Методические материалы по подготовке к ГИА по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Урок разработан с использованием технологии смыслового чтения при подготовке к написанию сжатого изложения на экзамене в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_materialy_po_podgotovke_k_gia.docx | 25.43 КБ |
metodicheskie_materialy_po_podgotovke_k_gia.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык |
Класс | 9 |
Тема урока | Смысловое чтение и работа с текстом при подготовке к ОГЭ |
Тип урока | Развитие письменной речи |
Цели урока | Основная цель урока – формирование навыков смыслового чтения текста в рамках подготовки к выполнению задания 1 ОГЭ по русскому языку в 9 классе. образовательные:
воспитательные: вызвать личностно значимые переживания у обучающихся, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте, воспитывать стремление к позитивным взглядам на жизнь. |
Планируемые результаты |
|
Технологии | Личностно- ориентированная, проблемно- диалогическая, технология смыслового чтения текста. |
Формы работы | Коллективная, групповая, ндивидуальная |
Межпредметные связи | Литература ( текст современного писателя Олега Роя) |
Внутрипредметные связи | Лексика(работа с источниками из Википедии), работа с текстом изложения по типу задания ОГЭ, Текстоведение(определить тему , идею, проблему текста, тип речи текста) |
Виды деятельности учителя | Организует, направляет,контролирует, диагностирует. |
Виды деятельности учащихся | Овладевают приемами смыслового чтения текста и сжатия текста, умением сокращать текст по правилам компрессии. |
Виды используемых ИКТ | Компьютер учителя, интерактивное оборудование, презентация. |
Материалы и оборудование | Рабочие листы учащихся, памятки по написанию сжатого изложения. |
Структура и ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1.Организационный момент | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас сегодня видеть на уроке русского языка. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | |
2.Целеполагание | Предлагает прочитать эпиграф к уроку, найти ключевое слово, назвать его.( Данильченко А.) | Учатся понимать смысл высказывания, выделяя главное слово | Познавательные: структурирование знаний. Регулятивные: целеполагание . |
Первый этап. Работа с текстом до чтения. | Предлагает послушать притчу Сократа «Что самое главное в жизни?» | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, формулировать тему и задачи учебной деятельности | |
Стратегия формирования словаря | Притча- короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)[1][2]. По содержанию притча близка к басне.(Добшиков Д.) | Читают определение | |
Слайд № Стратегия формирования словаря Слайд № | Задает вопросы учащимся: -О чем размышлял Сократ? -Что такое счастье в понимании Сократа? Какого человека можно считать счастливым: имеющего здоровье, привлекательного внешне или имеющего деньги и положение в обществе? - По Сократу, счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться , как к самому важному в жизни. (Савельева А.) _-Дайте определение слову, сопоставьте со словарной статьей из Википедии. (Данильченко А.) Счастье- (праславянское *sъčęstь̂je объясняют из *sъ- «хороший» и *čęstь «часть», то есть «хороший удел»[1]) — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения[2]. | Отвечают на вопросы, сопоставляют понятия, создают связный ответ. | Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание |
Второй этап. Работа с текстом во время чтения. Цель: контроль различных языковых навыков и речевых умений в целях осмысления прочитанного. | Предлагает учащимся предположить, о чем будет текст, с которым будет проводиться работа на уроке. (О счастье). | Самостоятельно формулируют ,о чем будет текст. | |
Предлагает учащимся прослушать текст(аудирование) | Воспринимают текст на слух, осмысливают услышанное. | Регулятивные: работа с информацией, самоконтроль и самокоррекция | |
Беседует с учащимися по вопросам (После первого чтения).
Ученик. -Тип данного текста - рассуждение, потому что автор текста рассуждает о счастье. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.
Вывод : Нужно жить в свое удовольствие и наслаждаться каждой минутой. -- Какую проблему поднимает автор текста? -- Как нужно относиться к жизни, чтобы чувствовать себя счастливым?(Украинский А.) --Запишите 5-6 слов, которые помогут ва передать основное содержание текста. (Вирченко Д.) | Отвечают на вопросы, делают записи в рабочем листе. | Познавательные: овладение приемами смыслового чтения текста. | |
-Второе чтение текста | Слушают текст и делают записи в рабочем листе. | Регулятивные: самоконтроль и самокоррекция | |
Третий этап. Работа с текстом после прослушивания. Цель.: использование ситуаций текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. | -- Повторим этапы работы с текстом по написанию сжатого изложения. 1. Этап определения темы текста. Ответ на вопрос: «О чем текст?» -- О счастье. 2. Этап определения идеи текста. Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?» --Человек, проживая жизнь, должен стремиться к счастью, потому что в этом заключается его предназначение.
