План-конспект урока по русскому языку в 5 классе с применением игровой технологии
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Здесь представлен конспект урока русского языка  в 5 классе по теме: "О-ё после шипящих"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_s_primeneniem_igrovoy_tehnologii.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок русского языка в 5 классе с использованием игровой технологи

Тема: «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»

Цель урока: познакомить обучающихся с орфограммой  «Правописание о-ё после шипящих в корнях слов».

Задачи:

-выработать умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой и обозначать её графически;

-продолжить работу по развитию орфографической зоркости, навыка грамотного письма, развитию  устной и письменной реч учащихся;

- воспитывать самостоятельность, коллективизм, познавательную и творческую активность.

Оборудование:  учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской,  презентация к уроку, снежинки из бумаги,  распечатки к уроку, цветные кружки.

                                                      Ход урока.

1. Организационный  момент.

 Сегодня   такой   прекрасный зимний  день.   В   классе   должно   царить   хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку.

2. Сообщение темы и целей урока. (За правильные ответы учитель в течение урока раздаёт снежинки.)

Сегодня мы познакомимся с новым орфографическим правилом. Для этого отправимся в увлекательное путешествие по стране «Орфография». Но сначала определим тему нашего урока. Послушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве «Орфография» жили буквы: гласные и согласные. Дружно они жили. Согласным без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и старались они  не обижать своих певучих подружек. Но трудно было гласной букве, когда перед ней оказывалась шипящая.

-   Какие шипящие согласные вы знаете? (Слайд № 1)

-  Что мы   о них знаем? (Ж и Ш – всегда твёрдые, Ч и Щ – всегда мягкие).

С буквами Я, Ю,  Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То все буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать после шипящих то букву О, то букву Ё.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О правописании букв О и Ё после шипящих).

-  Мы должны познакомиться с новой орфограммой и самостоятельно сформулировать правило.

  Тема урока: «Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов». (Слайд №2)

-Теперь можем ехать в страну «Орфография». Поедем мы на весёлом паровозике. Давайте возьмём друг друга за руки. Итак, в добрый путь!

Но что-то не двигается наш паровозик. Нужно сделать гимнастику для язычков:

 «Кукушка кукушонку купила капюшон…». (Слайд №3)

 -Теперь порядок, поехали!

 (Едет паровозик и гудит, дети качаются в стороны, будто едут на паровозике)( Слайд №4)

2. Актуализация опорных знаний.

-Подъезжаем к станции «Объясняйка»         (Слайд №5).

 - Обратите внимание на экран.   Прочитайте про себя слова для анализа..  

Пчёлка, шелковый, шорты, щёчка, шоу,  анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, жокей, бечёвка.( Слайд №6)

- Какие слова вам незнакомы?

3.. Словарная работа.  

Шоу – представление.

Анчоус – мелкая морская рыбка.

Жокей – наездник

Бечёвка – тонкая верёвка.

Бечева прочная толстая верёвка, канат.

Бечевая тяга ( в старину) – передвижение судна бечевой, которую тянули по берегу люди или лошади.

-Найдите в «Толковом словаре « вашего учебника слово на эту орфограмму.

4.Прочитайте статью. (Стр.293)  

- Что общего между этими словами? (Во всех есть шипящие)

- Какой звук слышится после шипящих? (Звук о)

- Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё?  

5.Подъезжаем к станции «Почитайка». (Слайд № 7)

-Давайте поработаем с учебником. Упр. 287, стр. 94.

6. Изучение нового материала.

 - Какую особенность вы заметили? Сформулируйте самостоятельно правило.  

 7.Следующая станция «Исключайка». (Слайд № 8)  

 - Для того чтобы легче было запомнить слова-исключения, предлагаю вам вот такое весёлое стихотворение. Давайте запишем себе это четверостишье в тетрадь. Обратите внимание, что каждая новая строка пишется с большой буквы.

Шоколад, шофёр, крыжовник,

Шов, шоссе, обжора, шорник,

Капюшон, жокей, чащоба,

Шорох, чопорный, трущоба.

Шорник - человек, который делает конскую упряжную сбрую.

-Запомните, что после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.

 8.Следующая станция «Отдыхайка». (Слайд № 9)

Игра «Снежки». Учитель бросает «снежок-мяч) ученику и задаёт задание; ученик отвечает и бросает назад «снежок-мяч».

                  1.Разговор тихим голосом – шёпот

2. Цвет одуванчика – жёлтый

3. Предмет для чистки зубов – щётка

4. Плод дуба – жёлудь

  1. Цвет, противоположный белому – чёрный
  2. Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)
  3. Цирковой актёр, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов – жонглёр (иноязычное слово)
  4. Маленькая щель – щёлка
  5. Ягоды на колючих кустах – крыжовник
  6. Пришит к куртке, надевается на голову – капюшон

9.  Закрепление изученного материала. Станция «Закрепляйка». (Слайд № 11)

Олег, Соня и Саша составили кроссворд. Осталось вписать одно слово. Игорь предложил «ш..пот», Витя – «в..гон», Саша сказал, что они оба неправы. А кто был прав?

К

К

О

Л

О

В

О

Д

Ы

М

Т

О

М

Г

О

Д

-Это была последняя станция, на которой мы должны были побывать.

Пора ехать домой в школу, но сначала повторим те правила, которые

мы сегодня изучили.

10. Итог урока.

- Домашнее задание:

1.параграф 32 (правило);

2. Составить словарный диктант на изученную орфограмму (20 слов.)

- Рефлексия.

 Оцените ваше внутреннее состояние, ваше настроение с помощью  цветных кружочков. Красный-вам было очень интересно на уроке, жёлтый-было хорошо, синий- было скучно.

                                               Список литературы

1.Русский язык. Под ред. М.М. Разумовской: Учебник для 5 кл. - М.: Дрофа, 2011

2. В.М. Бурмако. Русский язык в рисунках. –М.: «Просвещение» 1991

3. Г.П. Лазаренко. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. М.: Дрофа, 2004

4. Русский язык. Практика. 5 класс. Купалова А. Ю. и др. М.: Дрофа, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по информатике в 6 классе с применением здоровьесберегающей технологии «Редактирование текста».

Структуру урока составляет 9 основных этапов. Каждый этап логически завершен, подведен итог и настроен на восприятие следующего этапа.Нагрузка на уроке менялась путем чередования различных форм обучен...

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

План-конспект урока по русскому языку 9 класс

Разработка урока по русскомы языку  9 кл. На данном уроке используется сингапурская методика обучения...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...