Грамматика русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс)
Обобщающие таблицы и схемы по грамматике русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchie_tablicy_po_rya_6kl.docx | 71.1 КБ |
obobshchayushchie_tablicy_po_rya_7_kl.docx | 43.62 КБ |
obobshchayushchie_tablicy_po_rya_8-_9_kl.docx | 58.07 КБ |
o-e-yo_posle_shipyashchih_svodnaya_tablica.docx | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарь терминов и понятий.
Фонетика : звук, буква, ударение, слог.
Морфемика : морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание, основа).
Словообразование : способы образования слов (приставочный, приставочно – суффиксальный, суффиксальный, бессуффиксный, способ сложения).
Морфология :
Имя существительное : 1 собственное / нарицательное;
2 неодушевлённое / одушевлённое; 3 род (женский, мужской, средний, общий); 4 склонение (первое, второе, третье, несклоняемое, разносклоняемое); 5 падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный); 6 число (единственное, множественное).
Имя прилагательное: 1 разряд (качественное, относительное, притяжательное); 2 степень сравнения (сравнительная, превосходная); 3 полная / краткая форма; 4 число; 5 падеж; 6 род.
Имя числительное: число, количество предметов, порядок предметов при счёте;1простое/составное; 2разряд (количественное (целое число, дробное число, собирательное), порядковое), 3 падеж
Местоимение: 1 разряд (личное, возвратное, вопросительное, относительное, указательное, притяжательное, неопределённое, отрицательное, ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ); 2 ЧИСЛО; 3 ПАДЕЖ; 4 РОД.
Глагол: 1 совершенный/несовершенный вид; 2 возвратный/невозвратный; 3 переходный/непереходный; 4 спряжение (первое, второе); 4 наклонение (изъявительное, повелительное, условное); 5 время (прошедшее, настоящее, будущее); 6 лицо (1,2,3); 7 число; 8 род.
Имя прилагательное.
Имя существительное.
Орфограммы в именах
существительных.
Орфограммы в именах
прилагательных.
Местоимение.
Орфограммы в местоимениях.
И
Глагол.
Орфограммы в глаголах.
Имя числительное.
Предварительный просмотр:
Причастие.
Орфограммы в причастиях.
Не с причастиями.
Пишется слитно (вместе) | Пишется раздельно. |
1 слово не употребляется без не (ненавидящий, негодующий) | 1)есть противопоставление с союзом А (не смотрящий, а слушающий) |
2) причастие имеет зависимые слова (причастный оборот): /не думающий о плохом / мужчина. | |
3) с краткими причастиями: работа не выполнена. |
Гласные перед Н в полных и кратких
страдательных причастиях.
Перед н или нн пишутся
буквы а и я | буква е |
в причастиях, образованных от глаголов на – ать или -ять: размешать – размешанный, размешан | в причастиях, образованных от глаголов на –еть или –ить: закрутить – закрученный, закручен |
Н и НН в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени.
-Н | -НН |
1 в суффиксе краткого причастия: записан, выучены. | 1 причастие образовано от глагола совершенного вида: решить - решённый |
2 в причастиях несовершенного вида без приставки: вязаный, копчёный. | 2 в причастиях с зависимым словом (в причастном обороте): /написанная художником/ картина |
3 в причастии есть приставка: сгущённое молоко. |
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
В суффиксах причастий –енн- и –ен- после шипящих
под ударением пишется ё, без ударения – е.
Решённый. Скошенный
Деепричастие.
Наречие.
Смысловые группы наречий.
Образа действия | Как? каким образом? |
Время | Когда? С каких пор? До каких пор? |
Место | Где? Куда? Откуда? |
Причина | Почему? |
Цель | Зачем? |
Мера | Сколько? Во сколько? На сколько? В какой степени? В какой мере? |
Указательные | Здесь, там, тут, туда, тогда и др. |
Неопределённые | Где-либо, куда-то, где-нибудь, кое-где и др. |
Вопросительные | Где? Куда? Когда? Зачем? И др. |
Отрицательные | Нигде, негде, никуда, некуда, незачем. |
Орфограммы в наречиях.
