Урок по теме "Типы односоставных предложений".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Разработа и представлена технологическая карта урока по теме "Типы односостаных предложений" с учетом ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon односоставные предложения198.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка для 8 класса по теме «Типы односоставных предложений»

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

8 класс

Базовый учебник

Русский язык 8 класс под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 

  1.  

Тема урока

Типы односоставных предложений

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация, проверка, коррекция ЗУН учащихся)

Изучение нового материала

Цели урока

Создать условия для формирования предметных компетенций (наблюдать за использованием  односоставных предложений в речи, учитывая синонимию на уровне предложения; научить различать двусоставные и односоставные предложения, разграничивать виды односоставных предложений) Воспитывать внимание к слову,  интерес к языковым явлениям.  Воспитывать мотивы учения, положительного отношения к знаниям.

Планируемые результаты (личностные; предметные: «знать», «уметь»; метапредметные)

В результате урока ученик должен

•        знать типы односоставных предложений, наблюдать за их  использованием в речи;

•        уметь определять  разные типы односоставных предложений;

•        учитывая синонимию на синтаксическом уровне, уметь использовать односоставные предложения вместо двусоставных для большей выразительности речи;

УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Планируемые результаты:  работая с информацией параграфа, учащиеся научатся определять типы односоставных предложений,  наблюдать за использованием таких предложений  в тексте, в речи; работать в микрогруппах, рефлексировать, оценивать результат, строить монологический ответ.

Формы работы (фронтальная,индивидуальная,парная,групповая)

Работа в группах, индивидуальная, фронтальная, парная

Межпредметные связи

Использование в ходе урока пословиц, поговорок, инструкций по поведению в чрезвычайной ситуации, приготовление блюда по рецепту.

Внутрипредметные связи

Интерес к языковым явлениям, аналитическая работа с информацией, построение схем

Виды используемых ИКТ

Работа с презентацией

Материалы и оборудование

УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.  8 класс, компьютер, проектор, карточки с предложениями для исследования,таблицы для опорного конспекта,карточки для задания с взаимопроверкой,деревья для рефлексии, цветные карандаши.

Структура и ход урока

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный момент

 Цель: подготовка ребят к работе на уроке.

Учитель организует внимание учащихся, доброжелательный настрой и приглашает к сотрудничеству.

-Здравствуйте, садитесь. Сегодня нам предстоит узнать много новой информации, придется серьезно поработать, но , я уверена, вместе мы сможем справиться с поставленной задачей.

-Итак, открываем тетради, записываем число. Тему запишем чуть позже.

Внутренне организуются, мобилизуются на работу.

Личностные:

формирование положительной мотивации к изучению нового материала

2

Актуализация знаний

Цель:  повторение уже изученного материала, подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задач урока, способствовать быстрому включению детей в активное обсуждение; организация их внимания.

Мотивация к учебной деятельности, психологический настрой на урок.


Для актуализации знаний учитель просит вспомнить, что такое синонимы, напоминает, что они могут встретиться на разных уровнях языка, просит поработать  с ними.

- Подберите синонимы к словам  первого столбика из второго.(слайд 1)

Лицедей                        окулист

Инвалид                         калека

     Офтальмолог                 комедиант

      Амулет                          экспромт

Импровизация                    талисман

 

- Подберите синонимичные словосочетания, изменив способ связи между словами: (слайд 2)

 - Давайте проверим, что получилось. Если вы все сделали правильно, поставьте себе оценку на листе оценивания.

Работа детей со слайдами:

« Синонимы и синонимичные словосочетания»

Лицедей                        окулист

Инвалид                         калека

     Офтальмолог                 комедиант

      Амулет                          экспромт

Импровизация                    талисман

 

 

Склад оружия –

Российский президент –

Тренироваться с упорством –

Регулятивные:

Формирование  умения  контролировать свою деятельность по уходу или результатам  выполнения задания.   

