Методические материалы к различным разделам курса по русскому языку (5-8 классы).
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс)

Данные материалы я готовила к осенней олимпиаде в Мета-школе. Я ими пользовалась и продолжаю пользваться на своих уроках по различным темам: от фонетики до синтаксиса. Обычно работаю в режими презентации, поэтому добавляю их на слайд при изучении или повторении какой-либо темы, учащиеся любят работать в таком режиме. Задания в основном нестандартные, они годятся и для подготовки к Олимпиадам различного вида и уровня. могут испоьзоваться в качестве занимателього материала, требуют обращения учащихся (если выдаются в качестве домашнего задания) к справочникам различного формата как в интернете, так и в бумажном формате. Знаю, как бывает недостает методических инструментов при подготовке к урока, надеюсь, кому-то мои наработки пригодятся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Материалы в формате WORD/154.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

№ 1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении ВЫДЕЛЕННОГО СЛОВА?

  1. Парковый ИНТЕРЬЕР  был весь испорчен проливным дождем.
  2. ЛЕКТОРИЕМ называется место для публичных выступлений.
  3. В библиотеке нам выдали алфавитный КАТАЛОГ.
  4. МИРАЖ сбивает с толку путешествующего по пустыне.
  5. Мы сидели в первом ряду ПАРТЕРА.

Ошибка допущена в употреблении слова ИНТЕРЬЕР: Парковый ИНТЕРЬЕР  был весь испорчен проливным дождем.         ИНТЕРЬЕР  – это внутренне пространство помещения.

ЛЕКТОРИЙ 1. Учреждение, ведающее организацией публичных лекций; сами такие лекции.

                       2. Помещение для публичных лекций.

КАТАЛОГ представляет собой  перечень каких-либо предметов (книг, экспонатов, товаров), составленный в определенном порядке, облегчающем их нахождение.

МИРАЖОМ  называют оптическое явление в атмосфере: преломление потоков света между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха.

В ПАРТЕРЕ  обычно собираются настоящие театралы. Это часть театральной залы ниже уровня сцены

№ 2. Какое утверждение по отношению к данной загадке является НЕВЕРНЫМ?

Лоскуток на лоскутке — зеленые заплатки,

Целый день на животе нежится на грядке.

  1. В этом предложении ударный гласный звук [а] встречается 1 раз.
  2. В этом предложении согласный звук [ц] встречается 2 раза.
  3. В этом предложении гласный звук [о] встречается 2 раза.
  4. В этом предложении согласный звук [й'] встречается 2 раза.
  5. В этом предложении мягкий согласный звук [л] встречается 1 раз.

Лоскуток на лоскутке — зеленые заплатки,

Целый день на животе нежится на грядке.

Неверно утверждается, что в этом предложении гласный звук [а] встречается 1 раз. Звук [а] встречается 2 раза: запл [а]тки, г[р'а]дке.

Остальные утверждения верны.

В этом предложении согласный  звук [ц] встречается 2 раза: [ц]елый, нежи[ц]а, ве[р'о]вочкой.

В этом предложении гласный звук [о] встречается 2 раза: лоскут[о]к, зе[л'о]ны. Звук [о] ясно слышится только по ударением

В этом предложении твёрдый согласный звук [й'] встречается 2 раза: зелены[й']е, целы[й'].

В этом предложении мягкий  согласный звук [л'] встречается 1 раз: зе[л']еные.

№ 3. Какое утверждение неверно?

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось. 

(С.А. Есенин «Нивы сжаты… »).

  1. В этом отрывке из стихотворения употреблены 6 существительных в форме им. падежа.
  2. В этом отрывке из стихотворения употреблены 2 кратких прилагательных в форме муж. рода, мн.числа.
  3. В этом отрывке из стихотворения употреблен  глагол в форме прош. времени, ед. числа, ср.рода.
  4. В этом отрывке из стихотворения употреблены 3 служебных части речи.
  5. В этом отрывке из стихотворения употреблено 1 наречие.

Неверное утверждение: в этом отрывке из стихотворения употреблены 6 существительных в форме им. падежа. Их всего пять: нивы (сжаты), рощи голы, туман и сырость, солнце.

Остальные утверждения верны:

В этом отрывке из стихотворения употреблены 2 кратких прилагательных в форме муж. рода, мн.числа: голы (рощи),  сини (горы).  Сжаты (нивы) о образование отглагольное, это краткое причастие.

В этом отрывке из стихотворения употреблен  глагол в форме прош. времени, ед. числа, ср.рода: скатилось.

В этом отрывке из стихотворения 3 служебных части речи: от (предлог), и (союз), за (предлог).

