Презентация к уроку в 11 классе "Употребление фразеологизмов, использование их в речи. Пунктационные правила"
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Удалова Татьяна Геннадьевна

 Изучение фразеологии в школе является неотъемлемой чпстью работы по культуре речи и имеет практическую значимость; нужно обучать школьников правильно выбирать языковае средства при построении собственных высказываний. Работа с фразеологизмами способствует развитию речи, формированию абстрактного мышления учащихся. Понимание фразеологизмов при чтении художественной литературы, при просмотре фильмов, употребление их в устной и письменной речи показывает уровень владения родным языком.

   Изучению фразеологии как самостоятельного раздела науки о языке в школьном курсе отводится крайне ограниченное время, после шестого класса к устойчивым сочетаниям, как правило, обращаются редко и бессистемно. Урок направлен на: 

1) развивие навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

2) формирование навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умении отличать их от других речевых единиц в потоке речи;

3) отработку пунктуационных умений;

4)    развивие творческих способностей и образного мышления школьников;

5)    обогащание словарного запаса школьников;

6)    воспитание любви к родному языку, его красоте и многозначности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_frazeologizmov_ih_rol_v_rechi.pptx147.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Пунктуационные правила . (11 класс) Подготовила учитель русского языка и литературы Удалова Т. Г.

Слайд 2

Фёдор Михайлович Достоевский говорил: « Язык – важнейшее средство общения друг с другом. Это оружие мысли и культуры». Наша речь, наш язык является отражением мира человека. Существует мнение, что достаточно послушать как говорит человек, о чём он говорит, и можно составить мнение о нём, в котором отразится мнение о собеседнике в целом, о его культуре, интеллекте, воспитанности. Для того, чтобы о нас сложилось положительное мнение, чтобы нас понимали, надо постоянно расширять свой словарный запас. На уроке мы с вами попробуем себя в роли исследователей и вспомним об интересных словосочетаниях, которые делают нашу речь яркой, образной, эмоциональной.

Слайд 3

По горизонтали : 1. Слово, характерное для людей определённой сферы деятельности - профессионализм. 2. Книга или любой другой источник, информация в котором упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике - словарь. 3. Однокоренные слова, сходные по написанию и звучанию, но различные по значению - пароним. 4.Названия, существовавшие когда-то, но исчезнувших предметов – историзмы. 5. Словарный состав языка, совокупность слов (точнее, лексем) того или иного языка, части языка – лексика. 6. Слова, близкие или одинаковые по смыслу – омонимы. 7. Слово, характерное для людей определённой местности - диалектизм. 8, Слова, различные по звучанию, но близкие по значению –синонимы. 9. Слова или словосочетания, недавно появившееся в языке - неологизмы. 10. Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения – антонимы. 11. Основное значение слова – прямое. По вертикали: 1. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые и неделимые словосочетания, цельные по своему значению - фразеология .

Слайд 4

Фразеологизмы (фразеологические обороты) – это несвободные целостные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде

Слайд 5

Замените выделенные выражения фразеологизмами из рамки, при необходимости изменяя форму слов. Сравните исходные и изменённые предложения и сделайте вывод о том, почему мы используем в речи фразеологизмы. Ломиться в открытую дверь; манна небесная; земля обетованная; на пушечный выстрел подпускать; общий язык 1) Прошлый год у родителей был очень насыщенный, и неделя новогоднего отдыха стала для них просто чем – то нужным и долгожданным. 2) Доказывать, что абсолютных истин не существует, - значило бы настойчиво утверждать то, что всем хорошо известно. 3) Без подготовки человеку нельзя позволять иметь дело с подводным плаванием. 4) Я вижу, что вы с моим папой уже нашли полное взаимопонимание. 5) Стоя у беснующейся реки, туристы смотрели на песчаную косу противоположного берега, которая казалась им теперь местом, куда они сильно стремились, мечтали попасть .

Слайд 6

Вывод : использование в речи фразеологизмов даёт больше информации, они обогащают и украшают нашу речь, помогают точнее высказывать свои мысли и позволяют лучше понимать собеседника. Фразеологизмы своей ёмкостью и точностью заменяют целое предложение.

