Конспект урока Синонимы 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Екатерина Алексеевна Наумова

В данном файле содержится конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sinonimy_5_kl.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КОСТРОМСКОЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.А. НЕКРАСОВА»

Конспект урока объяснения нового материала

Тема: «Синонимы»

5 класс

Учебник для общеобразовательных учреждений

Под ред. Н. М. Шанского

Выполнила: Наумова Екатерина

студентка 3 курса филологического факультета

Преподаватель: Павлова А. Э.

2015

Обзор методической  литературы

Учебник:  Р. Б. Сабаткоев «Теория и практика обучения русскому языку»  статья «Методика изучения лексики и фразеологии» из работы Баранова  М. Т. «Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя». – М.: Просвещение , 1988.

I) Теоретические основы изучения лексики и фразеологии

Методологическая основа: учение о сущности языка, положение о единстве языка и сознания, о роли деятельности в формировании личности, лингвистическое понятие о системности лексики, методологическая теория закономерностей усвоения речи и принципов обучения русскому языку.

Лингвистическая основа: положения лексикологии и семантики. Системность лексики – сущность системно – функционального подхода к изучению лексики. Системность проявляется в группировке слов. Слова взаимодействуют, вступая в различные отношения: парадигматические, синтагматические, ассоциативные.

 В теоретическом языкознании за единицы лексической системности  принимают тематические группы, лексико - семантические группы, семантические поля.

Психологическая основа: психологическое образование возникает в ходе освоения индивидом окружающей действительности на чувственном и интеллектуальном  уровне. Интеллектуальное отражение действительности – понятия и суждения.

Овладеть понятием – усвоить связь между существенными признаками, усвоить связи между понятиями.

Научно – методическая основа – теория принципов усвоения родной речи, разработанная профессором Л. П. Федоренко (принцип понимания языковых значений, принцип развития чувства языка и внимания к выразительности речи), которые обоснованы в работах М. Т. Баранова (экстралингвистический, лексико – грамматический).

II) Содержание работы по изучению лексики и фразеологии

Задача формирования лингвистической компетенции: школьники знакомятся с лингвистическими понятиями – лексика, фразеология, омонимы, синонимами и т.д. Знакомство с учёными – лексикографами (В. И. Далем, С. И. Ожеговым).

Задача формирования языковой компетенции – овладение нормами словоупотребления, системностью работы по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонов.

Задача формирования коммуникативной компетенции – необходимость выработки умения правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, умение отбирать языковые (лексические) средства для точного выражения смысла высказывания, для понимания основной мысли текста и образных средств художественной речи.

Типы упражнений по лексике и фразеологии

1. Проподевтические, или подготовительные, упражнения. Цель – обеспечить учащимися первичное восприятие слова, дать семантическое определение слову, соотнося его с внеязыковой реалией; пояснить особенности орфоэпии и орфографии.

2.Иллюстративные упражнения.

Цель упражнений – продемонстрировать учащимися образы употребления слова.

3. Основные, или закрепительные, упражнения.

Умение подбирать к слову синонимы, антонимы, логическое определение; школьники усваивают структурно – семантические связи слов.

4. Повторительно – обобщающие упражнения. Цель – обеспечить усвоение многозначности слова.

5. Творческие упражнения. Цель – научить пользоваться изученным языковым материалом в связной речи, дать возможность ребёнку высказаться по предложенной теме.

Пособие  для  учителя:  Богданова  Г. А. «Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя. Из опыта работы». – М.: Просвещение, 1992.

   Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: М., 1986 г.

    Б.Т. Панов даёт подробную структуру, методические рекомендации и пример проведения                                       урока объяснения нового материала:

1. Сообщение темы, цели урока.

2. Проверка ДЗ + повторение ранее изученного материала как средство подготовки к усвоению новых знаний.

3. Психологическая подготовка учащихся.

4. Изучение нового материала с помощью методов, приёмов, форм работы.

5. Закрепление изученного материала на практике.

6. Подведение итогов: краткая характреристика результатов проведённой работы, объявление и аргументация оценок, выставленных учащимся.

7. Домашнее задание.

Анализ § 68 Синонимы.

1. Анализ теоретической части параграфа

Данный параграф содержит знания в области таких компетенций:

Языковая компетенция представлена в виде определения синонимов и материалом после него.

Культурологическая компетенция представлена стихотворением С.Я. Маршака.

  • Лингвистическая информация, представленная в параграфе, изложена доступно, последовательно. Перед самим определением ученикам предлагается пронаблюдать за явлением представленным в виде иллюстрации в начале параграфа. Перед определением  присутствует задание на актуализацию знаний, которые связаны с темой урока, то есть, информация дана последовательно, логично, компактно.

