Методические материалы по подготовке к ГИА по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Слюсаренко Ольга Алексеевна

Урок разработан с использованием технологии смыслового чтения при подготовке к написанию сжатого изложения на экзамене в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

9

Тема урока

Смысловое чтение и работа с текстом при    подготовке к ОГЭ

Тип урока

Развитие письменной речи

Цели урока

Основная цель урока – формирование навыков смыслового чтения текста    в рамках подготовки к выполнению задания 1 ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

образовательные:

  • формировать умение воспроизводить текст  с заданной степенью свернутости (изложение)
  • развивающие:
  • развитие логического мышления, речи;
  • развитие творческих способностей;

воспитательные:

вызвать личностно значимые переживания у обучающихся, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте, воспитывать стремление к позитивным взглядам на жизнь.

Планируемые результаты

  • Личностные: формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • Регулятивные:  управление практической деятельностью обучающихся, развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт.
  • Познавательные: овладение приемами смыслового чтения текста и сжатия текста, умением сокращать текст по правилам компрессии.

Технологии

Личностно- ориентированная, проблемно- диалогическая, технология смыслового чтения текста.

Формы работы

Коллективная, групповая, ндивидуальная

Межпредметные связи

Литература ( текст современного писателя Олега Роя)

Внутрипредметные связи

Лексика(работа с источниками из Википедии), работа с текстом изложения по типу задания ОГЭ, Текстоведение(определить тему , идею, проблему текста, тип речи текста)

Виды деятельности учителя

Организует, направляет,контролирует, диагностирует.

Виды деятельности учащихся

Овладевают  приемами смыслового чтения текста и сжатия текста, умением сокращать текст по правилам компрессии.

Виды используемых ИКТ

Компьютер учителя, интерактивное оборудование, презентация.

Материалы и оборудование

Рабочие листы учащихся, памятки по написанию сжатого изложения.

                                          Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.Организационный момент

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас сегодня видеть на уроке русского языка. 

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2.Целеполагание

Предлагает прочитать эпиграф к уроку, найти ключевое слово, назвать его.( Данильченко А.)

Учатся понимать смысл высказывания, выделяя главное слово

Познавательные: структурирование знаний.

Регулятивные: целеполагание .

Первый этап. Работа с текстом до чтения.

Предлагает послушать притчу Сократа «Что самое главное в жизни?»

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, формулировать тему и задачи учебной деятельности

Стратегия формирования словаря

Притча-  короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)[1][2]. По содержанию притча близка к басне.(Добшиков Д.)

Читают определение

Слайд №

Стратегия формирования словаря

Слайд №

Задает вопросы учащимся:

-О чем размышлял Сократ?

-Что такое счастье в понимании Сократа? Какого человека можно считать счастливым: имеющего здоровье, привлекательного внешне или имеющего деньги и положение в обществе?

- По Сократу,  счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться , как к самому важному в жизни. (Савельева А.)

_-Дайте определение слову, сопоставьте со словарной статьей из Википедии. (Данильченко А.)

    Счастье- (праславянское *sъčęstь̂je объясняют из *sъ- «хороший» и *čęstь «часть», то есть «хороший удел»[1]) — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения[2].

Отвечают на вопросы, сопоставляют понятия, создают связный ответ.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание

Второй этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель: контроль различных языковых навыков и речевых умений в целях осмысления прочитанного.

Предлагает учащимся предположить, о чем будет текст, с которым будет проводиться  работа на уроке. (О счастье).

Самостоятельно формулируют ,о чем будет текст.

Предлагает учащимся прослушать текст(аудирование)

Воспринимают текст на слух, осмысливают услышанное.

Регулятивные:  работа с информацией, самоконтроль и самокоррекция

Беседует с учащимися по вопросам (После первого чтения).

  1.  Определите тип речи.

Ученик.

 -Тип данного текста - рассуждение, потому что автор текста рассуждает о счастье. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.

  1.  Тезис: Человек, несмотря ни на что, должен в течение своей жизни стремиться быть счастливым.
  2. Доказательства: В едь в детстве человек счастлив по определению, а проживая жизнь, часто находит поводы для того, чтобы чувствовать себя несчастным.(Данильченко А.)

Вывод : Нужно жить в свое удовольствие и наслаждаться каждой минутой.

-- Какую проблему поднимает автор  текста?

-- Как нужно относиться к жизни, чтобы чувствовать себя счастливым?(Украинский А.)

--Запишите 5-6 слов, которые помогут ва передать основное содержание текста. (Вирченко Д.)

Отвечают на вопросы,  делают записи в рабочем листе.

