебника.

Конспекты.

Презентации.

77

Признаки глагола у причастия.

3

Признаки глагола у причастий: вид и время, спряжение, залог.

Сообщение на лингвистическую тему.

С/Д3

78

Вид и время причастий.

1

Вид и время причастий.

Образование видо-временных форм причастий.

Составление предложений и словосочетаний по схемам.

Синтаксический анализ.

Устные ответы.

79

Залог причастий. Действительные и страдательные причастия.

1

Залог причастий.

Действительный и страдательный залоги.

Самостоятельное чтение и конспектирование материала учебника.

Комментированное письмо.

80

Роль причастий в речи.

1

Умение определять роль причастий в речи.

Наблюдение над ролью причастий в речи.

Устный анализ текста.

81

Книжная стилистическая окраска причастий.

1

Повторение: стили речи, разговорный и книжные стили.

Признаки книжного стиля.

Выразительное чтение текстов разных стилей.

Анализ текста.

Анализ текста.

82

РР Подготовка к изложению.

1

Умение письменно пересказывать тексты разных типов.

Развитие навыков письменного пересказа.

Черновик.

83

РР Обучающее изложение.

1

Умение письменно пересказывать тексты разных типов.        

Развитие навыков письменного пересказа.

Обучающее изложение.

84

Причастный оборот.

1

Причастный оборот как единица синтаксиса.

Определяемое слово.

Выразительное чтение предложений с причастными оборотами.

Выразительное чтение.

85

Знаки препинания при причастном обороте.

Практическая работа.

ХКК ГОС Анализ фрагмента текста В. Арсеньева «ДерсуУзала» (стр.31) .

1

Владение правилами пунктуации при причастных оборотах.

Развитие практических навыков расстановки знаков препинания при причастных оборотах.

Наблюдение над интонацией предложений с причастными оборотами.

Анализ текста.

П/Р 4

86

Синонимика причастного оборота и придаточного предложения.

1

Синонимика как языковое явление.

Синонимика причастного оборота и придаточного предложения.

Замена причастных оборотов придаточными предложениями.

Устные ответы.

Презентации.

87

Словообразование причастий.

1

Словообразование.

Способы словообразования.

Словообразование причастий.

Образование причастий от глаголов разных видов.

Составление словосочетаний.

Комментированное письмо.

88

Образование действительных причастий настоящего времени.

1

Образование и суффиксы действительных причастий настоящего времени.

Образование причастий от глаголов разных видов.

Составление словосочетаний.

Выборочно-распределительный

диктант.

89

Образование действительных причастий прошедшего времени.

1

Образование и суффиксы действительных причастий настоящего времени.        

Образование причастий от глаголов разных видов.

Составление словосочетани        

Выборочно-распределительный

диктант.

90

Образование страдательных причастий настоящего времени.

1

Образование и суффиксы страдательных причастий настоящего времени.        

Образование причастий от глаголов разных видов.

Составление словосочетаний        

Орфографическое письмо.

91

Образование страдательных причастий прошедшего времени.

1

Образование и суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.        

Составление причастий по схемам.

Составление предложений.

Синтаксический разбор.

92

Урок-практикум по словообразованию причастий.

1

Обобщение знаний по словообразованию причастий.

Определение в тексте причастий.

Морфемный разбор причастий.

С/Д4

93

Правописание причастий.

1

Правописание суффиксов и окончаний причастий.

Составление сообщения на лингвистическую тему.

Устные ответы.

Презентации.

94

Гласные в причастиях перед Н и НН.

1

Орфограмма гласные в причастиях перед Н и НН.

Выразительное чтение и анализ текста.

Схема-опора.

95

Правописание Н в суффиксах причастий.

1

Выбор орфограммы Н-НН в суффиксах причастий.

Составление схемы-опоры.

Сообщение по схеме-опоре.

Устные ответы.

96

Правописание НН в суффиксах причастий.

1

Выбор орфограммы Н-НН в суффиксах причастий.

Составление словосочетаний и предложений по схемам.

Выборочно-распределительный диктант.

97

Урок-практикум по правописанию причастий.

ХКК ГОС Анализ фрагмента текста В. Арсеньева «ДерсуУзала» (стр.33).

1

Закрепление знаний по правописанию суффиксов и окончаний причастий.

Составление словарных диктантов по теме урока.

Взаимопроверка диктантов.

Словарный диктант.

98

Морфологический разбор причастий.

Подготовка к итоговому контрольному тесту за 1 полугодие.

1

Обобщение знаний о морфологических признаках причастий.

Обобщение знаний о правописании причастий.

Самостоятельное чтение материала учебника.

Составление схем, таблиц.

Решение тестовых заданий.

Тесты.

99

Итоговый контрольный тест за 1 полугодие.