Слайд 7

Замените слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться

Слайд 8

Задание. Какие примеры являются фразеологизмами, а какие свободными словосочетаниями? Докажите, составив с каждым выражением предложение или короткий текст. Плыть по течению, рассыпать крупу, рассыпаться мелким бесом, кануть в лету, махнуть рукой, быть правой рукой, нечист на руку, умывать руки, вымыть руки, развязать кому-то руки, не подать руки, намылить шею, держать камень за пазухой, злые языки, злые взгляды .

Слайд 9

Задание. В составе каких фразеологизмов встречаются следующие слова? Альфа, закадычный, рожон, фимиам, олух, филькина, впросак, фиаско, краеугольный, гордиев, олух, гомерический, рубикон , мякина, велосипед, легион, баклуши, рыльце, прах, типун .

Слайд 10

Определите в следующих предложениях синтаксическую функцию фразеологизмов . 1,Отец любил мальчишку без памяти. 2.Ему было тяжело, но он не опускал голову. З.И не пытайтесь обмануть меня, стреляного воробья! 4.Нашлись кое-кто неробкого десятка, которые не теряли присутствия духа . 5.Не часто встречаются люди семи пядей во лбу. 6..Бабушка была мастером на все руки. 7 .Он поднялся сегодня ни свет ни заря.

Слайд 11

Признаки фразеологизмов Определение понятия воспроизводимость Не создаётся в процессе речи, а извлекается из «памяти» в готовом виде устойчивость Имеет устойчивый состав, обычно состоит из одних и тех же слов Целостность значения Не сумма значений отдельных компонентов, а общее значение для всего выражения Расчленённое значение Включает несколько слов

Слайд 13

Определите значением фразеологизмов и модели, по которым они построены. Без памяти, брать под своё крыло, в два счёта (принимать) в штыки, вкривь и вкось, волк в овечьей шкуре, вылетать из гнезда, дневать и ночевать, душа нараспашку, душа не лежит, заколдованный круг, запретный плод, мозолить глаза, кровь с молоком, кто во что горазд. Между небом и землёй, не в бровь, а в глаз, ни рыба ни мясо, плыть по течению, хуже горькой редьки, шарашкина контора, язык онемел .

Слайд 14

Какие из этих выражений являются фразеологизмами, а какие – нет ? Голубям на смех, и след простыл, зубы заговаривать, сухая курица, мертвым сном, точка зрения, точить вилку, следить за каждой копейкой, тянуть кота за язык, указать на дверь, знать цену, вертеться на языке, заплатить той же монетой .

Слайд 15

Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов

Слайд 16

1. Любое из слов можно заменить другими словами 1. В их составе нельзя заменить одно слово другим 2. Каждое слово сохраняют смысловую самостоятельность 2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность 3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания 3. Используются в готовом виде, запоминаются

Слайд 17

Вывод: Фразеологизмы представляют собой неделимое словосочетание. Данную особенность необходимо учитывать при синтаксическом разборе предложения, в котором присутствует устойчивое словосочетание, т. к. фразеологизм будет выполнять функцию одного члена предложения .

Слайд 18

Найдите фразеологизмы . Что ты смотришь на меня разинув рот? Петя выпучив глаза смотрел на доску. Коля сломя голову побежал во двор. Весь день она просидела сложа руки. Повесив нос Сережа ушел со двора. Скрепя сердце я помирился с товарищем. Этот фильм мы смотрели затаив дыхание . Чем выражены фразеологизмы ?

Слайд 19

Вывод : фразеологизмы, выраженные деепричастием, запятыми не выделяются .

Слайд 20

Сравните два предложения с точки зрения пунктуации . Гул на шоссе не затихал ни днём, ни ночью. Наш автомобиль съехал на обочину и не подвигался ни взад ни вперёд .

