Методическая разработка урока-дискуссии по теме "Честь и бесчестие"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Терехина Светлана Витальевна

Материал предназначен для подготовки учащихся к сочинению -рассуждению в формате ОГЭ или к итоговому сочинению по литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока – дискуссии по теме

«Честь и бесчестие» (Нужна ли человеку честь?)

 9 класс

  1. Вводная беседа. 

В стихотворении «К Чаадаеву» совсем ещё юный (18 лет) А. С. Пушкин писал :

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы.

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

С одной стороны, вроде бы всё в этом отрывке ясно: поэт призывает юношество посвятить себя служению отчизне; с другой стороны – почему ПОКА? Что хотел сказать поэт повторением союза «пока» в первых двух строках?

(Подведение к мысли о том, что именно в юности сердце человека открыто высоким чувствам, именно в юности формируется мировоззрение и жизненные принципы человека как  личности)

Сегодня темой нашей дискуссии является вопрос: нужна ли человеку честь? Как вы считаете, надуман этот вопрос или он действительно актуален для каждого человека?

(Обсуждение актуальности темы дискуссии позволит перейти к конкретным вопросам)

  1.  Объяснение предмета дискуссии.

Как вы понимаете слова «честь» и «бесчестие»? (Честь – высокое нравственное понятие, включающее в себя чувство собственного достоинства, человеческого достоинства. Это широкое понятие, оно распространяется не только на отдельного человека, но и на окружающих людей. Существуют понятия «честь семьи», «честь народа», «честь Отчизны». Бесчестие – это утрата чести в результате того или иного поступка.)

  1. Ход дискуссии.

Вопросы для обсуждения темы

  • В каких ситуациях раскрываются понятия чести и бесчестия?
  • Что определяет выбор между честью и бесчестием?
  • Легко ли сделать выбор?
  • Что значит идти дорогой чести? 
  • Как вы понимает смысл высказывания А. П. Чехова: «Честь нельзя отнять, ее можно потерять».
  • Какие примеры для подтверждения своей позиции можете привести из читательского опыта? (Можно остановиться на обсуждение поступков героев исторического романа  А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Приходилось ли вам защищать собственную честь или честь окружающих? В чём заключалась сложность выбора? Справились ли вы со своей задачей?
  • Согласны ли вы с высказыванием Публия Сира: «Лишать чести другого — значит лишаться своей»? Аргументируйте свою точку зрения примерами.

Итог дискуссии. Учитель подводит к мысли о том, что понятие чести актуально всегда и для любого человека, так как потерять честь – значит лишиться чувства собственного достоинства, а значит и права на самоуважение и уважение окружающих, без чего человек не может ощущать себя личностью.

 Рефлексия. 

Что вас сегодня особенно заинтересовало?

Чьи выступления показались вам особенно убедительными?

Заставил ли вас сегодняшний разговор  о чём-либо задуматься? О чём?

Изменилось ли ваше мнение о предмете разговора?

В чём мудрость пословицы «Береги честь смолоду»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.

Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...

Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)

Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....

«Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права». Разработка урока- дискуссии.

 Тема урока  «Правовое государство и гражданское общество»  Тема дискуссии «Становление гражданского общества в России» Цель дискуссии:-побуждение учеников к поиску общего р...

Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".

Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли ....

Методическая разработка урока-дискуссии по литературе 11 класс. "В чем мудрость жизни...?" М Горький. Ранние романтические рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

Данный вариант проведения урока –   дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигаетс...

Методическая разработка урока-дискуссии "City or Countryside"

Методическая разработка "City or Countryside"...