Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Беликова Людмила Ивановна

Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Урок по теме: « Односоставные предложения. Определенно-личные предложения».

Цели : дать понятие определенно-личных предложений; формирование умений: 1) различать односоставные и двусоставные предложения; 2) находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;  3) использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами; 4) правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Определенно-личные предложения».

                                    Ход урока

1.Оргмомент

2. Определение целей и задач урока

Учитель. На английском это звучит: «Good morning!».  По-немецки скажут так: «Guten Tag!». Французы сказали бы: «Bon jours!». А японцы: «Каннитива!». А как это будет звучать на русском языке? Ответ запишите.

Ученики. Здравствуйте!

Учитель. Охарактеризуйте это предложение. Сделайте его синтаксический разбор.

Ученики. Это предложение односоставное, так как грамматическая основа состоит из одного сказуемого.

Учитель. Обратите внимание, ребята, предложение короткое, из одного главного члена  состоящее, а как много мы сказали, произнеся его. Мы пожелали всем быть здоровыми, благополучно существовать.

Учитель

-  Мы с вами, ребята, продолжаем изучать ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вспомните, что мы называем ПРЕДЛОЖЕНИЕМ?

РЕДЛОЖЕНИЕ – это слова, выражающие законченную мысль).

- Было бы не интересно рассказывать просто о предложениях, поэтому поговорим о необычных предложениях, у которых есть изюминка, отличающая их от множества других.

      Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь (самое короткое предложение). Один сказал: «Eo rus» (Еду в деревню), второй ответил - «I» (Езжай).

- Давайте, ребята, посмотрим, в чём необычность этих предложений?

(Они не просто самые короткие, но у них нет одного главного члена предложения).

- Как вы думаете, о каких предложениях мы будем сегодня говорить, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Ученики. Односоставные предложения. (Слайд № 1)

Учитель. Тема нашего урока «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения». Что в названии темы вам знакомо, а чего вы не знаете? Предположите, что мы должны будем  повторить и узнать на этом уроке? Каковы его цели?

(Учащиеся называют цели урока: повторить, какие предложения являются односоставными, узнать, какие существуют виды односоставных  предложений, какие предложения называют определенно-личными, почему они так называются, какова их роль в речи)

(Слайд № 2)

5. Комплексный анализ текста. Далеко за пределы России разносится слава о подлинной жемчужине Ладоги — острове Валаам. 

Сообщение учащегося (Слайд № 3)

Старый Валаам

Начинает светать. Слышно, где-то звонят в колокола. Вижу высокий тёмно-зелёный остров. Пеной кипит вокруг него озеро-море. Видны проливы, камни, леса. Древностью веет от тёмных камней и лесов. Из-за скалистого мыса открылся Монастырский пролив. Слева замечаю каменный островок. На нём располагаются молочно-белая церковка и гранитный крест. Это Никольский скит. Он бодрствует на водах, благословляя входящих, указывая путь.

        Воздух на острове смолистый, вязкий. Небо затягивает облаками. Но на душе благодатно.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Какова его тема, идея?
  3. Что вы знаете о Валааме? (Показ слайдов)
  4. Определите с помощью значение слов «скит», «благодатно», «мыс». (Скит- небольшой отдельный монастырь в глухой местности; благодатный- исполненный благодати. Благодать- сила, ниспосланная человеку свыше, о полном благополучии, спокойствии, мыс- часть суши, выдающаяся острым углом в море, озеро, реку». (Работа по группам)
  5. Найдите в тексте эпитеты, метафору.
  6. Найдите приложение.
  7. Какие орфограммы и пунктограммы вы увидели в этом тексте?
  8. Объясните постановку дефисов.
  9. Найдите односоставные предложения, подчеркните их основы. Являются ли предложения, в которых присутствует только один главный член, незавершенными по смыслу? Какой можно сделать вывод? Дайте определение односоставным предложениям.

Односоставными называются такие предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена и отсутствие второго не вызывает смысловой незавершенности.

10. Сравните наше определение односоставных предложений с определением, данным в учебнике. (Параграф 180, стр. 231)

11. Найдите в тексте параграфа названия видов односоставных предложений.

6. Знакомство с таблицей «Виды односоставных предложений» ( Слайд №4)

7. (Слайд 5)Анализ информации на слайде. Учитель. Перед вами  предложениями. Прочтите предложения. Какие это предложения по количеству главных членов?

Подлежащее отсутствует. Понятен  ли смысл? Какая форма глагола подсказывает, что действие совершается определенным лицом?
Почему предложения так названы?

 Нет ли подсказки в самом названии предложений? (Лицо определено, деятель мыслится конкретно).

-  Выдвинем гипотезу. В определенно-личных предложениях деятель мыслится определенно. Форма глагола подсказывает, что действие совершается определенным лицом. Необходимо доказать  правильность этой гипотезы или ее опровергнуть. Для этого важно знать, чем может быть выражено сказуемое в о/л предложении.

 - Будем исследователями.

В ваших карточках односоставные предложения. Ваша задача – указать, чем выражено сказуемое в каждом предложении. Записать свой пример в таблицу на доску.

 Групповая работа

Ученики  устанавливают, что  сказуемые в этих предложениях выражаются глаголами 1лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения (1 группа), 2 лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения (2 группа), глаголами повелительного наклонения  (3 группа).

В результате групповой работы на доске получается следующая таблица:

                     Определенно – личные предложения

                      Примеры

 Способы выражения сказуемого

1. Вижу горы и долины.

2. Живем в деревне.

3. Начну сначала.

4.Споем вместе.

