Открытый урок русского языка в 6 классе "Путешествие по зимнему лесу" (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»).
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Открытый урок русского языка в 6 классе
Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Тип: урок обобщающего повторения
Цели:
Обучающая – повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»;
Развивающая – развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать формы степеней сравнения; развитие умения образовывать краткую форму прилагательных; развитие творческих способностей детей.
Воспитывающая – воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.
Метод: частично-поисковый.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.
Ход урока:
- Организационный момент.
Ученик читает стихотворение
Я слово замечательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет –
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
Вы догадались, какая часть речи пришла к нам в гости?
А о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Наш сегодняшний урок посвящен повторению и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы «Имя прилагательное».
Для того чтобы наш урок стал интересным и плодотворным, предлагаю вам отправиться в путешествие по февральскому лесу.
Ну что, в путь?
II. Введение в тему.
-У каждого из вас есть маршрутные листы с заданиями, которые мы должны заполнить к концу урока. Мы походим по тропинкам и дорожкам зимнего леса, прислушаемся к его обитателям.
В пути мы сделаем несколько привалов, на которых вам будут предложены задания. Лишь в случае успешного выполнения мы с вами сможем продолжать путешествие. Надеюсь наша прогулка будет интересной и плодотворной.
-А представить и вспомнить красоту зимнего леса нам помогут картины художников и музыка композитора Вивальди "Времена года."
В завершающем цикл сонете Антонио Вивальди гениально описывает начало зимы, когда народ сначала мерзнет от зимней стужи, затем греется у домашнего очага и ликует, катаясь на коньках по застывшему льду. Зима вступила в свои права, окутала природу снегом и сковала стужей озера, но даже в ее стремлении всё и всех заморозить, люди находят наслаждение. Тихая, спокойная, умиротворяющая мелодия заставляет задуматься, предаться мечтам и насладиться дуновением северного ветра, звучащего в пассажах сольной скрипки.
III. Повторение.
Прежде чем двинуться в путь, давайте вспомним, что такое имя прилагательное.
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- Какими постоянными морфологическими признаками обладает?
- Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.
- Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).
- Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).
- Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).
Молодцы, ребята, все вспомнили.
Ну что, в дорогу?
IV. Первый привал – Роль имён прилагательных в речи. Разряды имён прилагательных в тексте.
Ребята, перед вами текст. Первое задание прочитать и озаглавить текст.
Зимой и летом, осенью и весною хорош... русский лес! В тих.. зимн.. день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесн... тропинками кружевн... бел... арками согнулись под тяжестью инея стволы молод... берез. Тяжел... шапками бел... снега покрыты (темно)зеленые ветви высок... и малень... елей.
Высок..., неподвижные спят сосны..
От дерева к дереву тянутся совсем (не)большие легкие белич..и следы, маленькие мыши..ые и птич..и следочки.
(И.С. Соколов – Микитов)
- Определите тип текста. (Описание).
- Озаглавьте текст.(Сказочный лес)
- Каковы тема и основная мысль текста?
- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?
- А для чего автор использует столько много имен прилагательных?
- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?
Прилагательные делают описание ярче, выразительнее. Они словно краски, которые раскрашивают текст, как раскрашиваете вы свои рисунки.
-Вставьте пропущенные буквы в тексте.
-Какие виды орфограмм, связанных с правописанием прилагательных встретились вам в тексте?
- Прежде чем приступить к следующей работе, давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные. (качественные, относительные и притяжательные).
- Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).
- Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных?
(имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).
- Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).
- Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).
- На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)
- Из данного текста выпишите все имена прилагательные в три столбика качественные, относительные и притяжательные.
Качественные | Относительные | Притяжательные |
Хорош Тихий Глубокие Чистые Белыми Молодых Тяжелыми Белого Темно-зеленые Высоких Маленьких Тихому Высокие Синеватые Стройных Белых Легкие Маленькие | Русский Зимний Лесными Кружевными Зимнему Зимний
| Беличьи Мышиные Птичьи
|
V. Охотничий домик.
Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик, отдохнем. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физминутку. Я вам называю словосочетания, а вы, если слышите качественное имя прилагательное, делаете шаг вперёд, относительное – разминаете пальцы, притяжательное – выполняете движение головой вверх – вниз.
Задание понятно? Тогда выполняем.
Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, лисья хитрость, серебряный иней, лазурное небо, холодный ветер, февральский мороз, птичье пение, легкая поземка, ночная буря, медвежья берлога, высокие деревья.
-Почему прилагательное серебряный вы отнесли к качественным прилагательным?
VI. Второй привал – степени сравнения.
- Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное?
