Урок русского языка в 6 классе "О разноспрягаемых глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока с презентацией с использованием метода проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_o_raznospryagaemyh_glagolah.docx41.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по теме «О разноспрягаемых глаголах»

Самохвалова Светлана Ильинична

учитель русского языка и литературы

Программа: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык, 5-9 классы». – Москва: Просвещение, 2011

Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016

Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).

Междисциплинарные связи: литература.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку, раздаточный печатный материал.

Используемые технологии: информационно-коммуникационная, технология развивающего обучения, проблемная, элементы исследования, проектной деятельности.

Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, индивидуальная работа, работа в группах, самопроверка, взаимопроверка, применение полученных знаний на практике.

Формы: индивидуальная (самостоятельная работа), групповая, работа в парах.

Цели:

Образовательные:

  • формировать знания о разноспрягаемых и особых глаголах;
  • повторить алгоритм определения спряжения глагола;
  • закрепить умение правильно определять спряжение глагола.

Развивающие:

  • развитие навыков связной монологической речи;
  • развитие логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, памяти, воображения;
  • развитие положительной мотивации к учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • воспитание внимательности;
  • формирование самостоятельности, навыков работы в мини-группах, парах (сотрудничество).

Ход урока:

I. Орг.момент

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

И сумей поделиться ей.

Ты улыбки ответную искру

Разбросай среди всех людей.

- Давайте улыбнемся друг другу и начнем работу.

 - Здравствуйте, ребята!  Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов нам и удачи!

II. Основная часть.

  1. Ребята, сегодня каждый из вас – автор учебника по  русскому языку. У вас на столах лежат различные фигуры, это элементы проекта, который вы презентуете в конце урока. Ваша задача: после каждого этапа урока записывать на них все, что вы считаете необходимым, то есть составить схему, которую мы поместим в учебник. Цель работы: систематизировать изученный материал, презентовать полученный проект.
  2. Урок начнем с решения задачи. Даны два однокоренных слова, одно имеет значение действия, изменяется по падежам, числам и относится к одному из трех родов, а второе – обозначает действие, изменяется по временам, лицам, числам. Какой частью речи будет 1 слово? А второе? (Существительное, глагол). Как называется изменение существительного по падежам? (Склонение). А изменение глагола по лицам и числам? (Спряжение). Приведите примеры таких существительных, глаголов. (Бежать, бег; ходить, ход и т.д.). Мы говорим о действии, значит, какая часть речи нас будет сегодня интересовать? (Глагол). Запишите, пожалуйста, на одной из фигур, которую вы считаете самой главной, слово «Глагол».
  3. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
  • Что такое глагол?
  • Что обозначает глагол?
  • Как изменяется?
  • Что самое сложное в правописании глаголов?
  1. Работа со схемой.
  • Действительно, самое сложное в теме «Глагол» - определить спряжение и правильно написать гласную в окончании. Дополним схему «Как правильно определить спряжение глагола». (Работа с заготовками на проектных листах, учащиеся должны вписать только слова).

Окончание ударное?

        Да                                                                 Нет

Определяем спряжение                                                 поставить глагол в н.ф.,

по гласной в окончании (поешь)                                        определить гласную в ˄

                                                                                (готовим – готовить)

-ем                                                                на –ить (кроме брить, стелить)

-ешь                                                                + слышать, видеть, ненавидеть,

-ете                        1 спр.                                        и обидеть, и зависеть, гнать,

-ет                                                                держать, вертеть, терпеть,

-ут/-ют                                                        а еще дышать, смотреть.

                                                                Да                         Нет  

                                                                2 спр.                        1 спр.

Привести примеры. Выполнение проверочной работы. Индивидуальная работа. Взаимопроверка.

  • Летим, веришь, служит, готовить, смотреть, прыгаешь, слышим, моет, читает.
  • Какое предположение можно выдвинуть? (Что глаголы относятся либо к 1, либо ко 2 спряжению)
  • Ребята, возьмите еще геометрические фигуры и запишите на них, что глаголы бывают 1 и 2 спряжения.
  1. Работа в группах.

