«Патриотическое воспитание учащихся»
статья по русскому языку

Хольджгонова Тамара Басанговна

На уроках русского языка и литературы решаются не только задачи этнокультурной самореализации личности, но и формируются качества гражданина, осознающего себя частью российского сообщества народов, что служит основой цивилизованного диалога представителей различных культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriotich_vospitanie.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание учащихся

на произведениях калмыцкой литературы»

(из опыта работы учителя русского языка и литературы)

        учитель русского языка и литературы

Хольджгонова Т.Б.

г.Элиста 2017г.

На уроках русского языка и литературы решаются не только задачи этнокультурной самореализации личности, но и формируются качества гражданина, осознающего себя частью российского сообщества народов, что служит основой цивилизованного диалога представителей различных культур.

                             А. Панькин

        Патриотическому воспитанию в России всегда уделяли особое внимание, но в последние годы, как заметил Г.Н. Волков, патриотом быть стало модно. Как бы то ни было, но задача патриотического воспитания стоит перед учителем в течение всех лет обучения школьников и имеет в каждом классе свою специфику. Для ее осуществления на уроках литературы используется художественный материал, а формирование мужества, стойкости и любви к Родине происходит при изучении произведений писателей, ставящих проблему патриотизма наряду с другими проблемами своего времени. На таких уроках всегда интересуюсь, знают ли дети свой родной край, свою степь, и стараюсь подобрать для чтения и анализа произведения калмыцких писателей и поэтов, отражающие неброскую красоту нашей местности и рассказывающие об истинных патриотах нашей республики. Это повесть Т.Бембеева «Граница детства»,поэмы и стихи Д.Кугультинова, героический эпос «Джангар»,роман М.Хонинова «Ты помнишь, земля смоленская?» и другие

        Хочу поделиться опытом работы по воспитанию в школьниках любви к Родине, рассказать о некоторых уроках, когда стремилась, чтобы описанное нашими писателями прошло не только через разум, но и через сердце ученика. Я убеждена, что только при таком условии ребята глубоко прочувствуют то, о чем говорят на уроке. В этом плане мне очень нравится повесть Т.Бембеева «Граница детства», так как она помогает воспитывать в ребятах патриотические чувства. По этому произведению я провожу читательскую конференцию, требующую большую подготовку. Убедившись в том, что повесть прочитал весь класс, даю заранее вопросы, которые будем обсуждать, и задание: нарисовать иллюстрации к понравившемуся эпизоду и защитить их на уроке.

        Начинаю конференцию  с чтения эпиграфов к произведению, а их у Т.Бембеева два: первый-это слова Цицерона: «Нам дороги родители, дороги дети, близкие родственники, но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове «Отчизна». Какой честный человек станет колебаться умереть за нее,- если он может принести этим ей пользу?». Второй эпиграф - это слова Монтескье: «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Лучше, по-моему, не скажешь!

        Шестиклассники раскрывают смысл этих высказываний и в основном верно их понимают, акцентируя свое внимание на том, что необходимо любить и защищать Родину в суровые годы ее истории. Такие уроки немыслимы без словарной работы, поэтому учащиеся подбирают синонимы к слову « Отчизна» и с помощью « Толкового словаря» выясняют происхождение слова «патриотизм», которое пришло в русский язык из греческого «nutris» и переводится как «родина, отечество» и означает  любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

        На вопрос учителя  «Что же такое любовь к Родине?» дети выдвигали  различные версии, и по результатам их рассуждений мы коллективно вывели своеобразный алгоритм: ЛЮБОВЬ к Родине -это:

          -привязанность к месту жительства;

           -любовь к родной природе, родному языку, традициям и обычаям,

 к культуре;

             -уважение к историческому прошлому

              -гордость достижениями  республики, города в области культуры,

                Литературы, науки…

        В течение всего урока учащиеся выясняют, как и на примере каких героев автор показывает в повести любовь к своей родине. Дети вдохновенно рассказывают о дружбе двух мальчиков: русского Сани и калмычонка Болда, их родителях-пограничниках, охраняющих родную землю на погранзаставе, о жителях калмыцкого поселка Берикта, куда отправили мальчиков их родители незадолго до начала Великой Отечественной войны. Школьники знакомятся с описанием этого поселка и читают незамысловатое объяснение Болда, почему  он так называется. Ребята рассказывают о том, чем занимались их сверстники во время войны в селе: помогали семьям фронтовиков, организовали своеобразный детский садик и присматривали за маленькими детьми с тем, чтобы их матери могли работать для приближения победы, собирали теплые вещи для фронта; когда немцы заняли их село, помогали партизанам, обеспечивая их медикаментами и ценными сведениями о расположении фашистов и их передвижении. С болью восприняли шестиклассники весть о смерти старика Дорджи, погибшего при спасении Сани , Болда и его бабушки от немцев, которые, узнав об их подпольной деятельности, хотели расстрелять их. Ребята, представив себя на месте героев повести, дружно ответили, что если бы они оказались на месте мальчиков, то поступили бы точно так же, как они- значит современные подростки осознают то, что нужно приносить пользу Родине практическими делами и благородными поступками. Об этом свидетельствуют и их рисунки, рассказывающие о добрых делах бериктинских ребятишек. Я думаю, что такие уроки не пройдут бесследно, ибо они воспитывают в школьниках лучшие человеческие качества, вызывая у них чувство ответственности за свою родину и готовность защищать ее.

