Классный час «Почему мы так говорим?»(6 класс)
классный час (6 класс) на тему

Класный час проводится после изучения темы "Лексика".Подготовка ведётся классным руководителем и учителем русского языка.

Данный классный час способствует углублению интереса к родному языку,задания воспитывают бережные отношения к прошлому русского языка.Развиваются навыки общения,элементы соревнования.Классный час носит познавательный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yazyk.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Почему мы так говорим?»(6 класс)

Составила учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №4» г.Ржева Тверской области

Зайцева С.Ю.

Цель: способствовать углублению интереса к родному языку , воспитанию бережного отношения к его прошлому ; развивать навыки общения .

План классного часа .

1)Вступительное слово .

2)Часть 1 . Путешествие по страницам «Фразеологической энциклопедии русского языка»

Часть 2 . «Эти странные словечки иностранные»

3)Викторина .

4)Подведение итогов (рефлексия)

-Ребята! Наш классный час мы посвятим речевой культуре. Назовем первую часть нашего занятия< Путешествие по страницам «Фразеологической энциклопедии русского языка».

В русском языке много образных и ярких фразеологических выражений, то есть устойчивых сочетаний слов.

Итак , страница первая :«Фразеологическая арифметика» .

-Назовите фразеологические обороты с числительными.

(Первый блин комом; заблудиться в 3 соснах ; знать, как свои 5 пальцев; шестое чувство ; семеро одного не ждут; один с сошкой, а семеро с ложкой ).

-Назовите фразеологические обороты со словами, называющими части тела .

(Ломать голову; сердце не на месте; как воды в рот набрал; водить за нос; мозолить глаза; вешать на уши лапшу; язык без костей).

Подобрать к рисункам фразеологические обороты .

Белка                                                                       Крутиться как белка в колесе .

Ёж                                                                           Держать в ежовых рукавицах.

Кот                                                                          Купить кота в мешке .

Свинья                                                                    Подложить свинью .

-Кто быстрее подберет фразеологические обороты, относящиеся к профессии.

Столяры                                                    Без сучка и задоринки, снять стружку .

Портные                                               Шито белыми нитками, с миру по нитке .

Сапожники                                                                                 Два сапога пара.

Парикмахеры                                                          Стричь под одну гребёнку .

Охотники                                                                                   Ни пуха ни пера .


-Кто больше знает «цветовых фразеологизмов»?

Белый                                                                                       Белая ворона .

Чёрный                                                                           Держаться в черном теле .

Голубой                                                                                   Голубой экран .

Синий                                                                                      Синий чулок .

Желтый                                                                                   Желтая пресса .

-Укажите значения фразеологических оборотов : при царе Горохе, молочные реки и кисельные берега, по щучьему велению, рожки да ножки .

Конкурс на лучшего знатока отечественной истории и быта.

Почему мы так говорим?

1.Филькина грамота

2.Казанская сирота

3.Стоять как вкопанный

4.Скатертью дорожка

5.Уйти несолоно хлебавши


Часть 2. « Эти странные словечки иностранные»

-Ребята! Вам интересно узнать, из какого языка в русский язык пришли некоторые слова?

Давайте поговорим по-французски.

-Колпак для лампы, светильника (Абажур)

-Отвар мяса, рыбы (Бульон)

-Гостиница (Отель)

-Дорога с твердым покрытием (Шоссе)

-Водитель автомобиля (Шофёр)

-А теперь поговорим по-английски:

-Бег по пересеченной местности (Кросс)

-Человек, занимающийся бизнесом (Бизнесмен)

-Кулачный бой в специальных боксёрских перчатках (Бокс)

-Тот, кто идёт первым в состязании (Лидер)

-Городской электрический автобус (Троллейбус)

-Эти слова – из Германии .

-Младший матрос (Юнга)

- Хлеб, намазанный маслом (Бутерброд)

-Резиновая трубка для проводки жидкости, газа (Шланг)

-Мешок для переноски тяжестей (Рюкзак)

-Знамя, прикреплённое к деревку (Флаг)

Часть 3. Викторина .

(Класс делится на 2 команды, выбираются капитаны)

Загадки :

1)Не мёд, а ко всему липнет .

2)Какая водица только для грамотного годится?

3)Чёрные, кривые, от рождения немые, а как станут в ряд – сразу заговорят.

4)Долговязый Тимошка бежит по узкой дорожке. Его следы – твои труды.

5)Чем кончаются день и ночь?

6)Что находится между горой и долиной?

7)Что стоит посреди Волги?

8)Что в человеке есть, а у вороны вдвое, а в огороде – втрое.

9)Что за дерево, название которого состоит из 4 предлогов?

10)Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы?

Угадайте 4 слова (для 1 команды)

С «м» я в море

С «в» я в поле

С «п» я дома

С «г» я в футболе

Угадайте 4 слова (для 2 команды)

С «б» мучительной бывает

С «м» одежду пожирает

С «р» актерам все нужна

С «с» для повара важна

-Каждую скороговорку прочитайте трижды.

Идёт с косой косой козёл .

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках .

Архип осип, Осип охрип .

Клим купи кипу пик .

-Замените фразеологизмы синонимами

Хоть пруд пруди

Кот наплакал

Яблоку негде упасть

Рукой подать

-Вот и закончилась наша викторина . Счёт … (объявляется счёт)

Но викторина – от слова виктория. А виктория – это …

-Победа.

-И досталась она первой команде .

Подведение итогов :

-Что вам понравилось?

-Что вас заинтересовало?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "Почему я выбрал профессию повар-кондитер?"

Данный классный час знакомит учащихся с историей данной професси, формирует у чащихся представление о социальной значимости професии "Повар"...

Классный час "Почему мы так говорим?" Подготовила и провела Р.В. Дибижева

В игровой форме дети узнают значение и происхождение русских поговорок, заимствованных слов. Параллельно решаются задачи со­циализации, общения, самоутверждения подростков....

классный час "Почему мы так говорим?"

Классный час на тему: «Почему мы так говорим?»Нет ничего заразнее слова.Восточная мудрость.От гнилого сердца и гнилые слова.Русская пословица.Ход классного часа.Сегодня мы будем говорить о здоровье. П...

Классный час "Почему мы так говорим?"

Цели: способствовать углублению интереса к родному языку, воспитанию бережного отношения к его прошлому; развивать навыки общения, воспитывать толерантность к представителям других национальностей.Фор...

Классный час. «Почему люди матерятся?»

Причины, почему люди матерятся....

Классный час «Почему подросток совершает преступление?».

Цель:- Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, -Воспитание правового сознания учащихся-Ознакомить учащихся со статьями уголовного права, которые определяют меру...