В этом отрывке из стихотворения употреблено 1 наречие колесом.

№ 4. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая гласный звук под ударением?

  1. Одноклассникам  было  зАвидно, что Петя один из всех получил «пятерку».
  2. На всех окнах в его квартире горизонтальные  жалюзИ.
  3. В косички девочка вплела роскошные  бАнты
  4. Детям  нужно стараться облегчИть маме работу по дому.                
  5. В главном зале музея обязательно нужно увидеть  мозаИчный пол.

Неверно выделена буква, обозначающая гласную под ударением в слове зАвидно. Правильно: Одноклассникам  было  завИдно, что Петя один из всех получил «пятерку».

В остальных предложениях буква, обозначающая гласный под ударением, выделена верно.

       На всех окнах в его квартире горизонтальные  жалюзИ.

       В косички девочка вплела роскошные  бАнты

       Детям  нужно стараться облегчИть маме работу по дому.                

       В главном зале музея обязательно нужно увидеть  мозаИчный пол.

№ 5. Сколько раз на месте пропуска в словах пишется буква А?

Как кр..сив   ..сенний лес! Воздух свеж и н..полнен  ..р..мат..ми  ..павшей  листвы. Желтые, б..гровые, пурпурные и  ..ранжевые листья  тих..  кружат  в воздухе  и пад..ют  на землю. Скор..   к..вер  из  ..павших листьев укут..ет  п..ляну  и тр..пинки  в лесу.

  1. 7
  2. 5
  3. 9
  4. 11
  5. 12

В данном предложении буква А на месте пропуска пишется 7 раз.

Как крАсив   осенний лес! Воздух свеж и нАполнен  АроматАми  опавшей  листвы. Желтые, бАгровые, пурпурные и  оранжевые листья  тихо  кружат  в воздухе  и падАют  на землю. Скоро   ковер  из  опавших листьев укутАет  поляну  и тропинки  в лесу.

  1. КрАсив красить; безударная гласная в корне слова проверяется подбором однокоренного слова.
  2. нАполнен  – приставка НА пишется всегда одинаково.
  3. Ароматами  – непроверяемая безударная гласная в корне слова.
  4. ароматАми  – окончание имени существительного в форме мн.ч.,твор.падежа..
  5. бАгровые  – непроверяемая безударная гласная в корне слова.
  6. падАют –  падАть. Непроверяемый глагольный суффикс.
  7. укутАет  укутАть. Непроверяемый глагольный суффикс.

№ 6. В каком предложении ВЫДЕЛЕННОЕ слово является дополнением?

  1. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить ОКНО.
  2. КОРАБЛИ построены в прошлом веке.
  3. Звук выстрела заглушил страшный РЕВ.
  4. КОРАБЛИ штурмуют бастионы.
  5. Солнце закрыло внезапно появившееся ОБЛАКО.

Выделенное слово является ДОПОЛНЕНИЕМ  в предложении  Природой здесь нам суждено в Европу прорубить ОКНО, так как ОКНО  является объектом совершаемого действия и стоит в Вин.падеже.

КОРАБЛИ построены в прошлом веке. КОРАБЛИ не строили себя сами, но  в данном случае являются субъектом действия, выраженного кратким страдательным причастием.

Звук выстрела заглушил страшный РЕВ. В этом предложении выделенное слово согласуется логически с глаголом ЗАГЛУШИЛ, объектом для которого является ЗВУК.

КОРАБЛИ штурмуют бастионы. В данном предложении именно КОРАБЛИ штурмуют бастионы, а не наоборот, поэтому это слово выполняет роль подлежащего и стоит в им. падеже.

.

Солнце закрыло внезапно появившееся ОБЛАКО. Не солнце закрыло ОБЛАКО, а ОБЛАКО – солнце, поэтому это подлежащее.

 

№ 7. Устойчивые выражения говорят, что ЕЕ можно ломать, терять, морочить, склонять и даже повесить. Какое слово нужно поставить вместо местоимения ЕЕ?

  1. Голова
  2. Рука
  3. Нога
  4. Шея
  5. Спина

Многие устойчивые выражения связаны со словом ГОЛОВА.

ЛОМАТЬ  ГОЛОВУ  – напряженно думать, стараясь решить какую-то сложную проблему.

ТЕРЯТЬ  ГОЛОВУ –  попасть в затруднительное положение.

МОРОЧИТЬ  ГОЛОВУ  – намеренно вводить в заблуждение, дурачить кого-либо.

СКЛОНЯТЬ  ГОЛОВУ  – почтительно относиться к противнику, к уважаемому человеку, помнить павших.