3.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Цель:

- включение обучающихся в деятельность;

-постановка целей учебной деятельности; - обсуждение затруднений.

Организует деятельность учащихся по определению типов односоставных предложений

-  Прежде, чем обратиться к теме урока, прочитаем очень короткую притчу:

 Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь (самое кроткое предложение). Один сказал: «Eo rus» (Еду в деревню), второй ответил - «I» (Езжай).  (Слайд 3)

- Давайте, ребята, посмотрим, в чём необычность  этих предложений?

- Значит, мы сегодня поговорим об односоставных предложениях, у которых есть только один главный член предложения. Записываем тему. (слайд 4)

 -Обратимся к предложениям: Подморозило, и воздух стал свежее. Свисток судьи, и команды стали строиться.  (слайд 5)

- Аналитическая беседа :

  1. Почем у в этих предложениях перед союзом И ставится запятая?
  2. Найдите  в каждом предложении грамматическую основу.
  3. Чем отличаются эти предложения? А можно ли их переделать в двусоставные:

Может быть, это неполные предложения, и есть необходимость восстановить недостающие члены? Давайте попробуем это сделать. (Вариант получается неудачный.)

  1. Односоставные предложения здесь разные? А значит давайте сформулируем цель урока:

Учатся выдвигать предположения по систематизации  материала, находить общие признаки для конкретных групп.

- Они не просто самые короткие, но у них нет одного главного члена предложения.

Записывают тему урока.

  Отвечают ан вопросы.

Цель (для учащихся) : узнать, какими бывают односоставные предложения, (на какие группы делятся).

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи

Познавательные:

анализ объектов с целью выяснения их признаков; осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

оценивание результатов деятельности (своей и чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

4

Объяснение нового материала

 Организует работу в микрогруппах (по 3-4 чел)  (на столах учащихся лежат карточки с предложениями).

  Прочитайте предложения.

Найдите и подчеркните в них грамматические основы.

Определите, чем (какой частью речи, в какой форме) они выражены.

Ответьте на вопрос: необходим ли в этих предложениях второй главный член? Обоснуйте свой ответ.

Подумайте, на какие группы можно разделить предложения. (на листах оценивания ставим оценку тем, кто особенно активно участвовал в обсуждении, чьи предположения оказались максимально точными или близкими к правильным- оценивает старший в группе)

-Составляем по предположениям учащихся опорный конспект.

 Итог:  (примеры могут приводить уже ученики)

Виды односост предложений

Чем выражен главный член предложения

Примеры

назывные

Подлежащее

Зимний вечер

о/л

Сказ. Гл.1,2 л. Ед.,мн.ч.

Люблю грозу в начале мая…

Приглядитесь к снегу.

н/л

Сказ. Гл. 3 л. Мн.ч. наст,, буд. вр.

Прош.вр. мн.ч.

Сообщили о резком похолодании.

В дверь стучат.

б/л

Сказ. Гл. б/л, н.ф. кр.стр.прич.,кат.сост.,сущ.в р.п. с отриц.

Снега нет.

Зимой рано смеркается.

Работа в микрогруппах (по 3-4 чел)  

  1. Идем по лесной вырубке.
  2. Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет.
  3. Замечаешь и у ноября свои яркие каски.
  4. Гляжу в озера синие.
  5. Тридцать пять тысяч одних курьеров!
  6. Цыплят по осени считают.
  7. Сообщили о резком похолодании.
  8. Приготовьтесь к эксперименту.
  9. Вам позвонят в течение часа.
  10. Снега не было.
  11. Морозно.
  12. А у моей боли никого нет.
  13. Без друзей одиноко.
  14. Но разве от этого легче?
  15. Смеркается.

Познавательные:

формирование системы знаний; анализ с целью выявления грамматического значения односоставных предложений построение речевого высказывания.

5.

Физкультурная минутка

Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

Гимнастика для глаз (Слайд 6)

Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской.

