Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «А» классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок изучения нового материала в 5классе по теме "Правописание  о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta1.docx34.51 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt266 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку  в 5 «А» классе.

Учитель

Попова Лариса Николаевна

Класс

5 А

Раздел

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Тема

«Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных».

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цель

- деятельностная:  сформировать способность опознавать существительные в речи, применять правило правописания букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи с применением данной орфограммы;

- содержательная:  сформировать представление о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Планируемые результаты

-личностные: формирование навыков развёрнутого анализа, познавательного интереса; устойчивой мотивации к обучению, самосовершенствованию; креативных способов  в деятельности; работы в парах по алгоритму, самопроверки и взаимопроверки

-предметные: способствовать формированию понятий  «часть речи», «часть слова», «ударение», «падеж», «число», «шипящие согласные и ц», неповторимости и уникальности русского языка; осуществлять выбор написания букв о/е в словах.

-метапредметные: формирование знаний по теме на основе полученной      информации: познавательные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД.

Формы работы

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Технология

Проблемно-диалогическая.

Материалы и оборудование

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/(Т.А.Ладыженская и др.); раздаточный материал (карточки).

Список литературы

https://docviewer.yandex.ru/ ; http://lebedevasa.ucoz.ru/.

Технология урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД (Планируемые результаты)

1.

Организа-ционный момент.

1.Приветствие.

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение, и не сомневаюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь на свои места.

2.Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Настраиваются на активную работу.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

2.

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, сегодня уроке, мы с вами будем юными следопытами и проведём небольшое исследование.

Узнают о сюжетной линии урока.

Коммуникативные: планирование сотрудничества в ходе урока

3.

Орфографическая разминка.

- Предлагаю вам выполнить задание: вставить буквы, графически объясняя условие выбора написания.

Задание: Прил…гать усилия, сл…жить вещи, отл…жить празднование, возл…гать надежды, безотл…гательное дело, зелёный р..сток, учиться в школ.., выр..щенный в теплиц.., быстро подр..с., радос..ное предпол…жение, ра..пол…житься у костра.

Выполняют задание учителя.

Познавательные: структурирование знаний. 

Регулятивные: контроль. 

4.

Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

 

Создает проблемную ситуацию.

 Учитель предлагает ученикам выполнить практическое задание на новую тему

-Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, выделяя морфему, в которой находится пропущенная буква.

Легкий ш..рох, заросло камыш..м, короткая ч..лка, любуюсь птиц..й, белая ш..рстка, темной туч..й. розовые щ..ки.

(В процессе выполнения ученики испытывают затруднение).

Выход из затруднения

-Какие буквы вы вставили ?

-В каких словосочетаниях вы испытывали    трудности в написании пропущенной буквы?.

-Правильно.

- За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц)

- А какая это может быть гласная? (о или е)

- Давайте попробуем  сформулировать  тему нашего урока, исходя из данной проблемы. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц).

- Запишем  тему  урока в рабочую  тетрадь.

-Итак, тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, попробуйте сформулировать цели нашего урока. Сформулируйте цели нашего урока, используя начало предложений:

1) Познакомиться с ...

2) Научиться .....

Подводящий диалог

Ученики: От каких условий зависит выбор буквы в окончании существительного?

Формулируют тему урока.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, формулирование темы.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: структурирование знаний.

5.

Актуализация знаний и этап поиска решения проблемы (открытие нового знания).

Предположите, от чего зависит выбор буквы? (Выдвижение гипотез).

Прочитайте слова.

Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей.

- Какую часть речи мы изучаем на протяжении нескольких уроков?

- Что вы знаете об имени существительном?

- Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма?

- После каких согласных?

- Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)

- Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?

- Выделите окончание, поставьте ударение.

- Теперь есть какие-нибудь гипотезы?

- Сделайте вывод: от чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?

- Сформулируйте правило.

Отвечают на вопросы учителя, выдвигают свои версии. Формулируют правило.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: структурирование знаний.

6

Работа с учебником

-А теперь давайте проверим себя, обратившись к «Книге мудрости» п.99 (учебник). Правы ли мы?

-Посмотрите внимательно,  как  на письме выделяется данная орфограмма?

-Запишите слова, выделив орфограмму №18.

7.

Физкультминутка.

(Предлагает выполнить упражнения для снятия напряжения. Ученики повторяют движения за учителем)

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – успокоиться и сесть.

8.

Воспроизведение знаний.