4. Этап моделирования сжатого изложения. | Отвечают на вопросы и делают записи в рабочих листах, пользуясь памяткой по написанию сжатого изложения. Определяют задачи учебной деятельности : поработать над содержанием текста и написать сжатое изложение, применяя приемы компрессии текста: исключение, обобщение,упрощение. Определяют основную мысль текста и записывают в рабочий лист. Определяют количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и нумеруют их. Определяют микротему каждого абзаца. Записывают ее кратко, опуская второстепенную информацию. Работают в группах.
Соединяют содержание микротем в тексте, используя лексические и лексико- грамматические средства соединения частей текста. Работают в группах. | Метапредметные: овладение приемами смыслового чтения текста. |
Рефлексия. | --Прочитайте текст получившегося сжатого изложения. -- Почему недостаточно только просто прочитать текст?(Нужно понять его содержание, чтобы суметь сократить его, сжать). ---Составьте синквейн «Что такое счастье?» | Читают тексты. Отвечают на вопрос. Выполняют творческую работу. | Познавательные: овладение приемами смыслового чтения и сжатия текста . умением сокращать текст по правилам компрессии. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык |
Класс | 9 |
Тема урока | Смысловое чтение и работа с текстом при подготовке к ОГЭ |
Тип урока | Развитие письменной речи |
Цели урока | Основная цель урока – формирование навыков смыслового чтения текста в рамках подготовки к выполнению задания 1 ОГЭ по русскому языку в 9 классе. образовательные:
воспитательные: вызвать личностно значимые переживания у обучающихся, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте, воспитывать стремление к позитивным взглядам на жизнь. |
Планируемые результаты |
|
Технологии | Личностно- ориентированная, проблемно- диалогическая, технология смыслового чтения текста. |
Формы работы | Коллективная, групповая, ндивидуальная |
Межпредметные связи | Литература ( текст современного писателя Олега Роя) |
Внутрипредметные связи | Лексика(работа с источниками из Википедии), работа с текстом изложения по типу задания ОГЭ, Текстоведение(определить тему , идею, проблему текста, тип речи текста) |
Виды деятельности учителя | Организует, направляет,контролирует, диагностирует. |
Виды деятельности учащихся | Овладевают приемами смыслового чтения текста и сжатия текста, умением сокращать текст по правилам компрессии. |
Виды используемых ИКТ | Компьютер учителя, интерактивное оборудование, презентация. |
Материалы и оборудование | Рабочие листы учащихся, памятки по написанию сжатого изложения. |
Структура и ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1.Организационный момент | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас сегодня видеть на уроке русского языка. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | |
2.Целеполагание | Предлагает прочитать эпиграф к уроку, найти ключевое слово, назвать его.( Данильченко А.) | Учатся понимать смысл высказывания, выделяя главное слово | Познавательные: структурирование знаний. Регулятивные: целеполагание . |
Первый этап. Работа с текстом до чтения. | Предлагает послушать притчу Сократа «Что самое главное в жизни?» | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, формулировать тему и задачи учебной деятельности | |
Стратегия формирования словаря | Притча- короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)[1][2]. По содержанию притча близка к басне.(Добшиков Д.) | Читают определение | |
Слайд № Стратегия формирования словаря Слайд № | Задает вопросы учащимся: -О чем размышлял Сократ? -Что такое счастье в понимании Сократа? Какого человека можно считать счастливым: имеющего здоровье, привлекательного внешне или имеющего деньги и положение в обществе? - По Сократу, счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться , как к самому важному в жизни. (Савельева А.) _-Дайте определение слову, сопоставьте со словарной статьей из Википедии. (Данильченко А.) Счастье- (праславянское *sъčęstь̂je объясняют из *sъ- «хороший» и *čęstь «часть», то есть «хороший удел»[1]) — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения[2]. | Отвечают на вопросы, сопоставляют понятия, создают связный ответ. | Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание |
Второй этап. Работа с текстом во время чтения. Цель: контроль различных языковых навыков и речевых умений в целях осмысления прочитанного. | Предлагает учащимся предположить, о чем будет текст, с которым будет проводиться работа на уроке. (О счастье). | Самостоятельно формулируют ,о чем будет текст. | |
Предлагает учащимся прослушать текст(аудирование) | Воспринимают текст на слух, осмысливают услышанное. | Регулятивные: работа с информацией, самоконтроль и самокоррекция | |
Беседует с учащимися по вопросам (После первого чтения).