С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:

вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.

         

Описание: gl4.jpg

6.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Цель:

закрепить полученные знания

Организует работу со слайдами, корректирует комментарии учащихся, организует работу в парах.

Определение видов односоставных предложений. (слайды 7-10 с подробным комментированием)

Работают со слайдами, комментируют предложения.

  • Мойте руки перед едой.
  • Решено сходить на выставку.
  • Бумагу изготовляют из древесины ели и сосны.
  • Раннее утро.

Коммуникативные:

Умение оценивать действие одноклассников 

Познавательные:

Умение анализировать информацию. 

Регулятивные:

Умение применять полученные знания на практике

7

Этап контроля и самоконтроля

Цель: контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Упражнение в парах: определите вид односоставного предложения: (взаимопроверка в парах- оценки на листах оценивания) Результаты на слайде (№11)

Выполняют работу с взаимопроверкой на листочках.

  1. Расскажите мне что-нибудь веселенькое.
  2. В газетах бранят его очень.
  3. На этот вопрос нельзя ответить сразу.
  4. Ясная погода.
  5. Ему стало стыдно за человечество.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

активность во взаимодействии для решения познавательных задач

8.

Подведение итогов, рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Создает условия для самооценки деятельности учащихся, анализирует степень усвоения учебного материала.

-Что такое односоставные предложения?

-Какие виды односоставных предложений существуют?

-Зачем нам надо знать односоставные предложения?

-Где мы можем использовать односоставные предложения? (в устной речи, фольклоре (пословицы и поговорки), а инструкциях по правилам поведения, в рецептах по приготовлению блюд …)

Рефлексия  . (слайд 12)

«Дерево творчества»

По окончании урока учащиеся рисуют на дереве

Плоды , если дело прошло  полезно, плодотворно;

Цветы , если все прошло довольно неплохо;

Зелёные листики, если они не совсем удовлетворены  уроком;

Жёлтые листики, если они  не удовлетворены.

http://raskras-ka.com/wp-content/uploads/2012/09/raskraski-dlya-samh-malenykih-priroda-9.jpg

Отвечают на вопросы, оценивают результаты работы на уроке, анализируют успешность достижения цели в выявлении признаков односоставных предложений, их функции Зачем нам надо знать односоставные предложения? (чтоб верно обозначать грамматические основы , находить их  в составе сложного предложения , чтоб правильно расставлять знаки препинания в предложении, использовать их для синонимии на уровне предложений, потому что на уровне слов и словосочетаний в начале урока синонимия прослеживалась)

-

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные:

умение строить речевое высказывание.

9.

Этап предъявления домашнего задания

Цель: закрепить полученные в ходе урока знания

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения задания.

Письменная работа: (на выбор)

Составить план поведения в какой-либо  чрезвычайной  ситуации или написать рецепт блюда с использованием односоставных предложений. (Слайд 13)

Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению.

Познавательные:

формулирование проблемы; умение строить речевое высказывание в письменной форме.

    Регулятивные:

целеполагание.

     Личностные:

нравственно-этическая ориентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" в 9 классе...

Урок по теме "Односоставные предложения"

Одна из задач урока - формирование здорового образа жизни. В урок включены притчи о здоровом образе жизни, пословицы о здоровье, "Вреднве советы" Г. Остера, советы от Авиценны....

Интегрированный урок по теме "Односоставные предложения. Их использование в речевой практике".

Разработка бинарного урока по русскому языку и химии.Общая цель интегрированного урока: формирование у обучающихся представлений о взаимосвязи школьных дисциплин.Результат урока - составление инструкц...

Презентация к уроку русского языка "Односоставные предложения в лирике С.Есенина"

В данной презентации на примере лирики С.А.Есенина рассматриваются различные виды односотавных предложений....

Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."

Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме : "Односоставные предложения. Предложения определённо-личные".

Урок изучения нового матеоиала в 8 классе с использованием ЭОР....