Региональная конференция в с. Красный Яр ."Использование мнемотехники при изучении грамматики русского языка для обучения детей с ОВЗ (ЗПР). Выступление. 2017-2018 уч.год.
статья на тему
В работе показаны основные приёмы изучения грамматики русского языка при обучении детей с ОВЗ (ЗПР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslednee_mnemonika_i_grammatika.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехники при изучении грамматики русского языка для обучения детей с ОВЗ.
Русский язык считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Множество громоздких правил, большое количество исключений, трудных написаний. Всё это приводит к непониманию учащимися учебного материала и состоянию дискомфорта на уроке. Результат – потеря интереса к предмету и снижение грамотности учащихся. Это приводит к затруднению в «простом запоминании» правил.
Возникают затруднения в мотивации к учебе и происходит отставание в овладении школьными навыками.
Как же помочь такому ребёнку выучить огромное количество правил и научить применить их в практической деятельности?
Необходимость запоминания большого объёма сложной и трудной информации привела к тому, что при формировании орфографической зоркости стали прибегать к маленьким «хитростям». Пришли на помощь «запоминалки». С их использованием приобретение знаний перестаёт быть сложным и скучным процессом.
Почти все школьники знают приём для запоминания порядка цветов радуги: «КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН» (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Такие приёмы и называют мнемоническими.
На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью:
А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю;
Г (глагол) Д (добро) Е (есть) – письменность есть добро;
Р (рцы) С (слово) Т (твердо) – произноси слово твердо.
Ещё наши прабабушки и прадедушки использовали мнемонические приёмы, чтобы запомнить правописание слов с буквой ѣ (ять):
Бѣдный бѣглый бѣлый бѣсъ
Пообѣдать бѣгалъ в лѣсъ
Бѣлкою по льду он бѣгалъ,
Рѣдькой с хрѣномъ пообѣдалъ.
Пообѣдавъ, далъ обѣтъ,
Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ.
В настоящее время всё более востребованными становятся личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, в основе которых лежит внимание к субъектности ученика. Мнемотехника - одна из технологий, которая помогает и учителю, и ученику. Она не совершенствует память, но облегчает запоминание. Учащиеся с удовольствием пользуются мнемоническими «палочками – выручалочками».
Это и рифмованные правила, и правила – помощники, и «запоминалки», и орфографические сказки. Остановимся на некоторых приемах мнемотехники:
Буквенно-звуковая мнемоника - это наличие одинаковых букв и звуков. Например, при изучении совершенного и несовершенного вида глагола маленьким, но действенным является мнемоприём: если в вопросе есть буква с (что сделать?), то глагол совершенного вида. Отсутствие в вопросе с указывает на то, что глагол несовершенного вида.
Мнеморифмовки- соблюдение ритма и рифмы.Они хорошо справляются с функцией запоминания ударений в словах: надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты. А рифмовки-«запоминалки» служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания: не чудеСНо, не прекраСНо, а ужаСНо и опаСНО букву «Т» писать напраСНо. Существуют рифмовки, которые служат средством контроля и самоконтроля для детей: все обдумай, не спеши, а потом уже пиши.
Отнесенность к одному словообразовательному типу - это всем известное «правило окна». Известно, что наречия, образованные с помощью приставок из-,до- ,с- и в-, на-, за- «проверяют» с помощью падежных форм слова окно с такими же предлогам.
Сказки – ассоциации используются для оживления уроков русского языка. Одна из них – это сказка «Сила любви», способствующая запоминанию темы 5-го класса «Написание не с глаголами».
Схематично – рисуночная мнемоника - схемы, таблицы, различные модели алгоритмов
Изучение мягкого знака в начальной форме числительных от пяти до девятисот сопровождает схема.
------------------- -ь ------------ -ь ----------------
5-20,30 50-900
«Материальная», «пальчиковая» мнемотехника - правило, которое можно «подержать» в руках, «пощупать» его, «попробовать на зуб», то речь идет о «пальчиковой» мнемотехнике. Мнемоприем, позволяющий запомнить исключения из правила н и нн в суффиксах прилагательных. Надо «пощупать окно»: деревянную раму, стеклянные части, оловянные ручки.
Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка при изучении правил способствует развитию у учащихся с ОВЗ воображения и запоминания. Мнемонические методы и приемы обучения помогают таким детям учиться без принуждения и с интересом. Школьники испытывают чувство успеха, которое вызывает желание учиться. Приобретённые навыки грамотного письма помогут им адаптироваться в современных жизненных ситуациях.
Приложение
Буквенно-звуковая мнемотехника.
1.После - кос я вижу - н, пишу О , и «нОу» прОблем.
2.Правило ЮЛИ - дефисное написание слов с – пол (Ю-заглавная, Л- л, И-гласная, например, пол-Москвы, пол-лимона, пол-апельсина)
3.Мы сами порой путаем глаголы одеть – надеть, не говоря об учениках. «Запомним: одеваем Надежду – надеваем одежду», т.е. одевать кого – то, а на себя надевать. « На себя надену, Олечку одену».
4.Проверки е – и в корнях с чередованием предлагают авторы известной книги «Секреты орфографии». Орфограмма с девчачьими именами помогает увидеть сочетание ира (и по аналогии ила, ига, има, иста), вынуждает охватывать все орфографическое поле, связать в одном действии и средство проверки – суффикс и результат проверки – и.
5. При изучении совершенного и несовершенного вида глагола маленьким, но очень действенным мнемоприемом: если в вопросе есть буква с (что сделать?), то глагол совершенного вида. Отсутствие в вопросе с указывает на то, что глагол несовершенного вида.