1

Контроль знаний, умений и навыков по теме «Причастие».

Выполнение речевых заданий части С.

Контрольный тест №1.

100

Анализ итогового контрольного теста.

Работа над ошибками.

1

Повторение и обобщение знаний, умений и навыков по теме «Причастие».

Редактирование текста.

Исправление ошибок речи.

Работа над ошибками.

101

Краткие страдательные причастия.

1

Умение выделять в тексте краткие страдательные причастия.

Сообщение на лингвистическую тему.

Устные ответы.

102

Правописание кратких страдательных причастий.

1

Словообразование и правописание суффиксов кратких страдательных причастий.

Составление словосочетаний и предложений с краткими страдательными причастиями.

Комментированное письмо.

103

НЕ с причастиями.

Слитное написание НЕ с причастиями.

3

1

Правописание НЕ с причастиями.

Слитное написание НЕ с причасти-ями.

Составление словосочетаний и предложений с  причастиями.

Выборочно-распределительный

диктант.

104

Раздельное написание НЕ с причастиями.

Самостоятельная работа.

1

Правописание НЕ с причастиями.

Раздельное написание НЕ с причастиями.

Составление словосочетаний и предложений с  причастиями.

С/Р 4

105

Урок-практикум по теме «НЕ с причастиями».

1

Обобщение и систематизация знаний о правописании  НЕ с прич.

Конспектирование.

Сообщение на лингвистическую тему.

Конспект.

Презентации.

106

Переход причастий в другие части речи.

1

Исторические процессы изменения признаков причастий.

Переход причастий в другие части речи.

Защита презентаций.

Конспектирование.

Сообщение на лингвистическую тему.

П/П 2

107

Морфологический разбор причастий.

1

Обобщение и систематизация знаний о причастии как о части речи.

Составление словосочетаний и предложений с  причастиями.

Морфологический

разбор причастий.

108

Урок-практикум по теме «Причастие».

1

Обобщение и систематизация знаний о правописании причастий.

Развитие навыков правописания причастий.

Комментированное письмо.

109

Контрольный диктант по теме «Причастие».

1

Контроль знаний, умений и навыков по теме «Причастие».

Грамматические разборы.

К/Д 3

110

Анализ контрольного диктанта.

Работа над ошибками.

1

Контроль знаний, умений и навыков по теме «Причастие».

Корректирование текста.

Работа над ошибками.

111

РРСочетание разных типов речи в одном тексте.

ХКК ГОСАнализ фрагмента текста В. Арсеньева «ДерсуУзала» (стр.34).

1

Повторение: типы речи.

Сочетание разных типов речи.

Выразительное чтение и анализ текста.

Р.стр.58 – 75.

112

РР ХКК ГОСОтзыв о прочитанной книге В. Арсеньева «ДерсуУзала».

1

Умение давать письменный отзыв о прочитанной книге.

Развитие навыков письменного отзыва о прочитанной книге.

Сочинение – отзыв о прочитанной книге.

113

Повторение пройденного в 1 полугодии.

Местоимение как часть речи.

1

Морфология.

Знаменательные части речи.

Местоимение.

Сообщение на лингвистическую тему.

Подбор примеров.

Устные ответы.

Презентации.

114

Разряды местоимений.

1

Разряды местоимений по лексическому значению.

Конспектирование.

Ответ по конспекту.

Конспект.

115

Правописание местоимений.

1

Повторение и закрепление навыков правописания местоимений.

Составление схемы-опоры.

Ответ по схеме.

Схема-опора.

116

Повторение пройденного в 1 полугодии.

Причастие как часть речи.

1

Повторение и систематизация знаний о причастии как о части речи.

Сообщение на лингвистическую тему.

Подбор примеров.

Устные ответы.

117

Правописание причастий.

1

Повторение и закрепление навыков правописания причастий.

Составление схемы-опоры.

Ответ по схеме.

Устные ответы.

118

Урок-практикум по правописанию причастий.

1

Повторение и закрепление навыков правописания причастий.

Составление словарных диктантов.

Диктант.

119

Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.

1

Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.

Сообщение на лингвистическую тему.

Подбор примеров.

С/Д 5

120

Деепричастие.

Понятие о деепричастии.

12+2

1

Деепричастие как часть речи.

Морфологические признаки деепричастий.

Самостоятельное чтение материала.

Составление плана статьи.

Сообщение по плану.

Презентации.

121

Признаки глагола у деепричастий.

1

Признаки глагола у деепричастий: вид и время.

Составление словосочетаний и предложений с деепричастиями.

Устные ответы.

122

Признаки наречия у деепричастий.

1

Признаки наречия у деепричастий: неизменяемость, синтаксическая функция.

Составление словосочетаний и предложений с деепричастиями.