(сравнительная и превосходная)
- Как образуются сравнительные степени: простая и составная?
- А как образуется превосходная степень простая и составная?
Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.
Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.
- Какие ошибки допустил автор в этом тексте?
(неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)
- Вы должны устно отредактировать текст и записать его исправленный вариант.
Сейчас давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения.
(холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный).
Задание выполнено.
VII. Привал "Загадочный"
Ребята, следующий привал «Загадочный».
Я вам загадаю загадку, а вы должны дать ответ.
Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные.
(оконная рама)
- Какую орфограмму, изученную вами в разделе «Имя прилагательное» вы увидели?
- В чем особенность написания этих прилагательных? (слова-исключения).
- А расскажите о написании прилагательного «оконная».
- А теперь проведём цифровой диктант. Цифрой обозначаем порядок слова и под цифрой одну или две буквы н.
1 - ветреный,2-воробьиный, 3-туманный,4 -обыкновенный, 5-юный, 6-серебряный, 7-ледяной, 8-экскурсионный. 9-вдохновенный,10-безветренный
VIII. Привал «Зимнее творчество».(Задание по выбору)
Ребята, на дворе февраль. Мы гуляем по февральскому лесу. Но что мы знаем об этом месяце?
Древнерусское название февраля – «лютый». Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.
А сейчас вы выполните следующее задание по группам:
1.-Выпишите из текста эпитеты, найдите метафору
Обманчивый месяц февраль –
Он любит весну, и зимы ему жаль.
Он лёгкою дымкой стекло по утрам затемняет,
А в полдень он яркие звезды роняет.
И, жмурясь сквозь солнце, глядит он в печальную даль,
Улыбчиво-грустный февраль.
Эпитеты – образное определение предмета, выраженное прилагательным
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве предметов , явлений.
2.Допишите пословицы
Начало февраля погожее - весну жди раннюю, пригожую.
Февральское солнце светит, но не...
В феврале солнце на лето, зима на...
Февраль -кривые...
Вьюги да метели в феврале...
Февраль -месяц лютый. спрашивает: как...
3.По признакам предметов догадайтесь , о каких предметах идёт речь?
Мягкий, пушистый, рыхлый
Сильный, суровый, трескучий
Чистое, ясное, безоблачное
Яркое, холодное, ослепительное
Хлопотливая, проворная, пушистая
Высокие, стройные, молчаливые
А теперь давайте послушаем, что увидели интересного вы в зимнем лесу?
(Чтение сочинений -миниатюр)
Еще один привал позади. Давайте отметим, как успешно мы с ним справились
IX. Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.
Привал «Финальный»
- Что сегодня на уроке мы повторили?
- Что вам понравилось?
- А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему «Имя прилагательное».
- Что такое синквейн знаете?
(пятистрочная стихотворная форма).
- Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное)
- Вторая строка – характеристика темы
- (двумя прилагательными)
- Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)
- Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)
- Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы
Прилагательные
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.
Ребята, где мы поставим флажок на нашей карте? Конечно на школе. Мы вернулись с прогулки.
Понравилась вам прогулка? Мне тоже. Спасибо за урок.
X. Домашнее задание.
Морозы стали слабее.
Выполните морфологический разбор прилагательного.
Повторите орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_zimnemu_lesu.pptx | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя прилагательное - Что обозначает имя прилагательное? - На какие вопросы отвечает? - Какими постоянными морфологическими признаками обладает? - Назовите непостоянные признаки имени прилагательного. - Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? - Какова роль в предложении полных прилагательных? - Чем в предложении являются краткие прилагательные?
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Высокие, недвижные спят сосны. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки . (И.С. Соколов-Микитов)
- На какие разряды делятся имена прилагательные? - Что обозначают качественные прилагательные? - Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных? - Что обозначают относительные прилагательные? - Что обозначают притяжательные прилагательные? - На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные?
Исправляем ошибки Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.
Февраль – месяц лютый…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Научи своё сердце добру" Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"
Эта разработка урока для 6 класса.Урок проведен с целью обобщения и систематизации знаний по теме "Имя прилагательное"....
Урок русского языка в 5 классе по теме: Повторение и обобщение материала по теме "Имя прилагательное"
Данный урок разработан по учебнику "Русский язык. 5 класс" под редакцией С.И.Львовой...
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Имя существительное. Обобщающее повторение"
Данная разработка урока позволяет достичь следующих целей: образовательные: • обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение...
Конспект урока обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное" 5класс
Соедините Духовность и Игру, а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...
Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"
Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...
Урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное» 6 класс
Соедините Духовность и Игру, а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...
урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»
Урок посвящен повторению и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы «Имя прилагательное»....