Игра-конкурс «Почему мы так говорим» (для учащихся 6 класса)
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Суркова Наталья Викторовна

Игра-конкурс «Почему мы так говорим» (для учащихся 6 класса)

Внеклассное мероприятие «Почему мы так говорим» проводится в рамках предметной недели по русскому языку в конце учебного года. Тема его связана с изученным в 6 классе разделом «Фразеология. Культура речи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

E:\19н.jpg

Суркова Наталья Викторовна

учитель

I категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя  

школа №3 г. Лысково

Номинация:

- Методические разработки профориентационных мероприятий для всех

участников образовательного процесса, организуемые в ходе внеурочной

деятельности

Название работы:

Игра-конкурс «Почему мы так говорим» (для учащихся 6 класса)

Внеклассное мероприятие «Почему мы так говорим» проводится в рамках предметной недели по русскому языку в конце учебного года. Тема его связана с изученным в 6 классе разделом «Фразеология. Культура речи».

Проблема изучения фразеологии в школе в настоящее время весьма актуальна, так как задания на знание фразеологизмов включены в экзамены по русскому языку в 9 и 11 классах. Русский язык чрезвычайно богат меткими и образными устойчивыми оборотами речи. Фразеологизмы, украшая нашу речь, делая ее более живой, образной, яркой, красивой, доставляют нам и немало хлопот. При неверном употреблении появляются речевые ошибки: утрачивается образность значения; нередко фразеологические единицы понимаются буквально или изменяется вообще значение; добавляются новые компоненты в структуре фразеологизма или, наоборот, пропускаются закрепленные; заменяются одни слова на другие в составе данных единиц; смешиваются несколько оборотов в один. Большая часть учащихся и вовсе не знает значений устойчивых сочетаний. Несмотря на яркие особенности этих устойчивых сочетаний слов, учащиеся даже старших классов довольно часто не могут определить фразеологизмы в тексте, затрудняются в их толковании, редко уместно используют фразеологические выражения в своей устной и письменной речи.

Для того чтобы понимать, где и когда лучше употреблять тот или иной фразеологизм и можно ли его употреблять в данном случае, необходимо отчетливо знать его смысловое значение, эмоциональную окраску и тот образ, который лег в основу его возникновения. В большинстве случаев это становится ясным, если обратишься к истории происхождения фразеологического оборота. Это положение удобно раскрыть на примере фразеологизмов, пришедших в литературный русский язык из специальной речи лиц, связанных с какой-либо профессией.  Ребятам будет интересно и полезно узнать, насколько богат и разнообразен мир профессий.  Появляются новые, исчезают старые, некоторые профессии существуют постоянно. Я надеюсь, что данное мероприятие не только расширит кругозор учащихся, но и поможет сориентироваться в разнообразном мире профессий.

На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

Цели:

  1. Углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, связанных с какой-либо профессией, учить правильно употреблять фразеологизмы в речи, пользоваться фразеологическим словарем.
  2. Развивать речевые умения, кругозор, познавательный интерес к изучению русского языка, совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
  3. Способствовать более прочному и осознанному усвоению изученного языкового материала, обогащению словарного запаса обучающихся, повышению культуры речи, ознакомлению учащихся с разнообразием профессий.

Оборудование, материалы, средства наглядности: медиа проектор, презентация «Почему мы так говорим», Розе Т.В. «Большой фразеологический словарь для детей»” – 2 шт., конверты с заданиями, карандаши и листы бумаги для рисования

Ход занятия

I. Организационный момент. Класс делится на две команды. Представляется жюри (учитель и помощники из старшеклассников). Объясняются критерии оценивания (1 балл за правильный ответ). В ходе игры используется презентация. (Слайд 1)

II. Введение в тему занятия.

Учитель. Ребята, отгадайте ребусы, и вы узнаете, с какой темой связано наще мероприятие. Та команда, которая отгадает ребусы быстрее, получит возможность первого хода. (Слайд 2)

Ученики. Названия профессий: тренер, ювелир, дипломат, водолаз, сварщик, ветеринар.

Учитель. Действительно, тема мероприятия связана с профессиями людей. Но мы повторим и один из разделов русского языка. Послушайте:

- Вспомним, как за коварство и обман был наказан Сизиф. По известному мифу он осужден вкатывать на высокую гору каменную глыбу. Из последних сил трудился Сизиф. Кажется, вот сейчас закончатся муки усталости и напряжения, еще одно усилие – и работа закончена. Но по воле богов камень вырывается из рук и с грохотом катится вниз. Снова берется Сизиф за дело. Но так и не может выполнить назначенную ему работу.

