Рабочая программа по родному языку, 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по родному языку для 7 класса обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее-ООП ООО).
Рабочая программа по родному языку для 7 класса составлена на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 31 января 2018 года № 2/18.
Учебное пособие: Русский родной язык. 5,6,7,8,9 класс, под редакцией Л.А.Вербицкой, М.: Учебная литература,2018.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем авторской программы, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 0,5 учебных часов в неделю и 17 часов в год.
Планируемые результаты изучения предмета «Родной язык»
Планируемые предметные результаты
Обучающийся научится:
- взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
- использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
- проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
- использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;
- осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
Обучающийся получит возможность научиться:
- систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц;
- использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- владеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
коммуникативные УУД:
- излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам;
- начинать, поддерживать и заканчивать диалог в соответствии с заданными нормами речи, темой обсуждения и целью общения;
- следовать заданной процедуре группового обсуждения;
- фиксировать итоговый продукт (результат) коммуникации;
познавательные УУД:
- из представленной учителем информации выбирать ту, которая необходима для решения поставленной задачи;
- искать ответы на вопросы, сформулированные учителем в одном источнике, предоставленном учителем;
- самостоятельно формулировать вопросы, ответы на которые необходимо получить;
- пользоваться справочником, энциклопедией, СМИ; ориентироваться в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам;
- оценивать найденную информацию согласно критериям, предложенным учителем;
- воспринимать основное содержание фактической/оценочной информации в результате прочтения специально составленного текста, монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль;
- воспринимать требуемое содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), извлекая необходимую фактическую информацию, определяя причинно-следственные связи;
- излагать полученную информацию по заданным вопросам;
- проверять достоверность информации по способу, предложенному учителем;
- находить вывод и аргументы в предложенном источнике информации;
- делать вывод на основе полученной информации и приводить несколько аргументов или данных для его подтверждения;
- составление алгоритмов;
- использовать предложенный алгоритм действий;
- использовать предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий;
- составлять целое из частей;
- самостоятельно достраивать целое с восполнением недостающих компонентов;
регулятивные УУД:
-ставить учебные задачи с помощью учителя;
- использовать план учителя для решения поставленной задачи или достижения цели;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль с помощью учителя;
- оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; ориентироваться в структуре учебника, анализировать условные обозначения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соблюдать нормы публичной речи и регламент в заданной ситуации;
- готовить план выступления на основе заданных целей, целевой аудитории и жанра выступления;
- самостоятельно договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой;
- пользоваться справочником, энциклопедией, СМИ; ориентироваться в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам;
- оценивать найденную информацию согласно критериям, предложенным учителем;
-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Содержание учебного предмета «Родной язык»
Язык и культура (6 ч.)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Культура речи (6 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Учебно-тематический план
Содержание | Часов в рабочей программе | Количество уроков развития речи | Количество уроков контроля |
Язык и культура | 6 | - | - |
Культура речи | 6 | - | - |
Речь. Речевая деятельность. Текст | 5 | - | - |
Итого в рабочей программе: | 17 часов |
Тематическое планирование
(17 ч.)
№ | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Язык и культура (6 ч.) | |||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 20.01-24.01 | |
2 | Связь исторического развития языка с историей общества. | 27.01-31.01 | |
3 | Факторы, влияющие на развитие языка. | 3.02.7.02 | |
4 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. | 10.02-14.02 | |
5 | Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте | 17.02-21.02 | |
6 | Лексические заимствования последних десятилетий. | 24.02-28.02 | |
Культура речи (6 ч.) | |||
7 | Русская орфоэпия. Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях. | 2.03-6.03 | |
8 | Основные лексические нормы. Паронимы и точность речи. | 9.03-13.03 | |
9 | Грамматические нормы современного русского литературного языка. | 16.03-20.03 | |
10 | Грамматические ошибки в образовании формы глагола, причастий, деепричастий, наречий. | 30.03-3.04 | |
11 | Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения. | 6.04-10.04 | |
12 | Невербальный (несловесный) этикет общения. | 13.04-17.04 | |
Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч.) | |||
13 | Язык и речь. Традиции русского речевого общения. | 20.04-24.04 | |
14 | Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. | 27.04-1.05 | |
15 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор | 4.05-8.05 | |
16 | Публицистический стиль. Путевые записки. | 11.05-15.05 | |
17 | Язык художественной литературы. Притча | 18.05-22.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1.Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н. Русский родной язык. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Учебная литература, 2018 г.
Образовательные электронные ресурсы
1. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
2. http://www.mapryal.org/Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
3. http://www.navigator.gramota.ru/ Навигатор. Грамота.ру
4. http://www.school.edu.ru Российский образовательный портал
5. http:// umoslovo.ru/ Сайт отделения учителей русского языка и литературы регионального УМО в системе общего образования Курской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному языку и литературе в 11 классе С(К)ОУ VIII вида
Рабочая программа по предмету "Родной язык и литература" в 11 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования по двум модуля...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА
Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...
рабочая программа по родному языку и литературе 5 класс
рабочая программа по родному языку 5 кл...
Рабочая программа по родному языку и родной литературе 5 класс
Рабочая программа для родного русского языка...
Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой
В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...
Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы
Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы...