Технологическая карта урока по русскому языку в 6 «А» классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Открытый урок  в 6  классе по теме "Местоимение. Закрепление изученного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimeniya.docx48.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  русского языка в условиях реализации ФГОС по теме «Местоимение. Закрепление изученного»   (6 класс)

Тип урока: обобщающий

Форма урока: дидактическая игра

Метод: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.

Цель урока:  Повторение  и обобщение  знаний о части речи – местоимении; знание грамматических  признаков местоимений, его  синтаксической роли  в  предложении  и  правописания; совершенствование использования в речи имен и местоимений   

Задачи урока:

  1. Образовательные

 Повторение   и  обобщение  теоретических  сведений и закрепление  практических  навыков по теме.

 Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения.

 Распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях.

 Расширять лексический запас учащихся.

  1. Развивающие:

  Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету;

 развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать;

вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.

  1. Воспитательные:

Вызвать чувства интереса к изучаемой теме,

 пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку;

воспитывать в детях доброжелательность,  чувства товарищества, взаимовыручки

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • Раздаточный материал (листы для выполнения заданий)

Структура урока:        

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Технологическая карта  урока  русского языка 6 класс

Урок русского языка в 6 классе по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. Русский язык 6 класс, Москва «Просвещение», 2005

Тема урока

Повторение и обобщение изученного о местоимении, 6 класс (с использованием деловой игры)

Тип урока

Обощающий урок

Цель урока

-- организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

-- обеспечить проверку и оценку знаний обучающихся;

-- способствовать воспитанию чувства товарищества, коллективизма.

Планируемые результаты обучения

Познавательные УУД:

-- осознание познавательной задачи;

-- осуществление операций анализа, синтеза, классификации;

-- умение делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД:

-- умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;

-- способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы;

-- осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах.

Личностные УУД:

-- пробудить желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;

-- осознание себя как индивидуальности одновременно члена общества;

-- способность к адекватной самооценке своих поступков, действий.

Регулятивные:

-- умение принимать и сохранять учебную задачу;

-- планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками;

-- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их

Причины и пути преодоления.

Коррекционно – развивающие:- развивать каллиграфические, орфографические навыки - развивать речь, воображение

Основные понятия

Разряды местоимений, графический диктант

Межпредметные связи

Литература, математика

Средства обучения

Учебник, тетради, набор карточек, инструкция

Ресурсы

Методические пособия:

-- С.С.Колчанова Русский язык. Поурочные планы 6 класс, Волгоград, 2011

-- Г.А.Богданова Уроки русского языка в 6 классе, Москва, «Просвещение», 2003

-- А.Г.Зикеев Практическая грамматика на уроках русского языка, Москва, ВЛАДОС, 2004

-- Н.П.Савенкова Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка, Курск, 1989

Интернет ресурсы:

http://pokrov8.siteedit.ru/page68

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1242/Itemid,118/limit,20/limitstart,40/

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь            

Выберите себе смайлика, который покажет твоё настроение и поможет тебе на уроке.

Приветствие учащихся.

Коммуникативные:

-- вступать в диалог с учителем, Личностны:

-- желание приобретать новые знания, умения

.Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

3. Постановка учебной цели.

Запишите число, классная работа                                                                                                                                                 

Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их…

- Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…

– Какова функция местоимения в речи? (Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)

 Мы начнём урок со сказки.

 Сказка—интрига.

Жили-были мы с тобой,

Кто(то) с кем(то),

Некто с нами,

Кто ни (с) кем и сам (с) собой,

Этот, наш, любой, который.

Жили-были кто?

--О ком эта сказка? Почему нельзя определить?

Слова какой части речи преобладают в этом тексте?

                                                                                                                                                                                                                                                                     - Сформулируйте тему урока и цель  

О чём будем говорить на уроке?

Что мы сегодня на уроке должны сделать?

      Сегодня мы повторим, обобщим и расширим знания о местоимении.                              

Запись учащимися числа, «Классная работа»

отвечают на поставленные вопросы

Записывают тему урока

Формулируют цель урока

Познавательные:

--понимать информацию;-- осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

-- участвовать  

Познавательные:

-- осознавать познавательную задачу.

Регулятивные:

--принимать и сохранять учебную задачу.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Обобщение и систематизация знаний

Первичное закрепление знаний.

   

   

1.Рассказ о местоимении

Местоимение - это часть речи, которая... (указывает на предмет, но не называет его)

2)Местоимения изменяются... (как правило, изменяются по падежам, есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.)

3)В предложении местоимения обычно бывают... (подлежащим, дополнением

По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений:

– местоимения-существительные;

– местоимения-прилагательные;

– местоимения-числительные;           (Работа с таблицей)

1.Анализ предложений. Определение синтаксической роли местоимений.

1. Определить разряд местоимений, каким членом предложения является.

1.        Друг рассказал мне нечто интересное.

2.        Кто много читает, тот много знает.

3.        Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему
языку.

4.        Книги расскажут тебе о далеком прошлом.

5.        Читала такие книги, которые тревожат сердце, формируют вкус.

2.Назовите личные местоимения.

Я, он, вас, воз, ты, нас, нос, мне, который, ему, тебе, ничто, тобой, он, оно

3.Игра «Третье  лишнее».

1.сам , другой,  мы
2. себя, любой, всякий
3. весь,  никто, иной
4.каждый, тобой, самый.
4.Найдите соответствие.  Соедините местоимения с разрядом.

Я, ты, он, вы.                                          отрицательное

Этот, тот, таков.                               неопределённые

Какой-то, что-то.                              возвратное

Никакой, ничто.                                притяжательные

Мой, свой, его, наше, их.                  указательные

Себя                                                    личные

 

Знакомство с теоретическим материалом

Повторяют по таблице разряды местоимений

 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение,

Регулятивные:

--адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

Физ. минутка (пауза релаксации

Русский народ с уважением и любовью говорил о весне, об это свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки.