Синтаксический анализ.

Синтаксический анализ.

123

Роль деепричастий в речи.

1

Роль деепричастий в речи.

Стили речи.

Наблюдение над ролью деепричастий в речи.

Устные ответы.

124

Деепричастный оборот.

Практическая работа.

1

Понятие о деепричастном обороте.

Синтаксическая функция деепричастного оборота.

Составление словосочетаний и предложений по схеме.

Синтаксический анализ.

П/Р 5

125

Знаки препинания при деепричастном обороте.

1

Знакомство с пунктуацией при деепричастных оборотах.

Составление словосочетаний и предложений по схеме.

Синтаксический анализ.

126

РР Подготовка к контрольному изложению.

1

Составление плана прослушанного текста.

Сбор материала.

Редактирование текста письменного пересказа.

Написание черновика.

Черновик изложения.

127

РР Контрольное изложение.

1

Умение письменно пересказывать текст.

Развитие навыков письменного пересказа.

К/И

128

Синонимика деепричастных оборотов и придаточных предложений.

1

Явление синонимики в языке.

Синонимика деепричастных обо-ротов и придаточных предложе-ний.

Составление словосочетаний и предложений по схеме.

Синтаксический анализ.

Синтаксический анализ.

129

Словообразование деепричастий.

Словообразование деепричастий несовершенного вида.

1

Способы словообразования.

Знакомство со словообразованием деепричастий.

Образование деепричастий от глаголов несовершенного вида.

Словообразовательный анализ.

Словообразовательный анализ.

130

Словообразование деепричастий совершенного вида.

Анализ изложений. Работа над ошибками.

1

Знакомство со словообразованием деепричастий совершенного вида.

Образование деепричастий от глаголов совершенного вида.

Словообразовательный анализ.

Словообразовательный анализ.

131

Сопоставление морфемного состава деепричастий и причастий.

1

Морфемный состав слова.

Различия в морфемном составе деепричастий и причастий.

Морфемный разбор слов.

Сопоставление морфемного состава деепричастий и причастий.

Морфемный анализ.

132

Правописание деепричастий.

1

Знакомство с правилами правописания деепричастий.

Составление схемы-опоры.

Составление диктанта.

Выборочно-распределительный диктант.

133

Урок-практикум по правописанию деепричастий.

Самостоятельная работа.

1

Закрепление навыков правописания деепричастий.

Выразительное чтение и анализ текста.

С/Р 5

134

Служебные части речи.

Понятие о служебных частях речи.

65

1

Морфология.

Служебные части речи, их морфологические признаки.

Чтение и конспектирование текста.

Защита презентаций.

Конспект.

Презентации.

135

Роль служебных частей речи в предложении и тексте.

1

Углубление знаний о роли служебных частей речи в тексте.

Наблюдение над ролью служебных частей речи в тексте.

Устные ответы.

136

Предлог.

Понятие о предлоге.

16+4+1

1

Углубление знаний о предлоге как о служебной части речи.

Морфологические признаки предлога.

Выразительное чтение и анализ текста.

Составление предложений.

Выразительное чтение.

137

Предлоги-антонимы.

1

Антонимы в языке.

Предлоги-антонимы.

Составление антонимических рядов слов.

Устные ответы.

138

Употребление предлогов с падежами.

1

Углубление знаний о нормах употребления предлогов с косвенными падежами.

Составление текста-миниатюры.

Редактирование текста.

Орфографический диктант.

139

Разряды предлогов по значению.

Пространственные предлоги.

1

Знакомство с разрядами предлогов по лексическому значению.

Чтение и конспектирование материала учебника.

Конспект.

140

РР ХКК ГОС Характеристика литературного героя (по роману В. Арсеньева «ДерсуУзала»).

1

 Характеристика литературного героя как тип сочинения.

Составление плана сочинения.

Сбор материала для сочинения.

Р.стр.75 – 79.

141

РР ХКК ГОССочинение – характеристика литературного героя(по роману В. Арсеньева «ДерсуУзала»).

1

Умение письменно характеризовать литературного героя.

Развитие навыков характеристики литературного героя.

Сочинение – характеристика литературного героя.

142

Временные предлоги.

1

Знакомство с временными предлогами.

Составление словосочетаний и предложений с временными  предлогами.

Комментированное письмо.

143

Причинные предлоги.

1

Знакомство с причинными предлогами.

Составление словосочетаний и предложений с причинными   предлогами.        

Комментированное письмо.

144

Целевые предлоги.

1

Знакомство с целевыми предлогами.

Составление словосочетаний и предложений с целевыми  предлогами.        

Комментированное письмо.

145

Предлоги образа действия.

1

Знакомство с предлогами образа действия.

