Способы выражения подлежащего
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема урока: Способы выражения подлежащего.
Цель урока: научиться определять способы выражения подлежащего.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык , класс - 5.
Тема урока: Способы выражения подлежащего.
Цель урока: научиться определять способы выражения подлежащего.
Задачи:
Обучающая: находить подлежащее в предложении, определять способы выражения подлежащего; совершенствовать умение синтаксического анализа предложения.
Развивающая: развивать логическое умение составлять алгоритм достижения цели, формировать умение анализировать, обобщать информацию и делать выводы.
Воспитательная: формировать трудолюбие и целеустремленность через рефлексивную деятельность по выявлению собственных затруднений и построение проекта выхода из них; развивать умение работать в парах; формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Формы: фронтальная, групповая, парная.
Методы, приемы: целеполагание, работа с таблицей, алгоритмом, самостоятельная работа, подводящий диалог, побуждающий диалог, «Рюкзачок», синквейн.
Компетенции/УУД: Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.
Педагогические технологии: Технология деятельностного метода обучения, технология РКМЧП.
ХОД УРОКА
Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
1 этап: мотивация к учебной деятельности. | |||||
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт условия для формирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения. Здравствуйте, ребята. Садитесь. - Сегодня замечательное утро, и мы все замечательные! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок! Проверьте, все ли необходимое находиться на партах: дневник, тетрадь, ручка и учебник. Записываем число, классная работа. Оставьте строчку для записи темы. | Психологически готовят себя к работе. Выполняют самооценку готовности к уроку. Настраиваются на предстоящую работу в классе. | Коммуникативная. | Контроль, самоконтроль | Включение учащихся в работу |
2 этап: актуализация изученного. | |||||
Подготовить учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявить затруднения в деятельности каждого обучающегося. | Создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта Задание 1. Цель задания: актуализировать знания о предложении. Учитель: «Перед вами слова из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Составьте из них стихотворную строчку. Запишите». Чернеет, прозрачный, один, лес, и ель, зеленеет, иней, сквозь. Учитель: «Что вы записали? Объясните выделенные орфограммы». Учитель: «Что такое предложение? Какой раздел науки изучает предложение? Что такое синтаксис?» Учитель: «Что такое грамматическая основа предложения? Подчеркните грамматическую основу в предложении. Сколько грамматических основ у вас получилось?» Задание 2. Цель: актуализация знаний о подлежащем, об отличии частей речи от членов предложения, выявление темы урока. Игра «Найди лишнего». Имя прилагательное, наречие, глагол, местоимение, подлежащее, имя существительное, имя числительное. | Демонстрируют знаний, умения по теме в рамках изученного ранее материала, но необходимого сегодня для «открытия нового знания». Учащиеся составляют предложение. Прозрачный лес один чернеет, Объясняют орфограммы. Ответы учащихся. Учащиеся исключают «подлежащее», аргументируют тем, что подлежащее – член предложения, а остальные слова – названия частей речи. | Коммуникативная, учебно-познавательная. | В листе самооценивания за каждое задание учащийся ставит себе отметку. | Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности; умение высказывать свое мнение. |
3 этап: Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. | |||||
Выявление места и причины затруднения; формулирование учащимися темы, цели урока: | Учитель: «Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете смысл пословицы? Найдите ошибку в данном предложении. Вспомните правило. Запишите эпиграф к нашему уроку». Грамоте учится – всегда пригодиться.. Учитель: «Вы только что сказали, что такое подлежащее. А как наше правило соотносится с предложением? Есть ли подлежащее в этом предложении? Если есть, то какое? Ваши предположения». Высказывают предположения. Учитель: «Может нам стоит еще что-нибудь узнать о подлежащем?» Учитель: «Предложите тему и цель урока». | Учащиеся высказываются о смысле пословицы, вспоминают правило «Правописание –тся,-ться». Записывают эпиграф к уроку. Грамоте учиться – всегда пригодится. Предполагаемые ответы: нет существительного и местоимения – нет подлежащего. Вывод. Нашего правила недостаточно, чтобы найти подлежащее в этом предложении. Учащиеся. Чем еще может быть выражено подлежащее? После обсуждения предлагается тема урока, которая записывается в тетрадь. Тема урока. Способы выражения подлежащего. Определяют цель урока. | Коммуникативная, учебно-познавательная. | Контроль, самоконтроль | Умение анализировать информацию, коммуникативные умения |
4 этап: построение проекта выхода из затруднения. | |||||
выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. | Учитель: «Предложите, как мы будем узнавать новые способы выражения подлежащего. Как мы будем это делать? Что необходимо еще знать, чтобы правильно найти подлежащее?» Помощь учителя. Учитель: « Подлежащее – это то, о чем говорится в предложении. Обратимся к эпиграфу. О чем говорится в предложении? Учитель. Значит, тема предложения учиться, а значит, подлежащее учиться. У кого возникли идеи, как найти подлежащее в предложении? Итак, расскажите, как мы будем находить подлежащее и определять способы его выражения?» | Будем наблюдать за предложениями и узнавать способы выражения подлежащего. Учащиеся: «О том, что надо учиться». После обсуждения предлагается алгоритм. Работа корректируется учителем. 1. Прочитать предложение. 2. Определить, о чем говорится в предложении ( тема предложения) 3. Соотнести тему предложения с определенным словом в предложении. 4. Это и будет подлежащим. 5. Определить, какой частью речи выражено подлежащее. | Коммуникативная, учебно-познавательная. | Контроль, самоконтроль | Умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную деятельность, определять способы выхода из затруднения |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
6 этап: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | |||||||||||||||
Применение нового способа действий; рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха | Учитель корректирует работу учащихся. Организует работу над ошибками, над заполнением листа самооценивания, подведению итогов задания. Слайд для самопроверки. | Здание. Заполните таблицу.
