ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Захарова Татьяна Ивановна

ресурс раскрывает работу с виртуальными экскурсиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ им. Л.Н. Толстого

Захарова Т.И.

« Жизнь и творчество  И.С.Тургенева»   

Цель урока: 1.дать представление о жизни и творчестве  Тургенева.

                     2.развивать навыки самостоятельной работы

                     3.расширять кругозор учащихся.

Оборудование: Компьютер, Интернет, программа «Роwer Point»,  «Microsoft Word», «Tom Reader».

ХОД  УРОКА.

1. Вступительное слово учителя:  объявление целей  и задач урока;

         2.Разминка: блиц-опрос .1)Назовите самый известный рассказ Тургенева. 2)В каком произведении героями были крестьяне?3)Назовите имена крестьян, чьи имена  есть в названии рассказа.4)Фамилия помещика из этого рассказа. 5)Из какой семьи - богатой  или бедной - происходил Тургенев?

   Экскурсия в музей Спасское-Лутовиново:        

http://www.spasskoye-lutovinovo.ru/spasskoe.htm  
 

          3. Восприятие нового материала .  

 Работа с блокнотом "Адреса"   по ссылкам из Интернета. http://www.turgenev.org.ru/  
http://www.neuch.ru/bio/a41_p1.shtml  
http://www.rulex.ru/01190414.htm 
http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/turgenev/ 
http://writerstob.narod.ru/writers/turgenev.html 

       4. Повторение основных сведений.

Обсуждение прочитанного. Вопросно-ответная беседа.

  5. Работа с программой «Tom Reader».

А) По группам читают о романах Тургенева: 1 – о  романе  "Рудин" , 2 – о «Дворянском гнезде», 3 – о романе «Накануне».

В "Дворянском гнезде"  Тургенев  показал историю хорошего человека из дворян –Федора Лаврецкого. В лице Лаврецкого мы, несомненно, имеем одного из самых симпатичных представителей дворянско-помещичьей полосы русской жизни; он человек и тонко-мыслящий, и тонко-чувствующий. И тем не менее он не может не согласиться со своим другом, энтузиастом Михалевичем, когда тот, перебрав события его жизни, называет его "байбаком". Вся эта жизнь была отдана личным радостям или личному горю. Потеряв за границей свое семейное счастье, он приезжает на родину с твердым намерением взяться за "дело". Но увы! это "дело" смутно для него самого. Достаточно было, поэтому, первых проблесков сочувствия к нему со стороны героини романа Лизы Калитиной, чтобы неутоленная жажда личного счастья снова залила все его существо. Возможность возрождения для новой жизни мелькнула перед Лаврецким ,когда до него дошло известие о смерти жены. Однако известие о смерти жены  оказалось ошибочным.    Вторичная незадача снова и окончательно надломила мягкого романтика. Драма Лизы и Лаврецкого заключалась в том ,что мираж личного счастья  внезапно рассеялся. В эпилоге мы узнаем, что Лиза уходит в монастырь, а Лаврецкий как будто обрел "дело": он научился "землю пахать" .

Б) Беседа и обсуждение прочитанного.

В) Запись основных героев романов.

           6.Повторение основных сведений.  Программа «Power Point»:

            7. Решение кроссворда в Excel.

            8. Обсуждение и подведение итогов урока.     

« Жизнь и творчество Л.Н.Толстого»

Цель урока: 1.дать представление о жизни и творчестве Толстого.

                     2.развивать навыки самостоятельной работы

                     3.расширять кругозор учащихся.

Оборудование: Компьютер, Интернет, программа «Роwer Point»,

« Ехсеl», «Microsoft Word».

ХОД  УРОКА.

1.Оргмомент. Вступительное слово учителя:объявление целей  и задач урока;

         2.Разминка: блиц-опрос .1)Назовите самое известное произведение Толстого. 2)Что вы знаете о личности Л.Н.Толстого?3)Назовите  родовое имение Л.Н.Толстого 5)Из какой семьи происходил Толстой?

         3.Экскурсия в музей Толстого.

http://www.tula.ru/Polyana/ 

 

 

         4. Восприятие нового материала  по «Адресам» в Интернете.

http://www.repetitor.org/materials/tolstoy1.html  http://www.peoples.ru/art/literature/prose/belletristika/tolstoy/index.html 
 

           5. Повторение основных сведений.