Составление словосочетаний и предложений с предлогами образа действия.        

Устные ответы.

146

Объектные предлоги.

1

Знакомство с объектными предлогами.

Составление словосочетаний и предложений с объектными  предлогами.        

Устные ответы.

Презентации.

147

Урок-практикум по орфографии.

1

Обобщение и систематизация основных принципов русской орфографии.

Составление словосочетаний и предложений.

Взаимопроверка.

П/П 3

148

Разряды предлогов по происхождению.

Непроизводные предлоги.

1

Знакомство с разрядами предлогов по происхождению.

Непроизводные предлоги.

Выразительное чтение и конспектирование материала учебника.

Конспект.

Презентации.

149

Производные предлоги.

1

Знакомство с разрядами предлогов по происхождению.

Производные предлоги.

Выразительное чтение и конспектирование материала учебника.        

Конспект.

Презентации.

150

Предлоги делового стиля.

1

Повторение: стили речи.

Знакомство с предлогами делового стиля.

Наблюдение над особенностями употребления предлогов в текстах официально-делового стиля.

Анализ текста.

151

Правописание предлогов.

Практическая работа.

1

Углубление и расширение знаний о правописании предлогов.

Составление таблицы по материалу учебника.

Подбор примеров.

П/Р 6

152

РР Стили речи. Книжные стили.

ХКК ГОСАнализ статьи «Колыбель древних цивилизаций» (стр.5).

1

Повторение: стили речи.

Книжные стили речи.

Выразительное чтение и комплексный анализ текста.

Р.стр.80 – 86.

153

РР Публицистический стиль. Интервью.

ХКК ГОСАнализ фрагмента текста интервью из газеты «Дальневосточный Комсомольск».

1

Знакомство с публицистическим стилем.

Интервью, его особенности.

Составление интервью по заданной теме.

Редактирование текста.

Р.стр.86 – 94.

Сочинение – интервью.

154

Урок-практикум по правописанию предлогов.

Подготовка к контрольному диктанту.

1

Закрепление навыков правописания предлогов.

Повторение и закрепление навыков орфографического письма.

Выразительное чтение и анализ текста.

Составление орфографического диктанта.

Орфографический диктант.

155

Контрольный диктант по теме «Предлог».

1

Контроль знаний, умений и навыков по теме «Предлог».

Грамматические разборы.

К/Д 4

156

Анализ контрольного диктанта.

Работа над ошибками.

1

Контроль знаний, умений и навыков по теме «Предлог».

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

157

Союз.

Понятие о союзе.

20+4+1

1

Морфология.

Служебные части речи.

Союз.

Чтение и конспектирование материала учебника.

Презентации.

Конспект.

Презентации.

158

Сочинительные союзы.

4

Группы союзов по значению.

Сочинительные союзы.

Составление схемы-опоры по материалу учебника.

Ответ по схеме-опоре.

Схема-опора.

159

Соединительные союзы.

1

Виды сочинительных союзов.

Соединительные союзы.

Составление словосочетаний и предложений с соединительными союзами.

Устные ответы.

160

Противительные союзы.

1

Виды сочинительных союзов.

Противительные союзы.

Составление словосочетаний и предложений с противительными союзами.

Пунктуационный

диктант.

161

Разделительные союзы.

1

Виды сочинительных союзов.

Разделительные союзы.

Составление словосочетаний и предложений с разделительными союзами.

С/Д 6

162

Подчинительные союзы

Временные союзы.

1

Виды подчинительных союзов.

Временные союзы.

Составление словосочетаний и предложений с подчинительными союзами.

Пунктуационный

диктант.

163

Причинные союзы.

1

Виды подчинительных союзов.

Причинные союзы.

Составление словосочетаний и предложений с причинными союзами.

Синтаксический анализ.

164

Целевые союзы.

1

Виды подчинительных союзов.

Целевые союзы.

Составление словосочетаний и предложений с целевыми союзами.

Синтаксический анализ.

165

Условные союзы.

1

Виды подчинительных союзов.

Условные союзы.

Составление словосочетаний и предложений с условными союзами.

Синтаксический анализ.

166

РР Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста.

ХКК ГОС Анализ фрагмента текста Г. Федосеева «Тропою испытаний» (стр.151).

1

Знакомство с морфологическими средствами связи предложений и смысловых частей текста.

Выразительное чтение и анализ текста.

Подготовка к сочинению.

Р.стр.95 – 103.

167

РР Союз как морфологическое средство связи частей текста.

ХКК ГОСКонтрольное сочинение по картине дальневосточного художника.

1

Умение писать сочинение-рассуждение на заданную тему.

План сочинения.

Материал по теме.

Развитие навыков написания сочинения.

Редактирование созданного текста.

