Программа углубленного изучения русского языка в 9 классе
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Паспорт программы:
· Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением русского языка для учащихся 9-х классов МБОУ СОШ № 9.
· Руководитель: Нигманова И. А., учитель русского языка высшей категории.
· Адрес организации исполнителя, телефон: г. Уфа, ул. Мубарякова,14. Тел. 255-44-57.
· Целевая группа: состоит из 15 учащихся 9-х классов, в возрасте 15-16 лет.
· Цель программы, направленность: программа разработана для углубленного изучение курса русского языка, развития творческого мышления учащихся по желанию родителей; гуманитарной направленности.
· Срок реализации программы, вид: программа рассчитана на учебный год (профильная).
· Уровень реализации: основное общее образование.
· Уровень освоения: углубленный.
· Способ освоения содержания образования: креативный.
· Краткое содержание программы: тематический план.
1.Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением русского языка для 9-х классов разработана в соответствии с пожеланиями родителей. Программа важна и актуальна в настоящее время, так как содержит разделы русского языка, выходящие за рамки учебной программы, но в то же время встречающиеся в заданиях ОГЭ, централизованного тестирования. Главная идея программы заключается в том, чтобы, используя уровневую дифференциацию, обеспечить достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки и одновременно создать условия для углубления и расширения знаний тех учеников, которые имеют для этого способности, возможности и желание. Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся. Использование тестовой системы проверки знаний позволяет каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.
Группа состоит из 15 учащихся, в возрасте 15-16 лет, с разным уровнем подготовки. Состав группы постоянный.
Набор группы осуществлен по желанию родителей и детей на свободной основе. Форма занятий – групповая. Общее количество часов по программе составляет 30 часов (1 час в неделю). Программа рассчитана на полный учебный год.
Для жизни в современном обществе важным является формирование речевой и мыслительной активности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах общения, потребности в речевом самосовершенствовании; воспитание гражданственности и сознательного отношения к языку как духовной ценности.
2.Цель.
Углубленно изучать русский язык с учетом желания родителей; формировать у девятиклассников умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развивать интерес к предмету, творческое мышление; овладевать навыками работы с тестами; подготовиться к ОГЭ.
3.Задачи.
· овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
· овладеть формами обработки информации исходного текста;
· через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;
· выработать умение решать тестовые задания;
· определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;
· уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании лингвистического сочинения;
4.Содержание программы.
1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час).
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение (8 часов).
Тема, идея, авторская позиция текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему (9 часов).
Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.
4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий(11 часов).
Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое, грамматические, синтаксические нормы. Изобразительно-выразительные средства языка. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
5. Заключение. Итоговый контроль (1 час). Анализ типичных ошибок.
5. Тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Колич. занятий |
1. | Значение курса, его задачи. | 1 |
2. | Текст. Тема и идея текста. Авторская позиция. | 1 |
3. | Понятие «микротема». Микротемы исходного текста. | 1 |
4. | Способы сжатия исходного текста. Исключение. | 1 |
5. | Способы сжатия исходного текста. Обобщение. | 1 |
6. | Способы сжатия исходного текста. Замена. | 1 |
7. | Контроль усвоения материала. Написание сжатого изложения. | 3 |
7. | Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения. | 1 |
8. | Аргументация в сочинении на лингвистическую тему. | 1 |
9. | Приемы ввода примеров из исходного текста. | 1 |
10. | Вывод сочинения-рассуждения. | 1 |
11. | Контроль усвоения материала. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | 5 |
12. | Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий. Орфография в приставках, корнях, суффиксах. Тестирование. | 2 |
13. | Синтаксис словосочетания. Тестирование. | 1 |
14. | Синтаксис простого предложения. Тестирование. | 1 |
15. | Синтаксис сложного предложения. Тестирование. | 1 |
16. | Лексика. Изобразительно-выразительные средства языка. Тестирование. | 3 |
17. | Соблюдение лексических, грамматических, синтаксических норм русского языка. Тестирование. | 3 |
18. | Итоговый контроль. Написание пробного ОГЭ. | 1 |
6.Методики и технологии обучения и воспитания.