ПОВЕСИТЬ  ГОЛОВУ – приходить в уныние, в отчаяние, сильно расстраиваться, огорчаться.

№8. Слова записаны поморфемно. Найдите слово, состав которого определен неверно.

  1.          Клочоч – ек –    

  1. По – дорож – ник –

  1. Без – образ – и – е        

  1. Раз – брос – ишь

  1. Подо – бр – а – л – и

 НЕВЕРНО  определен состав слова  КЛОЧОЧ-ЕК-      : образовано от слова КЛОЧОК- с помощью  суффикса  -ЕК-; в свою очередь слово КЛОЧОК- образовано от слова КЛОК- с помощью суффикса

-ОК-.

Состав остальных слов определен верно.

По-дорож-ник-      - образовано приставочно-суффиксально от слова ДОРОГА с помощью приставки ПО- и суффикса -НИК-.

Без-образ-и-е – образовано приставочно-суффиксально от слова ОБРАЗ с помощью приставки БЕЗ- и суффикса -И-.

Раз-брос-ишь – образовано приставочно от глагола БРОСИТЬ /БРОСИШЬ, где –ИШЬ как окончание является показателем граммтической формы.

Подо-бр-а-л-и – образовано приставочно от глагола БРАЛИ/БРАТЬ (чередование С-БОР-), -А- глагольный суффикс, -Л- - суффикс прошедшего времени, -И как окончание является показателем грамматической формы.  

6 класс

№ 1. В каком словосочетании слово ХОЛОДНЫЙ  будет имеет прямое значение?

  1. Чай
  2. Взгляд
  3. Цвет
  4. Прием
  5. Свитер

Правильный ответ: в словосочетании ХОЛОДНЫЙ ЧАЙ слово холодный  имеет прямое значение: не горячий , а остывший, его температура позволяет пить его без опасения обжечься

 

Холодный ВЗГЛЯД – так говорят о человеке, который смотрит на другого равнодушно, презрительно – холодно.

Холодный ЦВЕТ – с синим полутоном. Часть круга, включающая синий, зеленый и фиолетовый, это холодные цвета.

Холодный ПРИЕМ – когда гостя встречают без удовольствия, по необходимости, без приветливости.

Холодный свитер – тот, который не согревает, в нем неуютно при прохладной погоде.

№ 2. От какого  слово название детеныша животного образуется  не так, как от остальных?

  1. Свинья
  2. Лиса
  3. Лягушка
  4. Утка
  5. Медведь

Название детеныша животного по-другому образуется  от слова свинья. Детеныш свинья – поросенок. Произведено от общеславянского porse, восходящего к той же основе, что и латинское porcus — «свинья». 

В остальных случаях названия детенышей животных образуются по одной модели: лиса- лисЁНОК,

лягушка – лягушОНОК, утка – утЕНОК, медведь – медвежОНОК.

№ 3. В каком ряду все существительные относятся только к мужскому роду?

  1. Картофель, кофе, голосище
  2. Чадо, Дели, домина
  3. Родитель, изморось, подмастерье
  4. Салями, дружище, фланель
  5. Конферансье, тополь, задира

Правильный ответ: к мужскому роду относятся существительные картофель (жареный), кофе (черный), голосище (мощный).

Чадо (любимое) – средний род, Дели (старинный), домина (огромный) – мужской род.

Родитель (мой) – мужской род, изморось (осенняя) – женский род, подмастерье (умелый) – мужской род.

Салями (финская) – женский род, дружище (верный)  – мужской род, фланель (мягкая) – женский род.

Конферансье (веселый), тополь (старый) – мужской род, задира – существительное общего рода, может относиться как к мужскому роду: Этот мальчик такой задира!; так и к женскому роду: Эта девочка такая задира!

№ 4. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

  1. Он зло над ним надсмехался.
  2. Мы побывали на горном плато.
  3. Известный актер вышел на подмостки.
  4. На Масленицу запрягли в сани двух медведей.
  5. На развлекательные мероприятия совсем не хватает времени..

Грамматическая ошибка допущена в предложении Он зло над ним НАДсмехался. Это ошибка на слвообразование. Правильно: Насмехался.

№ 5. Сколько раз в тексте на месте пропуска пишется буква О?

Вечер..м  к..ты  ..ст..рожн..  перелезают через част..кол и с..бираются под кукан..м.   ..ни п..дымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали  кажется -  играют в в..лейбол. П..том какой-нибудь наглый кот п..дпрыгивает, вцепляется в кукан мертв..й хватк..й, висит на нем, качается и старается  ..т..рвать рыбу.  ..стальные бьют от д..сады друг друга п..  усатым мордам. К..нчается это тем, что я вых..жу с ф..нарем из бани.