Контрольное сочинение (Р.№99-4 стр.96)

168

Уступительные союзы.

1

Виды подчинительных союзов.

Уступительные союзы.

Составление словосочетаний и предложений с уступительными союзами.

Устные ответы.

169

Сравнительные союзы.

1

Виды подчинительных союзов.

Сравнительные союзы.

Составление словосочетаний и предложений со сравнительными  союзами.

Устные ответы.

170

Следственные союзы.

1

Виды подчинительных союзов.

Следственные союзы.

Составление словосочетаний и предложений со следственными союзами.

Синтаксический анализ.

171

Изъяснительные союзы.

1

Виды подчинительных союзов.

Изъяснительные союзы.

Составление словосочетаний и предложений с изъяснительными союзами.

Составление схемы предложения.

172

Правописание союзов.

Самостоятельная работа.

1

Углубление и расширение знаний о правописании союзов.

Составление таблицы и самостоятельный подбор примеров для неё.

С/Р 6

173

Функциональные омонимы: ТОЖЕ (союз) – ТО ЖЕ (местоимение с частицей).

1

Знакомство с понятием функциональные омонимы.

Правописание функциональных омонимов.

Составление словосочетаний и предложений с функциональными омонимами.

Устные ответы.

174

Функциональные омонимы: ЧТОБЫ (союз) – ЧТО БЫ (местоимение с частицей).

1

Углубление знаний о функциональных омонимах.

Правописание функциональных омонимов.

Составление словосочетаний и предложений с функциональными омонимами.

Орфографический диктант.

175

Функциональные омонимы: ЗАТО (союз) – ЗА ТО (предлог с местоимением) и др.

1

Углубление знаний о функциональных омонимах.

Правописание функциональных омонимов.

Составление словосочетаний и предложений с функциональными омонимами.

Комментированное письмо.

176

Союзы как важнейшее средство связи частей текста.

1

Морфологические средства связи частей текста.

Выразительное чтение и анализ текста.

Выразительное чтение.

177

Урок-практикум по правописанию союзов.

Подготовка к контрольному диктанту.

1

Обобщение и систематизация знаний о союзе как о части речи.

Правописание союзов.

Сообщение на лингвистическую тему.

Защита презентаций.

Защита презентаций.

178

Контрольный диктант по теме «Союз».

1

Контроль знаний, умений и навыков по теме «Союз».

Грамматические разборы.

К/Д 5

179

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

Контроль знаний, умений и навыков по теме «Союз».

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

180

РР Анализ лирического текста.

ХКК ГОССтихотворение П. Комарова «На краю России».

1

Лирические тексты.

Средства выразительности речи.

Развитие навыков анализа лирического текста.

Черновик сочинения.

181

РР Обучение анализу лирического текста.

ХКК ГОСПрактическаяработа.Анализ стихотворения П. Комарова «На краю России».

1

Анализ лирического текста.

План анализа текста.

Развитие навыков письменного анализа текста.

П/Р 7

182

Частица.

Понятие о частице.

21+2+1

1

Знакомство с понятием частица как часть речи.

Чтение и конспектирование материала учебника.

Конспект.

Презентации.

183

Формообразовательные частицы.

2

Знакомство с понятием формообразовательные частицы.

Выразительное чтение и анализ текста.

Выразительное чтение.

184

Правописание формообразовательных частиц.

1

Знакомство с правилами правописания формообразовательных частиц.

Составление предложений с частицами.

Синтаксический анализ.

Синтаксический анализ.

185

Словообразовательные частицы.

1

Знакомство с понятием словообразовательные частицы.

Выразительное чтение текста.

Наблюдение над ролью частиц в тексте.

Анализ текста.

186

Правописание словообразовательных частиц.

1

Знакомство с правилами правописания словообразовательных частиц.

Составление таблицы по теме урока.

Подбор примеров.

Орфографический диктант.

187

Разряды частиц по значению.

Вопросительные частицы.

1

Знакомство с разрядами частиц по значению.

Вопросительные частицы.

Чтение материала учебника.

Составление плана статьи учебника.

Ответ по плану.

188

Восклицательные частицы.

1

Знакомство с разрядами частиц по значению.

Восклицательные частицы.

Составление предложений с вопросительными частицами.

Наблюдение над интонацией.

Устные ответы.

189

Указательные частицы.

1

Знакомство с разрядами частиц по значению.

Указательные частицы.

Составление предложений с  указательными частицами.

Наблюдение над интонацией.

Синтаксический анализ.

190

Усилительные частицы.

1

Знакомство с разрядами частиц по значению.

Усилительные частицы.

Составление предложений с усилительными частицами.

Наблюдение над интонацией.

Устные ответы.

191

Отрицательные частицы.

1

Знакомство с разрядами частиц по значению.