Познавательные: овладение приемами смыслового чтения текста.

-Второе чтение текста

Слушают текст и делают записи в рабочем листе.

Регулятивные: самоконтроль и самокоррекция

Третий этап. Работа с текстом после прослушивания.

Цель.: использование ситуаций текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

-- Повторим этапы работы с текстом по написанию сжатого изложения.

1. Этап определения темы текста.

    Ответ на вопрос: «О чем текст?»

-- О счастье.

2. Этап определения идеи текста.

Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,

«Какую мысль хотел выразить?»

--Человек, проживая жизнь, должен стремиться к счастью, потому что в этом заключается его предназначение.

  1. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы.

4. Этап моделирования сжатого изложения.

Отвечают на вопросы и делают записи  в рабочих листах, пользуясь памяткой по написанию сжатого изложения.

 Определяют задачи учебной деятельности : поработать над содержанием текста и написать сжатое изложение, применяя приемы компрессии текста:

исключение, обобщение,упрощение.

Определяют основную мысль текста и записывают в рабочий лист.

Определяют количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и нумеруют их.

Определяют микротему каждого абзаца. Записывают ее кратко, опуская второстепенную информацию.

Работают в группах.

 

 Соединяют содержание микротем в тексте, используя лексические и лексико- грамматические средства соединения частей текста.

Работают в группах.

Метапредметные: овладение приемами смыслового чтения текста.

Рефлексия.

--Прочитайте текст получившегося сжатого изложения.

-- Почему недостаточно только просто прочитать текст?(Нужно понять его содержание, чтобы суметь сократить его, сжать).

---Составьте синквейн «Что такое счастье?»

 Читают тексты.

Отвечают на вопрос.

Выполняют творческую работу.

Познавательные: овладение приемами смыслового чтения и сжатия текста . умением сокращать текст по правилам компрессии.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

9

Тема урока

Смысловое чтение и работа с текстом при    подготовке к ОГЭ

Тип урока

Развитие письменной речи

Цели урока

Основная цель урока – формирование навыков смыслового чтения текста    в рамках подготовки к выполнению задания 1 ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

образовательные:

  • формировать умение воспроизводить текст  с заданной степенью свернутости (изложение)
  • развивающие:
  • развитие логического мышления, речи;
  • развитие творческих способностей;

воспитательные:

вызвать личностно значимые переживания у обучающихся, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте, воспитывать стремление к позитивным взглядам на жизнь.

Планируемые результаты

  • Личностные: формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • Регулятивные:  управление практической деятельностью обучающихся, развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт.
  • Познавательные: овладение приемами смыслового чтения текста и сжатия текста, умением сокращать текст по правилам компрессии.

Технологии

Личностно- ориентированная, проблемно- диалогическая, технология смыслового чтения текста.

Формы работы

Коллективная, групповая, ндивидуальная

Межпредметные связи

Литература ( текст современного писателя Олега Роя)

Внутрипредметные связи

Лексика(работа с источниками из Википедии), работа с текстом изложения по типу задания ОГЭ, Текстоведение(определить тему , идею, проблему текста, тип речи текста)

Виды деятельности учителя

Организует, направляет,контролирует, диагностирует.

Виды деятельности учащихся

Овладевают  приемами смыслового чтения текста и сжатия текста, умением сокращать текст по правилам компрессии.

Виды используемых ИКТ

Компьютер учителя, интерактивное оборудование, презентация.

Материалы и оборудование

Рабочие листы учащихся, памятки по написанию сжатого изложения.

                                          Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.Организационный момент

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас сегодня видеть на уроке русского языка. 

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2.Целеполагание

Предлагает прочитать эпиграф к уроку, найти ключевое слово, назвать его.( Данильченко А.)

Учатся понимать смысл высказывания, выделяя главное слово

Познавательные: структурирование знаний.

Регулятивные: целеполагание .

Первый этап. Работа с текстом до чтения.

Предлагает послушать притчу Сократа «Что самое главное в жизни?»

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, формулировать тему и задачи учебной деятельности

Стратегия формирования словаря

Притча-  короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)[1][2]. По содержанию притча близка к басне.(Добшиков Д.)

Читают определение

Слайд №

Стратегия формирования словаря

Слайд №

Задает вопросы учащимся:

-О чем размышлял Сократ?

-Что такое счастье в понимании Сократа? Какого человека можно считать счастливым: имеющего здоровье, привлекательного внешне или имеющего деньги и положение в обществе?

- По Сократу,  счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться , как к самому важному в жизни. (Савельева А.)

_-Дайте определение слову, сопоставьте со словарной статьей из Википедии. (Данильченко А.)