- Ребята, перед вами предложения. (Раздать каждой группе учащихся по 1 конверту с предложением). Задание: составьте предложения.

- Можно ли отнести данные предложения к какому-либо литературному жанру? (К фольклору, это пословицы)

- Что такое пословицы? (Меткое, образное народное выражение).

Определите спряжение у глаголов.

1 группа получает пословицу, в которой есть глагол хотеть в ед.ч.

2 группа – предложение с глаголом хотеть во мн.ч.

Предложение для 1 группы

А) Коли хочешь себе добра, никому не делай зла! (Хочешь – окончание –ешь, ед.ч., 2л, 1 спр.; не делай – окончание –и, ед.ч., 2 л., 1 спр).

Предложение для 2 группы

А) Коли хотите себе добра, никому не делайте зла! (Хотите – окончание –ите, мн.ч., 2л, 2 спр.; делайте – окончание –те, мн.ч., 2 л., 1 спр).

  1. Создание проблемной ситуации. Обсуждение в парах, выдвижение гипотез:

- Сформулируйте вывод. (Глагол хотеть имеет окончания как 1 спр., так и 2).  

- Наше предположение оправдалось? (Нет)

- А какое предположение можно выдвинуть? (Что некоторые глаголы могут иметь окончания и 1, и 2 спр.)

- Мы выяснили, что к таким глаголам относится глагол хотеть.

- Что еще нам нужно выяснить? (Какие еще глаголы имеют такой способ спряжения).

7) Работа в группах.

- В русском языке есть еще один глагол, который имеет окончания и 1, и 2 спряжения.

Каждой группе предлагаются предложения со словом бежать. Задание: определить у глаголов спряжение. Работа на скорость.

А) Лето лежишь, зимой с сумой бежишь. 

- К какому выводу пришли? (Глагол бежать)

- С каким лингвистическим явлением встречались при изучении имени существительного? (Разносклоняемые имена существительные)

- Сформулируйте, как называются глаголы бежать и хотеть?(Разноспрягаемые).

- Ребята, можете ли вы сформулировать тему урока?

8) Морфемный разбор слова разноспрягаемые. Работа у доски.

Разн – о – спряг – а – ем – ые (сложение основ)

- Ребята, вы не забыли записать на фигурах, что глаголы бывают разноспрягаемые и какие это глаголы?

- Повторим: разноспрягаемые – значит, спрягаются по образцу 1 и 2 спряжения.

- Подтвердилось наше предположение? (Да, глаголы бывают 1, 2 спряжения и разноспрягаемые)

  1. Работа по словообразованию. Работа в парах. Обратить внимание на историческое чередование согласных в корне.

- Давайте подберем однокоренные слова к глаголам хотеть при помощи приставок, изменяя неопределенную форму глагола по лицам и числам (захотим, перехочешь, захочет).

- К слову бежать? (Прибежать, перебежать, разбежаться)

- К какому выводу пришли? (Производные этих глаголов также являются разноспрягаемыми)

10) Занимательная лингвистика.

Знаете ли вы, почему именно эти глаголы так странно себя ведут? Что касается глагола «бежать», то тут надо заглянуть в историю языка. В древнерусском языке различались глаголы бежати и бечи, которые в современном языке слились в один глагол. Неправильные с точки зрения современного русского языка формы этого глагола можно встретить в некоторых диалектах: бечь, бегит, бегим.

- Ребята, как вы думаете, а почему себя так ведет глагол «хотеть»?

(Дело в том, что в древнерусском языке было два глагола «хотети», каждый со своим спряжением. Со временем формы этих глаголов слились в один ряд. Мы можем услышать в неграмотной речи, в некоторых говорах отголоски отвергнутых литературным языком форм: хочем, хочете, хочут, хочишь, хотит).

  1. Синтаксический разбор предложения. Работа у доски.

Бог дал живот, Бог даст и здоровье. (Повеств., невоскл., сложн., БСП, сост. из 2-х ПП)

        - Выделим орфограммы.