 - Итак, ребята, мы с вами познакомились с правилом правописания о и е в окончаниях имён существительных.

Теперь давайте попробуем составить алгоритм наших действий.

-Что такое алгоритм?

- С чего надо начать?

- Без чего мы не сможем определить данную орфограмму?

- Какой следующий шаг?

 Алгоритм:

1.Прочитай слово.

2.Поставь знак ударения.

3.Выдели окончание.

4.Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

5.Сделай вывод, выбрав гласную.

Выполнение задания.

Карточка со словами

-Списать, вставить пропущенные буквы, выделить изучаемую орфограмму

Над чертежом, с кирпичом,  за ландышем, с малышом, с врачом, за тучей,  над рощей,  со свечой,  с лапшой,  перед встречей, с   овцой,  с птицей.

-А теперь проверьте работу своего соседа по парте.

Открываются ответы на интерактивной доске

-оцените работу своего товарища:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 и более ошибок – «2»

Выполняют задание, делают вывод, выводят схему воспроизведения правила правописания.

Ученики работают в парах.

Познавательные: систематизация знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: работа в парах, группах по алгоритму; совершенствование  креативных способов деятельности: самопроверка и взаимопроверка.

Предметные: способствовать формированию понятий  «часть речи», «часть слова», «ударение», «падеж», «число», «шипящие согласные и ц», неповторимости и уникальности русского языка; осуществлять выбор написания букв о/е в словах.

Познавательные: выделять главное ;искать пути решения проблемы; строить логически обоснованные рассуждения; анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания;

9.

Учебная деятельность.

Используя свои новые знания, выполним задание: упр. 556, с. 76-77 учебника.

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Применяют новое правило при выполнении упражнения. Выполняют рекомендации учителя по выполнению упражнения.

Познавательные: структурирование знаний, поиск информации.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Личностные: смыслообразование.

10.

Применение нового знания на практике.

- Поставьте имена существительные, данные в скобках, в нужной форме; обозначьте изучаемую орфограмму.

Карточка 1.

Не железным (ключ) сердце открывается, а добротой.

Слово коварного человека режет острым (нож) по доброму сердцу.

Всех (зайцы) упустишь, если сразу за несколькими погонишься.

Глупый ловит воздух (ковш).

Каждая мать своих (птенцы) оберегает.

Выполняют задание на индивидуальных карточка пользуясь имеющимися знаниями.

Познавательные: структурирование знаний, поиск информации.

Регулятивные: контроль, коррекция.

11.

Самостоятельная работа.

 -Выборочный диктант с проверкой по эталону. (Выписать слова с о – е в окончаниях существительных в два столбика:

1 столбик -о, второй – е).

1.Лошади бежали рысцой.

2. Герасим толкнул дверь плечом.

3. Ласточка свила гнездо под крышей.

4. Над рощей пронеслась туча.

5. Подобрали ребята двух птенцов.

6. Ласточку называют вестницей весны.

Эталон.

1 столбик – рысцой, плечом, птенцов.

2 столбик – крышей, рощей, вестницей.

Получают индивидуальные карточки и выполняют задание.

Проводят самоанализ.

Регулятивные: самоконтроль.

12.  

Итог урока. Рефлексия.

Анализирует работу учеников на уроке.

Подводит итог урока.

Вспомните, какую цель мы ставили? Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем ещё нужно поработать?

Анализируют собственную учебную деятельность, дают оценку своей работе на уроке.

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самооценка.

13.

Домашнее задание.

Домашнее задание

Выполнить упр. 559, с. 77 учебника.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: планирование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцатое марта. Классная работа. Тема урока: «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных». Урок русского языка в 5 «А» классе. .

Слайд 2

Цель урока: на материале, воспитывающем нравственные качества личности, обогащающем словарный запас обучающихся, развивающем их речь, изучить правило правописания гласных после шипящих и ц в окончаниях существительных, сопоставив его с правилом выбора орфограммы в корнях слов.

Слайд 3

Орфографическая разминка Прил…гать усилия, сл…жить вещи, отл…жить празднование, возл…гать надежды, безотл…гательное дело, зелёный р..сток, учиться в школ.., выр..щенный в теплиц.., быстро подр..с , радос..ное пре … пол…жение, ра..пол…житься у костра.

Слайд 4

Записать, вставив пропущенные буквы. Лёгкий ш…рох, заросло камыш…м, короткая ч…лка, любуюсь птиц…й, белая ш…рстка, тёмной туч…й, розовые щ…ки, ж…лтый крыж…вник, тяж…лый ож..г. -Какие буквы вставляли? -За какими согласными следует неизвестная гласная?

Слайд 5

Тема урока «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных».

Слайд 6

В какой части слова выделены буквы о и е? После каких согласных стоят эти буквы? Определите ударение в словах. врач о м борц о в дворц о м кольц о меж о й бойц о в шалаш о м певц о в товарищ е м горц е в полотенц е м сердц е задач е й гвардейц е в репортаж е м юнош е й

Слайд 7

Запомни: После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква о , без ударения буква е. врач о м, свинц о м товарищ е м, полотенц е м

Слайд 8

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Над чертеж…м С кирпич..м За ландыш..м С малыш..м С врач…м За туч..й Над рощ..й Со свеч..й

Слайд 9

Проверка Над чертеж о м С кирпич о м за ландыш е м с малыш о м с врач о м за туч е й над рощ е й со свеч о й 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 и более ошибок – «2»

Слайд 10

Выборочный диктант Лошади бежали рысц…й. Герасим толкнул дверь плеч…м. Ласточка свила гнездо под крыш…й. Над рощ…й пронеслась туча. Подобрали ребята двух птенц…в. Ласточку называют вестниц…й весны.

Слайд 11

Проверим! 1столбик: рысц о й, плеч о м, птенц о в. 2 столбик: крыш е й, рощ е й, вестниц е й.

Слайд 12

Поставить имена существительные, данные в скобках, в нужной падежной форме; обозначить изучаемую орфограмму. Не железным (ключ) сер.це открывает?ся, а д.бротой. Слово коварного человека режет острым (нож) по доброму сер.цу. Жадный человек всегда недоволен (добыча). Всех (зайцы) упустишь, если сразу за несколькими п.гонишься. Каждая мать своих (птенцы) об.регает.

Слайд 13

С.И Ожегов «Словарь русского языка». Коварство – злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством.

Слайд 14

Проверка. Не железным ключ о м сер д це открывае тс я, а д о бротой. Слово коварного человека режет острым нож о м по доброму сер д цу. Жадный человек всегда недоволен добыч е й. Всех зайц е в упустишь, если сразу за несколькими п о гонишься. Каждая мать своих птенц о в об е регает.

Слайд 15

Заполнить таблицу своими примерами (по 5-7 примеров в каждую колонку ) Правописание гласных о – е после шипящих в корнях слов в окончаниях Ш ё лк ш ё пот ш о в ш о рох ж ё лудь Плащ о м ключ о м свеч о й товарищ е м задач е й

Слайд 16

1. Укажите ряд существительных, в окончаниях которых после шипящих пишется о. за молодц..м, под луч..м; перед выигрыш..м, над задач..й; с калач. о м, над шалаш..м, кирпич..м; с репортаж..м, ландыш е м о о о о е е е

Слайд 17

2. Укажите ряд существительных, в окончаниях которых после шипящих пишется е. со скрипач..м, под хлебниц..й; под блюдц..м, с товарищ..м; под солнц е м., с марш..м; за палач..м, перед врач. о .м о е о е е е

Слайд 18

3. Укажите предложение, в котором есть слова с орфограммой «Буквы о - ё после шипящих и ц в окончаниях существительных. Лодка вошла в камышовые заросли. На перемене я побеседовал со своим товарищем. По небу плыли свинцовые тучи. Девушки любят менять причёски. е

Слайд 19

4. Укажите ряд, во всех словах которого на месте пропуска пишется ё. Пощ..чина, крыж..вник, щ..лкать; Ж..кей, ш..рох, расч..ска; Пш..нка, деш..вый, ш..рстка; Ш..колад, ч..рточка, ш..фёр. о о о о о ё ё ё ё ё ё ё

Слайд 20

Итог урока. - Какую орфограмму изучили? - Правило. - Чему ещё вы учились на уроке?

Слайд 21

Домашнее задание . §101, упр.560, по желанию: составить небольшой текст по пословице, записанной в классе.

Слайд 22

Спасибо Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

по учебнику русского языка Т.А.  Ладыженской, 5 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"...

Технологическая карта урока по русскому в 5 классе "Инфинитив"

Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Глагол». Тема урока – «Инфинитив».Ставилась следующая цель – создать условия для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс ФГОС.

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.Тема. Графика. Алфавит....

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"

Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...