Конспект урока Синонимы 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
В данном файле содержится конспект урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sinonimy_5_kl.docx | 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.А. НЕКРАСОВА»
Конспект урока объяснения нового материала
Тема: «Синонимы»
5 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений
Под ред. Н. М. Шанского
Выполнила: Наумова Екатерина
студентка 3 курса филологического факультета
Преподаватель: Павлова А. Э.
2015
Обзор методической литературы
Учебник: Р. Б. Сабаткоев «Теория и практика обучения русскому языку» статья «Методика изучения лексики и фразеологии» из работы Баранова М. Т. «Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя». – М.: Просвещение , 1988.
I) Теоретические основы изучения лексики и фразеологии
Методологическая основа: учение о сущности языка, положение о единстве языка и сознания, о роли деятельности в формировании личности, лингвистическое понятие о системности лексики, методологическая теория закономерностей усвоения речи и принципов обучения русскому языку.
Лингвистическая основа: положения лексикологии и семантики. Системность лексики – сущность системно – функционального подхода к изучению лексики. Системность проявляется в группировке слов. Слова взаимодействуют, вступая в различные отношения: парадигматические, синтагматические, ассоциативные.
В теоретическом языкознании за единицы лексической системности принимают тематические группы, лексико - семантические группы, семантические поля.
Психологическая основа: психологическое образование возникает в ходе освоения индивидом окружающей действительности на чувственном и интеллектуальном уровне. Интеллектуальное отражение действительности – понятия и суждения.
Овладеть понятием – усвоить связь между существенными признаками, усвоить связи между понятиями.
Научно – методическая основа – теория принципов усвоения родной речи, разработанная профессором Л. П. Федоренко (принцип понимания языковых значений, принцип развития чувства языка и внимания к выразительности речи), которые обоснованы в работах М. Т. Баранова (экстралингвистический, лексико – грамматический).
II) Содержание работы по изучению лексики и фразеологии
Задача формирования лингвистической компетенции: школьники знакомятся с лингвистическими понятиями – лексика, фразеология, омонимы, синонимами и т.д. Знакомство с учёными – лексикографами (В. И. Далем, С. И. Ожеговым).
Задача формирования языковой компетенции – овладение нормами словоупотребления, системностью работы по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонов.
Задача формирования коммуникативной компетенции – необходимость выработки умения правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, умение отбирать языковые (лексические) средства для точного выражения смысла высказывания, для понимания основной мысли текста и образных средств художественной речи.
Типы упражнений по лексике и фразеологии
1. Проподевтические, или подготовительные, упражнения. Цель – обеспечить учащимися первичное восприятие слова, дать семантическое определение слову, соотнося его с внеязыковой реалией; пояснить особенности орфоэпии и орфографии.
2.Иллюстративные упражнения.
Цель упражнений – продемонстрировать учащимися образы употребления слова.
3. Основные, или закрепительные, упражнения.
Умение подбирать к слову синонимы, антонимы, логическое определение; школьники усваивают структурно – семантические связи слов.
4. Повторительно – обобщающие упражнения. Цель – обеспечить усвоение многозначности слова.
5. Творческие упражнения. Цель – научить пользоваться изученным языковым материалом в связной речи, дать возможность ребёнку высказаться по предложенной теме.
Пособие для учителя: Богданова Г. А. «Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя. Из опыта работы». – М.: Просвещение, 1992.
Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: М., 1986 г.
Б.Т. Панов даёт подробную структуру, методические рекомендации и пример проведения урока объяснения нового материала:
1. Сообщение темы, цели урока.
2. Проверка ДЗ + повторение ранее изученного материала как средство подготовки к усвоению новых знаний.
3. Психологическая подготовка учащихся.
4. Изучение нового материала с помощью методов, приёмов, форм работы.
5. Закрепление изученного материала на практике.
6. Подведение итогов: краткая характреристика результатов проведённой работы, объявление и аргументация оценок, выставленных учащимся.
7. Домашнее задание.
Анализ § 68 Синонимы.
1. Анализ теоретической части параграфа
Данный параграф содержит знания в области таких компетенций:
Языковая компетенция представлена в виде определения синонимов и материалом после него.
Культурологическая компетенция представлена стихотворением С.Я. Маршака.
- Лингвистическая информация, представленная в параграфе, изложена доступно, последовательно. Перед самим определением ученикам предлагается пронаблюдать за явлением представленным в виде иллюстрации в начале параграфа. Перед определением присутствует задание на актуализацию знаний, которые связаны с темой урока, то есть, информация дана последовательно, логично, компактно.