Если  в пословице услышите указательное местоимение, поднимите руки вверх, если их не услышите – вытяните руки перед собой:

 Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

Март морозом на нос садится.

Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.

Весна красна цветами, а осень снопами

Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

Прилетел тот кулик из-за моря, вывел весну из затворья.

Одна ласточка весны не делает.

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

 

Физкульт-минутка

Применение знаний и умений

Контроль и усвоение

1. Повторим орфографию

Работа с алгоритмом. (неполный алгоритм)

Вопросительные местоимения

Неопределенные местоимения

Некто
Нечто
Что-то
Какой-либо
Сколько-нибудь
Кое-кто

Отрицательные местоимения

Никто
Ничто
Некого
Нечего

Ни у кого
Не с кем

Вывод: местоимения в русском языке пишутся слитно, раздельно, через дефис.

Расскажите об особенностях написания отрицательных местоимений

1.Распределить  местоимения в две колонки : НЕ  -  НИ :        

Не разочаровался (н..)(в) чём,  не думал (н..) (о) чём,  (н..) (перед) кем не унижусь,  (н..)чем (н..)чего не сделаешь, (н..)(для)кого не секрет, пришёл (ни)(с)чем,  (н..)кому не нужно, (н..)(на)что не способен, (н..)(с)кем дружить

2. Исправьте ошибки в написании местоимений 

Смотреть ни на что                                    смотреть не на что
ни чего не делать                                       ничего не делать
нечему не удивляться                               ничему не удивляться

3.Текст.  Спишите, раскрывая скобки.

Что(то) делаю, н…чего не вижу в природе, н…(за)чем не слежу. Но чувствую, что кто(то) ходит со мной милый, и как о нем подумаешь – так хорошо становится.

А бывает, что(то) не клеится, плохо выходит, и в то(же) время чувствуешь что(то) хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймешь: это весна.

  • Прочитайте про себя. Что это такое? (Текст)
  • Что нужно сделать? (раскрыть скобки)
  • Что в скобках? Какая часть речи? (местоимение)
  • Давайте раскроем скобки вставим пропущенные буквы. Работаете  в тетрадях.
  • Над какими правилами работали?

–   А сейчас проверим написанное. Поменяйтесь листочками с соседом.

–   Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки.

–   Кто допустил одну-две ошибки?

–   Кто допустил три-четыре ошибки?

–   Кто допустил более пяти ошибок, значит у вас не сформировался навык правописания неопределенных и отрицательных местоимений, поэтому дома вы должны подготовить ответы на контрольные вопросы, которые даны на стр. 97-98        

ТЕСТ

1. Могут ли формы ЕГО, ЕЁ, ИХ  в одних случаях являться личными местоимениями, а в других – притяжательными?  

                           1) Да                                2) Нет

2. Сколько местоимений в предложении: Если вы когда нибудь бывали в осеннем лесу, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от восторга и улыбаешься без всякой причины!

1) 1;

2) 3;

3) 2.

3. В каком ряду все слова являются местоимениями?

1) мне, кто, любой, второй;

2) себя, моего, по-моему, прежний;

3) ее, всякий, самый, каждый.

4. Какое местоимение пишется через дефис?

1) кто (то);

2) кое (с) кем;

2) ни (кто)

5. В каком словосочетании отрицательное местоимение с НЕ?                                                                        1) н..чего не говорит;    2)  н..чего говорить;  3) н..сколько не раскаивается.                  

6. В какой пословице отрицательное местоимение с НИ?                                                                                  1) Что за честь, если н..чего есть.  2) Моя хата с краю, я н..чего не знаю.

        

 

 Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Познавательные:

-- читать и слушать, извлекая нужную информацию;

--осуществлять операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения выводы.

Коммуникативные:

-- вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;

--формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения.

Личностные:

--осознание себя как индивидуальности и члена общества.

Регулятивные:

-- контролировать процесс и результаты деятельности.

Рефлексия деятельности.

Продолжите предложения

-- Сегодня на уроке я повторил…..

-- Сегодня на уроке мне понравилось…

- Сегодня на уроке я научился…

 - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок. Лист самооценки.

Оценивают работу

Регулятивные:

-- контролировать процесс и результаты деяте трудности, искать их причины и пути преодоления льности

Домашнее задание.

Упражнение № 445.

Составить кроссворд по теме «Местоимения"

Запись учащимися задания в дневники.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Работа с таблицей

Разряды

местоимений

Местоимения

Группы по сходству с другими частямиречи

Личные

Я, ты, он, она, мы, вы, они.

Подлежащее, дополнение

Возвратное

Себя

Дополнение

Вопросительные

Кто?, что?, какой?, чей?, который?, сколько?, каков? (формируют вопросительные предложения.)

Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство

Относительные

Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения.)

Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство

Неопределенные

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь.

Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство

Отрицательные

Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего.

Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство

Притяжательные

Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.

Определение

Указательные

Тот, этот, такой, таков, столько.

Определение, сказуемое

Определительные

Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой.

Определение

Рабочий лист к уроку

          Работа с таблицей

Разряды

местоимений

Местоимения

Группы по сходству с другими частями речи

Мест.- сущ.

Мест.-прил.

Мест.-числит.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

по учебнику русского языка Т.А.  Ладыженской, 5 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"...

Технологическая карта урока по русскому в 5 классе "Инфинитив"

Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Глагол». Тема урока – «Инфинитив».Ставилась следующая цель – создать условия для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс ФГОС.

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.Тема. Графика. Алфавит....

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"

Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...