 Вопросно-ответная беседа.

         6.Просмотр в Интернете  родословной Л.Н.Толстого.

               http://www.bashedu.ru/konkurs/azamatov/main.htm 

          7.Повторение основных сведений.

 Программа «Power Point»:

            8. Решение кроссворда в Excel.

   

           9. Обсуждение и подведение итогов урока.

 Вверх

Певец русской природы

( творчество М.М.Пришвина).

Цель урока:

         1.дать представление о  творчестве М.М.Пришвина;   

                2.развивать навыки самостоятельной работы ;                     

         3.расширять кругозор учащихся и воспитывать интерес

                        к  предмету.      

Оборудование: компьютер, Интернет, программа «Роwer Point», «Microsoft Word», «Tom Reader».

ХОД  УРОКА.

1.Оргмомент. Вступительное слово учителя:  объявление целей  и задач урока.

           2.Восприятие нового материала.

  Самостоятельная работа учащихся: поиск материала в Интернете .

  http://yelets.ru/zemlyak.htm -  музей 

http://www.sochin.ru/biografii/prishvin.html#  
http://www.svetloyar.de/publishing/docpris.htm 
http://www.hrono.ru/biograf/prishvin.html  
                                                

          Задачи: ознакомиться с основными  фактами биографии  писателя;

                        получить основные сведения о творчестве Пришвина;

                        чтение и анализ одного из рассказов (по выбору учащихся).

          Цель: составление хронологической таблицы;

                     создание  связного высказывания.

             3.Обсуждение прочитанного. Беседа по  вопросам:

- Что можно сказать о первых произведениях М.Пришвина?

-  Какие путешествия Пришвина  легли в основу его рассказов?

-  Какие жанры  свойственны творчеству Пришвина?

-  Можно ли Пришвина назвать только писателем  о природе?

            4.Составление краткой хронологической таблицы по творчеству Пришвина.

 Дата   Произведение
1906 г рассказ "Сашок"
1907 г очерки"В краю непуганых птиц"
1908 г очерки"За волшебным колобком"
1909 г повесть-очерк"У стен града невидимого"
1909 г очерк"Адам и Ева"
1910 г очерк"Черный Арал"
1920 г повесть"Мирская чаша"
1929 г повесть"Журавлиная родина"
1933 г повесть"Женьшень"
1935 г очерки и рассказы"Календарь природы"
1940 г цикл миниатюр"Лесная капель"
1940 г поэма в прозе"Фацелия"
1945 г сказка-быль"Кладовая солнца"
1954 г повесть-сказка"Корабельная чаща"
1957 г роман-сказка"Осударева дорога"
1960 г автобиографический роман"Кащеева цепь"
      

            5. Написание короткого отзыва о прочитанном рассказе в блокноте с именем ученика и сохранение документа в общую папку.      

            6.Подведение итогов и завершение урока.

 

«Творчество В.Высоцкого»

 

Цель урока: 1.дать представление о  творчестве В.Высоцкого;

2.развивать навыки самостоятельной работы;

                     3.расширять кругозор учащихся и воспитывать интерес к  предмету.

Оборудование: компьютер, Интернет, программа «Роwer Point», «Microsoft Word», «Tom Reader».

                   ХОД  УРОКА.

1.Оргмомент. Вступительное слово учителя: объявление целей  и задач урока;

           2.Восприятие нового материала.

А) Вступительное слово учителя.

Б) Самостоятельная работа учащихся: поиск в Интернете  материалов о жизни и творчестве В.Высоцкого.

    Задачи:                                                                                                          

    пользуясь поисковыми системами  Yandex, Google,    Rambler   получить основные сведения о творчестве  В.Высоцкого;

     найти и скопировать в блокнот фотографии В.Высоцкого; 

Цель:      собрать коллекцию фотографий   В.Высоцкого,

         3.Составление фотогалереи В.Высоцкого в программе «Роwer Point».

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Роль экскурсий в преподавании русского языка и литературы

В данной статье рассматриваются задачи,роль и классификация учебных экскурсий, дается анализ комлексных экскурсий. Особое внимание уделяется экскурсиям литературной направленности....

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Роль экскурсий в преподавании русского языка и литературы

В данной статье рассматриваются задачи,роль и классификация учебных экскурсий, дается анализ комлексных экскурсий. Особое внимание уделяется экскурсиям литературной направленности....