- Скажите, какое устойчивое выражение связано с этим мифом? Что оно обозначает? Как называются такие словосочетания? (Слайд 2)

Ученик: Сизифов труд - тяжелая, изнурительная, бесполезная работа. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.  

Учитель. Итак, сегодня мы будем говорить о фразеологизмах, пришедших в литературный русский язык из специальной речи лиц, связанных с какой-либо узкой профессией.

Теперь откроем слайд с выбором заданий, первой имеет право начать игру та команда, которая быстрее отгадала ребусы.

III. Игра «Почему мы так говорим»

  1. задание. (Слайд 4)

Учитель. Отгадайте фразеологизм и прочитайте его толкование:

Ученики.

  1.  «В час по чайной ложке». Первоначально употреблялось в речи медиков: буквально по отношению к лекарству, затем – пренебрежительно в разговорной речи со значением: «делать что-то очень медленно, едва-едва». (Слайды 5, 6)
  2. «Тянуть лямку». Из речи бурлаков, труд которых стал символом любого тяжелого, безрадостного труда, сейчас разговорное: «выполнять тяжелую и нудную работу без удовлетворения» (Слайды 7, 8)
  3. «Звонить во все колокола». Выражение стало известно из речи служителей церкви-звонарей, сейчас употребляется в значении: рассказывать что-нибудь, не подлежащее широкому оглашению, разбалтывать». (Слайды 9, 10)
  4. «Бить баклуши». Это устойчивое словосочетание возникло среди людей, занимающихся производством деревянной посуды. Баклуши – деревянные чурки, которые поручали делать тем, кто не владел настоящим мастерством обработки посуды. Эта работа оценивалась ниже, чем работа мастера. С тех пор выражение употребляется в разговорной речи  в значении «заниматься несерьезным делом, бездельничать». (Слайды 11, 12)
  5. «Довести до белого каления». Возникло в речи металлургов и первоначально употреблялось по отношению к куску металла, раскаленного добела, сейчас в значении: вывести из себя. очень сильно рассердить. (Слайды 13, 14)
  6. «Тянуть канитель». Фразеологизм появился в среде золотых дел мастеров. Канитель – тонкая витая золотая или серебряная проволока, нить, употребляемая для вышивания. Первоначально «вытягивать эту нить из раскаленного куска металла» - работа очень медленная и трудная. Теперь в значении: заниматься проволочкой дела, откладывая его исполнение на неопределенный, долгий срок. (Слайды 15, 16)

  1. задание «Угадай профессию» (назвать профессию, где появился данный фразеологизм, и человек какой профессии мог бы так сказать).  Напишите на листочке, листок сдать жюри.

Ученики.

«Угадай профессию» (Слайды 17, 18)

Стричь под одну гребенку — Парикмахер

На живую нитку — Портной

Сложить оружие — Военный

Брать на прицел — Охотник

Закидывать удочку — Рыбак

В час по чайной ложке — Врач

Играть первую скрипку — Музыкант

Петь с чужого голоса — Певец

Открывать Америку — Путешественник

Ждать у моря погоды — Рыбак

Попасть в ловушку — Охотник

Закусить удила — Конюх

Сгущать краски — Художник

Ход конем — Шахматист

С больной головы на здоровую — Врач

Клевать носом — Охотник

Кто это мог сказать? (Слайды 19, 20)
Человек какой профессии   мог бы так сказать:
1. Направление главного удара, встать в строй, вызвать огонь на себя, взять на мушку
2. Разделать под орех, без сучка, без задоринки, топорная работа, бить баклуши
3. Войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет
4. Шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку, мерить на свой аршин. метать петли

5. Газетная утка, бумага не краснеет

Ответы: 1.Полководец. 2. Плотник. 3. Актер. 4. Портной. 5. Журналист

  1. задание.  игра «Наборщики»

Учитель. Ребята, сейчас мы с вами освоим новую профессию – наборщик. Набо́рщик — рабочий типографии доцифровой эпохи, в обязанности которого входил набор текста. Наборщик набирал строки текста из отдельных литер (букв) вручную или при помощи наборных машин, после чего верстальщик (метранпаж) составлял из них страницы и полосы будущей книги или журнала.

Вам нужно из отдельных слов составить, «набрать», известные фразеологические обороты. Чья команда больше составит фразеологизмов, та и выиграет этот конкурс. Итог конкурса подведет жюри, проверив ваши ответы.