  1. 23
  2. 19
  3. 20
  4. 21
  5. 22

ВечерОм  кОты  ОстОрожнО  перелезают через частОкол и сОбираются под куканОм.   Они пОдымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали  кажется -  играют в вОлейбол. ПОтом какой-нибудь наглый кот пОдпрыгивает, вцепляется в кукан мертвОй хваткОй, висит на нем, качается и старается  ОтОрвать рыбу.  Остальные бьют от дОсады друг друга пО  усатым мордам. КОнчается это тем, что я выхОжу с фОнарем из бани.

В данном тексте на месте пропуска буква О пишется 23 раза.

  1. ВечерОм  –  -ОМ - суффикс наречия, образованного способом перехода из творительного падежа имени существительного с окончанием -ОМ.
  2.  кОты  кот; гласная в корне слова проверяется подбором однокоренного слова.
  3. Осторожно  – непроверяемая приставка.
  4. остОрожно  – сторож; гласная в корне слова проверяется подбором однокоренного слова.
  5. осторожнО  – наречие, образованное от прилагательного осторожный с помощью суффикса

-О.

  1. частОкол сложное существительное, -О- - соединительная гласная.
  2. сОбираются – приставка С- перед согласной буквой добавляет букву О.
  3. куканОм – окончание существительного 2 скл. в тв. падеже.
  4. Они – он; безударная гласная в корне слова проверяется подбором однокоренного слова.
  5.  пОдымаются – неизменяемая приставка ПО-.
  6. вОлейбол – непроверяемая безударная гласная.
  7.  ПОтом  непроверяемая безударная гласная
  8. пОдпрыгивает – неизменяемая приставка ПОД-.
  9. мертвОй – окончание прилагательного, проверяется вопросом какой?.
  10. хваткОй – окончание существительного 1 скл. в тв. Падеже.
  11.  Оторвать – неизменяемая приставка ОТ-.
  12. отОрвать приставка ОТ- перед согласной буквой добавляет букву О.
  13. Остальные – словарное слово.
  14. дОсады – доса́да др.-русск. Досада, русск.цслав. досадити, досаждати, сюда же доса́дный. Из до- и сади́ть (са́дит). 
  15. пО – неизменяемая приставка ПО-.
  16. Кончается – кончик; безударная гласная в корне слова проверяется подбором однокоренного слова.
  17. выхОжу – ходит; безударная гласная в корне слова проверяется подбором однокоренного слова.
  18. фОнарем - словарное слово; греческого происхождения, образовано от слова phanos -- свет, светильник.

№ 6. В каком предложении нужно поставить ОДНУ запятую? (Предложения взяты из «Рассказов баронов Мюнхгаузена» Э. Р. Распе).

  1. Я часто ходил на охоту и теперь с удовольствием вспоминаю то весёлое время  когда со мной чуть не каждый день случалось столько чудесных историй.
  2. Если бы вы только видели  как был изумлён мой повар когда я появился перед ним в очаге!
  3. Я бросился бежать  но кабан помчался за мною как бешеный и непременно проколол бы меня своими клыками  если бы я не спрятался за первым попавшимся дубом.
  4. Я прицелился  выстрелил  и олень замертво грохнулся на землю.
  5. Впрочем  в моей жизни бывали события и пострашнее  чем встреча с волками.

ОДНА запятую нужно поставить в предложении Я часто ходил на охоту и теперь с удовольствием вспоминаю то весёлое время,   когда со мной чуть не каждый день случалось столько чудесных историй. Это предложение сложное, состоит из двух частей. В первой части грамматическая основа – я ходил и вспоминаю, между однородными сказуемыми запятая не ставится, так как они соединены одиночным союзом И; во второй части –  столько историй случалось,.

Если бы вы только видели,  как был изумлён мой повар, когда я появился перед ним в очаге!

В этом предложении нужно поставить ДВЕ запятые, так как оно сложное, состоит из трёх частей. Первая грамматическая основа – вы видели; вторая – повар был изумлен; третья – я появился.

Я бросился бежать,  но кабан помчался за мною как бешеный и непременно проколол бы меня своими клыками,  если бы я не спрятался за первым попавшимся дубом. В этом предложении нужно поставить ДВЕ запятые, так как оно сложное, состоит из трёх частей. Первая грамматическая основа – я бросился бежать; вторая – кабан помчался и проколол бы; третья – я не спрятался бы.

Я прицелился,  выстрелил,  и олень замертво грохнулся на землю. В этом предложении нужно поставить ДВЕ запятые: между двумя однородными сказуемыми: (я) прицелился, выстрелил и перед второй частью сложного предложения  с грамматической основой олень грохнулся.