- Порядок преподнесения языковой теории такой:
актуализация знаний - наблюдения учащихся-упражнения низкой сложности – упражнения средней сложности - работа с текстом.
Таким образом, выполняется задача от знания определения к работе с текстом по нахождению синонимов. Учитывается один из важнейших принципов преподавания русского языка – принцип текстоцентризма.
- Информация изложена доступным, простым для обучающихся языком. Знания методически адаптированы для школьников. Дополнительной адаптации не требуется.
- Метод подачи материала – дедуктивный (от общего к частному).
2. Анализ практической части параграфа
По теме урока в области лингвистической компетенции формируются следующие виды умений:
- опознавательные: упр. № 363 (какое правило вы применяли вставляя пропущенные буквы?)
- классификационные: упр. №361 (выберите из данных слов синонимы и запишите отдельно каждую группу синонимов).
-синтетические:
- аналитические: упр. №359 (докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок, что данные ниже слова – синонимы).
Задания на формирование коммуникативных умений №360, 362, 363 (составить предложения, словосочетания).
Пунктуационные умения в области языковой компетенции. Они опосредованно вложены в задания №366,367. Недостаточное количество заданий на пунктуацию.
Осуществление воспитания средствами параграфа.
Параграф помогает организовать логическую цепочку в мышлении обучающегося. Следовательно, это воспитывает в ребёнке самоорганизованность.
Развитие памяти, внимания, мышления посредством параграфа.
Развитие памяти: определение для запоминания.
Развитие внимания: все задания.
Развитие мышления: упр.№364, 365 (какую роль выполняют? чем различаются?)
Таким образом, теоретическая часть параграфа нуждается в доработке, практическая -изобилует упражнениями в области различных компетенций.
Цели и задачи
Цели:
Изучить с учащимися определение понятия синонимы.
Сформировать умение находить синонимы в тексте.
Задачи:
1. Образовательные :
Научить школьника использовать в речи синонимы и их синонимические ряды в соответствии с их стилистическими особенностями.
Познакомить учащихся со словарём синонимов и научить им пользоваться.
Совершенствовать навыки чтения.
Обучить пятиклассника самостоятельно пополнять свои знания по теме "Синонимы".
2. Воспитательные:
Заинтересовать учащихся к изучению родного языка с помощью новых форм работы над интересным для них дидактическим материалом.
Воспитывать сознательное отношение к организации собственной деятельности по русскому языку.
Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Воспитывать эстетическое отношение к слову через работу над художественным текстом, ( Стихотворение С. Я. Маршака).
3. Развивающие:
Совершенствование умения критического слушания.
Повторение ранее изученного материала с целью развития памяти и мышления.
Развивать навыки и умения в области русского языка с целью совершенствования.
Методическое обоснование
По данной теме учащимся известно:
-что, наряду с омонимами, существуют синонимы;
Новой информацией для них будет:
-что такое синонимы;
-чем отличаются синонимы друг от друга;
-что существуют словари синонимов
Самым продуктивным и экономичным способом подачи нового материала будет являться способ «от простого и ранее изученного» к «сложному ».
Урок объяснения нового материала будет состоять из следующих этапов:
1. Сообщение темы, цели урока.
2. Проверка ДЗ + повторение ранее изученного материала как средство подготовки к усвоению новых знаний.
3. Психологическая подготовка учащихся.
4. Изучение нового материала с помощью методов, приёмов, форм работы.
5. Закрепление изученного материала на практике.
6. Подведение итогов: краткая характеристика результатов проведённой работы, объявление и аргументация оценок, выставленных учащимся.
7. Домашнее задание.
Ведущие умения будут формироваться благодаря выполнению упражнения различной сложности и постоянной актуализации нового определения на практике.
Для достижения цели будет отобран материал разного вида сложности: по нарастающей – от низкой до высокой. Это связано с выбором способа подачи материала.
Данному уроку будет соответствовать такое ДЗ:
-упражнение из учебника низкой сложности, творческое задание: выписать из толкового словаря несколько слов с указанием синонимов, записать их толкование.
