Патриотическое воспитание учащихся в классах оборонно-спортивного профиля
статья по обж по теме

Данилова Ольга Валерьевна

Выступление в секции классных руководителей на 4-ой зональной конференции Восточного регионального объединения методических служб "Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО "Образование" - ресурс повышения качества образования Подмосковья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferencii.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

4-я зональная конференция Восточного регионального объединения методических служб

«Педагогические достижения – учителей-победителей приоритетного национального проекта «Образование» - ресурс повышения качества образования Подмосковья».

Данилова Ольга Валерьевна, преподаватель-организатор ОБЖ МОУ «СОШ № 18» г.о. Электросталь

Секция классных руководителей

«История Вооруженных Сил» как одно из средств патриотического воспитания учащихся в классах оборонно-спортивного профиля»

«Будем же уважать наше прошлое, ибо без него все мы – как дерево без корней.

Будем чтить священную память людей из былого времени – с их нелегкой и

сложной судьбой».

В. Пикуль

Чтобы воспитать защитника Отечества, необходимо, прежде всего, вернуть любовь и уважение народа к Вооруженным силам России. Во все времена в России почитали воина, защитника Отечества. Почетом и уважением пользовались дружинники Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Александра Невского, воины Петра 1, Суворова, Кутузова, солдаты и офицеры Великой Отечественной войны.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» городского округа Электросталь одной из первых в городе начала внедрение технологии профильного обучения. В 2004 году школа участвовала в конкурсе инновационных образовательных программ в рамках областной программы «Развитие образовательной системы Московской области» и выиграла грант на реализацию проекта «Технология организации классов с военным профилем обучения».

Проблема патриотического воспитания наших учащихся стала одной из актуальных. И вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к решению задач по формированию личности ребенка.

В программе курса ОБЖ данная проблема находит воплощение в разделе «Основы военной службы» 10-11 класс, но этого явно не достаточно, чтобы воспитать достойного гражданина нашей Родины. В 2004 году я разработала программу курса «История Вооруженных Сил», которая помогает решить эту задачу.

Цели программы:

- формирование на примерах отечественной истории, культурных ценностях и традициях личности гражданина – патриота;

- ознакомление учащихся с историей Вооруженных Сил Российской Федерации;

- профориентация учащихся, помощь в выборе дальнейшего жизненного пути и возможному поступлению в военное учебное заведение;

- психологическая подготовка учащихся к службе в Вооруженных Силах РФ и защите Отечества.

Исходя из целей программы, работа проводилась по двум направлениям - через учебную деятельность учащихся и посредством организации системы внеклассной работы.

Я 8 лет была классным руководителем кадетских классов, за это время сделала 3 выпуска учащихся, и сегодня мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом внеклассной военно-патриотической работы.

В современных условиях можно выделить следующие основные виды военно-патриотической работы с учащимися:

  1. Военно-историческая подготовка

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании.

  1. Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности

Все граждане нашей страны, в том числе дети и подростки, в случае чрезвычайной ситуации должны быть готовы защитить себя и окружающих людей, оказать посильную помощь пострадавшим.

  1. Прикладная физическая подготовка

Обеспечение физической готовности человека к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях, в том числе и в боевой обстановке.

  1. Подготовка по основам военной службы

В этот вид подготовки входит изучение правовых основ военной службы, а также огневая, строевая, тактическая и топографическая подготовка.

  1. Военно-техническая и специальная подготовка

На этом этапе происходит формирование у школьников правильного представления о назначении боевой техники, ее особенностях и возможностях, помочь желающим освоить военно-техническую специальность, подготовить кандидатов к поступлению в военные учебные заведения.

Многие из вас используют самые разнообразные формы военно-патриотической работы: кружки, клубы, секции, месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковую деятельность, встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, уроки мужества, фестивали, праздники, конкурсы, викторины, слеты, сборы, лагеря и др.

На первое место по значимости среди творческо-игровых и деятельностных форм работы я ставлю военно-исторические и военно-спортивные игры, так как при их проведении можно выполнить сразу несколько задач и достичь поставленной цели, да и учащимися они воспринимаются на ура.

Показ презентации «Военно-спортивная игра Звезда»

В своей работе классного руководителя я широко использую следующие формы внеурочной деятельности учащихся:

- военно-спортивные игры «Звезда», «Полигон», «Защитник Отечества»;

- интеллектуальные конкурсы «Рода войск Вооруженных Сил РФ», «Русский солдат умом и силой богат»;

- соревнования «Молодецкие забавы», «Статен в строю, силен в бою», «Кубок кадета»;

- встречи с ветеранами 347-го зенитно-артиллерийского полка, героем Российской Федерации А.Г. Цацориным, курсантами Военного Университета радиационной, химической и биологической защиты, Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого (г. Москва), учащимися кадетских классов Московской области, в частности МОУ «СОШ № 21» города Ногинска;

- выпуск кадетского информационного бюллетеня «Виват, Россия!» и школьных радиопередач «На кадетской волне 18 FM»;

- участие в митингах памяти «Вывод Советских войск из республики Афганистан», «День защитника Отечества», «9 мая - День Победы»;

- конференция «Государственные символы Российской Федерации» и др.

Инновационная деятельность в военно-патриотическом воспитании учащихся должна заключаться в том, чтобы воинские части, военные учебные заведения, сами военнослужащие обратили свой взор на подрастающее поколение. К сожалению, в настоящее время военные организации не проявляют должной инициативы в налаживании и поддержании взаимодействия со школами, а ждут, когда эти школы сами обратятся к ним с предложением о сотрудничестве. Одной из причин сложившейся ситуации является модернизация Вооруженных Сил РФ, сокращение многих должностей в войсковых частях, реорганизация военных комиссариатов. И все же основным методом педагогического взаимодействия образовательных учреждений, войсковых частей и общественных организаций был и остается метод совместной работы. Его содержание можно описать следующими способами:

- личные профессиональные контакты;

- дни открытых дверей;

- совместная работа по увековечиванию памяти защитников Отечества;

- совместное проведение мероприятий, связанных с патриотическим воспитанием и начальной военной подготовкой учащихся;

- совместное участие в военно-патриотических конференциях, семинарах, конкурсах;

- совместное использование имеющихся учебно-материальных баз и инфраструктур.

Литература:

1. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феликс, 2006.

2. Высоцкий В.В., Жиренко О.Е. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию учащихся: 7-11 класс. – М.: 5 за знания, 2008.

3. Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2009.

4. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. – сост. И.А. Пашкович. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2007.

6. Система работы классного руководителя в образовательном учреждении / О.Н. Рудякова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: «Панорама», 2006.

7. Уроки мужества: Методы организации, сценарии проведения: 5-11 класс / сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение обучающихся классов оборонно-спортивного профиля.

Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуали...

ПРОГРАММА гражданско-патриотического воспитания учащихся 5 класса «Мы - дети России» 2012 – 2016 г.г.

Программа гражданско-патриотического воспитания ,разработана в 2012году для учащихся 5 класса...

Научная статья на тему "Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта"

В физической культуре и спорте заложены большие возможности для патриотического воспитания и повышения физической подготовки юношей призывного возраста....

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственн...

Программа «Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»

«Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»...

"Гражданско-патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта".

В данном материале представлен опыт по гражданско-патриотическому воспитанию кадет в урочной и внеурочной деятельности....