Способы выражения подлежащего
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Дождикова Лидия Николаевна

Тема урока: Способы выражения подлежащего.

Цель урока: научиться определять способы выражения подлежащего.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:  русский язык ,  класс  - 5.

Тема урока: Способы выражения подлежащего.

Цель урока: научиться определять способы выражения подлежащего.

Задачи:

Обучающая: находить подлежащее в предложении, определять способы выражения подлежащего; совершенствовать умение синтаксического анализа предложения.

Развивающая: развивать логическое умение составлять алгоритм достижения цели, формировать умение анализировать, обобщать информацию и делать выводы.

Воспитательная: формировать трудолюбие и целеустремленность через рефлексивную деятельность по выявлению собственных затруднений и построение проекта выхода из них; развивать умение работать в парах; формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Формы: фронтальная, групповая, парная.

Методы, приемы: целеполагание, работа с таблицей, алгоритмом, самостоятельная работа, подводящий диалог, побуждающий диалог, «Рюкзачок», синквейн.

Компетенции/УУД: Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

Педагогические технологии: Технология деятельностного метода обучения, технология  РКМЧП.

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

1 этап: мотивация  к учебной деятельности.

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт условия для формирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Сегодня замечательное утро, и мы все замечательные! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок!

Проверьте, все ли необходимое находиться на партах: дневник, тетрадь, ручка и учебник. Записываем число, классная работа. Оставьте строчку для записи темы.

Психологически готовят себя к работе. Выполняют самооценку готовности к уроку. Настраиваются на предстоящую работу в классе.

Коммуникативная.

Контроль, самоконтроль

Включение учащихся в работу

2 этап: актуализация изученного.

Подготовить учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявить  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта

Задание 1. Цель задания: актуализировать знания о предложении.

 Учитель: «Перед вами слова из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Составьте из них стихотворную строчку. Запишите».

Чернеет, прозрачный, один, лес, и ель, зеленеет, иней, сквозь.

Учитель: «Что вы записали?

Объясните выделенные орфограммы».

Учитель:  «Что такое предложение? Какой раздел  науки изучает предложение? Что такое синтаксис?»

Учитель: «Что такое грамматическая основа предложения? Подчеркните грамматическую основу в предложении. Сколько грамматических основ у вас получилось?»

Задание 2.  Цель: актуализация знаний о подлежащем, об отличии частей речи от членов предложения, выявление темы урока.

Игра «Найди  лишнего».

Имя прилагательное, наречие, глагол, местоимение,  подлежащее, имя существительное, имя числительное.

Демонстрируют знаний, умения  по теме в рамках изученного ранее материала, но необходимого сегодня для «открытия нового знания».

Учащиеся составляют предложение.

Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет…

Объясняют орфограммы.

Ответы учащихся.

Учащиеся исключают «подлежащее», аргументируют тем, что подлежащее – член предложения, а остальные слова – названия частей речи.

Коммуникативная, учебно-познавательная.

В листе самооценивания за каждое задание учащийся ставит себе отметку.

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности;

умение высказывать свое мнение.

3 этап: Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Выявление места и причины затруднения;

формулирование  учащимися  темы, цели урока:

Учитель: «Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете смысл пословицы? Найдите ошибку в данном предложении. Вспомните правило. Запишите эпиграф к нашему уроку».

Грамоте учится – всегда пригодиться..

Учитель: «Вы только что сказали, что такое подлежащее.  А как наше правило соотносится с предложением? Есть ли подлежащее в этом предложении? Если есть, то какое? Ваши предположения». Высказывают предположения.

Учитель: «Может нам стоит еще что-нибудь узнать о подлежащем?»

Учитель: «Предложите тему и цель урока».

Учащиеся высказываются о смысле пословицы, вспоминают правило «Правописание –тся,-ться». Записывают эпиграф к уроку. Грамоте учиться – всегда пригодится.

Предполагаемые ответы: нет существительного и местоимения – нет подлежащего.

Вывод. Нашего правила недостаточно, чтобы найти подлежащее в этом предложении.

Учащиеся. Чем еще может быть выражено подлежащее?

После обсуждения предлагается тема урока, которая записывается в тетрадь.  Тема урока. Способы выражения подлежащего.

Определяют цель урока.

Коммуникативная, учебно-познавательная.

Контроль, самоконтроль

Умение анализировать информацию, коммуникативные умения

4 этап: построение проекта выхода из затруднения.

выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства.

Учитель: «Предложите, как мы будем узнавать новые способы выражения подлежащего. Как мы будем это делать?

Что необходимо еще знать, чтобы правильно найти подлежащее?»

Помощь учителя.

Учитель: « Подлежащее – это то, о  чем говорится в предложении. Обратимся к эпиграфу. О чем говорится в предложении?

Учитель. Значит, тема предложения учиться, а  значит, подлежащее учиться.

У кого возникли идеи, как найти подлежащее в предложении?

Итак, расскажите, как мы будем находить подлежащее и определять способы его выражения?»

Будем наблюдать за предложениями и узнавать способы выражения подлежащего.

Учащиеся: «О том, что надо учиться».

После обсуждения предлагается алгоритм. Работа корректируется учителем.

1. Прочитать предложение.

2. Определить, о чем говорится в предложении ( тема предложения)

3. Соотнести тему предложения с определенным словом  в предложении.

4. Это и будет подлежащим.