Служебные части речи.
Орфограммы в служебных частях речи.
Предварительный просмотр:
Словосочетание.
1.Строение словосочетания: главное слово (Х) и зависимое слово (?)
Именные | Глагольные | |
Х Прил. + сущ. Прил. Какие? Х сущ. длинные молнии | Х Глаг. + нар. Нар. Как? Х гл. ярко вспыхивали | Х Глаг. + сущ. с предлогом Х Гл. где? Пр. Сущ. Вспыхивали в небе |
Х Прич. + сущ. Прич. Какие? Х сущ. разветвлённые молнии | Х Дееприч. + нар. Х деепр. Куда? Нар. улетая вдаль | Х Деепр. + сущ. с предлогом Х деепр. По чему? Пр. сущ. проплывая по реке |
2. Виды связи слов в словосочетании.
Согласование | Главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже. | Х Прил. + сущ. Какие? Прил.(ж.р. мн.ч. И.п.) Х сущ. длинные молнии | Х Прич. + сущ. Какие? Прич. (ж.р. мн.ч. И.п.) Хсущ. разветвлённые молнии |
Управление | Главное слово (гл., деепр.) управляет зависимым (сущ. с предлогом). | Х Глаг. + сущ. с предлогом (где? В чём?) Х Гл. Пр. Сущ.П.п. Вспыхивали в небе | Х Деепр. + сущ. с предлогом По чему? Х деепр. Пр. сущ.Д.п. проплывая по реке |
Примыкание | Зависимое слово (нар., деепр.) примыкает к главному с помощью вопроса. | Х Глаг. + нар. Нар. Как? Х гл. ярко вспыхивали | Х Дееприч. + нар. Х деепр. Куда? Нар. улетая вдаль |
Х Глаг. + деепр. Х гл. (как?) деепр. вспыхивали улетая | Х Нар. (прил., прич.)+ нар. Нар. (как?) Х нар. Очень высоко Нар. (как?) Х прил. Весьма длинный Нар. (как?) Х прич. Менее расположенный |
Разбор словосочетания.
Какая? Где?
прил Х сущ. Х гл. по чему? Пр. сущ. нар. Как? Х нар.
Вечерняя гроза проходила по небу очень далеко.
1 гроза проходила – грамматическая основа, словосочетанием не является;
прил. какая? Х сущ. Х
2 вечерняя гроза: прил. + сущ., именное, согласование;
Х гл. по чему? Пр. сущ. Д.п.
3 проходила по небу: гл. + сущ. в Д.п. с предлогом, глагольное, управление;
Х гл. где? Нар. Х
4 проходила далеко: гл. + нар., глагольное, примыкание;
нар. Как? Х нар.
5 очень далеко: нар. + нар., примыкание.
Простое предложение.
- Характеристика предложения.
1.Роль в языке. | Выражает законченную по смыслу и интонации мысль. | В лесу раздавался топор дровосека. |
2.Строение. Виды предложений по числу грамматических основ. | Есть грамматическая основа. Одна грамматическая основа – предложение простое, две и более – сложное. | |
3.Вид предложения по цели высказывания. | Повествовательное (.), побудительное (!, .), вопросительное (?). | 1.Мы пойдём в кино. 2. Пойдём в кино! 3. Когда мы пойдём в кино? |
4.Виды предложения по интонации. | Невосклицательное (нет !) Восклицательное (!) | 1.Стой! 2.Сегодня прохладно. |
5.Виды предложения по количеству главных членов. | Двусоставное (есть подлежащее и сказуемое), односоставное (есть один главный член). | 1.В поле зацвели васильки. 2. На дворе тепло. |
6. Виды предложе-ния по наличию второстепенных членов. | Нераспространённое (нет второстепенных членов), распространённое (есть второстепенные члены) | 1.Мы молоды. 2.В полях растут ромашки. |
7. Виды предложения по наличию осложняющих конструкций. | Не осложнено (нет осложняющих конструкций), осложнено (есть осложняющие конструкции). | 1.В полях растут ромашки. 2. В полях растут ромашки, васильки, зверобой. |
Члены предложения.