- Обратите внимание на сказуемое - глагол. В какой он форме стоит?

- Разберите по составу.

- Спряжение глагола (2 человека у доски) в ед.ч и мн.ч. Выделение и проговаривание окончаний.

- Какой вывод  можно сделать? (Это особый глагол).

- Какое предположение можно выдвинуть? (Что в русском языке есть и особые глаголы).

- Как вы думаете, он один в русском языке такой?

9) Работа с предложением.

А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть.

- Какое лексическое явление здесь наблюдаем? (Омонимию)

- Объясните значение слов «есть».

- Спряжение глагола есть индивидуально с последующим обсуждением в группах.

- Правдиво наше предположение?

- Не забудьте это обозначить на проектных фигурах.

10) Культура речи. Коллективная работа.

- В каком предложении нет речевых ошибок?

Работаем до поту, так и поедим в охоту.

Работаем до поту, так и покушаем в охоту.

Объяснение. Знакомство с таблицей параграфа (стр.198)

III) Закрепление умений определять спряжение. Дифференциация задания.

- Ребята, давайте повторим, о каких глаголах мы сегодня говорили? (О глаголах 1, 2 спряжения, разноспрягаемых, особых)

        На карточках даны задания как для слабых учащихся, так и для сильных.

        - Ребята, вы видите, что задания даны двух уровней. Прочитайте их и выберите тот уровень, какой вы сможете сделать.

1 уровень. Поставьте глаголы в нужную форму, выделите окончания, определите спряжение.

(Работать – ед.ч., 2л., пов.накл.)                                         до поту, так (поесть - ед.ч., 2л., пов.накл.)                                 в охоту.

Аппетит от больного (бежать – ед.ч., 3л.)                                        , а к здоровому (катиться - ед.ч., 3л.)                                                                .

2 уровень. Составьте из данных слов предложения, поставьте глагол в правильную форму, выделите окончания глаголов, определите спряжение.

если, (хотеть), было, чтобы, приятно, хорошо, (Учиться), слушать, тебя, слушать.

                                                                                                

                                                                                                

IV) Итоги урока.

- Ребята, я попрошу вас систематизировать весь материал, пройденный сегодня на уроке, и, как авторам учебников, схематично показать при помощи геометрических фигур, какую схему о спряжении глаголов вы представите для учебника русского языка.

(Каждая группа крепит свои фигуры на доску).

Объяснение, защита своего проекта.

- Ребята, если вам понравилось работать сегодня на уроке, прошу вас нарисовать маркером улыбку на вашем проекте. А если нет, то грустного смайлика.

V) Рефлексия.

- Мы начали урок с улыбки. Давайте же и закончим его также. И любую учебную проблему отныне будем решать с улыбкой.

Спасибо, ребята, за урок. Мне очень понравилось работать с вами. Давайте поаплодируем друг другу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Виды глагола".

Данный материал  поможет учителю провести урок по теме, опираясь на материал презентации....

План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"

ПЛАН-КОНСПЕКТ  МАСТЕР-КЛАССА  В  5 «А» КЛАССЕПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»Учитель русского языка Л.Н.Нагаева 2011/2012 уч.год ТЕМА УРОКА: Виды глагола.ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой гр...

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (6 класс)

Материал содержит конспект урока и презентацию....

Урок русского языка "Правописание НЕ с глаголами"

конспект урока по теме "Правописание не с глаголами"...

Разработка урока русского языка на тему "Разноспрягаемые глаголы" с элементами критического мышления

Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ "Елпачихинской СОШ" Мансурова Ляйсан Халитовна Цели урока:                        ...

Урок русского языка по теме "Разноспрягаемые глаголы"

Урок русского языка в 6 классе ( по программе М.Баранова, Т. Ладыженской,  по учебнику М.Баранова, Т,Ладыженской и др.)Тема урока.   Разноспрягаемые глаголы.Цели урока: 1) знать определ...

Маршрутная карта урока русского языка по теме: «Разноспрягаемые глаголы»

Маршрутная карта урока русского языка по теме: «Разноспрягаемые глаголы»...