Рабочая программа по русскому языку 5 класс по УМК Е.А. Быстровой
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_5_2018-2019_lozovaya_11.09.doc | 465.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № 160 от 31.08.2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2018 – 2019 учебный год
по русскому языку
Уровень образования (класс) основное общее, 5 класс__
Общее количество часов ___170____
Количество часов в неделю ___5____
Учитель русского языка и литературы Лозовая Марина Владимировна __________
Квалификационная категория _______высшая______
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программы учебного предмета «Русский язык» 5-9 классы, Программы курса «Русский язык». 5—9 классы / авт.-сост.Л.В. Кибирева. - М.: ООО «Русское слово — учебник»,2015г. (Инновационная школа)______________________
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2008 г.;
- Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);
- Учебного плана МБОУ Советской СОШ на 2018-2019 учебный год в рамках реализации БУП – 2008г.;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования,
- Примерной программы учебного предмета «Русский язык» 5-9 классы,
- Программы курса «Русский язык». 5—9 классы / авт.-сост.Л.В. Кибирева. - М.: ООО «Русское слово — учебник»,2015г. (Инновационная школа).
- УМК:
1. Е.А. Быстрова. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч. / Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С.; – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014г. (ФГОС. Инновационная школа).
2. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабкина М.В. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014г.
Изучение русского языка в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их сточки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
В 5 классе изучаются фонетика и графика, орфоэпия и орфография, лексика и морфемика. Начинается изучение морфологии (существительное, прилагательное, глагол). Вводятся первоначальное сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации, что позволяет формировать устную и письменную речь на русском языке.
Следует подчеркнуть, что в 5—7 классах предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым языковым материалом.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Работа по учебно-методическому комплекту на основе примерной программы основного общего образования Е.А. Быстровой учётом требований ФГОСООО призвана обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных результатов.
Ожидается, что обучающиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении русского языка.
Личностные результаты освоения обучающимися 5 класса основной школы программы по русскому (родному) языку:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения обучающимися 5 класса основной школы программы по русскому (родному) языку:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями раз-
личных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков для анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения,
совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения обучающимися 5 класса основной школы программы по русскому (родному) языку:
РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Обучающийся научится:
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией с небольшим сообщением; публично защищать свою позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АУДИРОВАНИЕ
Обучающийся научится:
- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
- передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
ЧТЕНИЕ
Обучающийся научится:
- понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого);
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Обучающийся получит возможность научиться:
- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
ГОВОРЕНИЕ
Обучающийся научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
- выступать перед аудиторией с устным высказыванием; публично защищать проект;
- участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
ПИСЬМО
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности
- составлять план, тезисы выступления, схемы;
- писать деловые и личные письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
ТЕКСТ
Обучающийся научится:
- понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, создавать тексты этих типов; определять стиль текста;
- читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; пересказывать текст подробно и сжато;
- выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
- определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
- использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций;
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста
- последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;
- озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы, участие в беседе), официально-деловые тексты (деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА
Обучающийся научится:
- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы;
- различать и анализировать тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;
- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением на учебно-научную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
- создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
Обучающийся научится:
- характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
- определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
- оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА
Обучающийся научится:
- проводить фонетический разбор слова, фонетическую транскрипцию;
- соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Обучающийся научится:
- производить морфемный, словообразовательный разбор;
- различать изученные способы словообразования;
- образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- характеризовать словообразовательные цепочки, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Обучающийся научится:
- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
- группировать слова по тематическим группам;
- подбирать к словам синонимы, антонимы;
- опознавать фразеологические обороты;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
- опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
- опознавать омонимы разных видов;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
МОРФОЛОГИЯ
Обучающийся научится:
- опознавать самостоятельные части речи: существительное, глагол, прилагательное, служебные части речи: предлог, союз, частицу;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства морфологии;
- различать грамматические омонимы;
СИНТАКСИС
Обучающийся научится:
выделять словосочетание в предложении; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять
грамматическую основу предложения; определять однородные члены
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений;
- определять главное и зависимое слово, образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;
- определять вид предложения по количеству грамматических основ, по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;
- определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно);
- различать простое и сложное предложение;
- производить синтаксический разбор предложения;
- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Обучающийся получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Обучающийся научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
- находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
- обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
Обучающийся получит возможность научиться:
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
Обучающийся научится:
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
- анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
№ п/п | Раздел предмета | Количество часов на раздел | Формы контроля |
Речь. Речевая деятельность Роль родного языка в жизни общества Язык и речь. Речь и речевое общение. Речь устная и пись-менная. Речь книжная и разговорная. Речь диалогическая и монологическая. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Речевой этикет. | 9 | Входная диагностика | |
Текст Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста. Способы развития темы в тексте. Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Абзац - структурно-смысловая часть текста. План текста. Функционально-смысловые тиры речи: описание, повествование, рассуждение. Их строение, смысловые и языковые особенности. Сочетание разных типов речи в тексте. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте. Сравнение. | 11 | Сочинение, выборочное изложение | |
Синтаксис и пунктуация Синтаксис - раздел грамматики. Пунктуация -раздел правописания. Словосочетание, его признаки. Виды словосочетаний по Морфологическим свойствам главного слова. Предложение, его признаки. Средства оформления предложения: интонация, ее функции, логическое ударение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельства, способы их выражения. редложения с однородными членами. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Предложения с обращением. Интонация, пунктуация предложений с обращением. Предложения с вводными словами. Функции, интонация, пунктуация предложений с вводными словами. Предложения с прямой речью. Простое и сложное предложение. | 26 | Сочинение по картине, сжатое изложение, диагностическая работа. | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Фонетика - раздел лингвистики. Звук - единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Выразительные средства фонетики. Слог. Слог - единица слова. Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков. Графика - раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв. Соотношение звука и буквы. Орфография - раздел правописания. Правописание гласных в корне слова. Правописание согласных в корне слова. | 20 | Изложение от третьего лица, диагностическая работа, сочинение-миниатюра, сочинение по картине. | |
Лексика Лексикология - раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Способы толкования (краткое, с помощью синонимов, антонимов, однокоренных слов). Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Омонимы - омографы, омофоны, омоформы. Синонимы. Лексическая сочетаемость слова. Антонимы. Словари синонимов, антонимов. Переносное значение слова в основе художественных тропов. Основные виды тропов (эпитет, метафора, олицетворение). | 11 | Сочинение, диагностическая работа. | |
Морфемика. Словообразование. Орфография Морфемика - раздел лингвистики. Морфема - мини-мальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова. Окончание - формообразующая морфема. Корень. Однокоренные слова. Правописание корней. Приставка, суффикс - словообразующие морфемы. Правописание приставок. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слов. Словообразование - раздел языкознания. Производящая основа. Словообразующие морфемы. Основные способы словообразования слов. Словообразовательный анализ слов. Основные выразительные средства морфемики и словообразования. | 21 | Сочинение по картине, диагностическая работа. | |
Морфология Морфология как раздел грамматики (2ч) Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное (24 ч) как часть речи. Общее грамматическое значение предметности. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные нарицательные и собственные. Прописная буква в собственных именах. Использование кавычек в названиях книг, газет, журналов. Род имен существительных мужского рода. Имена существительные женского рода. Род имен существительных с Ь на конце. Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных. Число имен существительных. Имена существительные, имеющие форму только единтвенного числа. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Склонение имѐн существительных. Три основных типа склонения. Падежные окончания 1, 2, 3 склонения, их Правописание. Правописание О, Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц. Разносклоняемые имена существительные. Правописание наиболее употребительных суффиксов существительных: -чик-, -щик-, -чиц (а), -щиц-, -ек-, -ик- (чик-). Правописание НЕ с именами существительными Имя прилагательное (15 ч) как часть речи. Общее грамматическое значение признака предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. Разряды имен прилагательных по значению. Имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Характерные признаки качественных имен прилагательных. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Правописание окончаний имен прилагательных. Имена прилагательные полные и краткие. Изменение кратких прилагательных по родам и числам. Образование и правописание кратких прилагательных, чередование звуков при образовании кратких прилагательных. Роль и место кратких прилагательных в предложении. Степени сравнения качественных имен прилагательных. Образование сравнительной степени. Образование превосходной степени. Чередование согласных звуков при образовании сравнительной степени прилагательных с суффиксом -Е и превосходной степени с суффиксом -АЙШ-. Словообразование и Правописание имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание О и Е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и Ц. Правописание НЕ с прилагательными. Правописание сложных прилагательных, обозначающих сочетания цветов или оттенки цветов. Глагол (23 ч) как часть речи. Общее грамматическое значение действия предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. Правописание НЕ с глаголами. Инфинитив (неопределенная форма глагола). Правописание -тся и -ться в глаголах. Вид глагола. Значение и признаки глаголов совершен ного и несовершенного вида. Образование видовых пар. Переходные и непереходные глаголы. Винительный падеж существительных с предлогом и без предлога при переходных глаголах. Косвенные падежи существительных с предлогами и без предлогов при переходных глаголах. Возвратные глаголы. Наклонения глагола: изъявительное, условное ( сослагательное), повелительное. Время глагола: настоящее, будущее, прошедшее. Значение и употребление в речи. Спряжение глагола. Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом (односоставных) | 64 | Сочинение, сочинение-описание натюрморта, творческий проект , сочинение-описание архитектурного памятника, диагностическая работа №5, сочинение-описание внешности человека, диагностическая работа №6, сочинение, диагностическая работа №7. | |
Повторяем изученное | 8 | Итоговая диагностическая работа. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Речь. Речевая деятельность. | 9 | 1 четверть | ||
Русский язык – национальный язык русского народа | 1 | 03.09 | ||
Язык и речь. | 1 | 04.09 | ||
Что такое общение. | 1 | 05.09 | ||
Речь устная и письменная. | 1 | 06.09 | ||
Речь книжная и разговорная. | 1 | 07.09 | ||
Речь диалогическая и монологическая. | 1 | 10.09 | ||
Входная диагностика. | 1 | 11.09 | ||
Речевой этикет. | 1 | 12.09 | ||
РР Построение высказывания. | 1 | 13.09 | ||
Текст | 11 | |||
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. | 1 | 14.09 | ||
Тема, основная мысль и структура текста. Микротема текста. | 1 | 17.09 | ||
Средства связи предложений в тексте. | 1 | 18.09 | ||
Простой и сложный план текста. | 1 | 19.09 | ||
РР Сочинение «Мой четвероногий друг». | 1 | 20.09 | ||
Типы речи. | 1 | 21.09 | ||
Повествование. | 1 | 24.09 | ||
Описание. | 1 | 25.09 | ||
Рассуждение. | 1 | 26.09 | ||
Сочетание разных типов речи в тексте. | 1 | 27.09 | ||
РР Выборочное изложение по тексту А. Куприна (упр.75). | 1 | 28.09 | ||
Синтаксис и пунктуация | 26 | |||
Синтаксис и пунктуация | 1 | 01.10 | ||
Словосочетание. | 1 | 02.10 | ||
Виды словосочетаний. | 1 | 03.10 | ||
Предложение. | 1 | 04.10 | ||
Интонация. Логическое ударение. | 1 | 05.10 | ||
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | 1 | 08.10 | ||
Главные члены предложения. | 1 | 09.10 | ||
РР Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» (упр.93). | 1 | 10.10 | ||
Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 11.10 | ||
Распространённое и нераспространённое предложение. | 1 | 12.10 | ||
Второстепенные члены предложения. Определение. | 1 | 15.10 | ||
Дополнение. | 1 | 16.10 | ||
Обстоятельство. | 1 | 17.10 | ||
Обстоятельство. | 1 | 18.10 | ||
Предложения с однородными членами предложения. | 1 | 19.10 | ||
Обобщающее слово при однородных членах предложения. | 1 | 22.10 | ||
Обобщающее слово при однородных членах предложения. | 1 | 23.10 | ||
Предложения с обращениями. | 1 | 24.10 | ||
Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | 25.10 | ||
Предложения с вводными словами. | 1 | 2четверть 05.11 | ||
Предложения с прямой речью. | 1 | 06.11 | ||
Предложения с прямой речью. | 1 | 07.11 | ||
РР Подготовка к сжатому изложению «Тетрадки под дождём». | 1 | 08.11 | ||
РР Сжатое изложение «Тетрадки под дождём». | 1 | 09.11 | ||
Простое и сложное предложение. | 1 | 12.11 | ||
Диагностическая работа №1 «Синтаксис и пунктуация простого предложения». | 1 | 13.11 | ||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. | 20 | |||
Фонетика. Звук – единица языка. | 1 | 14.11 | ||
Звуки и буквы. | 1 | 15.11 | ||
Что такое фонетическая транскрипция. | 1 | 16.11 | ||
Чем различаются гласные и согласные звуки. Согласные звонкие и глухие. | 1 | 19.11 | ||
Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных. Правописание ь. | 1 | 20.11 | ||
Позиционные чередования гласных звуков и согласных звуков. | 1 | 21.11 | ||
Слог. Перенос слов по слогам. | 1 | 22.11 | ||
РР Подготовка к контрольному изложению от третьего лица (по И.Тургеневу) | 1 | 23.11 | ||
РР Контрольное изложение от третьего лица (по И.Тургеневу) | 1 | 26.11 | ||
Орфоэпия. | 1 | 27.11 | ||
Произношение гласных звуков. | 1 | 28.11 | ||
Произношение согласных звуков. | 1 | 29.11 | ||
РР Сочинение-миниатюра по тексту «Хозяин». | 1 | 30.11 | ||
Выразительные средства фонетики. | 1 | 03.12 | ||
Графика. Алфавит. | 1 | 04.12 | ||
Орфография. Правописание гласных в корне слова. | 1 | 05.12 | ||
Буквы о – ё после шипящих. | 1 | 06.12 | ||
Правописание согласных в корне слова. | 1 | 07.12 | ||
Диагностическая работа №2 «Фонетика, графика, орфография». | 1 | 10.12 | ||
РР Сочинение по картине А.Н.Семенова «Как прекрасен этот мир». | 1 | 11.12 | ||
Лексика | 11 | |||
Слово и его значения. | 1 | 12.12 | ||
Словари – наши друзья и помощники. Слово в словаре. | 1 | 13.12 | ||
Однозначные и многозначные слова. | 1 | 14.12 | ||
Прямое и переносное значение слов. | 1 | 17.12 | ||
Омонимы. | 1 | 18.12 | ||
Синонимы. | 1 | 19.12 | ||
Антонимы. | 1 | 20.12 | ||
Диагностическая работа №3 «Лексика». | 1 | 21.12 | ||
Слова – средства художественной выразительности. Эпитет. Метафора. Олицетворение. | 1 | 24.12 | ||
РР Подготовка к сочинению «Новогодняя сказка». | 1 | 25.12 | ||
РР Сочинение «Новогодняя сказка». | 1 | 26.12 | ||
Морфемика. Словообразование. Орфография. | 21 | |||
Морфема – минимальная значимая единица языка. Основа слова. Окончание. | 1 | 27.12 | ||
Корень. Однокоренные слова. | 1 | 28.12 | ||
РР Учимся составлять синквейн. | 1 | 3 четверть 10.01 | ||
Суффикс. | 1 | 11.01 | ||
Приставка. | 1 | 14.01 | ||
Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков. | 1 | 15.01 | ||
Чередование е//и в корне слова. | 1 | 16.01 | ||
Чередование о//а в корне слова. | 1 | 17.01 | ||
Правописание корней -раст-, -ращ-, -рос-. | 1 | 18.01 | ||
Правописание корней с чередованием. | 1 | 21.01 | ||
Правописание приставок. | 1 | 22.01 | ||
Правописание приставок на -з,-с. | 1 | 23.01 | ||
Буквы ы и и в корне после приставок. | 1 | 24.01 | ||
Приставки пре- и при-. | 1 | 25.01 | ||
Буквы и и ы после ц. | 1 | 28.01 | ||
Способы образования слов. | 1 | 29.01 | ||
РР Сочинение по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство». | 1 | 30.01 | ||
Способы образования слов. Сложение. | 1 | 31.01 | ||
Морфемный разбор слова. | 1 | 01.02 | ||
Повторение «Морфемика. Словообразование. Орфография». | 1 | 04.02 | ||
Диагностическая работа №4 «Морфемика. Словообразование. Орфография». | 1 | 05.02 | ||
Морфология | 64 | |||
Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи. | 1 | 06.02 | ||
Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | 07.02 | ||
Имя существительное как часть речи. | 1 | 08.02 | ||
Имя существительное как часть речи. | 1 | 11.02 | ||
РР Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег». | 1 | 12.02 | ||
Правописание суффиксов -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а). | 1 | 13.02 | ||
Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-). | 1 | 14.02 | ||
Правописание не с именем существительным. | 1 | 15.02 | ||
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 1 | 18.02 | ||
РР Сочинение-описание натюрморта по картине «Утренний натюрморт» К.С. Петрова-Водкина. | 1 | 19.02 | ||
Имена существительные нарицательные и собственные. | 1 | 20.02 | ||
Род имён существительных. | 1 | 21.02 | ||
Ь после шипящих на конце имен существительных. | 1 | 22.02 | ||
РР Творческий проект «История моей семьи». | 1 | 25.02 | ||
Имена существительные общего рода. | 1 | 26.02 | ||
Род несклоняемых существительных. | 1 | 27.02 | ||
Склонение имён существительных. | 1 | 28.02 | ||
Разносклоняемые имена существительные. | 1 | 01.03 | ||
Число имён существительных. | 1 | 04.03 | ||
Повторение изученного «Имя существительное как часть речи». | 1 | 05.03 | ||
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | 06.03 | ||
Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц. | 1 | 07.03 | ||
РР Сочинение-описание архитектурного памятника. | 1 | 11.03 | ||
Морфологический разбор имени существительного. | 1 | 12.03 | ||
Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи». | 1 | 13.03 | ||
Диагностическая работа №5 «Имя существительное как часть речи». | 1 | 14.03 | ||
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение. | 1 | 15.03 | ||
Прилагательные качественные, относительные | 1 | 18.03 | ||
Притяжательные имена прилагательные | 1 | 19.03 | ||
Согласование имени прилагательного с именем существительным. | 1 | 20.03 | ||
РР Сочинение- описание внешности человека. | 1 | 21.03 | ||
Имена прилагательные полные и краткие. | 1 | 4 четверть 01.04 | ||
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую | 1 | 02.04 | ||
Степени сравнения качественных имён прилагательных. Сравнительная степень имени прилагательного | 1 | 03.04 | ||
Превосходная степень имени прилагательного | 1 | 04.04 | ||
Суффиксальный способ образования имен прилагательных. Правописание н-нн в именах прилагательных | 1 | 05.04 | ||
Приставочный способ образования имен прилагательных. Правописание не с прилагательными. | 1 | 08.04 | ||
Правописание сложных имен прилагательных | 1 | 09.04 | ||
Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | 10.04 | ||
Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 | 11.04 | ||
Диагностическая работа №6 «Имя прилагательное» | 1 | 12.04 | ||
Глагол как часть речи. | 1 | 15.04 | ||
Правописание не с глаголами. | 1 | 16.04 | ||
Инфинитив | 1 | 17.04 | ||
Правописание -тся и -ться в глаголах | 1 | 18.04 | ||
Вид глагола. | 1 | 19.04 | ||
Правописание суффиксов -ова-, -ева-, -ива-, -ыва- | 1 | 22.04 | ||
Переходные и непереходные глаголы | 1 | 23.04 | ||
Возвратные глаголы. | 1 | 24.04 | ||
Наклонения глагола. Условное наклонение | 1 | 25.04 | ||
РР Сочинение «Что было бы, если бы…» | 1 | 26.04 | ||
Повелительное наклонение глагола | 1 | 29.04 | ||
Повелительное наклонение глагола | 1 | 30.04 | ||
Изъявительное наклонение. Времена глагола. | 1 | 02.05 | ||
Настоящее время глагола | 1 | 03.05 | ||
Прошедшее время глагола | 1 | 06.05 | ||
Будущее время глагола | 1 | 07.05 | ||
Спряжение глагола | 1 | 08.05 | ||
Спряжение глагола | 1 | 10.05 | ||
Разноспрягаемые глаголы | 1 | 13.05 | ||
Безличные глаголы | 1 | 14.05 | ||
Морфологический разбор глагола | 1 | 15.05 | ||
Морфологический разбор глагола | 1 | 16.05 | ||
Диагностическая работа №7 «Глагол как часть речи ». | 1 | 17.05 | ||
Повторяем изученное | 8 | |||
Текст. Типы речи. | 1 | 20.05 | ||
Орфография. | 1 | 21.05 | ||
Морфемика. | 1 | 22.05 | ||
Морфология | 1 | 23.05 | ||
Итоговая диагностическая работа. | 1 | 24.05 | ||
Работа с текстом. | 1 | 27.05 | ||
Работа с текстом. | 1 | 28.05 | ||
Работа с текстом. | 1 | 29.05 |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 29.08.2018г. 30.08.2018г._________ Старун Е.С.
_______________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учебнику Е.А.Быстровой
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование,методические рекомендации, нормы оценок, контрольно-измерительные материалы....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс, по учебнику Е.А. Быстровой
Программа предназначена для учителей русского языка, работающих по учебнику Е.А. Быстровой, ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку по программе Быстровой 8 класс 2016-2017 уч.год
Рабочая программа составлена в соответсвии с новыми требованиями к рабочим программам...