Основным методом обучения русскому языку данного курса является комплексный анализ текста. Данный способ обучения учащихся дает сознательные и прочные знания, а также обеспечивает уровень языковой и лингвистической компетенции. Усвоение материала курса через последовательное решение учебных задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
Тексты подобраны средней степени трудности, чтобы быть доступными всем ученикам. В ходе коллективного диалога анализируются различные аспекты исходного текста, проводится обобщение полученных результатов, формулируется учебная проблема и намечается способ ее решения. Поощряется самостоятельность суждений, отстаивание учащимися собственного мнения. Постепенное осложнение текстов стимулирует развитие самостоятельности учеников.
В программе немаловажная роль отводится тематическим тестам, применяется трехуровневый дидактический материал; дифференцированный подход в организации учебно-воспитательного процесса является его неотъемлемой частью, позволяющей обеспечить достижение всеми учащимися обязательного уровня лингвистической подготовки и создать условия для углубления и расширения знаний тех учеников, которые имеют для этого способности и желание.
7.Условия реализации программы.
· 1 группа.
· Состав группы: постоянный.
· Особенности набора: свободный, по желанию родителей.
· Формы занятий: групповая и индивидуальная.
· Год обучения: 2015 – 2016 учебный год, 15 человек.
· Учащиеся 15-16 лет, среднего уровня.
· 1 занятие в неделю, 30 занятий в год ( на группу ).
· МБОУ СОШ №9, кабинет № 107.
· Материально-технические условия: помещение хорошо освещенное,
Проветриваемое; оборудование – доска, парты, стулья, необходимые
инструменты.
· Мотивационные условия – использование заданий занимательного характера; наличие системы поощрения.
· Научно-методические условия: учебно-дидактические материалы,
Программа, сопроводительный материал для учителя и учащихся.
8.Предполагаемые результаты, критерии их оценки.
В результате изучения данного курса учащиеся должны знать
- содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия (компрессии) текста»;
- лексические явления в языке;
- грамматические явления в языке.
В результате изучения данного курса учащиеся должны
- создавать собственное связное высказывание на заданную (лингвистическую) тему на основе прочитанного текста,
- аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;
- последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.
- уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях
Для тематического контроля за усвоением материала используются форма сжатого изложения, сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, тестовых заданий.
К заданиям теста приведены четыре ответа : А, Б, В, Г. Только один из этих ответов верный. Учащийся должен отметить тот из них, который он считает правильным. Если к заданию не даны ответы, то свой ответ учащийся записывает в отведенном для этого месте.
9.Литература.
Список литературы для учителя.
1. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Хаустова Д.А.ГИА. Русский язык: сборник заданий – М., «Экзамен», 2014
2. Егораева Г.Т. ГИА. Русский язык. Выполнение заданий части С – М., «Экзамен», 2014
3. Егораева Г.Т. ГИА. 9 кл. Русский язык. Тренировочные тестовые задания – М., «Экзамен», 2014
4. Козлова Т.И. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий по культуре речи – М., «Экзамен», 2014
5. Козлова Р.П, Чеснокова Тесты по русскому языку: 8-9 кл. – М., 2008
Список литературы для учащихся.
1.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 9 кл.: пособие для учащихся – М., Просвещение, 2009
2.Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 9 кл. – М., «Экзамен», 2014
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pdou.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
Кировского района городского округа город Уфа РБ
Рассмотрено на заседании МО
протокол № 1
от 27 августа 2015 г.
Принято «Утверждаю»
на заседании научно-методического директор МБОУСОШ №9
совета __________А.З. Мулюков
протокол №1 приказ № 292
от 28 августа 2015 г. от 28.08.2015 г.
Образовательная программа
с углубленным изучением русского языка
для учащихся 9-х классов.
Разработана
Нигмановой Ириной Амировной,
учителем русского языка
высшей квалификационной категории
г.Уфа 2015г.
Паспорт программы:
- Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением русского языка для учащихся 9-х классов МБОУ СОШ № 9.