Вода – как, толочь, концы, в, в, опущенный, ступе, как, не разольешь, кануть, две, как, с, капли, гуся, не, из, как, в, замутить, выйти, вывести, сухим, на чистую, чистый, спрятать (Слайд 21)

Язык – держать, зубами, длинный, найти, за, злые, на, общий, придерживать, прикусить, проглотить, развязать, тянуть, без, за, не, чесать, повернется, чешется, костей, сорвалось, проглотить, с (Слайд 22)

Ученик. Воду толочь в ступе, спрятать концы в воду, водой не разольешь, как в воду кануть, как с гуся вода, как две капли воды, воды не замутит, из воды сухим выйти, вывести на чистую воду, как в воду опущенный, у, всех (Слайд 23)

Ученик. Держать язык за зубами, длинный язык, злые языки, у всех на языке, найти общий язык, придержать язык, прикусить язык, тянуть за язык, проглотить язык, развязать язык, сорвалось с языка, язык без костей, язык не повернется, язык проглотишь, языком чесать, язык чешется (Слайд 24)

4 задание. «Картинки-шутки»

Учитель. Фразеологизмы нельзя понимать буквально, иначе речь становится комически бессмысленной. В этом легко убедиться, если нарисовать картинки-шутки на тему «Занятия спортсменов». Возьмите карандаши и листочки бумаги и нарисуйте картинки на темы, которые спрятаны в конвертах, в буквальном, а не в переносном смысле. Соперники должны будут угадать, какой фразеологизм зашифрован:

1 команда – «Баскетболист забрасывает мяч в корзину»

2 команда – «Боксер кладет противники на обе лопатки»

 5 задание. Работа со словарём

Учитель. Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях русского языка. Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях. Найдите в словарях, которые лежат перед вами, фразеологизмы, связанные с профессиями, занятиями людей. Кто больше найдет фразеологизмов за 5 минут, тот выиграл этот конкурс.

Ученики. Брить лбы (солдат), быть начеку (сторож), в чужой монастырь со своим уставом не ходят (монах), дело выгорело (судья), заговаривать зубы (знахарь), закидывать удочку (рыбак), игра не стоит свеч (игрок в карты),  разделать под орех (столяр), ни пуха ни пера (охотник)

IV. Заключительная часть

Подведение итогов игры, награждение команд.

Подведение итогов занятия

  • Какой делает нашу речь употребление фразеологизмов?
  • Узнал ли я сегодня что-то новое о профессиях и о фразеологизмах, связанных с ними?
  • Какие фразеологизмы запомнились больше всего?

Использованная литература.

  1.  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Учебник «Русский язык. 6 класс. В двух частях». Москва: «Просвещение», 2012 г.
  2. Еременко Н.И. «Предпрофильная подготовка школьников 5-11 класс», «Панорама», 2006
  3. Кунгурова А.Т. «Внеклассная работа по русскому языку». Ижевск: «Удмуртия», 1973 г.
  4. Розе Т.В. «Большой фразеологический словарь для детей»”, Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2010
  5. Ресурсы Интернета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра-конкурс « Почему мы так говорим »

Слайд 2

Отгадай ребусы

Слайд 6

В час по чайной ложке Первоначально употреблялось в речи медиков: буквально по отношению к лекарству, затем – пренебрежительно в разговорной речи со значением: «делать что-то очень медленно, едва-едва»

Слайд 8

Тянуть лямку Из речи бурлаков, труд которых стал символом любого тяжелого, безрадостного труда, сейчас разговорное: «выполнять тяжелую и нудную работу, без удовлетворения»

Слайд 10

Звонить во все колокола Выражение стало известно из речи служителей церкви-звонарей, сейчас употребляется в значении: рассказывать что-нибудь, не подлежащее широкому оглашению, разбалтывать».

Слайд 12

Бить баклуши Это устойчивое словосочетание возникло среди людей, занимающихся производством деревянной посуды. Баклуши – деревянные чурки, которые поручали делать тем, кто не владел настоящим мастерством обработки посуды. Эта работа оценивалась ниже, чем работа мастера. С тех пор выражение употребляется в разговорной речи в значении «заниматься несерьезным делом, бездельничать».

Слайд 14

Довести до белого каления Возникло в речи металлургов и первоначально употреблялось по отношению к куску металла, раскаленного добела, сейчас в значении: вывести из себя, очень сильно рассердить.

