конспект урока по русскому языку в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Задачи урока:
1. Образовательные
· Познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антонимы»;
· Подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
· Расширить лексический запас учеников.
2. Развивающие:
· Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
· Развивать умения работать в парах;
· Развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
3. Воспитательные:
· Создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность;
· Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, доброе отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy_slova_nepriyateli.docx | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Антонимы. Слава неприятели.
Цель: изучить, какие слова называются антонимами.
Задачи урока:
1. Образовательные
· Познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антонимы»;
· Подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
· Расширить лексический запас учеников.
2. Развивающие:
· Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
· Развивать умения работать в парах;
· Развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
3. Воспитательные:
· Создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность;
· Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, доброе отношение друг к другу.
Тип урока: урок изучения нового материала и применение новых знаний на практике.
Метод: комбинированный (словесно- наглядно - практический).
Наглядность: * таблички с понятиями «лексика», «синонимы», «омонимы», «антонимы»;
* карточки для работы в парах;
* презентация по теме «Антонимы».
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке. Давайте улыбнемся другу другу и начнем урок на этой позитивной ноте.
II. Вводное слово учителя.
Продолжаем наше путешествие по удивительной стране слов.
Задание: терминологический диктант.
(по лексическому толкованию записать термин).
1. Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется… (лексика)
2. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называется…(омонимы)
3. Слова, различные по звучанию и написанию,но близкие по лексическому значению, называются …(синонимы)
(Открываются на доске таблички с этими понятиями. Ребята проверяют себя самостоятельно).
Сегодня мы узнаем о еще одной группе слов, входящих в лексику. Эти слова делают нашу речь ярче, богаче, выразительнее. Это слова, которыми пользуются все люди на свете ежедневно.
Вспомним строки из стихотворения поэта Владимира Маяковского:
Крошка сын к отцу пришел.
И спросила кроха: (дети продолжают)
Что такое хорошо
И что такое плохо?
- А как вы бы ответили на этот вопрос?
/Хорошо, когда солнце светит;
плохо, когда дождь идет;
хорошо, когда люди счастливы;
плохо, когда у них горе;
хорошо, когда люди здоровы;
плохо, когда люди болеют;
Значит, появляются слова
ясно – пасмурно
счастье – горе
здоровье – болезнь
- Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?
/Значения слов противоположны
по смыслу/
Итак, тема нашего урока «Антонимы».
(Учащиеся записывают в тетрадь)
* Объявление цели и задач урока
II.Происхождения понятия «антоним».
Слово «антоним» похоже на слова «синоним», «омоним».
- Чем? (у всех одинакова вторая часть)
- онима – по-гречески означает – имя, слово.
А если к этому добавить первую часть анти- (что значит против, противоположный),
то получится слово антоним.
Итак, антоним – это слова …(найти в учебнике определение и прочитать самостоятельно).
/Презентация, первый слайд/
III.Нахождение антонимов в речи.
Задание: найди и запиши антонимы.
Нам то холодно, то жарко;
то мы сытые, то голодные,
то грустные, то веселые.
Мы каждый день вечером ложимся спать, а утром встаем.
холодно - жарко Обозначьте
сытые – голодные части речи,
грустные – веселые сделайте самостоятельно
ложимся – встаем вывод.
Итак, антонимами могут быть слова в различных частях речи.
/Презентация, второй слайд/
Задание: Запишем предложение. Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уродливые, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
1. Охарактеризовать предложение с точки зрения пунктуации.
2. Синтаксический разбор предложения.
3. Сколько пар антонимов в данном предложении? (9)
Итак, антонимы еще называют словами противоположности, перевертышами.
Физминутка.
III. Практическая часть (работа по карточкам в парах)
1пара – карточка 1 (работа с текстом)
2пара – карточка 2 (подбор антонимов к словам)
3пара – карточка 3 (подбор антонимов к словам)
4 пара – работа с учебником. (по картинке закончить предложения)
Итог: отчет пар по проделанной работе.
- Что узнали об антонимах?
1. имеют противоположные значения.
2. делают речь богаче, выразительнее, занимательнее.
3. могут быть словами в разных частях речи.
4. научились находить антонимы, подбирать, использовать в речи.
Есть специальные словари антонимов.
(Презентация, слайд)
VI. Занимательная информация
У меня сегодня для вас есть интересный научный материал.
* Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина – один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.
Самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.
* Самый длинный алфавит в мире у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква.
Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
- Сколько букв в нашем алфавите? (33)
VII. Вывод с урока.
Проверочная работа на нахождение и отличие антонимов от синонимов и омонимов.
«Цифровой диктант».
Читаю пары слов, словосочетаний.
Ваша задача: определить, в каких парах какие группы слов.
1 – антонимы, 2 – синонимы, 3 – омонимы.
(ответ: 3,3,2,1,2,1,3,2,1,1)
1. Скосил траву – скосил глаза.
2. Косяк лошадей – косяк дверей.
3. Бегемот – гиппопотам.
4. Легкая задача – трудная задача.
5. Алфавит – азбука.
6. Старая квартира – новая квартира.
7. Темная печь – печь пироги.
8. Метель – пурга.
9. Глухой голос – звонкий голос.
10.Свободное место – занятое место.
Домашнее задание:
1. Найти и записать пословицы, в которых встречаются антонимы. «кто больше?»
2. Сочинить небольшую сказку, используя в ней антонимы.(для сильных)
Рефлексия:
(каждый заканчивает предложение, где идёт попутное повторение материала)
*Сегодня я узнал…
*Я понял, что…
*Теперь я могу…
*У меня получилось…
*Урок дал мне для жизни…
*Я почувствовал, что…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...