Открытый урок русского языка в 6 классе "Путешествие по зимнему лесу" (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»).
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Богданова Лариса Ивановна

Открытый урок русского языка в 6 классе

 

Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Тип: урок обобщающего повторения

Цели:

Обучающая – повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»;

Развивающая – развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать формы степеней сравнения; развитие умения образовывать краткую форму прилагательных; развитие творческих способностей детей.

Воспитывающая – воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.

Метод: частично-поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

 

Ход урока:

 

  1. Организационный момент.

Ученик читает стихотворение

 

Я слово замечательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

 

 

 

Вы догадались, какая часть речи пришла к нам в гости?

А о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Наш сегодняшний урок посвящен повторению и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы «Имя прилагательное».

Для того чтобы наш урок стал интересным и плодотворным, предлагаю вам отправиться в путешествие по февральскому лесу.

Ну что, в путь?

 

II. Введение в тему.

-У каждого из вас есть маршрутные листы с заданиями, которые мы должны заполнить к концу урока. Мы походим по тропинкам и дорожкам зимнего леса, прислушаемся к его обитателям.

  В пути мы сделаем несколько привалов, на которых вам будут предложены задания. Лишь в случае успешного выполнения мы с вами сможем продолжать путешествие. Надеюсь наша прогулка будет интересной и плодотворной.

-А представить и вспомнить красоту зимнего леса нам помогут картины художников и музыка композитора Вивальди "Времена года."

 

В завершающем цикл сонете Антонио Вивальди гениально описывает начало зимы, когда народ сначала мерзнет от зимней стужи, затем греется у домашнего очага и ликует, катаясь на коньках по застывшему льду. Зима вступила в свои права, окутала природу снегом и сковала стужей озера, но даже в ее стремлении всё и всех заморозить, люди находят наслаждение. Тихая, спокойная, умиротворяющая мелодия заставляет задуматься, предаться мечтам и насладиться дуновением северного ветра, звучащего в пассажах сольной скрипки.

 

III. Повторение.

 

Прежде чем двинуться в путь, давайте вспомним, что такое имя прилагательное.

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Какими постоянными морфологическими признаками обладает?

- Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

- Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).

- Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).

- Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).

Молодцы, ребята, все вспомнили.

Ну что, в дорогу?

 

IV. Первый привал – Роль имён прилагательных в речи. Разряды имён прилагательных в тексте.

 

Ребята, перед вами текст. Первое задание прочитать и озаглавить текст.

 

Зимой и летом, осенью и весною хорош... русский лес! В тих.. зимн.. день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесн... тропинками кружевн... бел... арками согнулись под тяжестью инея стволы молод... берез. Тяжел... шапками бел... снега покрыты (темно)зеленые ветви высок... и малень... елей.

 Высок..., неподвижные спят сосны..

 От дерева к дереву тянутся совсем (не)большие легкие белич..и следы, маленькие мыши..ые и птич..и следочки.

(И.С. Соколов – Микитов)

 

- Определите тип текста. (Описание).

- Озаглавьте текст.(Сказочный лес)

- Каковы тема и основная мысль текста?

- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?

- А для чего автор использует столько много имен прилагательных?

- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?

Прилагательные делают описание ярче, выразительнее. Они словно краски, которые раскрашивают  текст, как раскрашиваете вы свои рисунки.

-Вставьте пропущенные буквы в тексте.

-Какие виды орфограмм, связанных с правописанием прилагательных встретились вам в тексте?

 

 

 

- Прежде чем приступить к следующей работе, давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные. (качественные, относительные и притяжательные).

- Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).

- Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных?

(имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).

- Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).

- Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).

- На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)

- Из данного текста выпишите все имена прилагательные в три столбика качественные, относительные и притяжательные.

 

Качественные

Относительные

Притяжательные

Хорош

Тихий

Глубокие

Чистые

Белыми

Молодых

Тяжелыми

Белого

Темно-зеленые

Высоких

Маленьких

Тихому

Высокие

Синеватые

Стройных

Белых

Легкие

Маленькие

Русский

Зимний

Лесными

Кружевными

Зимнему

Зимний

 

Беличьи

Мышиные

Птичьи

 

 

V. Охотничий домик.

 

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик, отдохнем. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физминутку.  Я вам называю словосочетания, а вы, если слышите качественное имя прилагательное, делаете шаг вперёд, относительное – разминаете пальцы, притяжательное – выполняете движение головой вверх – вниз.

Задание понятно? Тогда выполняем.

Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, лисья хитрость, серебряный иней, лазурное небо, холодный ветер, февральский мороз, птичье пение, легкая поземка, ночная буря, медвежья берлога, высокие деревья.

 

-Почему прилагательное серебряный вы отнесли к качественным прилагательным?

 

 

VI. Второй привал – степени сравнения.

 

 

- Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное?