Слайд 16

Тянуть канитель Фразеологизм появился в среде золотых дел мастеров. Канитель – тонкая витая золотая или серебряная проволока, нить, употребляемая для вышивания. Первоначально «вытягивать эту нить из раскаленного куска металла» - работа очень медленная и трудная. Теперь в значении: заниматься проволочкой дела, откладывая его исполнение на неопределенный, долгий срок.

Слайд 17

«Угадай профессию» Назвать профессию, где появился данный фразеологизм Стричь под одну гребенку На живую нитку Сложить оружие Брать на прицел Закидывать удочку В час по чайной ложке Тянуть фолынку Петь с чужого голоса Открывать Америку Ждать у моря погоды Попасть в ловушку Закусить удила Сгущать краски Ход конем С больной головы на здоровую Клевать носом Принять эстафету

Слайд 18

Стричь под одну гребенку — Парикмахер На живую нитку — Портной Сложить оружие — Военный Брать на прицел — Охотник Закидывать удочку — Рыбак В час по чайной ложке — Врач Тянуть волынку — Музыкант Петь с чужого голоса — Певец Открывать Америку — Путешественник Ждать у моря погоды — Рыбак Попасть в ловушку — Охотник Закусить удила — Конюх Сгущать краски — Художник Ход конем — Шахматист С больной головы на здоровую — Врач Принять эстафету - Спортсмен

Слайд 19

Кто это мог сказать? Человек какой профессии мог бы так сказать: 1.Направление главного удара, встать в строй, вызвать огонь на себя, взять на мушку 2. Разделать под орех, без сучка, без задоринки, топорная работа, бить баклуши, 3. Войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет 4. Шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку 5. Газетная утка, бумага не краснеет

Слайд 20

Ответы : 1.Полководец 2 . Плотник 3 . Актер 4 . Портной 5 . Журналист

Слайд 21

Игра «Наборщики» Вода – как, толочь, концы, в, в, опущенный, ступе, как, не разольешь, кануть, две, как, с, капли, гуся, не, из, как, в, замутить, выйти, вывести, сухим, на чистую, чистый, спрятать

Слайд 22

Игра «Наборщики» Язык – держать, зубами, длинный, найти, за, злые, на, общий, придерживать, прикусить, проглотить, развязать, тянуть, без, за, не, чесать, повернется, чешется, костей, сорвалось, проглотить, с

Слайд 23

Воду толочь в ступе, спрятать концы в воду, водой не разольешь, как в воду кануть, как с гуся вода, как две капли воды, воды не замутит, из воды сухим выйти, вывести на чистую воду, как в воду опущенный, у, всех

Слайд 24

Держать язык за зубами, длинный язык, злые языки, у всех на языке, найти общий язык, придержать язык, прикусить язык, тянуть за язык, проглотить язык, развязать язык, сорвалось с языка, язык без костей, язык не повернется, язык проглотишь, языком чесать, язык чешется

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "В чём состоит главная ценность в человека? Почему мы можем говорить об актуальности проблемы, заключённой в произведении И.С.Тургенева "Отцы и дети", как о проблеме 21 века?"

Извечная тема - отцы и дети. Перед обучающимися стоит  проблема, которую нужно разрешить, опираясь на жизненый опыт героев произведения. Понять на чём строится счастье и несчастливая судьба героя...

Дидактическая игра-конкурс по математике "Своя игра" для 10-го класса

Ключевые слова: математика, алгебра, старые задачи, старая школа, задачи для 6 класса по арифметике, «Своя игра», декада математики, неделя математики, открытый урок, презентация для внеурочного...

Классный час «Почему мы так говорим?»(6 класс)

Класный час проводится после изучения темы "Лексика".Подготовка ведётся классным руководителем и учителем русского языка.Данный классный час способствует углублению интереса к родному языку,задания во...

игра- конкурс по английскому языку " маршрут знаний" для учащихся 6 кл

Игра  проводится в виде путешествия по станциям. Команды  получают маршрутные листы. На каждой станции работает старшеклассник, который выставляет набранные баллы в маршрутном листе. Засекае...

Урок по развитию речи учащихся в 5 классе на тему «Почему мы так говорим?»

Урок по развитию речи учащихся в 5 классе на тему «Почему мы так говорим?» является завершающим в блоке «Расширяйте свой словарь!» Это урок совершенствования знаний, умений и навыков. Умение применять...

Игра-конкурс по русскому языку "Лингвистический Олимп" для учащихся 7 класса.

Сценарий игры был создан для проведения районного конкурса по русскому языку "Лингвистический Олимп". Участвуя в игре-конкурсе, учащиеся 7 классов могут продемонстрировать свои знания по орфогр...