Рабочая программа по родному языку, 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Алсу Аббясовна Бахтеева

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Рабочая  программа по  родному  языку  для  7  класса обеспечивает    достижение  планируемых  результатов  освоения  основной  образовательной  программы  основного  общего  образования (далее-ООП  ООО).

      Рабочая программа по родному языку  для 7 класса составлена на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 31 января 2018 года № 2/18.

        Учебное пособие: Русский родной язык. 5,6,7,8,9 класс, под редакцией    Л.А.Вербицкой, М.: Учебная литература,2018.

        Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем авторской программы, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 0,5 учебных часов в неделю и 17 часов  в год.

Планируемые результаты изучения предмета «Родной язык»

Планируемые предметные результаты

Обучающийся научится:

- взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

- использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;

- проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

- использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;

- осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

         - воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

Обучающийся получит возможность научиться:

- систематизировать  научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц;

- использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

       - ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

       - аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- владеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Метапредметные результаты

                    Обучающийся научится:

коммуникативные УУД:

- излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам;

- начинать, поддерживать и заканчивать диалог в соответствии с заданными нормами речи, темой обсуждения и целью общения;

- следовать заданной процедуре группового обсуждения;

- фиксировать итоговый продукт (результат) коммуникации;

познавательные УУД:

- из представленной учителем информации выбирать ту, которая необходима для решения поставленной задачи;

- искать ответы на вопросы, сформулированные учителем в одном источнике, предоставленном учителем;

- самостоятельно формулировать вопросы, ответы на которые необходимо получить;

- пользоваться справочником, энциклопедией, СМИ; ориентироваться в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам;

- оценивать найденную информацию согласно критериям, предложенным учителем;

- воспринимать основное содержание фактической/оценочной информации в результате прочтения специально составленного текста, монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль;

- воспринимать требуемое содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), извлекая необходимую фактическую информацию, определяя причинно-следственные связи;

- излагать полученную информацию по заданным вопросам;

- проверять достоверность информации по способу, предложенному учителем;

 - находить вывод и аргументы в предложенном источнике информации;

- делать вывод на основе полученной информации и приводить несколько аргументов или данных для его подтверждения;

- составление алгоритмов;

- использовать предложенный алгоритм действий;

- использовать предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий;

- составлять целое из частей;

- самостоятельно достраивать целое с восполнением недостающих компонентов;

          регулятивные УУД:

-ставить учебные задачи с помощью учителя;

- использовать план учителя для решения поставленной задачи или достижения цели;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль с помощью учителя;

- оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; ориентироваться в структуре учебника, анализировать условные обозначения.              

              Обучающийся получит возможность научиться:

- соблюдать нормы публичной речи и регламент в заданной ситуации;

- готовить план выступления на основе заданных целей, целевой аудитории и жанра выступления;

- самостоятельно договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой;

- пользоваться справочником, энциклопедией, СМИ; ориентироваться в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам;

- оценивать найденную информацию согласно критериям, предложенным учителем;

-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Личностные  результаты

        У обучающегося будут сформированы:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его  значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления  национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

           Обучающийся получит возможность для формирования:

-  гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

-  целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-  освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

-  развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

- эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Содержание учебного предмета «Родной язык»

Язык и культура (6 ч.)

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Культура речи (6 ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору).

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).

Речевой этикет

Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч.)

Язык и речь. Виды речевой деятельности        

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

Текст как единица языка и речи

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.

Учебно-тематический план

Содержание

Часов в рабочей программе

Количество уроков

развития речи

Количество уроков контроля

Язык и культура

6

-

-

Культура речи

6

-

-

Речь. Речевая деятельность. Текст

5

-

-

Итого в рабочей программе:

17 часов

Тематическое планирование

(17 ч.)

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Язык и культура (6 ч.)

1

Русский язык как развивающееся явление.

20.01-24.01

2

Связь исторического развития языка с историей общества.

27.01-31.01

3

Факторы, влияющие на развитие языка.

3.02.7.02

4

Устаревшие слова как живые свидетели истории.

10.02-14.02

5

Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте

17.02-21.02

6

Лексические заимствования последних десятилетий.

24.02-28.02

Культура речи (6 ч.)

7

Русская орфоэпия.  Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях.

2.03-6.03

8

Основные лексические нормы. Паронимы и точность речи.

9.03-13.03

9

Грамматические нормы современного русского литературного языка.  

16.03-20.03

10

Грамматические ошибки в образовании формы глагола, причастий, деепричастий, наречий.

30.03-3.04

11

Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения.

6.04-10.04

12

Невербальный (несловесный) этикет общения.

13.04-17.04

Речь. Речевая деятельность. Текст  (5 ч.)

13

Язык и речь. Традиции русского речевого общения.

20.04-24.04

14

Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.

27.04-1.05

15

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор

4.05-8.05

16

Публицистический стиль. Путевые записки.

11.05-15.05

17

Язык художественной литературы. Притча

18.05-22.05

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1.Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н.    Русский родной язык. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций.  - М.: Учебная литература, 2018 г.                      

Образовательные электронные ресурсы

1.        http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

2.        http://www.mapryal.org/Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

3.        http://www.navigator.gramota.ru/         Навигатор. Грамота.ру

4.        http://www.school.edu.ru Российский образовательный портал

5.   http:// umoslovo.ru/ Сайт отделения учителей русского языка и литературы  регионального УМО в системе общего образования Курской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку и литературе в 11 классе С(К)ОУ VIII вида

Рабочая программа по предмету "Родной язык и литература" в 11 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования по двум модуля...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА

Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...

рабочая программа по родному языку и литературе 5 класс

рабочая программа по родному языку 5 кл...

Рабочая программа по родному языку и родной литературе 5 класс

Рабочая программа для родного русского языка...

Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой

В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...

Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы

Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы...