Методическая разработка урока-дискуссии по теме "Честь и бесчестие"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Материал предназначен для подготовки учащихся к сочинению -рассуждению в формате ОГЭ или к итоговому сочинению по литературе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока – дискуссии по теме
«Честь и бесчестие» (Нужна ли человеку честь?)
9 класс
- Вводная беседа.
В стихотворении «К Чаадаеву» совсем ещё юный (18 лет) А. С. Пушкин писал :
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы.
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
С одной стороны, вроде бы всё в этом отрывке ясно: поэт призывает юношество посвятить себя служению отчизне; с другой стороны – почему ПОКА? Что хотел сказать поэт повторением союза «пока» в первых двух строках?
(Подведение к мысли о том, что именно в юности сердце человека открыто высоким чувствам, именно в юности формируется мировоззрение и жизненные принципы человека как личности)
Сегодня темой нашей дискуссии является вопрос: нужна ли человеку честь? Как вы считаете, надуман этот вопрос или он действительно актуален для каждого человека?
(Обсуждение актуальности темы дискуссии позволит перейти к конкретным вопросам)
- Объяснение предмета дискуссии.
Как вы понимаете слова «честь» и «бесчестие»? (Честь – высокое нравственное понятие, включающее в себя чувство собственного достоинства, человеческого достоинства. Это широкое понятие, оно распространяется не только на отдельного человека, но и на окружающих людей. Существуют понятия «честь семьи», «честь народа», «честь Отчизны». Бесчестие – это утрата чести в результате того или иного поступка.)
- Ход дискуссии.
Вопросы для обсуждения темы
- В каких ситуациях раскрываются понятия чести и бесчестия?
- Что определяет выбор между честью и бесчестием?
- Легко ли сделать выбор?
- Что значит идти дорогой чести?
- Как вы понимает смысл высказывания А. П. Чехова: «Честь нельзя отнять, ее можно потерять».
- Какие примеры для подтверждения своей позиции можете привести из читательского опыта? (Можно остановиться на обсуждение поступков героев исторического романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- Приходилось ли вам защищать собственную честь или честь окружающих? В чём заключалась сложность выбора? Справились ли вы со своей задачей?
- Согласны ли вы с высказыванием Публия Сира: «Лишать чести другого — значит лишаться своей»? Аргументируйте свою точку зрения примерами.
Итог дискуссии. Учитель подводит к мысли о том, что понятие чести актуально всегда и для любого человека, так как потерять честь – значит лишиться чувства собственного достоинства, а значит и права на самоуважение и уважение окружающих, без чего человек не может ощущать себя личностью.
Рефлексия.
Что вас сегодня особенно заинтересовало?
Чьи выступления показались вам особенно убедительными?
Заставил ли вас сегодняшний разговор о чём-либо задуматься? О чём?
Изменилось ли ваше мнение о предмете разговора?
В чём мудрость пословицы «Береги честь смолоду»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.
Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...
Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)
Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...
Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.
Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....
«Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права». Разработка урока- дискуссии.
Тема урока «Правовое государство и гражданское общество» Тема дискуссии «Становление гражданского общества в России» Цель дискуссии:-побуждение учеников к поиску общего р...
Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".
Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли ....
Методическая разработка урока-дискуссии по литературе 11 класс. "В чем мудрость жизни...?" М Горький. Ранние романтические рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
Данный вариант проведения урока – дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигаетс...
Методическая разработка урока-дискуссии "City or Countryside"
Методическая разработка "City or Countryside"...