Грамматическая основа – главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Член предложения | Вопросы | Чем выражается | Пример |
Подлежащее – главный член. | Кто? Что? | Существительное Местоимение (может быть глаголом в н. ф., числительным, прилагательным) | 1.За окном трещит мороз. 2. Мы смелые и сильные. 3. Курить – здоровью вредить. 4.Пятью пять – двадцать пять. |
Сказуемое - главный член. | Что делает? Что сделает? и т.д. Каков? | Простое глагольное сказуемое: глагол. | 1.За окном трещит(ПГС) мороз. 2. я начал изучать (СГС) английский язык. 3.Мы смелы(СИС) и сильны (СИС0. 4. Дороги расчищены(СИС). 5.Учение – свет(СИС). |
Составное глагольное сказуемое: вспомогательный гл. + основной гл. в Н.ф. (вспомогательные гл.: стал, начал, кончил, собирался, мог, хотел, должен, рад, обязан, готов) | |||
Составное именное сказуемое: глагол-связка быть (есть, нулевая связка) + краткое прилагательное, краткое причастие (может быть сущ. в И.п., полное прил., полное прич.) | |||
Дополнение – второстепенный член. | Вопросы косвенных падежей (Р., Д., В., Т., П.) Прямое / косвенное | Существительное местоимение (может быть гл. в н.ф.). | Обо мне написали в газете. |
Определение - второстепенный член. | Какой? Чей? Согласованное / несогласованное | Прилагательное причастие местоимение | Фруктовые деревья, приносящие много плодов, требуют нашего внимания. |
Приложение - второстепенный член. | Какой? | Существительное | Врач-терапевт принимает каждый день. |
Обстоятельство - второстепенный член. | Образа действия и степени: как? Каким образом? | Наречие деепричастие существительное с предлогом | Как? Я хорошо отдохнул. |
Времени: когда? | Когда? Утром надо делать зарядку. | ||
Места: где? | Где? В лесу много комаров. | ||
Сравнения: как? | Как? Я устал как собака. | ||
Цели: зачем? | На море мы поехали Зачем? отдохнуть. | ||
Причины: почему? | Мы не успели добраться Почему? из-за дождя. | ||
Уступки: несмотря на что? | Несмотря на что? Несмотря на сильный дождь, мы отправились в путь. |
Виды простых односоставных предложений.
С главным членом - подлежащим | С главным членом – сказуемым. | ||
Назывные предложения | Определённо-личные (о-л) предложения | Неопределённо-личные (н-л) предложения | Безличные (безл.) предложения |
Подлежащее – существительное (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.) | Сказуемое - глагол в форме 1)изъявительного наклонения 1 или 2 лица (Сижу и пишу письмо.); 2)повелительного наклонения (Стойте!). | Сказуемое - глагол 1) 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени (В газетах пишут о новостях в кино.); 2) прошедшего времени множественного числа (Мне позвонили.).
| Сказуемое - глагол 1) 3 лица единственного числа настоящего и будущего времени (В народе говорят.); 2) среднего рода прошедшего времени (На улице подморозило.). |
Осложняющие конструкции.