Ученик. -Тип данного текста - рассуждение, потому что автор текста рассуждает о счастье. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.
Вывод : Нужно жить в свое удовольствие и наслаждаться каждой минутой. -- Какую проблему поднимает автор текста? -- Как нужно относиться к жизни, чтобы чувствовать себя счастливым?(Украинский А.) --Запишите 5-6 слов, которые помогут ва передать основное содержание текста. (Вирченко Д.) | Отвечают на вопросы, делают записи в рабочем листе. | Познавательные: овладение приемами смыслового чтения текста. | |
-Второе чтение текста | Слушают текст и делают записи в рабочем листе. | Регулятивные: самоконтроль и самокоррекция | |
Третий этап. Работа с текстом после прослушивания. Цель.: использование ситуаций текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. | -- Повторим этапы работы с текстом по написанию сжатого изложения. 1. Этап определения темы текста. Ответ на вопрос: «О чем текст?» -- О счастье. 2. Этап определения идеи текста. Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?» --Человек, проживая жизнь, должен стремиться к счастью, потому что в этом заключается его предназначение.
4. Этап моделирования сжатого изложения. | Отвечают на вопросы и делают записи в рабочих листах, пользуясь памяткой по написанию сжатого изложения. Определяют задачи учебной деятельности : поработать над содержанием текста и написать сжатое изложение, применяя приемы компрессии текста: исключение, обобщение,упрощение. Определяют основную мысль текста и записывают в рабочий лист. Определяют количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и нумеруют их. Определяют микротему каждого абзаца. Записывают ее кратко, опуская второстепенную информацию. Работают в группах.
Соединяют содержание микротем в тексте, используя лексические и лексико- грамматические средства соединения частей текста. Работают в группах. | Метапредметные: овладение приемами смыслового чтения текста. |
Рефлексия. | --Прочитайте текст получившегося сжатого изложения. -- Почему недостаточно только просто прочитать текст?(Нужно понять его содержание, чтобы суметь сократить его, сжать). ---Составьте синквейн «Что такое счастье?» | Читают тексты. Отвечают на вопрос. Выполняют творческую работу. | Познавательные: овладение приемами смыслового чтения и сжатия текста . умением сокращать текст по правилам компрессии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-диагностические материалы по подготовке к ГИА по русскому языку 9 класс.
Контрольно-диагностические материалы помогут учителю проверить уровень подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Данный материал содержит практические занятия при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Они затрагивают, на мой взгляд, наиболее трудные вопросы, возникающие у выпускников при подготовке к экзамену....
Материалы для подготовки к ГИА по русскому языку 9 класс
Пройдя по данной ссылке, вы получите информацию, необходимую для подготовки К ГИА по русскому языку 9 класс...
Материалы для подготовки к ГИА по русскому языку.
В данной папке имеется текст о Бутурлиновке и тест с заданиями А7 - В9. В презентации содержится материал для подготовки к сочинению на лингвистическую тему по высказыванию Н. М. Ша...
Справочные материалы для подготовки к ГИА по русскому языку
Материал взят в интернете...
"Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе"
В ходе подготовки учащихся к экзаменам, у меня накопился методический материал, который я использую в своей работе. Систематизировав его по отдельным темам, у меня получился «Сборник материалов для по...
Сборник материалов для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе
Данное пособие адресовано учащимся 9 классов, готовящихся к сдаче экзамена по русскому языку. Оно предназначено для эффективной подготовки к экзамену, поскольку содержит систематизированные и об...