Впрочем  в моей жизни бывали события и пострашнее,  чем встреча с волками. В этом предложении нужно поставить ДВЕ запятые. Одну запятую после вводного слова впрочем, употреблённого в начале предложения, и одну запятую перед сравнительным оборотом, присоединенным союзом чем.

№ 7. Как называют совершенно бесполезную работу?

а) Мартышкин труд;
б) Мышиная возня;
в) Собачья радость;
г) Медвежья услуга.

д) Пустые хлопоты.

Бесполезная работа – мартышкин труд. Это один из тех фразеологизмов, у которых есть конкретный автор. И автор этот наш любимый баснописец Иван Андреевич Крылов. (См. басню «Обезьяна»). Само же выражение «мартышкин труд» как таковое ввел в оборот русский литературный критик Д.И.Писарев как характеристику бесполезных стараний или напрасных усилий.

№8. Найдите слово, не являющееся однокоренным к остальным в данном списке.

Оросительный канал

Отрасль легкой промышленности

Прирастать к дереву

Росточек яблони

Росла в саду

Не является однокоренным к остальным слово ОРОСИТЕЛЬНЫЙ канал ( орошает, роса).

Остальные слова включают в свой состав корень с чередованием раст/ращ/рост/рос.

7 класс

№ 1.  В каком предложении ВЫДЕЛЕННОЕ слово употреблено неверно?

  1. Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего написанного.
  2. Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.
  3. Фигурное катание - один из самых ЭФФЕКТНЫХ видов спорта.
  4. Мне вспомнился город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.
  5. Следы животных всегда заметны опытному охотнику, способному распознавать ЗВЕРИНЫЕ тропы.

Неверно употреблено слово УДАЧЛИВЫЙ в предложении Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего написанного.УДАЧЛИВЫЙ – успешный, в данном случае следует написать УДАЧНЫЙ – хороший. 

ПЕРЕДАЧА – в данном предложении – форвард перебросил шайбу напарнику по игре .

ЭФФЕКТНЫХ – зрелищный, привлекающий большое количество зрителей..

ГЛИНЯНЫЕ  – сделанные из глины..

ЗВЕРИНЫЕ  – тропы, проложенные определенными группами животных.

№ 2. В каком ряду все слова являются однокоренными?

  1. Собрать, забирать, отбор
  2. Коснуться, касаться, косить
  3. Гореть, горе, пригорок
  4. Опасение, напасть, пастух
  5. Вождение, водный, предводитель

Однокоренными являются слова собрать, забрало, отбор. В корне происходят чередования гласных звуков, но сохраняется общее значение: «взять, забрать».

Остальные ряды состоят не из однокоренных слов.

Коснуться, касаться (дотронуться, корень с чередованием), косить (траву косой, косой взгляд).

Гореть (в огне), горе (беда), пригорок (небольшая возвышенность).

Опасение (боязнь),  напасть (неприятность),  пастух(пасет стадо.).

Вождение, водный, предводитель (1 и 3 – вести машину, людей; 2 - вода).

№ 3. Какой ряд состоит из слов, являющихся одной частью речи?

  1. Пешком, осенью, издалека
  2. Утренний, бешеный, увиденный
  3. Трояк, тысяча, первый
  4. Ход, петь, вел
  5. любой, двое, один

Одной частью речи являются пешком, осенью, издалека – это наречия.

Утренний (прилагательное), бешеный (прилагательное), увиденный (причастие).

Трояк (существительное), тысяча (числительное/существительное), первый (числительное).

Ход (существительное), петь (глагол), вел (глагол).

Любой (местоимение), двое (числительное), один (числительное).

№ 4. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

  1. А у нас во дворе сделали новую качель!
  2. Теперь способы очистки воды становятся совершеннее.
  3. Бревна были тяжелые, поэтому их клали на палки и несли.
  4. Авария произошла на пятьсот одиннадцатом километре от Москвы.
  5. Ярко светит весеннее солнце, и поют птицы.

Грамматическая ошибка допущена в предложении А у нас во дворе сделали новую качель!

В соответствии с правилами изменения существительных, имеющих форму только множественного числа, следует написать А у нас во дворе сделали новые  качели!

 

№ 5. Сколько раз в данном тексте на месте пропуска пишется буква И?

Сопр..косновение с пр..родой вс..гда пр..красно! Бродя по лесу, мы подб..ра..м корни пр..чудливой формы, не пр..н..бр..га..м ш..шками, перышками: все это пр..годится для изготовления игруш..к. На пр..валах мы соб..раем хворост, развод..м пр..огромный костер, стара..мся пр..готовить ..ду повкуснее, но в..дь в поход.. вкусна даже пр..горевшая каша. Потом, пр..бравшись, н..пр..менно поддерж..вая огонь в костре и, пр..тихнув, пр..слуш..ва..мся к л..сным звукам.