Вид осложняющих конструкций | Признаки осложняющих конструкций | Знаки препинания | Примеры |
Однородные члены предложения. | 1)одинаковые члены предложения, 2)отвечают на один вопрос от одного члена предложения, 3)любые члены предложения, 4)связаны сочинительной связью с помощью союзов или без них, 5)могут иметь обобщающие слова (слова, выражающие общее значение, а также мест. всё, ничто, др., нар. всюду, везде, др.) | О , О; О и О; О, и О, и О; О, а (но, да=но, зато); не только О, но и О; как О, так и О; О.С. : О, О; О, О – О.С. ; О.С. : О, О - … | 1) В саду росли яблони, груши. (осложнено О, О) 2) В саду росли яблони и груши. (осложнено О и О) 3)В саду росли и яблони, и груши. (осложнено и О, и О) 4) В саду росли не яблони, а груши. (осложнено О,а О) 5) В саду росли не только яблони, но и груши. (осложнено не только О,но и О) 6)В саду росли фруктовые деревья: яблони, груши. (осложнено О.С. :О, О) 7) Всё: деревья, трава, кусты – было омыто дождём. (осложнено О.С. : О, О - …) |
Обращение | 1)слово, называющее того, к кому обращаются с речью, 2) не член предложения. | О, … . …, О. …, О, … . (О! … . ) | Коля, пойдём в кино.(осложнено О, …) Пойдём в кино, Коля. (осложнено …,О.) Поёдём, Коля, в кино. (осложнено …,О, …) |
Вводные слова и предложения. | 1)слова, выражающие оценку или отношение к происходящему, порядок мыслей, 2) не член предложения. | Вв.с., … . …, вв.с. . …, вв.с., … . | Наконец, мы добрались до города. (осложнено Вв.с., … .) Мы добрались до города, наконец. (осложнено …, вв.с. .) Мы, наконец, добрались до города. (осложнено …, вв.с., … .) |
Обособленные члены предложения. | 1)обособление – выделение членов предложения запятыми, 2)обособленными могут быть определения, приложения, обстоятельства, дополнения. | Обособленные определения: 1)распр. и нераспр. определения и приложения, стоящие после определяемого слова х Сущ. , прил. (ПО), … . Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или ДО. Обособленные обстоятельства, выраженные сущ. с предлогом (ввиду, в продолжение, втечение, несмотря на и др.) | Сущ.х какой? 1)Лёд, большой и громоздкий, идёт по реке.(осложнено обособленным определением, выраженным прил.) 2) В воздухе Сущ. Х кружилась листва, какая? ПО сорванная ветром. (осложнено обособленным определением, выраженным ПО) сущ. Х 3) Одуванчик – медоносное растение – можно встретить повсюду. (осложнено обособленным приложением) ДО 4)Вдали, сливаясь с Как? Х гл. небом, громоздились льды. (осложнено обособленным обстоятельством, выраженным ДО) сущ.с пр. 5)Ввиду плохой погоды, мы заночевали у лесника. осложнено обособленным обстоятельством, выраженным сущ. с пр.) |
Обособленные уточняющие члены | 1)уточняющие члены поясняют другие члены предложения, 2)уточняющими могут быть любые члены предложения, 3)уточняющие члены могут сопровождаться словами то есть, а именно. | Х … именно? | Нар. Х где именно? 1)Далеко, в лесу, раздавались удары топора.(осложнено уточняющим обстоятельством) Прил. Х какая именно? 2)Длинная, в несколько вёрст, тень ложилась от гор на степи. (осложнено уточняющим определением) |
Разбор простого предложения.
Прил. сущ. нар. Гл. с. ДО деепр. Гл.
Собачий лай чуть слышался и, всё дальше удаляясь, терялся
с о.д. ПГС о.д. ПГС
Пр. сущ. сущ.
в глубине лощины.
м ДО х
(Простое, повеств., невоскл., двусост., распр., осложнено О и О, …, _ . _ , =)
Способы передачи
чужой речи.
- Предложения с прямой речью.
Прямая речь – речь говорящего, переданная точно, дословно, без изменений.
Предложение с прямой речью состоит из собственно прямой речи (П) и слов автора (А (а)).
Знаки препинания при прямой речи.
Схемы предложений | Примеры |
А : «П».(? , !) (слова автора стоят перед прямой речью) | Мама попросила дочку: «Помоги мне убрать в квартире». Учитель спросил: «Кто будет отвечать?» Тренер громко скомандовал: «Стройся!» |
«П», - а. (слова автора стоят после прямой речи) | «Помоги мне убрать в квартире», - попросила мама дочку. «Кто будет отвечать?» - спросил учитель. «Стройся!» - громко скомандовал тренер. |
«П, - а, - п». «П, -а. – П». «П?- а. -П». (слова автора прерывают прямую речь) | «Вот что,- сказал Андрей, - поговорим позже». «Сегодня будет праздник, - сообщил Коля. – Приходите в 19 часов». «Почему ты не пришёл на концерт? – спросила Маша. – Было интересно». |
- Предложения с косвенной речью.