Слайд 21

Вывод: если повторяющиеся союзы при однородных членах находятся во фразеологическом выражении, запятой они не разделяются . ЗАПОМНИ! И холод и голод, и смех и грех, и туда и сюда, и стар и млад, и день и ночь; Ни конца ни края, ни свет ни заря, ни жив ни мёртв, ни тот ни другой, ни то ни сё, ни взад ни вперёд, ни днём ни ночью, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять

Слайд 22

Обратите внимание на выделенные устойчивые выражения и на пунктуацию в них. После многих тщетных усилий удержать его, видя, что он решил уехать во что бы то ни стало , она вознамерилась помочь ему всем, чем могла. А уж жить с тобой здесь или ещё где бы то ни было вовсе не собираюсь . Вдруг откуда ни возьмись появляется машина дорожной полиции и начинает гнаться за мужиком. Коллективная ответственность означает отсутствие вообще какой бы то ни было ответственности. Для молодых людей ни в коем случае не может быть несущественным то, в какой среде начинается их дружба. Но это счастливое обстоятельство ни в коем случае не дискредитирует моей книги. Тем не менее Сергей пошёл провожать её до остановки . Сергей едва ли не первым в школе начал учить китайский язык. Сергей проснулся чуть ли не четыре утра. Вряд ли не пойдём мы в музей. Я отнюдь не рада встрече с вами. Приобрела Вера на рынке вовсе не подделку. Таня нисколько не жалела о совершённой сделке.

Слайд 23

ВЫВОД : после однородных членов во фразеологизмах, в повторяющихся союзах с устойчивыми выражениями запятая не ставится .

Слайд 24

Найдите в предложениях сравнительные обороты. Какие из них являются фразеологизмами? Определите их значение. Объяс­ните знаки препинания . 1. Всем было очень весело, и юнга чувствовал себя как рыба в воде. 2. Грач по нивам ходит важно, словно сельский агроном. 3 Глаза у волчи­цы светились, как два огонька. 4 Глянул я на Фомича, а у него полбороды как корова языком слизала. 5 Партизаны, словно иголка в стогу сена, зате­рялись в лесу, но каждую ночь они давали о себе знать.

Слайд 25

Вывод: Сравнительные обороты с союзом КАК следует отличать от других конструкций, которые на письме не выделяются запятыми. Сюда следует относить и фразеологические обороты со словом КАК .

Слайд 26

Запомните! При фразеологизмах знаки препинания НЕ ставятся !

Слайд 27

Ошибки в употреблении фразеологизмов 1. Немотивированное введение дополнительного компонента: оставивших после себя огромные следы-оставивших след 2. Немотивированная замена одного компонента другим: Как только фашисты не пытались посадить Соколова на колени, он не сдавался 3. Немотивированное изменение формы числа, падежа и т.д Проблема угрызения совестью поднимается и в этом тексте. 4. Немотивированное изменение порядка слов: Это были отчаявшиеся и сбившиеся солдаты с толку- сбиться с толку 5. Изменение значения фразеологизма или несоответствие фразеологизма контексту. Метать бисер на людей вместо перед свиньями метать бисер; 6. Использование свободного сочетания, омонимичного фразеологизму, в контексте, не позволяющем точно определить, в какой функции использовано это сочетание. Память не забыта вместо врезаться в память (прочно закрепляться; надолго запоминаться). 7. Незнание точного смысла устойчивого выражения и возможности его употребления Автор пытается вынуть энергию тех лет из строк и хоть частичку отдать нам, чтобы человек каждой косточкой своего тела почувствовал волю тех людей и взял часть себе. 8. Смешение, двух оборотов (по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Фразеологизмы в языке, тексте, речи", 10 класс

План-конспект урока по теме "Фразеологизмы в языке, тексте, речи" содержит презентацию, аудиозапись. Урок готовит учащихся к выполнению тестовых заданий к части "А" и "В" ЕГЭ....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"...

Презентация к уроку по Основам Безопасности Жизнедеятельности по теме: "Международное гумманитарное право".

Данная презентация может быть использована как  на уроке при объяснении темы "Международное гумманитарное право", так и при подготовке урока....

Презентация к уроку по теме: "Фразеологизмы"

Данная презентация знакомит учащихся с происхождением некоторых фразеологизмов и их значением...

Презентация к уроку русского языка "Фразеологизмы и их роль в речи"

Презентация "Фразеолгизмы и их роль в речи" к уроку в 10 классе...

Презентация к уроку по теме "Фразеологизмы"

Элемент урока в виде презентации по теме "Фразеологизмы" для 5 класса...