Глаголы 1лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения

1. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

2. Хочешь помочь мне?

3. Будем смеяться громко.

4. Узнаете много.

Глаголы 2 лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения

1. Пройдитесь по городу на Неве!

2. Береги природу!

3. Не грустите!

4. Уходи, зима седая!

Глаголы повелительного наклонения

Учитель . Дайте определение односоставным определенно-личным предложениям.

Определенно-личным предложением называется односоставное предложение, в котором деятель не назван , но мыслится как определенное лицо. Сказуемое в нем выражается глаголами в форме 1-го или 2-го лица ед. и множ. числа наст. и будущего времени изъявительного наклонения или формами повелительного наклонения.

 

9.Составление алгоритма определения определенно-личных предложений

1группа вставляет в предложенный алгоритм пропущенные слова, 2 и 3 составляют алгоритм самостоятельно

9 Проверка домашнего задания. Упр. 193

Укажите в тексте домашнего задания определенно-личные предложения.(3, 5)

  1. Употребление о/л предложений в разных стилях речи.

Приведем слова Ломоносова об этом типе предложений, которые послужат эпиграфом к следующему этапу урока:

“Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит”.

-О чем говорится в высказывании?

В высказывании говорится о роли определенно-личных предложений.

Поговорим с учениками о стилистических особенностях этих предложений, чтобы они поняли: внимание в определенно-личных предложениях сосредоточено на действии и они часто употребляются в разных стилях речи. Важно отметить, что устную и письменную речь определенно-личные предложения делают живой, непринужденной, динамичной и экспрессивной.

 Первая  группа работает с готовым текстом, вторая, третья, выполняют творческие задания.

                                Карточка 1

Прочитайте текст. Определите стиль. Выпишите определенно-личные предложения.

                          Уведомительная записка

        Их сиятельству графу  Бенкендорфу, шефу полиции.

Ваше сиятельство, граф, с глубочайшим почтением довожу до Вашего сведения, что некий поручик Михаил Лермонтов пишет богопротивные сочинения, в коих порочит достоинство сего высшего общества, двора и честь особы государя-императора.

Посему прошу обратить, Ваше сиятельство, внимание на то, что государству наносится невосполнимый ущерб вышеупомянутыми сочинениями.

Смею надеяться, что письмом своим вношу посильную скромную лепту в торжество справедливости.

                                     С глубоким почтением,                                       благожелатель.

                             Карточка 2

Опишите свои действия при решении уравнения 2 (х + 3 ) =10 , используя определенно-личные предложения.

Определите стиль.

                            Карточка 3

Составьте текст на тему « Как стать интересным для других?» с использованием определенно- личных предложений. Определите его стиль.

  1. Новогодние открытки (Слайд)

Скоро наступит самый долгожданный и любимый праздник - Новый Год! Как много всего в этом сказочном празднике:  и запах мандаринов, апельсинов, аромат хвои , фейерверки, предвкушение веселья, Дед Мороз, Снегурочка и ,конечно же, поздравления! Мы стараемся поздравить всех: родных, близких, одноклассников, друзей,  деловых партнеров, соседей.

Задание: подпишите поздравительные открытки, которые нарисовали наши художники, поздравьте всех друг друга  с наступающим праздником, напишите пожелания, используя односоставные определенно-личные предложения.

  1. Домашнее задание : выписать из произведений художественной литературы определенно-личные предложения
  2. Оценки за урок
  3. Рефлексия

  Сегодня на уроке я узнал …          

  В  группе работать мне было…, потому что …

  Помогал мне …

  Мешал мне ...

  Больше всего мне понравилось…

  Труднее всего было …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Односоставные предложения . Определенно-личные предложения .

Слайд 2

Цели урока: учиться различать односоставные и двусоставные предложения; находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям; использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи.

Слайд 10

Старый Валаам Начинает светать. Слышно, где-то звонят в колокола. Вижу высокий тёмно-зелёный остров. Пеной кипит вокруг него озеро-море. Видны проливы, камни, леса. Древностью веет от тёмных камней и лесов. Из-за скалистого мыса открылся Монастырский пролив. Слева замечаю каменный островок. На нём располагаются молочно-белая церковка и гранитный крест. Это Никольский скит. Он бодрствует на водах, благословляя входящих, указывая путь. Воздух на острове смолистый, вязкий. Небо затягивает облаками. Но на душе благодатно.

Слайд 11

Односоставные предложения Определенно-личные Назывные Неопределенно-личные Обобщенно-личные Безличные

Слайд 12

ОПРЕДЕЛЕННО – ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Помню хлеб первого урожая. Найду тебя. Танцуем танго. Споем вместе. Вернешься домой? Возьмете самое необходимое? Не забудь книгу! Постарайтесь!

Слайд 13

Определенно-личные предложения Примеры Способы выражения сказуемого

Слайд 14

Составьте алгоритм распознавания определенно-личных предложений.

Слайд 15

Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности ведет. М. В. Ломоносов

Слайд 16

Сегодня на уроке я узнал … В группе работать мне было…, потому что … Помогал мне … Мешал мне ... Больше всего мне понравилось… Труднее всего было …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.

Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

Урок усвоения новых знаний к учебнику М.М.Разумовской....

Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

Урок для учащися 8 класса. Программа М.М.Разумовской. Урок выполнен в системно-деятельностном подходе....

Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

Первый урок по односоставным предложениям...

Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения. 8 класс

Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения. 8 классЗадачи занятия:Обучающие: учить учащихся находить в тексте односоставные предложения; актуализировать умение определять грамматич...