(сравнительная и превосходная)

 

- Как образуются сравнительные степени: простая и составная?

- А как образуется превосходная степень простая и составная?

 

Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.

 

Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

 

- Какие ошибки допустил автор в этом тексте?

(неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)

- Вы должны устно отредактировать текст и записать его исправленный вариант.

 

Сейчас давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения.

(холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный).

Задание выполнено.

 

VII. Привал "Загадочный"

 

 

Ребята, следующий привал «Загадочный».

Я вам загадаю загадку, а вы должны дать ответ.

 

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Ручки оловянные.

(оконная рама)

 

- Какую орфограмму, изученную вами в разделе «Имя прилагательное» вы увидели?

- В чем особенность написания этих прилагательных? (слова-исключения).

- А расскажите о написании прилагательного «оконная».

- А теперь проведём цифровой диктант. Цифрой обозначаем порядок слова и под цифрой одну или две буквы н.

1 - ветреный,2-воробьиный, 3-туманный,4 -обыкновенный, 5-юный, 6-серебряный, 7-ледяной, 8-экскурсионный. 9-вдохновенный,10-безветренный

 

 

VIII. Привал «Зимнее творчество».(Задание по выбору)

 

Ребята, на дворе февраль. Мы гуляем по февральскому лесу. Но что мы знаем об этом месяце?

Древнерусское название февраля – «лютый». Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.

 

А сейчас вы выполните следующее задание по группам:

 

1.-Выпишите из текста эпитеты, найдите метафору

 

Обманчивый месяц февраль –

Он любит весну, и зимы ему жаль.

Он лёгкою дымкой стекло по утрам затемняет,

А в полдень он яркие звезды роняет.

И, жмурясь сквозь солнце, глядит он в печальную даль,

Улыбчиво-грустный февраль.

 

Эпитеты – образное определение предмета, выраженное прилагательным

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве предметов , явлений.

 

2.Допишите пословицы

 

Начало февраля погожее - весну жди раннюю, пригожую.

Февральское солнце светит, но не...

В феврале солнце на лето, зима на...

Февраль -кривые...

Вьюги да метели в феврале...

Февраль -месяц лютый. спрашивает: как...

 

 

3.По признакам предметов догадайтесь , о каких предметах идёт речь?

 

Мягкий, пушистый, рыхлый

Сильный, суровый, трескучий

Чистое, ясное, безоблачное

Яркое, холодное, ослепительное

Хлопотливая, проворная, пушистая

Высокие, стройные, молчаливые

 

 

 

А теперь давайте послушаем, что увидели интересного вы в зимнем лесу?

(Чтение сочинений -миниатюр)

Еще один привал позади. Давайте отметим, как успешно мы с ним справились

 

IX. Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.

 

Привал «Финальный»

- Что сегодня на уроке мы повторили?

- Что вам понравилось?

- А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему «Имя прилагательное».

- Что такое синквейн знаете?

(пятистрочная стихотворная форма).

  • Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное)
  • Вторая строка – характеристика темы
  • (двумя прилагательными)
  • Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)
  • Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)
  • Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы

Прилагательные 
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.

Ребята, где мы поставим флажок на нашей карте? Конечно на школе. Мы вернулись с прогулки.

Понравилась вам прогулка? Мне тоже. Спасибо за урок.

X. Домашнее задание.

 

Морозы стали слабее.

 

Выполните морфологический разбор прилагательного.

Повторите орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_zimnemu_lesu.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по зимнему лесу Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

Слайд 2

Имя прилагательное - Что обозначает имя прилагательное? - На какие вопросы отвечает? - Какими постоянными морфологическими признаками обладает? - Назовите непостоянные признаки имени прилагательного. - Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? - Какова роль в предложении полных прилагательных? - Чем в предложении являются краткие прилагательные?

Слайд 5

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Высокие, недвижные спят сосны. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки . (И.С. Соколов-Микитов)

Слайд 6

- На какие разряды делятся имена прилагательные? - Что обозначают качественные прилагательные? - Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных? - Что обозначают относительные прилагательные? - Что обозначают притяжательные прилагательные? - На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные?

Слайд 7

Исправляем ошибки Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

Слайд 8

Февраль – месяц лютый…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Научи своё сердце добру" Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"

Эта разработка урока для 6 класса.Урок проведен с целью обобщения и систематизации знаний по теме "Имя прилагательное"....

Урок русского языка в 5 классе по теме: Повторение и обобщение материала по теме "Имя прилагательное"

Данный урок разработан     по учебнику  "Русский язык. 5 класс" под редакцией С.И.Львовой...

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Имя существительное. Обобщающее повторение"

Данная разработка урока позволяет достичь следующих целей:  образовательные: • обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение...

Конспект урока обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное" 5класс

Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...

Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"

Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...

Урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное» 6 класс

Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...

урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»

Урок посвящен повторению и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы «Имя прилагательное»....