  1. 16
  2. 14
  3. 13
  4. 15
  5. 17

В данном тексте на месте пропуска буква И пишется 16 раз.

СопрИкосновение с прИродой всегда прекрасно! Бродя по лесу, мы подбИраем корни прИчудливой формы, не пренебрегаем шИшками, перышками: все это прИгодится для изготовления игрушек. На прИвалах мы собИраем хворост, разводИм преогромный костер, стараемся прИготовить еду повкуснее, но ведь в походе вкусна даже прИгоревшая каша. Потом, прИбравшись, непременно поддержИвая огонь в костре и, прИтихнув, прИслушИваемся к лесным звукам.

Правописание слов, в которых значение приставки затемнено, или слов, в которых трудно выделить приставку, можно проверить в словарях на сайтах Грамота.ру  http://www.gramota.ru/ , Академик. ру https://dic.academic.ru/ , Викисловарь https://ru.wiktionary.org 

  1. СопрИкосновение – приставка ПРИ- со значением приближения.
  2. прИродой – непроверяемая приставка ПРИ-.
  3. подбИраем – корень с чередованием Е/И (за корнем стоит суффикс -А-).
  4. прИчудливой – непроверяемая приставка ПРИ--.
  5. шИшками –  ЖИ-ШИ.
  6. прИгодится – приставка ПРИ- со стертым значением приближения.
  7. прИвалах – приставка ПРИ- со значением приближения, присоединения.
  8. собИраем – корень с чередованием Е/И (за корнем стоит суффикс -А-).
  9. разводИм – глагол II спряжения (на –ить)..
  10. прИготовить – приставка ПРИ- со стертым значением приближения.
  11. прИгоревшая – приставка ПРИ- со значением неполноты действия.
  12. прИбравшись – приставка ПРИ- со значением неполноты действия.
  13. поддержИвая – глагольный суффикс -ИВА-, который сохраняется при изменении слова.
  14. прИтихнув – приставка ПРИ- со значением неполноты действия.
  15. прИслушиваемся – со значением приближения.
  16. прислушИваемся глагольный суффикс -ИВА-, который сохраняется при изменении слова.

№ 6. На месте каких цифр в данном четверостишье должны стоять запятые?

Скинуло кафтан зелёный лето(1)

Отсвистали жаворонки всласть(2)

Осень(3) в шубу жёлтую одета(4)

По лесам метёлкою прошлась.

  1. 1, 2, 3, 4
  2. 1, 2, 3
  3. 1, 3, 4
  4. 1, 2, 4
  5. 2, 3, 4

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

Скинуло кафтан зелёный лето(1),

Отсвистали жаворонки всласть(2),

Осень(3), в шубу жёлтую одета(4),

По лесам метёлкою прошлась.

       (С. А. Есенин «Скинуло кафтан зеленый лето…»).

1 – запятая отделяет части сложного предложения.

2 – запятая отделяет части сложного предложения.

3,4 – запятые выделяю с двух сторон причастный оборот в шубу желтую одета, стоящий после определяемого слова осень.

№ 7.  После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими?

  1. Искры из глаз сыплются.
  2. Голова идет кругом.
  3. В зобу дыханье сперло.
  4. Глаза разбегаются.
  5. Плачут в три ручья.

Искры из глаз посыпались — о действии оглушающего, сильного удара по голове, лицу.[Дьячиха] так стукнула его локтем в переносицу, что из глаз его посыпались искры. Чехов «Ведьма».

8. В каком ряду все слова не имеют окончания?

  1. Вверху, колибри, утром, кофе
  2. Быстро, путь, выше, добро
  3. Конюх, петух, туч, плавал
  4. Гремуч, решен, свисток, втрое
  5. Около, ошибочно, рощ, синь

Не имеют окончания слова вверху, колибри, утром, кофе: вверху и утром – наречия, наречие – неизменяемая часть речи; колибри и кофе – слова несклоняемые, поэтому оканчиваются на -И и –Е, но не имеют окончаний.

8 класс

№ 1.  В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?

  1. Вожатый старшего отряда стремился установить со своими подопечными ДОВЕРЧИВЫЕ отношения.
  2. Объем активного и пассивного СЛОВАРНОГО запаса человека зависит от уровня его культуры.
  3. Необходимо СНИЗИТЬ расход топлива.
  4. Высокую стоимость драгоценного камня и уникальную работу ювелира мог ОПЛАТИТЬ только очень состоятельный заказчик.
  5. В этом вопросе он полный НЕВЕЖДА.