Косвенная речь – это речь говорящего, переданная неточно, в виде сложноподчинённого предложения с изъяснительным придаточным. Например: Тренер громко скомандовал, чтобы мы строились.(СПП [ ], чтобы [ ].)
- Цитаты.
Цитата – речь известных людей, записанная в виде прямой или косвенной речи. Например: А.П.Чехов говорил: «Краткость – сестра таланта». А.П.Чехов говорил, что «краткость – сестра таланта».
Сложное предложение.
Сложное предложение – это 2 или несколько простых предложений, связанных по смыслу и с помощью союзов.
Виды связи предложений: сочинительная, подчинительная, бессоюзная (смысловая).
Виды сложных предложений: сложносочинённое (ССП), сложноподчинённое (СПП), бессоюзное (БСП).
Вид СП | Средства связи ПП в СП | Схема | Пример |
Сложносочинённое предложение (ССП) (простые предложения РАВНОПРАВНЫ между собой (1 = 2) ) | Сочинительные союзы: 1)соединительные: и, да =и, ни-ни, тоже, также; | [ 1 ], и [ 2 ]. | 1Было уже часов десять, и 2над садом светила полная луна. (ССП, [ 1 ], и [ 2 ].) |
2)разделительные: или, либо, то-то, не то- не то; | [1 ], или [2 ]. То[ 1 ], то[2 ]. | 1Вчера был дождь, или 2ярко светило солнце. (ССП, [1 ],или[ 2 ].) 1Не то вдалеке был пожар, не то 2закат пламенел. (ССП, Не то [1 ],не то [2 ].) | |
3)противительные: а, но, да=но, однако, зато. | [ 1 ], а [ 2 ]. | 1Под утро дождь прекратился, но 2солнце не выходило. (ССП, [1 ],но [ 2 ].) | |
Сложноподчинён-ное предложение (СПП) (простые предложения не РАВНОПРАВНЫ: есть главное (х) и придаточное. От главного задаём вопрос к придаточному (1 ? 2 или 1 ? 2)). | Подчинительные союзы. Вид придаточного определяется по виду подчинительного союза. Придаточное может стоять после, перед и в середине главного. | х ? [ 1 ], пс ( 2 ). ? х Пс ( 1 ), [ 2 ]. Х ? [1, пс (2 ), …]. | 1)1Пошёл снег, когда 2мы возвращались домой. (СПП, [ 1], когда ( 2 )). 2)Когда 1мы возвращались домой, 2пошёл снег. (СПП, Когда ( 1), [ 2])). 3)1Дом, где 2мы жили, был старый. (СПП, [ 1, где ( 2 ),…]). |
Бессоюзное сложное предложение (БСП) (простые предложения РАВНОПРАВНЫ и связаны по смыслу) | Отсутствуют союзы. В БСП можно поставить запятую, двоеточие, тире, точку с запятой. | [ 1 ], [ 2 ]. [ 1 ]: [ 2 ]. [ 1 ]; [ 2 ]. [ 1 ] - [ 2 ]. | 1Было тепло, 2светило солнце.(БСП, [ 1 ], [ 2 ].) |
Виды придаточных в СПП.