Отрицательные частицы.

Составление предложений с отрицательными частицами.

Наблюдение над интонацией.

Синтаксический анализ.

192

Правописание частиц.

Правописание НЕ с существительными.

7

1

Знакомство с правописанием частиц.

Составление таблицы.

Подбор примеров.

Составление предложений.

Таблица.

193

Правописание НЕ с прилагательными.

1

Знакомство с правописанием частиц.

Составление таблицы.

Подбор примеров.

Составление предложений.

Ответ по таблице.

194

Правописание НЕ с наречиями и именами состояния.

Самостоятельная работа.

1

Знакомство с правописанием частиц.

Составление таблицы.

Подбор примеров.

Составление предложений.

С/Р 7

195

Правописание НЕ с местоимениями.

1

Знакомство с правописанием частиц.

Составление таблицы.

Подбор примеров.

Составление предложений.

Ответ по таблице.

196

Правописание НЕ с глаголами.

1

Знакомство с правописанием частиц.

Составление таблицы.

Подбор примеров.

Составление предложений.

Ответ по таблице.

197

Правописание НЕ с причастиями.

1

Знакомство с правописанием частиц.

Составление таблицы.

Подбор примеров.

Составление предложений.

Защита презентаций.

198

РР Анализ текста-повествования.

ХКК ГОСАнализ фрагмента текста Г. Федосеева «Босиком по Становому».

1

Повторение: типы речи, повествование.

Анализ текста.

Выразительное чтение и анализ текста-повествования.

План текста.

Устные ответы.

199

РР Обучение анализу текста-повествования.

Практическая работа.

ХКК ГОСАнализ фрагмента текста Г. Федосеева «Близнецы» (стр.197).

1

Умение письменно анализировать текст-повествование.

Развитие навыков письменного анализа текста-повествования.

П/Р 8

200

Правописание НЕ с деепричастиями.

1

Знакомство с правилами правописания НЕ с деепричастиями.

Составление таблицы.

Подбор примеров.

Составление предложений.

Выборочно-распределительный диктант.

201

Правописание НИ с разными частями речи.

1

Знакомство с правилами правописания частицы НИ с разными частями речи.

Составление плана материала учебника.

Сообщение по плану.

План.

202

Роль частиц в тексте.

1

Знакомство с ролью частиц в речи.

Выразительное чтение и анализ текста.

Наблюдение над ролью частиц в тексте.

С/Д 7

203

Урок-практикум по правописанию частиц.

Подготовка к контрольному диктанту.

1

Закрепление навыков правописания частиц.

Составление словарного диктанта с частицами.

Взаимопроверка.

Орфографический  диктант.

204

Контрольный диктант по теме «Служебные части речи».

1

Контроль знаний, умений и навыков по теме «Служебные части речи».

Грамматические разборы.

К/Д 6

205

Анализ контрольного диктанта.

Работа над ошибками.

1

Контроль знаний, умений и навыков по теме «Служебные части речи».

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

206

Междометие.

Понятие о междометии.

4

1

Морфология.

Междометие.

Морфологические признаки междометий.

Самостоятельное чтение и конспектирование материала учебника.

Конспект.

207

Разряды междометий.

Эмоциональные междометия.

1

Знакомство с разрядами междометий.

Эмоциональные междометия.

Составление предложений с эмоциональными междометиями.

Презентации.

208

Побудительные междометия.

1

Знакомство с разрядами междометий.

Побудительные междометия.

Составление предложений с

побудительными междометиями.

Презентации.

209

Правописание междометий.

1

Знакомство с правилами правописания междометий.

Чтение материала учебника.

Составление плана статьи.

Ответ по плану.

210

Звукоподражательные слова.

1

Знакомство со звукоподражательными словами.

Составление предложений со звукоподражательными словами.

Устные ответы.

211

Роль междометий и звукоподражательных слов в речи.

1

Знакомство с ролью  междометий и звукоподражательных слов в речи.

Наблюдение над ролью междометий и звукоподражательных слов в речи.

П/П 4

212

РР Подготовка к контрольному изложению.

1

Закрепление навыков письменного пересказа текста.

Развитие навыков письменного пересказа текста.

Черновик изложения.

213

РР Контрольное изложение.

1

Контроль навыков письменного пересказа текста.

Составление плана прослушанного текста.

К/И

214

Урок-практикум по орфографии.

Анализ изложений. Работа над ошибками.

1

Закрепление навыков орфографического письма.

Составление диктантов.

Взаимопроверка.

Орфографический диктант.

215

Переход из одной части речи в другую (обобщение).

1

Углубление знаний о переходе слов из одной части речи в другую.

Составление словосочетаний и предложений с  функциональными омонимами.

Устные ответы.