- Руководитель: Нигманова И. А., учитель русского языка высшей категории.
- Адрес организации исполнителя, телефон: г. Уфа, ул. Мубарякова,14. Тел. 255-44-57.
- Целевая группа: состоит из 15 учащихся 9-х классов, в возрасте 15-16 лет.
- Цель программы, направленность: программа разработана для углубленного изучение курса русского языка, развития творческого мышления учащихся по желанию родителей; гуманитарной направленности.
- Срок реализации программы, вид: программа рассчитана на учебный год (профильная).
- Уровень реализации: основное общее образование.
- Уровень освоения: углубленный.
- Способ освоения содержания образования: креативный.
- Краткое содержание программы: тематический план.
1.Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением русского языка для 9-х классов разработана в соответствии с пожеланиями родителей. Программа важна и актуальна в настоящее время, так как содержит разделы русского языка, выходящие за рамки учебной программы, но в то же время встречающиеся в заданиях ОГЭ, централизованного тестирования. Главная идея программы заключается в том, чтобы, используя уровневую дифференциацию, обеспечить достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки и одновременно создать условия для углубления и расширения знаний тех учеников, которые имеют для этого способности, возможности и желание. Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся. Использование тестовой системы проверки знаний позволяет каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.
Группа состоит из 15 учащихся, в возрасте 15-16 лет, с разным уровнем подготовки. Состав группы постоянный.
Набор группы осуществлен по желанию родителей и детей на свободной основе. Форма занятий – групповая. Общее количество часов по программе составляет 30 часов (1 час в неделю). Программа рассчитана на полный учебный год.
Для жизни в современном обществе важным является формирование речевой и мыслительной активности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах общения, потребности в речевом самосовершенствовании; воспитание гражданственности и сознательного отношения к языку как духовной ценности.
2.Цель.
Углубленно изучать русский язык с учетом желания родителей; формировать у девятиклассников умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развивать интерес к предмету, творческое мышление; овладевать навыками работы с тестами; подготовиться к ОГЭ.
3.Задачи.
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
- овладеть формами обработки информации исходного текста;
- через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;
- выработать умение решать тестовые задания;
- определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;
- уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании лингвистического сочинения;
4.Содержание программы.
1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час).
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение (8 часов).
Тема, идея, авторская позиция текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему (9 часов).
Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.
4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий(11 часов).
Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое, грамматические, синтаксические нормы. Изобразительно-выразительные средства языка. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
5. Заключение. Итоговый контроль (1 час). Анализ типичных ошибок.
5. Тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Колич. занятий |
1. | Значение курса, его задачи. | 1 |
2. | Текст. Тема и идея текста. Авторская позиция. | 1 |
3. | Понятие «микротема». Микротемы исходного текста. | 1 |
4. | Способы сжатия исходного текста. Исключение. | 1 |
5. | Способы сжатия исходного текста. Обобщение. | 1 |
6. | Способы сжатия исходного текста. Замена. | 1 |
7. | Контроль усвоения материала. Написание сжатого изложения. | 3 |
7. | Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения. | 1 |
8. | Аргументация в сочинении на лингвистическую тему. | 1 |
9. | Приемы ввода примеров из исходного текста. | 1 |
10. | Вывод сочинения-рассуждения. | 1 |
11. | Контроль усвоения материала. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | 5 |
12. | Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий. Орфография в приставках, корнях, суффиксах. Тестирование. | 2 |
13. | Синтаксис словосочетания. Тестирование. | 1 |
14. | Синтаксис простого предложения. Тестирование. | 1 |
15. | Синтаксис сложного предложения. Тестирование. | 1 |
16. | Лексика. Изобразительно-выразительные средства языка. Тестирование. | 3 |
17. | Соблюдение лексических, грамматических, синтаксических норм русского языка. Тестирование. | 3 |
18. | Итоговый контроль. Написание пробного ОГЭ. | 1 |
6.Методики и технологии обучения и воспитания.