Вид придаточного | На какой вопрос отвечает | К чему относится? | Где расположено? | Чем присоединяется к главному? | ||
1.Определительные | Какой? | К сущ. (мест.) в главном предложении | После определяемого слова | Союзными словами который, что, где, куда и др. | ||
2.Местоимённо - определительные | Какой? кто (что) именно? | К мест. в значении сущ. | Перед и после определяемого слова | Союзными словами кто, что. | ||
3.Изъяснительные | Вопросы косвенных падежей | К словам со значением мысли, речи, чувства. | Перед, после, в середине главного. | Союзами что, как, будто, чтобы; союзными словами кто, что и др.; частицей ли. | ||
4.Обстоятельственные | ||||||
1)степени | В какой степени? Насколько? | К сочетанию с указательным словом | После главного | Союзы и союзные слова что, как, сколько | ||
2)образа действия | Как? Каким образом? | К сочетанию с указательным словом | После главного | Союзы и союзные слова что, как, будто, словно | ||
3)места | Где? Куда? Откуда? | Ко всему главному | Перед, после, в середине главн. | Союзные слова где, куда, откуда. | ||
4)времени | Когда? Как долго? С (до) каких пор? | Ко всему главному | Перед, после, в середине главного. | Союзы когда, пока, с (до) тех пор как, как только | ||
5)условия | При каком условии? | Ко всему главному | Перед, после, в середине главн. | Союзы если, раз, когда | ||
6) причины | Почему? Отчего? | Ко всему главному | Перед, после, в середине главного. | Союзы потому что. так как, оттого что | ||
7)цели | Зачем? с какой целью? | Ко всему главному | Перед, после, в середине главн. | Союзы чтобы, для того чтобы | ||
8)сравнения | Как? В сравнении с чем? | Ко всему главному | Перед, после, в середине главного. | Союзы как, подобно тому как, будто, точно, словно | ||
9)уступки | Несмотря на что? | Ко всему главному | Перед, после, в середине главного. | Союзы хотя, несмотря на то что | ||
10)следствия | Вследствие чего? | Ко всему главному | Перед, после, в середине главн. | Союз так что | ||
11)присоедини- тельные | Что можно добавить к этому? | Ко всему главному | После главного | Союзные слова что, отчего, зачем, почему |
Разбор сложного предложения.
Сс ч сущ. гл сс ч Сущ мест гл.
1.1То ли врачи ошиблись, 2то ли рана сама заросла4. (ССП, То[ 1], то[ 2]., повеств., невоскл., 1- простое, двусост., нераспр., не осложнено; 2- простое, двусост., распр., не осложнено).
Пр. прил. сущ. гл. пр. сущ. каким? мест.
2.1После рекламной паузы вернёмся к событиям, 2которые
Гл. пр. мест. сущ. какие?
происходят в этом матче. (СПП, [ 1 сущ.], (2 которые ), повеств., невоскл., 1 – главное- простое, односост., о-л., распр., не осложнено;
2-придаточное определительное- двусост., распр., не осложнено).
Пр. сущ. гл. что? пс. Сущ. гл. прил. что?
3.По радио сообщили, что лето будет жарким. (СПП, [1 гл. ], что( 2 ), повеств., невоскл., 1-главное- простое, односост., н-л., распр.,
не осложнено; 2-придаточное изъяснительное- простое, двусост., распр.,
не осложнено).
Пс гл. когда? сущ. гл. прил. сущ. когда?
4.1Когда взойдёт солнце, 2наступит новый день. (СПП, Когда (1 ), [2 ], повеств., невоскл., 1- придаточное обстоятельственное времени-простое, двусост., нераспр., не осложнено; 2-главное-простое., двусост., распр., не осложнено).