  • Порядок преподнесения языковой теории такой:

актуализация знаний - наблюдения учащихся-упражнения низкой сложности  – упражнения средней сложности - работа с текстом.

Таким образом, выполняется задача  от знания определения к работе с текстом по нахождению синонимов. Учитывается один из важнейших принципов преподавания русского языка – принцип текстоцентризма.

  • Информация изложена доступным, простым для обучающихся языком. Знания методически адаптированы для школьников. Дополнительной адаптации не требуется.
  • Метод подачи материала – дедуктивный (от общего к частному).

2. Анализ практической части параграфа

По теме урока в области лингвистической компетенции формируются следующие виды умений:

- опознавательные: упр. № 363 (какое правило вы применяли вставляя пропущенные буквы?)

- классификационные:  упр. №361 (выберите из данных слов синонимы и запишите отдельно каждую группу синонимов).

 

-синтетические:  

- аналитические:  упр. №359 (докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок, что данные ниже слова – синонимы).

Задания на формирование коммуникативных умений №360, 362, 363 (составить предложения, словосочетания).

Пунктуационные умения в области языковой компетенции. Они опосредованно вложены в задания №366,367. Недостаточное количество заданий на пунктуацию.

Осуществление воспитания средствами параграфа.

Параграф помогает организовать логическую цепочку в мышлении обучающегося. Следовательно, это воспитывает в ребёнке самоорганизованность.

Развитие памяти, внимания, мышления посредством параграфа.

Развитие памяти: определение для запоминания.

Развитие внимания: все задания.

Развитие мышления: упр.№364, 365 (какую роль выполняют? чем различаются?)

Таким образом, теоретическая часть параграфа нуждается в доработке, практическая -изобилует упражнениями в области различных компетенций.

Цели и задачи

Цели: 

Изучить с учащимися определение понятия синонимы.

Сформировать умение находить синонимы в тексте.

Задачи:

1. Образовательные :

Научить школьника использовать в речи синонимы и их синонимические ряды в соответствии с их стилистическими особенностями.

 Познакомить учащихся со словарём синонимов и научить им пользоваться.

Совершенствовать навыки чтения.

Обучить пятиклассника  самостоятельно пополнять свои знания по теме "Синонимы".

2. Воспитательные:

Заинтересовать учащихся к изучению родного языка с помощью новых форм работы над интересным для них дидактическим материалом.

Воспитывать сознательное отношение к организации собственной деятельности по русскому языку.

Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

 Воспитывать эстетическое отношение к слову через работу над художественным текстом, ( Стихотворение С. Я.  Маршака).

3. Развивающие:

Совершенствование умения критического слушания.

 Повторение ранее изученного материала с целью развития памяти и мышления.

Развивать навыки и умения в области русского языка с целью совершенствования.

Методическое обоснование

По данной теме  учащимся известно:

-что, наряду с омонимами, существуют синонимы;

Новой информацией для них будет:

-что такое синонимы;

-чем отличаются синонимы друг от друга;

-что существуют словари синонимов

Самым продуктивным и экономичным способом подачи нового материала будет являться способ «от простого и ранее изученного» к «сложному ».

Урок объяснения нового материала будет состоять из следующих этапов:

   1. Сообщение темы, цели урока.

   2. Проверка ДЗ + повторение ранее изученного материала как средство подготовки к усвоению новых знаний.

   3. Психологическая подготовка учащихся.

   4. Изучение нового материала с помощью методов, приёмов, форм работы.

   5. Закрепление изученного материала на практике.

   6. Подведение итогов: краткая характеристика результатов проведённой работы, объявление и аргументация оценок, выставленных учащимся.

   7. Домашнее задание.

Ведущие умения будут формироваться благодаря выполнению упражнения различной сложности и постоянной актуализации нового определения на практике.

Для достижения цели будет отобран материал разного вида сложности: по нарастающей – от низкой до высокой. Это связано с выбором способа подачи материала.

Данному уроку будет соответствовать такое ДЗ:

-упражнение из учебника низкой сложности, творческое задание: выписать из толкового словаря несколько слов с указанием синонимов, записать их толкование.

По творческой части домашнего задания попутно проводится работа по лексикологии как разделу русского языка.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое  значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского

языка.

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и

заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения

ее активного и пассивного запаса, происхождение сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией

общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных

типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,

иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы

1. Сообщение темы,

постановка цели.

- Здравствуйте, садитесь. Тема нашего сегодняшнего занятия «Синонимы». Откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему урока с доски. Итак, цель занятия - узнать, что такое синонимы, научиться находить их в тексте.

Ученики слушают, записывают число, «классную работу» и тему в тетрадь.

Слово учителя, критическое слушание.