216

Взаимодействие знаменательных частей речи.

1

Взаимодействие знаменательных частей речи.

Выразительное чтение и анализ текста.

Анализ текста.

217

Взаимодействие служебных частей речи.

1

Взаимодействие служебных частей речи.

Выразительное чтение и анализ текста.

Анализ текста.

218

Тестирование  по теме «Междометия и звукоподражательные слова».

1

Проверка знаний, умений и навыков по теме «Междометия и звукоподражательные слова».

Письменный ответ на вопрос.

Анализ текста.

Тест.

219

Повторение пройденного в 7 классе.

Местоимение как часть речи.

22+4+1

1

Повторение: морфология, знаменательные части речи.

Местоимение как часть речи.

Составление плана по теме.

Ответ по плану.

Морфологический разбор.

Морфологический разбор.

220

Разряды местоимений.

1

Повторение: разряды местоимений по лексическому значению.

Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему.

Рассуждение на лингвистическую тему.

221

Правописание местоимений.

1

Повторение: правописание местоимений.

Составление диктанта.

Взаимопроверка.

Диктант.

222

Слитное-дефисное-раздельное правописание местоимений.

1

Повторение: слитное-дефисное-раздельное правописание местоимений.

Составление плана-конспекта по теме.

Ответ по плану-конспекту.

План-конспект.

223

Правописание НЕ и НИ с местоимениями.

Самостоятельная работа.

1

Повторение: правописание НЕ и НИ с местоимениями.

Составление диктанта.

Взаимопроверка.

С/Р 8

224

Нормы употребления местоимений в речи.

1

Повторение: нормы употребления местоимений в речи.

Выразительное чтение и анализ текста.

Редактирование текста.

Выразительное чтение.

225

РР Анализ текста, совмещающего в себе разные типы речи.

1

Закрепление навыков анализа текста.

Развитие навыков анализа текста.

Черновик сочинения.

226

РР Контрольное сочинение. Анализ текста.

ХКК ГОСАнализ фрагмента текста Г. Федосеева «Прощай, Становой!»

1

Закрепление навыков письменного анализа текста.

Развитие навыков письменного анализа текста.

К/С

227

Повторение. Причастие.

Причастие как часть речи.

5

1

Повторение знаний о причастии как о части речи.

Морфологические признаки.

Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему.

Морфологический разбор.

Морфологический разбор.

228

Причастный оборот и знаки препинания при нём.

1

Повторение знаний о причастном обороте и знаках препинания при нём.

Составление предложений с причастным оборотом.

Составление схем предложений.

Составление схем предложений.

229

Словообразование причастий.

1

Повторение знаний о словообразовании причастий.

Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему.

Устные ответы.

230

Правописание причастий.

1

Повторение знаний о правописании причастий.

Составление словарного диктанта.

Взаимопроверка.

Диктант.

231

Урок-практикум по орфографии.

Подготовка к итоговому контрольному тесту.

1

Закрепление навыков орфографического письма.

Составление таблицы.

Подбор примеров.

Ответ по таблице.

232

Итоговый контрольный тест.

№2

1

Контроль знаний по теме «Знаменательные и служебные части речи».

Письменный ответ на вопрос.

К/Т 2

233

Анализ итогового контрольного теста. Работа над ошибками.

1

Контроль знаний по теме «Знаменательные и служебные части речи».

Редактирование текста.

Работа над ошибками.

234

Повторение. Деепричастие.

Деепричастие как часть речи.

5

1

Повторение знаний о деепричастии как о части речи.

Морфологические признаки.

Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему.

Морфологический разбор.

Морфологический разбор.

235

Деепричастный оборот и знаки препинания при нём.

1

Повторение знаний о деепричастном обороте и знаках препинания при нём.

Расширение текста с помощью деепричастных оборотов.

С/Д 8

236

Словообразование деепричастий.

1

Повторение знаний о словообразовании деепричастий.

Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему.

Словообразовательный  разбор.

Устные ответы.

237

Правописание деепричастий.

1

Повторение знаний о правописании деепричастий.

Составление схемы-опоры.

Ответ по схеме-опоре.

Устные ответы.

238

Нормы употребления деепричастий в речи.

1

Повторение знаний о нормах употребления деепричастий в речи.

Составление связного текста.

Редактирование текста.

Презентации.

239

РР Повторение. Типы и стили речи.

ХКК ГОСАнализ фрагмента текста С. Кучеренко «Этюды о природе. Бурундук».

1

Повторение знаний о типах и стилях речи.

Выразительное чтение и анализ текста.

Определение типа и стиля речи.

Устные ответы.

240

РР Повторение. Морфологические средства связи частей текста.

ХКК ГОСАнализ фрагмента текста С. Кучеренко «Этюды о природе. Журавли».