    Счастье- (праславянское *sъčęstь̂je объясняют из *sъ- «хороший» и *čęstь «часть», то есть «хороший удел»[1]) — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения[2].

Отвечают на вопросы, сопоставляют понятия, создают связный ответ.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание

Второй этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель: контроль различных языковых навыков и речевых умений в целях осмысления прочитанного.

Предлагает учащимся предположить, о чем будет текст, с которым будет проводиться  работа на уроке. (О счастье).

Самостоятельно формулируют ,о чем будет текст.

Предлагает учащимся прослушать текст(аудирование)

Воспринимают текст на слух, осмысливают услышанное.

Регулятивные:  работа с информацией, самоконтроль и самокоррекция

Беседует с учащимися по вопросам (После первого чтения).

  1.  Определите тип речи.

Ученик.

 -Тип данного текста - рассуждение, потому что автор текста рассуждает о счастье. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.

  1.  Тезис: Человек, несмотря ни на что, должен в течение своей жизни стремиться быть счастливым.
  2. Доказательства: В едь в детстве человек счастлив по определению, а проживая жизнь, часто находит поводы для того, чтобы чувствовать себя несчастным.(Данильченко А.)

Вывод : Нужно жить в свое удовольствие и наслаждаться каждой минутой.

-- Какую проблему поднимает автор  текста?

-- Как нужно относиться к жизни, чтобы чувствовать себя счастливым?(Украинский А.)

--Запишите 5-6 слов, которые помогут ва передать основное содержание текста. (Вирченко Д.)

Отвечают на вопросы,  делают записи в рабочем листе.

Познавательные: овладение приемами смыслового чтения текста.

-Второе чтение текста

Слушают текст и делают записи в рабочем листе.

Регулятивные: самоконтроль и самокоррекция

Третий этап. Работа с текстом после прослушивания.

Цель.: использование ситуаций текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

-- Повторим этапы работы с текстом по написанию сжатого изложения.

1. Этап определения темы текста.

    Ответ на вопрос: «О чем текст?»

-- О счастье.

2. Этап определения идеи текста.

Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,

«Какую мысль хотел выразить?»

--Человек, проживая жизнь, должен стремиться к счастью, потому что в этом заключается его предназначение.

  1. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы.

4. Этап моделирования сжатого изложения.

Отвечают на вопросы и делают записи  в рабочих листах, пользуясь памяткой по написанию сжатого изложения.

 Определяют задачи учебной деятельности : поработать над содержанием текста и написать сжатое изложение, применяя приемы компрессии текста:

исключение, обобщение,упрощение.

Определяют основную мысль текста и записывают в рабочий лист.

Определяют количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и нумеруют их.

Определяют микротему каждого абзаца. Записывают ее кратко, опуская второстепенную информацию.

Работают в группах.

 

 Соединяют содержание микротем в тексте, используя лексические и лексико- грамматические средства соединения частей текста.

Работают в группах.

Метапредметные: овладение приемами смыслового чтения текста.

Рефлексия.

--Прочитайте текст получившегося сжатого изложения.

-- Почему недостаточно только просто прочитать текст?(Нужно понять его содержание, чтобы суметь сократить его, сжать).

---Составьте синквейн «Что такое счастье?»

 Читают тексты.

Отвечают на вопрос.

Выполняют творческую работу.

Познавательные: овладение приемами смыслового чтения и сжатия текста . умением сокращать текст по правилам компрессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-диагностические материалы по подготовке к ГИА по русскому языку 9 класс.

Контрольно-диагностические материалы помогут учителю проверить уровень подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....

Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Данный материал содержит практические занятия при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Они затрагивают, на мой взгляд, наиболее трудные вопросы, возникающие у выпускников при подготовке к экзамену....

Материалы для подготовки к ГИА по русскому языку 9 класс

Пройдя по данной ссылке, вы получите  информацию, необходимую для подготовки  К ГИА по русскому языку 9 класс...

Материалы для подготовки к ГИА по русскому языку.

В данной папке имеется текст  о Бутурлиновке и тест  с заданиями А7 - В9.   В презентации содержится материал для подготовки к сочинению на лингвистическую тему по высказыванию Н. М. Ша...

"Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе"

В ходе подготовки учащихся к экзаменам, у меня накопился методический материал, который я использую в своей работе. Систематизировав его по отдельным темам, у меня получился «Сборник материалов для по...

Сборник материалов для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Данное пособие адресовано учащимся 9 классов, готовящихся к сдаче экзамена по русскому языку. Оно предназначено для  эффективной подготовки к экзамену, поскольку содержит систематизированные и об...