2. Проверка домашнего задания.

Начнем урок с повторения и проверки домашнего задания.

- Выходи, Настя, к доске и выполни упражнение №355.

 Остальные ученики самостоятельно записывают в тетрадь, через некоторое  время  задание проверяется.

- Тетради с выполненной домашней работой я соберу в конце урока.

- Итак, проверяем.

- Кто заметил, какие-то  недочеты в работе Насти? Если графические недочеты?

-Хорошо, с работой справились, идём дальше.

Выполняют упражнение №355.

Настя у доски, остальные ученики пишут в своих тетрадях.

- Нет, недочётов в работе Насти нет. Она  выполнила упражнение правильно, гласные в корнях и  окончаниях слов вставила верно.

В слове на опушке на конце е потому что, предложный падеж имени существительного, в слове рощи на конце и потому что, существительное употреблено в родительном падеже, и т. д.

- Настя правильно определила значения омонимов: скосил траву срезать (траву или хлебные злаки) косой или косилкой. Скосил глаза- смотреть на кончик носа.

Приём – коллективный опрос.

Метод – репродуктивный.

3.Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

- Ребята, сейчас мы с вами будем продолжать изучать  синонимы, вы с ними, конечно, уже знакомы. Мы постараемся углубить и расширить  знания в этой области. Нам это необходимо для того, чтобы речь стала более выразительной, тем самым – обогатить словарный запас. Не будем отвлекаться, сконцентрируемся, попробуем сформулировать  - что такое синонимы, проверим по учебнику и пойдём дальше.

Учащиеся слушают речь учителя.

Слово учителя,

критическое слушание.

4.Изучение нового материала.

- Откроем учебник на странице 161. Мы видим картинку животного из стихотворения С. Я. Маршака. Предлагаю вам прочитать это стихотворение, постараться найти сходство и различия в названиях  животного, подумать, что же такое синонимы.

- Диана, ответь, пожалуйста, что ты заметила?

- Кто ещё что-нибудь заметил?

- Диана, исходя из своих наблюдений, попробуй сформулировать определение синонимов. А мы чуть позже проверим тебя по учебнику, и скажем, что ты назвала верно, а что не совсем.

- На странице 162 дано определение, прочтите его и постарайтесь осмыслить. Так как, только осмыслив, можно в дальнейшем безошибочно определять синонимы. Попытайтесь запомнить определение. А теперь выполним упражнение № 360. –Арсений пойдёт к доске. Будет работать у доски, а все остальные в тетрадях. При этом не забывай, Арсений, пояснять свой быбор.

Ребята наблюдают за картинками в учебнике, пытаются сами сформулировать определение. Запоминают его.

- Я заметила, что два разных слова называют одно и то же животное. Значит, если употребить вместо бегемота гиппопотам, то это вовсе не будет ошибкой, это будет синонимом.

Выполняют упражнение № 360, Арсений комментирует свой выбор: «К слову родина я подобрал синонимы – отечество и отчизна»  и далее. По окончании выполнения садится на место.

Частично-поисковый метод + репродуктивный метод, приёмы беседы и изучающего чтения.

5. Домашнее задание.

- Наше занятие подходит к концу, на дом я задаю вам упражнение № 362. Прочитайте задание, понятно ли оно вам?

Это упражнение мы начнём выполнять в классе, вы выполните его до конца дома.

Читают задание к упражнению, начинают его выполнять,  комментируя. Начинают составлять предложения с однородными членами  с союзом а.

-Не болтовня, а интересный разговор увлекал двух учёных. И далее по аналогии.

Частично-поисковый + репродуктивный методы, беседа.

6.Подведение итогов урока.

-Итак, давайте ещё раз повторим определение синонимов. Для чего нам нужно знать синонимы, уметь их находить в тексте?

-Молодцы! Итак, сегодня я поставила оценку «пять»…оценку «четыре»…

-Домашнее задание вам понятно? Можете быть свободны, до встречи!

Ребята отвечают на вопросы учителя.

- Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением  в речи.

- Синонимы нужно хорошо знать для того, чтобы сознательно выбирать из своего словарного запаса именно те слова, с помощью которых можно наиболее точно и ясно выразить свою мысль или чувство.

Репродуктивный метод, приём опроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока "Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Данная разработка предназначена к открытому урока для конкурса "Учитель года"...

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ИХ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ план-конспект урока 6 класс

План-конспект урока по русскому языку для учащихся 6-го класса по учебнику М.М. Разумовской с УУД...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

План-конспект урока "Синонимы. Антонимы" 5 класс

Урок русского языка в 5 классе на тему:« Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы». ...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...

Конспект урока 11 класс обществознание. Урок разработан по технологии проблемное обучение. Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях разв...