1

Повторение знаний о морфологических средствах связи частей речи.

Выразительное чтение и анализ текста.

Определение средств связи частей текста.

Письменный ответ на вопрос.

241

Повторение.

Служебные части речи.

Союз.

4

1

Повторение знаний о служебных частях речи.

Союз как часть речи.

Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему.

Морфологический  разбор.

Устные ответы.

242

Предлог.

1

Повторение знаний о служебных частях речи.

Предлог как часть речи.

Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему.

Морфологический разбор.

243

Частица.

1

Повторение знаний о служебных частях речи.

Частица  как часть речи.

Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему.

Морфологический  разбор.

Морфологический разбор.

244

Урок-практикум по правописанию служебных частей речи.

1

Закрепление навыков правописания служебных частей речи.

Составление диктанта.

Взаимопроверка.

Диктант.

245

Повторение.

Междометия.

Звукоподражательные слова.

1

Повторение знаний о междометиях и звукоподражательных словах.

Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему.

Морфологический  разбор.

Устные ответы.

Вид контроля

Количество часов

По плану

1 полугодие

2 полугодие

Год

Контрольный диктант

6

3

3

6

Контрольный тест

2

1

1

2

Контрольное изложение

2

1

1

2

Контрольное сочинение

2

1

1

2

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ  УГЛУБЛЁННОГО ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

К концу 7 класса учащиеся должны уметь:

  • аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи, строя тексты-рассуждения;
  • производить морфемный и морфологический анализ всех частей речи;
  • соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;
  • использовать морфологические синонимы;
  • заменять причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями и наоборот;
  • при построении текстов разных типов учитывать стилистические характеристики слов, относящихся к разным частям речи;
  • строить тексты с совмещением различных типов речи;
  • использовать местоимения, наречия, союзы, частицы для связи фрагментов текста.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатамиосвоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 – 11 классы. – М., 2010.

Бабайцева В.В. Русский язык. Практика. 6 – 7 классы. — М., 2010.

Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. — М., 2009.

Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. — М., 2009.

Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. — М., 2008.

Бабайцева В.В; Тайны орфографической зоркости // Русская словесность, — 2009. — № 1.

Бабайцева В.В, Беднарская Л. Д., Рудо-мазина Н. Е. Русский язык. Тренинг по пунктуации. — М., 2009.

Бабайцева В. В., Сальникова О. А. Русский язык. Тренинг по орфографии. — М., 2008.    

Валгина Н. С. Современный русский язык. Пунктуация. — М., 2007.

Валгина Н. С. Теория текста. — М., 2003.

Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа. — М., 2009.

Горбачевич К.С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1987.

Г р а н и кГ. Г., БондаренкоС. М., Концевая Л. А. Секреты орфографиц. — М., 1994.

ГраникГ. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации, — М., 1995.

Дроздова О. Ё. Уроки языкознания для школьников 5—8 классов. — М., 2001.

Земская Е. А. Как делается слова. — М., 1963.

Костомаров В. Г. Языковой курс эпохи.— М., 1994.

Куп алова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002.

Львова С.И. Там, где кончается слово... — М., 1991.

Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? — М., 1988.

Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.

Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии. -^ М., 1964.

Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М,, 1985.

 Роз е н таль Д. А. А как лучше сказать? — М., 1988.

Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. — М., 1987.

Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.

Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфографии. — М., 2005.

Смелкова 3. С. Деловой Человек: культура речевого общения. — М., 1997.

С о л г а н и к Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа углубленного изучения русского языка в 9 классе

Паспорт программы:  ·        Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением русского языка  для учащихся 9-х классов МБОУ СОШ № 9....

Рабочая программа по изучению русского языка как неродного.

В связи с тем, что с 2016 года я обучаюсь в магистратуре по специальности: русский язык как иностранный, преподавание своего родного языка для людей, не изучавших его, входит в область моих интересов....

ПРОГРАММА углубленного изучения русского языка

Программа углубленного изучения русского языка. Развитие  орфографической зоркости в 5-6 классах...

Программа для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка 11 класс

Программа для общеобразовательных школ по русскому языку (углубленное изучение) для 11 класса. Учебник: Русский язык и литература: Русский язык. Углубленный уровень.10-11кл.: Бабайцева, В.В.- 3-е...

Программа для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка 10 класс

Программы для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка 5-9 классы (Автор программы В.В. Бабайцева) (Программа опубликована в сборнике: Программы для общеобразовательных уч...

Рабочая программа "Углубленное изучение русского языка"

Программа русского языка для 10 класса направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями обустройстве русского языка и особенностях его употребления в разных у...

Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс (для классов с углублённым изучением русского языка)

Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 5 класса с углублённым изучением предмета (по программе В.В.Бабайцевой)...