Основным методом обучения русскому языку данного курса является комплексный анализ текста. Данный способ обучения учащихся дает сознательные и прочные знания, а также обеспечивает уровень языковой и лингвистической компетенции. Усвоение материала курса через последовательное решение учебных задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
Тексты подобраны средней степени трудности, чтобы быть доступными всем ученикам. В ходе коллективного диалога анализируются различные аспекты исходного текста, проводится обобщение полученных результатов, формулируется учебная проблема и намечается способ ее решения. Поощряется самостоятельность суждений, отстаивание учащимися собственного мнения. Постепенное осложнение текстов стимулирует развитие самостоятельности учеников.
В программе немаловажная роль отводится тематическим тестам, применяется трехуровневый дидактический материал; дифференцированный подход в организации учебно-воспитательного процесса является его неотъемлемой частью, позволяющей обеспечить достижение всеми учащимися обязательного уровня лингвистической подготовки и создать условия для углубления и расширения знаний тех учеников, которые имеют для этого способности и желание.
7.Условия реализации программы.
- 1 группа.
- Состав группы: постоянный.
- Особенности набора: свободный, по желанию родителей.
- Формы занятий: групповая и индивидуальная.
- Год обучения: 2015 – 2016 учебный год, 15 человек.
- Учащиеся 15-16 лет, среднего уровня.
- 1 занятие в неделю, 30 занятий в год ( на группу ).
- МБОУ СОШ №9, кабинет № 107.
- Материально-технические условия: помещение хорошо освещенное,
Проветриваемое; оборудование – доска, парты, стулья, необходимые
инструменты.
- Мотивационные условия – использование заданий занимательного характера; наличие системы поощрения.
- Научно-методические условия: учебно-дидактические материалы,
Программа, сопроводительный материал для учителя и учащихся.
8.Предполагаемые результаты, критерии их оценки.
В результате изучения данного курса учащиеся должны знать
- содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия (компрессии) текста»;
- лексические явления в языке;
- грамматические явления в языке.
В результате изучения данного курса учащиеся должны
- создавать собственное связное высказывание на заданную (лингвистическую) тему на основе прочитанного текста,
- аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;
- последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.
- уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях
Для тематического контроля за усвоением материала используются форма сжатого изложения, сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, тестовых заданий.
К заданиям теста приведены четыре ответа : А, Б, В, Г. Только один из этих ответов верный. Учащийся должен отметить тот из них, который он считает правильным. Если к заданию не даны ответы, то свой ответ учащийся записывает в отведенном для этого месте.
9.Литература.
Список литературы для учителя.
- Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Хаустова Д.А.ГИА. Русский язык: сборник заданий – М., «Экзамен», 2014
- Егораева Г.Т. ГИА. Русский язык. Выполнение заданий части С – М., «Экзамен», 2014
- Егораева Г.Т. ГИА. 9 кл. Русский язык. Тренировочные тестовые задания – М., «Экзамен», 2014
- Козлова Т.И. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий по культуре речи – М., «Экзамен», 2014
- Козлова Р.П, Чеснокова Тесты по русскому языку: 8-9 кл. – М., 2008
Список литературы для учащихся.
1.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 9 кл.: пособие для учащихся – М., Просвещение, 2009
2.Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 9 кл. – М., «Экзамен», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс
Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...
ПРОГРАММА углубленного изучения русского языка
Программа углубленного изучения русского языка. Развитие орфографической зоркости в 5-6 классах...
Программа "Углубленное изучение английского языка" 2 класс
Программа по английскому языку 2 класс(углубленное изучение)...
Рабочая программа «Углубленное изучение английского языка» 5 класс
laquo;Углубленное изучение английского языка» 5 класс...
Рабочая программа "Углубленное изучение русского языка"
Программа русского языка для 10 класса направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями обустройстве русского языка и особенностях его употребления в разных у...
Рабочая программа углубленного изучения русского языка 9 класс, 136 часов
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по авторской программе к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Бархударова С. Г., Крючкова С. Е., Максимова Л. Ю. (М.: Про...
Программа углубленного изучения русского языка
Рабочая программа по русскому языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных ...