| Этапы работы | Деятельность учителя
| Деятельность учащихся | УУД |
1.
| Организационный момент Цель: подготовка ребят к работе на уроке.
| Учитель организует внимание учащихся, доброжелательный настрой и приглашает к сотрудничеству. -Здравствуйте, садитесь. Сегодня нам предстоит узнать много новой информации, придется серьезно поработать, но , я уверена, вместе мы сможем справиться с поставленной задачей. -Итак, открываем тетради, записываем число. Тему запишем чуть позже. | Внутренне организуются, мобилизуются на работу.
| Личностные: формирование положительной мотивации к изучению нового материала |
2 | Актуализация знаний Цель: повторение уже изученного материала, подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задач урока, способствовать быстрому включению детей в активное обсуждение; организация их внимания. Мотивация к учебной деятельности, психологический настрой на урок.
| Для актуализации знаний учитель просит вспомнить, что такое синонимы, напоминает, что они могут встретиться на разных уровнях языка, просит поработать с ними. - Подберите синонимы к словам первого столбика из второго.(слайд 1) Лицедей окулист Инвалид калека Офтальмолог комедиант Амулет экспромт Импровизация талисман - Подберите синонимичные словосочетания, изменив способ связи между словами: (слайд 2) - Давайте проверим, что получилось. Если вы все сделали правильно, поставьте себе оценку на листе оценивания. | Работа детей со слайдами: « Синонимы и синонимичные словосочетания»
Лицедей окулист Инвалид калека Офтальмолог комедиант Амулет экспромт Импровизация талисман
Склад оружия – Российский президент – Тренироваться с упорством –
| Регулятивные: Формирование умения контролировать свою деятельность по уходу или результатам выполнения задания. |
3. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Цель: - включение обучающихся в деятельность; -постановка целей учебной деятельности; - обсуждение затруднений.
| Организует деятельность учащихся по определению типов односоставных предложений - Прежде, чем обратиться к теме урока, прочитаем очень короткую притчу: Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь (самое кроткое предложение). Один сказал: «Eo rus» (Еду в деревню), второй ответил - «I» (Езжай). (Слайд 3) - Давайте, ребята, посмотрим, в чём необычность этих предложений? - Значит, мы сегодня поговорим об односоставных предложениях, у которых есть только один главный член предложения. Записываем тему. (слайд 4) -Обратимся к предложениям: Подморозило, и воздух стал свежее. Свисток судьи, и команды стали строиться. (слайд 5) - Аналитическая беседа : - Почем у в этих предложениях перед союзом И ставится запятая?
- Найдите в каждом предложении грамматическую основу.
- Чем отличаются эти предложения? А можно ли их переделать в двусоставные:
Может быть, это неполные предложения, и есть необходимость восстановить недостающие члены? Давайте попробуем это сделать. (Вариант получается неудачный.) - Односоставные предложения здесь разные? А значит давайте сформулируем цель урока:
| Учатся выдвигать предположения по систематизации материала, находить общие признаки для конкретных групп.
- Они не просто самые короткие, но у них нет одного главного члена предложения.
Записывают тему урока.
Отвечают ан вопросы.
Цель (для учащихся) : узнать, какими бывают односоставные предложения, (на какие группы делятся).
| Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи Познавательные: анализ объектов с целью выяснения их признаков; осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные: оценивание результатов деятельности (своей и чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. |
4 | Объяснение нового материала | Организует работу в микрогруппах (по 3-4 чел) (на столах учащихся лежат карточки с предложениями). Прочитайте предложения. Найдите и подчеркните в них грамматические основы. Определите, чем (какой частью речи, в какой форме) они выражены. Ответьте на вопрос: необходим ли в этих предложениях второй главный член? Обоснуйте свой ответ. Подумайте, на какие группы можно разделить предложения. (на листах оценивания ставим оценку тем, кто особенно активно участвовал в обсуждении, чьи предположения оказались максимально точными или близкими к правильным- оценивает старший в группе)
-Составляем по предположениям учащихся опорный конспект. Итог: (примеры могут приводить уже ученики) Виды односост предложений | Чем выражен главный член предложения | Примеры | назывные | Подлежащее | Зимний вечер | о/л | Сказ. Гл.1,2 л. Ед.,мн.ч. | Люблю грозу в начале мая… Приглядитесь к снегу. | н/л | Сказ. Гл. 3 л. Мн.ч. наст,, буд. вр. Прош.вр. мн.ч. | Сообщили о резком похолодании. В дверь стучат. | б/л | Сказ. Гл. б/л, н.ф. кр.стр.прич.,кат.сост.,сущ.в р.п. с отриц. | Снега нет. Зимой рано смеркается. |
| Работа в микрогруппах (по 3-4 чел)
- Идем по лесной вырубке.
- Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет.
- Замечаешь и у ноября свои яркие каски.
- Гляжу в озера синие.
- Тридцать пять тысяч одних курьеров!
- Цыплят по осени считают.
- Сообщили о резком похолодании.
- Приготовьтесь к эксперименту.
- Вам позвонят в течение часа.
- Снега не было.
- Морозно.
- А у моей боли никого нет.
- Без друзей одиноко.
- Но разве от этого легче?
- Смеркается.
| Познавательные: формирование системы знаний; анализ с целью выявления грамматического значения односоставных предложений построение речевого высказывания.
|
5. | Физкультурная минутка Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.
| Гимнастика для глаз (Слайд 6) Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской. С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.
|
|
|
6. | Применение знаний и умений в новой ситуации.
Цель: закрепить полученные знания
| Организует работу со слайдами, корректирует комментарии учащихся, организует работу в парах. Определение видов односоставных предложений. (слайды 7-10 с подробным комментированием) | Работают со слайдами, комментируют предложения. - Мойте руки перед едой.
- Решено сходить на выставку.
- Бумагу изготовляют из древесины ели и сосны.
- Раннее утро.
| Коммуникативные: Умение оценивать действие одноклассников Познавательные: Умение анализировать информацию. Регулятивные: Умение применять полученные знания на практике
|
7 | Этап контроля и самоконтроля Цель: контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
| Упражнение в парах: определите вид односоставного предложения: (взаимопроверка в парах- оценки на листах оценивания) Результаты на слайде (№11)
| Выполняют работу с взаимопроверкой на листочках. - Расскажите мне что-нибудь веселенькое.
- В газетах бранят его очень.
- На этот вопрос нельзя ответить сразу.
- Ясная погода.
- Ему стало стыдно за человечество.
| Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: активность во взаимодействии для решения познавательных задач |
8. | Подведение итогов, рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| Создает условия для самооценки деятельности учащихся, анализирует степень усвоения учебного материала.
-Что такое односоставные предложения? -Какие виды односоставных предложений существуют? -Зачем нам надо знать односоставные предложения? -Где мы можем использовать односоставные предложения? (в устной речи, фольклоре (пословицы и поговорки), а инструкциях по правилам поведения, в рецептах по приготовлению блюд …) Рефлексия . (слайд 12) «Дерево творчества» По окончании урока учащиеся рисуют на дереве Плоды , если дело прошло полезно, плодотворно; Цветы , если все прошло довольно неплохо; Зелёные листики, если они не совсем удовлетворены уроком; Жёлтые листики, если они не удовлетворены.
| Отвечают на вопросы, оценивают результаты работы на уроке, анализируют успешность достижения цели в выявлении признаков односоставных предложений, их функции Зачем нам надо знать односоставные предложения? (чтоб верно обозначать грамматические основы , находить их в составе сложного предложения , чтоб правильно расставлять знаки препинания в предложении, использовать их для синонимии на уровне предложений, потому что на уровне слов и словосочетаний в начале урока синонимия прослеживалась)
- | Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные: умение строить речевое высказывание. |
9. | Этап предъявления домашнего задания Цель: закрепить полученные в ходе урока знания | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения задания. Письменная работа: (на выбор) Составить план поведения в какой-либо чрезвычайной ситуации или написать рецепт блюда с использованием односоставных предложений. (Слайд 13) | Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению. | Познавательные: формулирование проблемы; умение строить речевое высказывание в письменной форме. Регулятивные: целеполагание. Личностные: нравственно-этическая ориентация |