По творческой части домашнего задания попутно проводится работа по лексикологии как разделу русского языка.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского
языка.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и
заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения
ее активного и пассивного запаса, происхождение сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией
общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных
типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,
иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы |
1. Сообщение темы, постановка цели. | - Здравствуйте, садитесь. Тема нашего сегодняшнего занятия «Синонимы». Откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему урока с доски. Итак, цель занятия - узнать, что такое синонимы, научиться находить их в тексте. | Ученики слушают, записывают число, «классную работу» и тему в тетрадь. | Слово учителя, критическое слушание. |
2. Проверка домашнего задания. | Начнем урок с повторения и проверки домашнего задания. - Выходи, Настя, к доске и выполни упражнение №355. Остальные ученики самостоятельно записывают в тетрадь, через некоторое время задание проверяется. - Тетради с выполненной домашней работой я соберу в конце урока. - Итак, проверяем. - Кто заметил, какие-то недочеты в работе Насти? Если графические недочеты? -Хорошо, с работой справились, идём дальше. | Выполняют упражнение №355. Настя у доски, остальные ученики пишут в своих тетрадях. - Нет, недочётов в работе Насти нет. Она выполнила упражнение правильно, гласные в корнях и окончаниях слов вставила верно. В слове на опушке на конце е потому что, предложный падеж имени существительного, в слове рощи на конце и потому что, существительное употреблено в родительном падеже, и т. д. - Настя правильно определила значения омонимов: скосил траву – срезать (траву или хлебные злаки) косой или косилкой. Скосил глаза- смотреть на кончик носа. | Приём – коллективный опрос. Метод – репродуктивный. |
3.Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. | - Ребята, сейчас мы с вами будем продолжать изучать синонимы, вы с ними, конечно, уже знакомы. Мы постараемся углубить и расширить знания в этой области. Нам это необходимо для того, чтобы речь стала более выразительной, тем самым – обогатить словарный запас. Не будем отвлекаться, сконцентрируемся, попробуем сформулировать - что такое синонимы, проверим по учебнику и пойдём дальше. | Учащиеся слушают речь учителя. | Слово учителя, критическое слушание. |
4.Изучение нового материала. | - Откроем учебник на странице 161. Мы видим картинку животного из стихотворения С. Я. Маршака. Предлагаю вам прочитать это стихотворение, постараться найти сходство и различия в названиях животного, подумать, что же такое синонимы. - Диана, ответь, пожалуйста, что ты заметила? - Кто ещё что-нибудь заметил? - Диана, исходя из своих наблюдений, попробуй сформулировать определение синонимов. А мы чуть позже проверим тебя по учебнику, и скажем, что ты назвала верно, а что не совсем. - На странице 162 дано определение, прочтите его и постарайтесь осмыслить. Так как, только осмыслив, можно в дальнейшем безошибочно определять синонимы. Попытайтесь запомнить определение. А теперь выполним упражнение № 360. –Арсений пойдёт к доске. Будет работать у доски, а все остальные в тетрадях. При этом не забывай, Арсений, пояснять свой быбор. | Ребята наблюдают за картинками в учебнике, пытаются сами сформулировать определение. Запоминают его. - Я заметила, что два разных слова называют одно и то же животное. Значит, если употребить вместо бегемота гиппопотам, то это вовсе не будет ошибкой, это будет синонимом. Выполняют упражнение № 360, Арсений комментирует свой выбор: «К слову родина я подобрал синонимы – отечество и отчизна» и далее. По окончании выполнения садится на место. | Частично-поисковый метод + репродуктивный метод, приёмы беседы и изучающего чтения. |
5. Домашнее задание. | - Наше занятие подходит к концу, на дом я задаю вам упражнение № 362. Прочитайте задание, понятно ли оно вам? Это упражнение мы начнём выполнять в классе, вы выполните его до конца дома. | Читают задание к упражнению, начинают его выполнять, комментируя. Начинают составлять предложения с однородными членами с союзом а. -Не болтовня, а интересный разговор увлекал двух учёных. И далее по аналогии. | Частично-поисковый + репродуктивный методы, беседа. |
6.Подведение итогов урока. | -Итак, давайте ещё раз повторим определение синонимов. Для чего нам нужно знать синонимы, уметь их находить в тексте? -Молодцы! Итак, сегодня я поставила оценку «пять»…оценку «четыре»… -Домашнее задание вам понятно? Можете быть свободны, до встречи! | Ребята отвечают на вопросы учителя. - Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. - Синонимы нужно хорошо знать для того, чтобы сознательно выбирать из своего словарного запаса именно те слова, с помощью которых можно наиболее точно и ясно выразить свою мысль или чувство. | Репродуктивный метод, приём опроса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока "Синонимы. Антонимы. Омонимы"
Данная разработка предназначена к открытому урока для конкурса "Учитель года"...
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ИХ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ план-конспект урока 6 класс
План-конспект урока по русскому языку для учащихся 6-го класса по учебнику М.М. Разумовской с УУД...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
План-конспект урока "Синонимы. Антонимы" 5 класс
Урок русского языка в 5 классе на тему:« Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы». ...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...
Конспект урока 11 класс обществознание. Урок разработан по технологии проблемное обучение. Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях разв...