        Не менее интересно прошел интегрированный урок по русской и калмыцкой литературе, на котором школьники сопоставляли две сказки: «Соловей» Г.Х. Андерсена и «Песнь чудесной птицы» Д.Н.Кугультинова. Цель урока: на основе сопоставления двух сказок показать учащимся извечное стремление человека к свободе, великое торжество добра над злом и жестокостью  и воспитание в юных читателях чувства патриотизма и любви к Родине. В качестве эпиграфа мы взяли строки из сказки Д.Кугультинова:

                Та земля, что всегда мила,

                 Что опорой верной была

                 С самых первых шагов,

                 И  небесный ее покров,

                 Что сияет, счастье суля,

                 Та единственная земля,

                  Что мы родиною зовем,-

                      Вот о чем мы песни поем.

        

Урок начался с сообщения учеников о жизни и деятельности двух великих писателей: Г.Х.Андерсена и Д.Н.Кугультинова.

        Сопоставляя эти произведения, пятиклассники рассказали о том, как во дворце узнали о Соловье и какие чувства вызвало пение  Соловья у слушателей. Сразу же прочитали описание пения птицы в кугультиновской сказке и ответили на вопросы: «Как слушают пение птицы Хан и приближенные? Почему она не пела во дворце Хана и в пути меж красивых лесов и гор? Где запела птица? Что это за край?»

        Дети находят ответы на эти вопросы в самом тексте, зачитывают их и объясняют, почему же птица запела в таком неприглядном месте. Находим ответ на вопрос  Хана:

                         Почему, грустя до сих пор

                          Меж красивых лесов и гор,

                          Вдруг она разомкнула клюв,

                           Столь дурную землю хваля?

        Далее ученики предлагают свое видение и понимание смысла ответа мудреца: «Тот силен, кто нашел свой дом и свободу обрел притом».

        Выясняем, как же пел искусственный соловей и отличалось ли его пение от пения настоящего соловья. Почему изгнали живого соловья из пределов государства? Когда император понял, что был неправ и оценил добрую птичку по достоинству? Кто спасает императора от смерти? Почему соловей не остается у императора? Ребята находят ответы на эти вопросы в тексте и читают строки, в которых соловей сам объяснил причину этого.

 А почему Хан отпустил птицу? Каким он был раньше, до встречи с ней? Что же он наконец-то понял?

        И  в конце урока дети сами подводят итоги сказанному: чему учат нас эти сказки и что же все-таки у них общего?

        Таким образом, на подобных уроках подвожу школьников к выводу о том, что настоящий патриотизм состоит не в громких словах о любви к Родине, а в готовности принести ей пользу в любом деле, которое потребуется от человека, от них, сегодняшних учеников.

 Литературное краеведение называют уроками любви к Родине.  Раньше мы с учениками много путешествовали, чтобы познать нашу великую страну, посетить литературные места: так, в свое время посетили пушкинское Болдино, горьковский музей, г. Арзамас, в котором есть прекрасный музей А. Гайдару, пос. Шатки Горьковской области, где умерла Таня Савичева -школьница блокадного Ленинграда…

        Сегодня мы имеем возможность посетить знаменательные места только в своей республике, и прежде чем совершить поездку, мы основательно готовимся к ней, а по возвращении бурно обсуждаем ее. Сколько шума и разговоров было у ребят накануне поездки в поселок Кетченеры на могилу Номто Очирова. Сначала мы возложили цветы у памятника солдатам, перезахороненным в центре поселка, а потом подъехали к домику по улице Номто Очирова, в котором жил последние годы и умер великий ученый-просветитель. Зашли в дом, поговорили с хозяйкой, живущей ныне в доме с мемориальной табличкой: «Здесь жил и умер Номто Очиров». Я сама рассказала об ученом и его жизни в Кетченерах, так как  в то время жила в доме напротив. При возложении цветов на могилу Номто Очирова почтили память о нем минутой молчания.