Неверно употреблено слово в предложении Вожатый старшего отряда стремился установить со своими подопечными ДОВЕРЧИВЫЕ отношения. ДОВЕРЧИВЫЙ – склонный к доверю, не подозревающий обмана, лжи. В этом предложении нужно  употребить слово ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ (выказывающий кому-либо доверие). Вожатый старшего отряда стремился установить со своими подопечными ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения

Объем активного и пассивного СЛОВАРНОГО запаса человека зависит от уровня его культуры. – СЛОВАРНЫЙ запас – набор слов, которым владеет человек.

Необходимо СНИЗИТЬ расход топлива. – СНИЗИТЬ – уменьшить, сократить ради экономии.

Высокую стоимость драгоценного камня и уникальную работу ювелира мог ОПЛАТИТЬ только очень состоятельный заказчик. – ОПЛАТИТЬ – внести плату за купленный продукт, предмет; за выполненную работу.

В этом вопросе он полный НЕВЕЖДА. – НЕВЕЖДА – темный, необразованный, несведущий в чем-либо человек.

№ 2. В каком ряду все слова состоят из корня, суффикса, окончания?

  1. Бидончик, ледяной, мольба, чернота
  2. Праздничный, безразлично, выше, времянка
  3. Петух, работник, бросил, плавунец
  4. Терпение, юный, платок, рисковала
  5. Мешочек, вчера, высотка, утица

Из корня, суффикса и окончания состоят слова Бидончик (нулевое окончание, при изменении формы слова появляется буква: бидончики – мн. число), ледяной (окончание прилагательного –ой), мольба, чернота (окончание существительных –а).

Праздничн-ый, безразлично, выше, времянк-а. Хотя в ср.р. краткое прилагательное практически не употребляется, теоретически возможно. В интернете дети найдут прилагательное (безразличнО), выше – сравнительная степень прилагательного/наречия, -Е – суффикс.

Петух, работник, бросил, плавунец – во всех словах окончания нулевые, работник – 2 суффикса (раб-ОТ-НИК-), бросил – 2 суффикса (-И-, -Л-), плавунец – возможно, 2 суффикса (-ун-, -ец-).

Терпение, юный, платок, рисковала: юный – нет суффикса, рисковала – 2 суффикса (-ова-, -л-).

№ 3. Какое слово может быть только одной частью речи?

  1. Тело
  2. Стих
  3. Дали
  4. Мой
  5. Пила

Правильный ответ: слово ТЕЛО  может быть только одной частью речи – сущ тело  в форме ед.ч. ср.рода, им/вин. падежа. – Он имел совершенное тело.

Стих – глагол стихнуть  в форме прош. времени, м. рода, ед. числа: ветер стих; существительное м. рода: совершенный стих.

Дали – глагол дать в форме прош. времени, мн. числа: Мне дали нужную книгу; существительное даль  в форме мн.числа, им./вин. падежа: перд нами открылись необозримые дали.

Мой – глагол  мыть в форме повелительного наклонения, 2 лица, ед. падежа: мой посуду тщательно; личное местоимение муж. рода в ед.числе, им. падеже: Он мой лучший друг.

Пила – глагол пить  в прошедшем времени, ед.числе, женском роде: она пила воду с жадностью; сущ. ж.рода, в ед.числе, в им.падеже: За окном запела пила.

№ 4. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

  1. Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться.
  2. Опытный бухгалтер Семен Петрович помыл голову ароматным шампунем.
  3. Кирила Петрович спросил Машу, где она была весь вечер.
  4. На лугу Петренко заметил пасущихся коров.
  5. Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Грамматическая ошибка допущена в предложении Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться. Неправильно построен причастный оборот: Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться.

№ 5. Сколько раз в словах пишется удвоенная согласная?

Договор был а(н,нн)улирова(н,нн).  Защитники города сражались на ба(р,рр)икадах.  Аудитории расположе(н,нн)ы по обеим сторонам ко(р,рр)идора. В цирке показываются новые а(т,тт)ракционы. Любимцем и(п,пп)одрома был молодой жокей. К сложносокращё(н,нн)ым словам относятся букве(н,нн)ые и звуковые а(б,бб)ревиатуры.  Доставле(н,нн)ые с юга растения ещё не а(к,кк)лиматизировались. Карти(н,нн)ая  га(л,лл)ерея пополнилась новыми экспонатами.  Серую, старую, рва(н,нн)ую одежду украшали зеленые ленты. Собаки сыскные шли по моему следу, они меня и нашли в некоше(н,нн)ом овсе. Вот по шо(с,сс)е  идут па(с,сс)ажиры с утре(н,нн)ей электрички. Мы  побрели по дли(н,нн)ой а(л,лл)ее.