Предварительный просмотр:
Правописание букв Ё – Е – О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ и буквы Ц во всех частях слова и во всех частях речи
Ё | Е | О |
В корнях слов, если есть проверочное слово с буквой Е: расчёска – чешет, жёлоб – желобок, жёны – жена, щёголь – щеголять, пчёлы – пчела, печёнка – печень, чёрт – черти | ___ | В корнях слов, если НЕТ проверочного слова с буквой Е: шов – нет п/с, крыжовник – нет п/с, шоссе – нет п/с, капюшон – нет п/с, жокей – нет п/с, цоколь – нет п/с |
В суффиксах отглагольных существительных -ЁР-, -ЁВК-: стажЁР, дирижЁР, ухажЁр корчЁВКа пней, ночЁВКа в лагере, размежЁВКа ВНИМАНИЕ: поле буквы Ц буква Ё никогда НЕ пишется! Только О (под ударением): облицОвка, танцОр | В суффиксах существительных БЕЗ ударения: овражЕк, ночЕнька, орешЕк, дочЕнька, речЕнька, грибочЕк | В суффиксах существительных ПОД ударением: девчОнка, речОнка, зайчОнок, бельчОнок, дружОк, бережОк, лужОк, воротничОк |
___ | В суффиксах прилагательных БЕЗ ударения: грешЕн (кр. прил.), ландышЕвый запах, дрожжЕвое тесто, бежЕвый цвет, ситцЕвое платье | В суффиксах прилагательных ПОД ударением: смешОн (кр. прил.), кумачОвый флаг, парчОвый халат, холщОвый мешок, камышОвый шалаш |
В суффиксах причастий и отглагольных прилагательных ПОД ударением: вооружЁнный до зубов, испечЁнный хлеб, сгущЁнное молоко, толчЁные орехи, увлечЁнный рассказом, тушЁное мясо | В суффиксах причастий и отглагольных прилагательных БЕЗ ударения: напомажЕнные волосы, разряжЕнные ружья положЕнные вещи, ухожЕнные руки | ___ |
В суффиксе наречия-исключения ПОД ударением: ещЁ | В суффиксах наречий БЕЗ ударения: говорить певучЕ, смотреть колючЕ; жгучЕ | В суффиксах наречий ПОД ударением: жить хорошО, на улице свежО, говорить общО |
___ | В окончаниях существительных БЕЗ ударения: стужЕй, лужЕй, сажЕй, задачЕй, тёщЕй, трикотажЕм, фаршЕм, плачЕм, пляжЕм | В окончаниях существительных ПОД ударением: карандашОм, кирпичОм, грачОм, багажОм, свечОй, пращОй, алычОй ВНИМАНИЕ: в трёх существительных после Ц пишется окончание О, хотя ударение НЕ падает: скерцО (музыкальная пьеса), палаццО (дворец в Италии), меццО-сопрано (голос) |
___ | В окончаниях прилагательных БЕЗ ударения: свежЕго, утра, колючЕго ежа, общЕго пляжа | В окончаниях прилагательных ПОД ударением: большОго урожая, меньшОго брата |
В окончаниях глаголов ПОД ударением: течЁшь, бережЁт, испечЁм, увлечЁшь | В окончаниях глаголов БЕЗ ударения: хочЕшь, можЕт, расскажЕм | ___ |
ОЖЁГ (если это глагол): ожЁг руку, поджЁг дом, пережЁг верёвку | ____ | ОЖОГ (если это существительное): ожОг руки, поджОг дома, ожОги лица |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные правила грамматики русского языка в схемах и таблицах
Схемы и таблицы помогают усваивать трудные правила грамматики русского языка...
Контрольные вопросы по предмету «Грамматика русского языка» для 5 класса.Контрольные вопросы по предмету «Грамматика русского языка» для 6 класса.
Контрольные вопросы по предмету "Грамматика русского языка" для 5-6 классов состоят из пятнадцати вопросов каждая. Целью этих работ является проверка ЗУН по изучаемой дисциплине в течении данног...
Рабочая учебная программа по спецкурсу по грамматике русского языка для обучающихся 6 класса
Данная программа по спецкурсу по грамматике русского языка позволяет повторить орфограммы, изученные в 5 классе....
Рабочая учебная программа по спецкурсу «Грамматика русского языка» для обучающихся 6 классов
Рабочая программа по спецкурсу "Грамматика русского языка" для 6 класса рассчитана на 1 час в неделю. Она рассчитана на то, чтобы систематизировать имеющиеся знания по изученным орфограммам, а также з...
Контрольная работа по грамматике (русскому языку) для неслышащих учащихся 5 класса
Данный контрольный материал направлен на проверку знаний учащихся по темам: 1. "Прилагательные в роли определения"". 2. " Склонение прилагательных". 3. "Притяжательные местоимения"....
Региональная конференция в с. Красный Яр ."Использование мнемотехники при изучении грамматики русского языка для обучения детей с ОВЗ (ЗПР). Выступление. 2017-2018 уч.год.
В работе показаны основные приёмы изучения грамматики русского языка при обучении детей с ОВЗ (ЗПР)....
Грамматика русского языка в картинках.
Грамматика русского языка в картинках....