        Восьмиклассники надолго запомнили эту поездку и, ознакомившись с нелегкой судьбой этого легендарного человека, удивлялись: «Почему Номто Очиров, испытавший в жизни столько страданий, не озлобился и никогда не жаловался на жизнь, на несправедливость со стороны властей к нему?»

        Ответ на этот вопрос дал сам просветитель, написавший на склоне лет такие прекрасные слова: «Несмотря ни на что, делать добро людям. Несмотря ни на что!» Это его жизненная позиция, выражающая философское отношение к жизни, основанная на богатейшем жизненном опыте. Тексты о жизни и деятельности этого великого сына калмыцкого народа , которые использую на уроках, носят , несомненно, воспитывающий характер. По приезде ученики написали сочинение. Много интересного узнали школьники о джангарчи Ээлян Овла, посетив музей в совхозе «Красносельский», ныне пос. Ик-Малан.

        Также мы стараемся посетить вновь появляющиеся в нашем городе памятники, собрать материал об их авторах и написать сочинения-описания.

        Кроме посещения памятников и других достопримечательностей в городе, провожу уроки- заочные экскурсии по Элисте. Особенно интересен такой урок при изучении в 6 классе темы «Имя числительное».

        Когда обращаешься к прошлому нашего народа, его героям, необходимо помнить сказанные две тысячи лет назад слова Плутарха: «Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю.»

        Такая работа приносит не только удовлетворение, но и знакомит с историей родного края, учит дорожить им, а любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает человека. Эти экскурсии, встречи, беседы сопровождают человеческую речь, художественное слово: будь то надпись в альбоме, выпуск стенгазеты, поэтому это тоже один из путей обучения языку. Все проводимые мероприятия сопровождает словарная работа: например, выясняется лексическое значение слова «край», устанавливается синонимические ряды, в которые входит это слово: край-страна; страна-край, местность, сторона;

Страна-государство, земля.

        Словарно-семантическая работа тесно связана с синтаксической работой, когда  выяснение  лексического значения слова и сущность понятия сопровождается составлением словосочетаний и предложений.

        Богатый материал для работы на уроках русского языка и литературы дают местные газеты, на страницах которых публикуются статьи, очерки, эссе о наших современниках, интересных людях республики. Определив и осознав проблему, учащиеся выдвигают гипотезу, намечают план поиска, практически осуществляют его и находят решение. Таким образом, на краеведческом материале решается вопрос об использовании в школьной практике проблемного обучения.

        Чем дальше от нас годы Великой Отечественной войны, тем более возрастает значение литературного краеведения. Вопросы войны и мира испокон веков волнуют человечество, поэтому именно мы, учителя-словесники, обязаны раскрыть их перед школьниками, которые знают о войне только понаслышке, из книг, телепередач, рассказов бабушек и дедушек.

        «Тамара» С.Каляева,  “Эрдни» К. Эрендженова,  “Граница детства»

Т. Бембеева, « Исход и Возвращение» Е. Буджалова- это далеко не полный перечень произведений калмыцких писателей и поэтов, посвященных подвигам сынов и дочерей на фронтах и в тылу. Их-то мы и изучаем на уроках внеклассного чтения.

        Итак, история и культура калмыцкого народа, его фольклор оказывают нам неоспоримую помощь в патриотическом воспитании современных школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Формы работы Музея Боевой славы по военно - патриотическому воспитанию учащихся"

в файле  находится методическая разработка традиционного внеклассного мероприятия посвящённого празднику 23 февраля "А ну-ка, парни!"...

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы.

Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место...

Патриотическое воспитание учащихся в классах оборонно-спортивного профиля

Выступление в секции классных руководителей на 4-ой зональной конференции Восточного регионального объединения методических служб "Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО "Образование" - р...

Программа патриотического воспитания учащихся.

Данная программа является одним из механизмов решения актуальной задачи в школе - формирование у учащихся школы высокого патриотического сознания , верности Отечеству , готовности к выполнению констит...

Место Музея истории школы в системе патриотического воспитания учащихся.

Статья по краеведению, написана на основе опыта работы.  В настоящее время краеведение получило качественно новое развитие. Приоритетная роль краеведческого образования сделала краеведческий прин...

Методические рекомендации по подбору и воспитанию кадет – командиров, как помощников воспитателей в военно-патриотическом воспитании учащихся.

Отбор кандидата на должность командира, его воспитание, это кропотливая постоянная работа. Она требует терпения, не допускает поспешности. По мере взросления, возмужания, у ребенка меняется мировоззре...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по героико-патриотическому воспитанию учащихся школы «Победа - в сердцах поколений!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет

Программа "Победа - в сердцах поколений!" направлена, главным образом, на доступное для младших школьников, освещение и изложение основных событий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг....