Литература, 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)
КТП по литературе в 7 классе по УМК В.Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_7_klass.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе.
Календарно – тематический план составлен в соответствии с программой для общеобразовательных стандартов второго поколения. Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
На освоение программы в 7 классе федеральным базисным учебным планом отведено 70 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (в том числе Р/Р – 7, сочинений – 2, контрольных работ – 4, Вн. ч. – 3)
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
- Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2015.
- Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2015.
- Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.
- Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2000.
- Обернихина Г.А., Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - М.: Просвещение, 2015.
- Русский фольклор: Словарь - справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1999.
- Читательский дневник. Иду в 7 класс. - Саратов: Лицей, 2008.
- Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2014 .
Для учителя:
- Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.
- Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006.
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000.
- Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
- Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
- Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф Н.И. Кравцова. - М.: Просвещение, 1971.
- Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.
- Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.
- Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2003.
№ урока | Название (раздела, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | |
План | Факт | |||
1 | Введение (1).Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | ||
2 | Устное народное творчество (6). Предания как поэтическая автобиография народа. | 1 | ||
3 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа. | 1 | ||
4 | Былина «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. | 1 | ||
5 | Карело-финский эпос, французский. Изображение жизни народа, его традиций, обычаев. | 1 | ||
6 | Пословицы и поговорки | 1 | ||
7 | Р/Р Пословицы и поговорки в нашей жизни | 1 | ||
8 | Из древнерусской литературы (2). «Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. | 1 | ||
9 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности. | 1 | ||
10 | Из русской литературы 18 в. (2).М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество | 1 | ||
11 | Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина. | 1 | ||
12 | Из русской литературы 19 в. (27 ч) А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. | 1 | ||
13 | «Медный всадник». Историческая основа поэмы. Образ Петра I. | 1 | ||
14 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе. | 1 | ||
15 | Пушкин- драматург. «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена. | 1 | ||
16 | Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. | 1 | ||
17 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. | 1 | ||
18 | Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы. | 1 | ||
19 | Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к героям. Тест. Ответ на вопрос. | 1 | ||
20 | М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта в его стихотворениях | 1 | ||
21 | Н.В. Гоголь. Страницы биографии. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести | 1 | ||
22 | Тарас Бульба и его сыновья. | 1 | ||
23 | Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. | 1 | ||
24 | Р.р. Анализ эпизода «Осада польского города Дубно». Прославление боевого товарищества, прославление товарищества (главы 7 - 8). | 1 | ||
25 | Р.Р. Характеристика литературного героя. Противопоставление Остапа Андрию. (Домашнее сочинение ). | 1 | ||
26 | И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | 1 | ||
27 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла. | 1 | ||
28 | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. | 1 | ||
29 | H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | 1 | ||
30 | А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | 1 | ||
31 | Контрольная работа. Влияние эпохи на литературу (на примере 1-2 прочитанных произведений 19 века на историческую тему) | 1 | ||
32 | М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры. | 1 | ||
33 | Вн.чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества. | 1 | ||
34 | Л.Н. Толстой . Жизнь и творчество великого писателя | 2 | ||
35 | Автобиографическое художественное произведение «Детство» (главы). | |||
36 | Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого | |||
37 | А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения. Два лица России в рассказе «Злоумышленник» | 1 | ||
38 | Р/р Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения в стихотворениях поэтов 19 века. | 1 | ||
39 | Из русской литературы 20 века. (24 ч.). И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. | 1 | ||
40 | И.А.Бунин Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | 1 | ||
41 | Вн/ч Бунин «Лапти» | |||
42 | М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | 1 | ||
43 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев. | 1 | ||
44 | Р.р. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство». | 1 | ||
45 | «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Подвиг во имя людей. (Домашнее сочинение). | 1 | ||
46 | Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | ||
47 | В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. | 1 | ||
48 | В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | 1 | ||
49 | А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. | 1 | ||
50 | Вн/ч А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности. | 1 | ||
51 | Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. | 1 | ||
52 | Р/Р Развитие представлений о сравнении и метафоре | 1 | ||
53 | А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика. | 1 | ||
54 | Ритмы и образы военной лирики. А.А.Ахматова, К.М.Симонов. | 1 | ||
55 | Ритмы и образы военной лирики. А.А.Сурков, Н.С.Тихонов и др.поэты. | |||
56 | Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | 1 | ||
57 | Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | ||
58 | Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | 1 | ||
59 | Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. | 1 | ||
60 | Смешное и грустное в рассказе Михаила Зощенко «Беда». | 1 | ||
61 | Р\Р. «Тихая моя Родина». Стихотворения и песни русских поэтов XX века о Родине, родной природе. | 1 | ||
62 | Контрольная работа по произведениям писателей и поэтов ХХ века. | 1 | ||
63 | Из литературы народов России (1ч.) Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...». Особенности художественной образности дагестанского поэта. | 1 | ||
64 | Из зарубежной литературы (5). Р.Бернс, Дж. Г. Байрон Судьба и творчество гениального поэта. | 1 | ||
65 | Японские трёхстишия. «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек» (К. Паустовский). | |||
66 | О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | 1 | ||
67 | Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. | 1 | ||
68 | Контрольная работа по произведениям зарубежной литературы. | 1 | ||
69-70 | Резерв | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...