5. Определить, какой частью речи выражено подлежащее.

Коммуникативная, учебно-познавательная.

Контроль, самоконтроль

Умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную деятельность, определять способы  выхода из затруднения

5  этап: первичное  закрепление.

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма.

Учитель корректирует работу учащихся.

Задание. Найдите в данных предложениях подлежащее. Укажите способ выражения. Работа на доске.  

Подлежащее

Способ выражения.

читать

глагол

семеро

числительное

солнышко

существительное

Пять яблок

словосочетание

1. Читать книги про животных – интереснейшее занятие.

2. Семеро одного не ждут.

 3.Ярко светит весеннее солнышко.

4.  Пять яблок лежало в вазе.

Вывод. Подлежащее может быть выражено числительным, глаголом, словосочетанием, существительным.

Коммуникативная, учебно-познавательная.

В листе самоконтроля ставят отметку: 4 правильных ответа – «5», за 3 – 4; за 2 – «3»

Умение пользоваться новым способом действия, коммуникативные умения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

6 этап: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Применение нового способа действий; рефлексия достижения цели;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          создание ситуации успеха

Учитель корректирует работу учащихся.

Организует работу над ошибками, над заполнением листа самооценивания,  подведению итогов задания.

Слайд для самопроверки.

Здание. Заполните таблицу.

Подлежащее

Способ выражения.

Карточка для самостоятельной работы.

1. Оба вышли на первой остановке. 2. Я помню чудное мгновенье. 3.  Занимается над лесом утренняя  заря. 4. Сытый голодного не разумеет. 5. Жить – Родине служить. 6. Настало долгожданное завтра.7. Тридцать три богатыря  вышли из моря.

Самооценка. Почему возникли ошибки? Рефлексия.

Коммуникативная, учебно-познавательная, информационная.

В листе самоконтроля ставят отметку:

«5» - 0 ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки.

Навык самостоятельной работы по использованию новых знаний, ориентация на получение конкретного результата, умение аргументировать, формулировать выводы.

7 этап: включения в систему знаний и повторения. Игра « Сбежавшее подлежащее».

Самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности.

Учитель корректирует работу учащихся.

Организует работу над ошибками, над заполнением листа самооценивания,  подведению итогов задания.

Слайд для самопроверки

Работа в парах.

Задание. Восстановите в предложениях подлежащее. Скажите, что это за предложения? Какой общей темой они объединены? Выпишите два наиболее понравившихся. Объясните их смысл.

1. …  — к мудрости ступенька.2.  … по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит. 3. С книгой … — век не тужить. 4. . за всех, … за одного.  5. . … всё перетрут.  6. … много лежит, у того и бок болит.

Коммуникативная, учебно-познавательная, информационная

Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Умение самостоятельно пользоваться новым способом решения учебной задачи.

8 этап: рефлексия.

Рефлексия  и самооценка учащимися своей учебной деятельности.

Соотнесение учащимися своих целей и результатов

1. Учитель корректирует работу учащихся.

2. Рюкзачок. Еще раз вспомним тему урока, его цель. Что вы сегодня положили в свой рюкзачок знаний?

1. Вывод. Заполните таблицу «Способы выражения подлежащего». Запись на доске.

Знал

Узнал новое

Существительное, местоимение.

2. Рюкзачок. Высказывания учащихся.

3. Составление синквейна. Пример.

Подлежащее

нужное, разное

Находим, определяем, подчеркиваем

Один из главных членов предложения

Основа

Выставление отметок  в листе самооценивания.

Коммуникативная, учебно-познавательная, информационная

Заполнение листа самооценивания. Выставление отметок.

Рефлексия организации собственной деятельности, прогнозирование.

Лист самооценивания.

Ф. И.

Задание 1.

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Самостоятельная работа

Сбежавшее подлежащее

Итог

 28-30 баллов – «5», 22-27 – «4», 21-18 – «3».

9 этап: домашнее задание.  Найти  5-7 пословиц и поговорок об учебе и труде. Подчеркнуть подлежащее. Определить способ выражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Подлежащее. способы выражения подлежащего."

Цель:·       отработать умение находить грамматическую основу предложения;·       знать способы выражения подлежащего разными частями речи и...

урок русского языка в 8 классе "Подлежащее. Способы выражения подлежащего".

Урок объяснения нового материала по русскому языку в 8 классе по УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В.  Актуальность проявляется в разнообразии форм обучения,  учёте индивидуальных способностей об...

Презентация "Подлежащее.Способы выражения подлежащего."

Данная презентация - хорошее подспорье для изучения темы "Подлежащее". Представлен материал для изучения новой темы,для закрепления и рефлексии....

Урок "Подлежащее. Способы выражения подлежащего"

Урок открытия новых знаний. Создание условий для формирования ключевых компетенций....

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» (с использованием технологии развития критического мышления)

Тема: Подлежащее.  Способы  выражения подлежащего.Цели и задачи: рассмотреть основные способы выражения подлежащего;научить находить в разных типах предложений подлежащие и определять, ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Подлежащее. Способы выражения подлежащего".

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Подлежащее. Способы выражения подлежащего"....

Конспект урока по русскому языку "Подлежащее. Способы выражения подлежащего"

Конспект урока по русскому языку "Подлежащее. Способы выражения подлежащего" 8 класс Учебник  Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская  Русский язык 8  кл., М., «Просвещени...