Карточка для самостоятельной работы. 1. Оба вышли на первой остановке. 2. Я помню чудное мгновенье. 3. Занимается над лесом утренняя заря. 4. Сытый голодного не разумеет. 5. Жить – Родине служить. 6. Настало долгожданное завтра.7. Тридцать три богатыря вышли из моря. Самооценка. Почему возникли ошибки? Рефлексия. | Коммуникативная, учебно-познавательная, информационная. | В листе самоконтроля ставят отметку: «5» - 0 ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки. | Навык самостоятельной работы по использованию новых знаний, ориентация на получение конкретного результата, умение аргументировать, формулировать выводы. |
7 этап: включения в систему знаний и повторения. Игра « Сбежавшее подлежащее». | |||||
Самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности. | Учитель корректирует работу учащихся. Организует работу над ошибками, над заполнением листа самооценивания, подведению итогов задания. Слайд для самопроверки | Работа в парах. Задание. Восстановите в предложениях подлежащее. Скажите, что это за предложения? Какой общей темой они объединены? Выпишите два наиболее понравившихся. Объясните их смысл. 1. … — к мудрости ступенька.2. … по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит. 3. С книгой … — век не тужить. 4. . за всех, … за одного. 5. . … всё перетрут. 6. … много лежит, у того и бок болит. | Коммуникативная, учебно-познавательная, информационная | Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль. | Умение самостоятельно пользоваться новым способом решения учебной задачи. |
8 этап: рефлексия. | |||||||||
Рефлексия и самооценка учащимися своей учебной деятельности. Соотнесение учащимися своих целей и результатов | 1. Учитель корректирует работу учащихся. 2. Рюкзачок. Еще раз вспомним тему урока, его цель. Что вы сегодня положили в свой рюкзачок знаний? | 1. Вывод. Заполните таблицу «Способы выражения подлежащего». Запись на доске.
2. Рюкзачок. Высказывания учащихся. 3. Составление синквейна. Пример. Подлежащее нужное, разное Находим, определяем, подчеркиваем Один из главных членов предложения Основа Выставление отметок в листе самооценивания. | Коммуникативная, учебно-познавательная, информационная | Заполнение листа самооценивания. Выставление отметок. | Рефлексия организации собственной деятельности, прогнозирование. |
Лист самооценивания.
28-30 баллов – «5», 22-27 – «4», 21-18 – «3». | ||||||||||||||||
9 этап: домашнее задание. Найти 5-7 пословиц и поговорок об учебе и труде. Подчеркнуть подлежащее. Определить способ выражения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Подлежащее. способы выражения подлежащего."
Цель:· отработать умение находить грамматическую основу предложения;· знать способы выражения подлежащего разными частями речи и...
урок русского языка в 8 классе "Подлежащее. Способы выражения подлежащего".
Урок объяснения нового материала по русскому языку в 8 классе по УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Актуальность проявляется в разнообразии форм обучения, учёте индивидуальных способностей об...
Презентация "Подлежащее.Способы выражения подлежащего."
Данная презентация - хорошее подспорье для изучения темы "Подлежащее". Представлен материал для изучения новой темы,для закрепления и рефлексии....
Урок "Подлежащее. Способы выражения подлежащего"
Урок открытия новых знаний. Создание условий для формирования ключевых компетенций....
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» (с использованием технологии развития критического мышления)
Тема: Подлежащее. Способы выражения подлежащего.Цели и задачи: рассмотреть основные способы выражения подлежащего;научить находить в разных типах предложений подлежащие и определять, ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Подлежащее. Способы выражения подлежащего".
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Подлежащее. Способы выражения подлежащего"....
Конспект урока по русскому языку "Подлежащее. Способы выражения подлежащего"
Конспект урока по русскому языку "Подлежащее. Способы выражения подлежащего" 8 класс Учебник Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская Русский язык 8 кл., М., «Просвещени...