  1. 15
  2. 14
  3. 17
  4. 16
  5. 23

В данном тексте удвоенная согласная пишется 15 раз.

Договор был аННулирован.  Защитники города сражались на баРРикадах.  Аудитории расположены по обеим сторонам коридора. В цирке показываются новые аТТракционы. Любимцем иППодрома был молодой жокей. К сложносокращёННым словам относятся буквеННые и звуковые аББревиатуры.  ДоставлеННые с юга растения ещё не аККлиматизировались. КартиННая  галерея пополнилась новыми экспонатами.  Серую, старую, рваную одежду украшали зеленые ленты. Собаки сыскные шли по моему следу, они меня и нашли в некошеном овсе. Вот по шоССе  идут паССажиры с утреННей электрички. Мы  побрели по длиННой аЛЛее.

  1. аННулирован – Происходит от поздн. лат. annullare, из лат. ad- + nullus «никакой, ни один».
  2. баРРикадах – непроверяемая удвоенная согласная в корне.
  3. аТТракционы – непроверяемая удвоенная согласная в корне.
  4. иППодрома –  непроверяемая удвоенная согласная в корне.
  5. сложносокращёННым – -НН- во второй части сложного слова – страдательное причастие прошедшего времени..
  6. буквеННые – прилагательное с с суффиксом -ЕНН-.
  7. аББревиатуры – непроверяемая удвоенная согласная в корне.
  8. доставлеННые – полное страдательное причастие прошедшего времени..
  9. аККлиматизировались – удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
  10. картиННая  – прилагательное образовалось от существительного картина с помощью суффикса -н-.
  11. шоССе  – непроверяемая удвоенная согласная в корне.
  12. паССажиры – непроверяемая удвоенная согласная в корне.
  13. утреННей –  прилагательное с с суффиксом -ЕНН-.
  14. длиННой – прилагательное образовалось от существительного длина с помощью суффикса -н-.
  15. аЛЛее – непроверяемая удвоенная согласная в корне.

№ 6. Какое словосочетание можно заменить на синонимичное со связью управление так, чтобы смысл остался прежним?

  1. Бессонная ночь
  2. Праздный гуляка
  3. Вредный человек
  4. Мощное  усилие
  5. Светлый путь

Правильный ответ: Бессонная ночь (согласование) – ночь без сна (управление).

В остальных случаях либо замена на синонимичное словосочетание невозможна: праздный гуляка; либо при замене искажается смысл: вредный человек (согласование) – человек  вреда (управление), мощное  усилие (согласование) – усилие  мощи (управление), светлый путь (согласование) – путь света (управление).

№ 7.  Описывая некую ситуацию, немецкая пословица говорит, что  «обжегшийся горячим супом, дует на холодную рыбу». А что упоминает русская пословица?

  1. Молоко и воду.
  2. Суп и кашу.
  3. Чай и квас.
  4. Обед и завтрак.
  5. Масло и сыр.

Обжегшись на молоке, дуют на воду — негативный опыт, опасения повторить прошлые ошибки заставляют действовать осторожно даже тогда, когда обстоятельства того не требуют.

8. Какое слово образовано иначе, чем остальные?

  1. Красиво
  2. Тишь
  3. Переход
  4. Золотой
  5. Оборона

Иначе образовано слово КРАСИВО – если это наречие, то с помощью суффикса –О от прилагательного; либо от слова красить – с помощью суффиксов -И- , -В-           прилагательное красив-ый.

Остальные слова образованы бессуфиксным (бессуфиксальным) способом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненное предложение"

Методическая разработка раздела учебной программы по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненное предложение". работа представлена на 1 квалификационную категорию....

Методическая разработка раздела программы по русскому языку "Лексика". 5 класс

Методическая разработка раздела программы по русскому языку "Лексика". 5 класс...

Нормативный аспект культуры речи (материалы для элективного курса по русскому языку в старших классах)

Элективный курс «Нормативный аспект культуры речи» подготовлен для учащихся старших  классов и призван обеспечить более высокий уровень язы­ковой подготовки учащихся. Данный курс носит межпредмет...

Методические материалы по подготовке к ГИА по русскому языку

Урок разработан с использованием технологии смыслового чтения при подготовке к написанию сжатого изложения на экзамене в 9 классе...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс,8 класс,9 класс. Литература 7-9 классы. Элективный курс по русскому языку 7-8 классы

Рабочие программы создана для улучшения качества знаний учащихся 7-9 классов порусскому языку...