Классный час «Почему мы так говорим?»(6 класс)
классный час (6 класс) на тему
Класный час проводится после изучения темы "Лексика".Подготовка ведётся классным руководителем и учителем русского языка.
Данный классный час способствует углублению интереса к родному языку,задания воспитывают бережные отношения к прошлому русского языка.Развиваются навыки общения,элементы соревнования.Классный час носит познавательный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yazyk.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Почему мы так говорим?»(6 класс)
Составила учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №4» г.Ржева Тверской области
Зайцева С.Ю.
Цель: способствовать углублению интереса к родному языку , воспитанию бережного отношения к его прошлому ; развивать навыки общения .
План классного часа .
1)Вступительное слово .
2)Часть 1 . Путешествие по страницам «Фразеологической энциклопедии русского языка»
Часть 2 . «Эти странные словечки иностранные»
3)Викторина .
4)Подведение итогов (рефлексия)
-Ребята! Наш классный час мы посвятим речевой культуре. Назовем первую часть нашего занятия< Путешествие по страницам «Фразеологической энциклопедии русского языка».
В русском языке много образных и ярких фразеологических выражений, то есть устойчивых сочетаний слов.
Итак , страница первая :«Фразеологическая арифметика» .
-Назовите фразеологические обороты с числительными.
(Первый блин комом; заблудиться в 3 соснах ; знать, как свои 5 пальцев; шестое чувство ; семеро одного не ждут; один с сошкой, а семеро с ложкой ).
-Назовите фразеологические обороты со словами, называющими части тела .
(Ломать голову; сердце не на месте; как воды в рот набрал; водить за нос; мозолить глаза; вешать на уши лапшу; язык без костей).
Подобрать к рисункам фразеологические обороты .
Белка Крутиться как белка в колесе .
Ёж Держать в ежовых рукавицах.
Кот Купить кота в мешке .
Свинья Подложить свинью .
-Кто быстрее подберет фразеологические обороты, относящиеся к профессии.
Столяры Без сучка и задоринки, снять стружку .
Портные Шито белыми нитками, с миру по нитке .
Сапожники Два сапога пара.
Парикмахеры Стричь под одну гребёнку .
Охотники Ни пуха ни пера .
-Кто больше знает «цветовых фразеологизмов»?
Белый Белая ворона .
Чёрный Держаться в черном теле .
Голубой Голубой экран .
Синий Синий чулок .
Желтый Желтая пресса .
-Укажите значения фразеологических оборотов : при царе Горохе, молочные реки и кисельные берега, по щучьему велению, рожки да ножки .
Конкурс на лучшего знатока отечественной истории и быта.
Почему мы так говорим?
1.Филькина грамота
2.Казанская сирота
3.Стоять как вкопанный
4.Скатертью дорожка
5.Уйти несолоно хлебавши
Часть 2. « Эти странные словечки иностранные»
-Ребята! Вам интересно узнать, из какого языка в русский язык пришли некоторые слова?
Давайте поговорим по-французски.
-Колпак для лампы, светильника (Абажур)
-Отвар мяса, рыбы (Бульон)
-Гостиница (Отель)
-Дорога с твердым покрытием (Шоссе)
-Водитель автомобиля (Шофёр)
-А теперь поговорим по-английски:
-Бег по пересеченной местности (Кросс)
-Человек, занимающийся бизнесом (Бизнесмен)
-Кулачный бой в специальных боксёрских перчатках (Бокс)
-Тот, кто идёт первым в состязании (Лидер)
-Городской электрический автобус (Троллейбус)
-Эти слова – из Германии .
-Младший матрос (Юнга)
- Хлеб, намазанный маслом (Бутерброд)
-Резиновая трубка для проводки жидкости, газа (Шланг)
-Мешок для переноски тяжестей (Рюкзак)
-Знамя, прикреплённое к деревку (Флаг)
Часть 3. Викторина .
(Класс делится на 2 команды, выбираются капитаны)
Загадки :
1)Не мёд, а ко всему липнет .
2)Какая водица только для грамотного годится?
3)Чёрные, кривые, от рождения немые, а как станут в ряд – сразу заговорят.
4)Долговязый Тимошка бежит по узкой дорожке. Его следы – твои труды.
5)Чем кончаются день и ночь?
6)Что находится между горой и долиной?
7)Что стоит посреди Волги?
8)Что в человеке есть, а у вороны вдвое, а в огороде – втрое.
9)Что за дерево, название которого состоит из 4 предлогов?
10)Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы?
Угадайте 4 слова (для 1 команды)
С «м» я в море
С «в» я в поле
С «п» я дома
С «г» я в футболе
Угадайте 4 слова (для 2 команды)
С «б» мучительной бывает
С «м» одежду пожирает
С «р» актерам все нужна
С «с» для повара важна
-Каждую скороговорку прочитайте трижды.
Идёт с косой косой козёл .
Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках .
Архип осип, Осип охрип .
Клим купи кипу пик .
-Замените фразеологизмы синонимами
Хоть пруд пруди
Кот наплакал
Яблоку негде упасть
Рукой подать
-Вот и закончилась наша викторина . Счёт … (объявляется счёт)
Но викторина – от слова виктория. А виктория – это …
-Победа.
-И досталась она первой команде .
Подведение итогов :
-Что вам понравилось?
-Что вас заинтересовало?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: "Почему я выбрал профессию повар-кондитер?"
Данный классный час знакомит учащихся с историей данной професси, формирует у чащихся представление о социальной значимости професии "Повар"...
задания к ролевой игре "Почему АЯ важен"_Кауфман 8 класс
карточки с заданиями...
Классный час "Почему мы так говорим?" Подготовила и провела Р.В. Дибижева
В игровой форме дети узнают значение и происхождение русских поговорок, заимствованных слов. Параллельно решаются задачи социализации, общения, самоутверждения подростков....
классный час "Почему мы так говорим?"
Классный час на тему: «Почему мы так говорим?»Нет ничего заразнее слова.Восточная мудрость.От гнилого сердца и гнилые слова.Русская пословица.Ход классного часа.Сегодня мы будем говорить о здоровье. П...
Классный час "Почему мы так говорим?"
Цели: способствовать углублению интереса к родному языку, воспитанию бережного отношения к его прошлому; развивать навыки общения, воспитывать толерантность к представителям других национальностей.Фор...
Классный час. «Почему люди матерятся?»
Причины, почему люди матерятся....
Классный час «Почему подросток совершает преступление?».
Цель:- Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, -Воспитание правового сознания учащихся-Ознакомить учащихся со статьями уголовного права, которые определяют меру...