5. Фраза, способствующая запоминанию букв, соответсвующих глухим согласным русского языка. «Степка, хочешь шец?» «Фу!»
6. Мягкие звуки можно запомнить по словоформе [ч']а[щ']е[й']
7. Твёрдые звуки можно запомнить по словоформе жарь, шарь, царь.
8. Порядок падежей (Иван родил девчонку, велел тащить пеленку)
2) Рифмовки. Общность ударений
1. Орфоэпия
Надеваю шо'рты,
Чтобы кушать то'рты.
Если классная звони'т –
Папа за ремнем спешит.
Хватит балова'ться,
Будем улыбаться
2.Нефтепрово'д сломал бегемо'т.
3.Ты запомни, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, без-, через-,
Пред согласными глухими
Быстро сменят 3 на С.
- Мнемонические рифмовки ( В трудном слове РАССЧИТАТЬ Будем мы две СС писать. АРАСЧЕТЛИВЫЙ, РАСЧЕТ- Одна буква С сойдет.)
4.Одним из широко известных примеров рифмованных строчек может служить ритмизация глаголов – исключений из 1 спряжения:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Слышать, дышать и ненавидеть.
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья, их на е писать нельзя.
Это исключение из первого спряжения.
5.Родительный падеж имен существительных множественного числа.
Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян, у монголов и цыган,
У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
У киргизов и грузин, у бурят и осетин.
- В детской сказке колобок по траве катится мог
- Без ботинок, без сапог, без носок и без чулок.
- Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов – грядок пять, помидоров – не собрать.
Интересная рифмовка придумана для запоминания корней –зар -, -зор-:
Заря, зарница, озаренный, озарять –
По слову зарево я буду проверять.
- Рубрика «Полезные мелочи»:
Не кто иной, как…
Не что иное, как…
Не раздельно пишет всяк,
Если дальше – слово как.
3) Отнесенность к одному словообразовательному типу
1.Сюда мы можем отнести всем известное «правило окна». Известно, что наречия, образованные с помощью приставок из-,до- ,с- и в-, на-, за- «проверяют» с помощью падежных форм слова окно с такими же предлогами. Оканчиваются и те и другие на одни и те же буквы. В основу ассоциации мнемоприема легло научное обоснование. Из истории языка известно, что когда - то краткие прилагательные склонялись так же, как слова среднего рода. И в суффиксах наречий, образованных от кратких прилагательных с помощью из-, до-, с-, в-, на-, за-, по- пишется тот же гласный, что и в падежном окончании слова окно. (Хотя вместо данного существительного можно использовать любое существительное среднего рода, например, сено, небо, решето и пр.). Данный мнемоприем мы считаем уже своего рода классикой, прочно закрепившейся в методике преподавания.
4) Сказки – ассоциации
Сказочные истории, сюжет которых вызывает у школьников определенные ассоциации и помогает запомнить написание соответствующего словарного слова или правила (Сказка о стране «Орфографии»). Заучивание словарных слов – исключений из орфографических правил – путем включения их в связный рассказ (Ростовщик Ростислав приехал в Ростов, купил росток и занялся отраслью. Цыган на цыпочках подошел к цыпленку- цыкнул: « Цыц!». Слышишь ШОРОХ? Это ОБЖОРА в куртке с КАПЮШОНОМ с аппетитом ест КРЫЖОВНИК.
Следующая группа – сказочные правила с элементами мнемоники. Казалось бы: в последнее время нет недостатка в литературе такого рода. Всевозможные сказки, шуточные мини – рассказы, фантастические истории и пр. более десятка лет широко тиражируются, занимая определенную нишу в методике русского языка. Да, литература такого рода «наводнила» наши издания, подчас качество материала вызывает сомнение. Разного рода лингвистических сказок в избытке, но зачастую в них нет и элемента мнемоники. По этой причине мы вынесли в название группы слово «ассоциации». Относящиеся к этой группе мини – сказки должны крепкими канатиками образов, ассоциаций крепиться к правилу, при этом сюжет, кульминация, развязка не так важны.
Говоря об этой группе приемов, можно вспомнить известного польского педагога Януша Корчака. Известно, что когда он учил грамматике детей варшавской бедноты, он рассказывал им сказки. Так в одной из них повествуется о том, что когда – то очень давно все слова были свалены в одну кучу, где ничего нельзя было разобрать. Но прошла Грамматика и разложила все по ящикам: в один – все существительные, в другой – все прилагательные, в третий – все глаголы. В другой сказке, посвященной местоимениям, Корчак рассказал о малыше кто – слове, помогающем спросить о любом человеке на свете.
Многие учителя охотно используют для оживления уроков русского языка замечательные сказки писателя Феликса Кривина. Многие его сказки только занимательного характера, но есть сказки с элементами мнемотехники. Одна из них – это сказка «Сила любви», способствующая запоминанию темы 5 –го класса «Написание не с глаголами». Проверено уже ни одним уроком: равнодушных не бывает, интерес повышается необычайно. Вот эта сказка.
Сила любви
Гордую и упрямую Частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица не никогда не подходила близко к Глаголу и писалась от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятьях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, Но и сама Частица не жить друг без друга не могут.
- Словесникам хорошо известно, какие трудности вызывает орфограмма «не с причастиями». Даже если поиск зависимого слова отработан хорошо, то определение результата (слитно – раздельно) не всегда верно. На этапе объяснения нового можно проиллюстрировать правило: «Его Величество причастие изо всех сил рвется к частице не, но слуги (зависимые слова и главный вельможа – союз а) за царскую мантию оттягивают его от любимой частицы.
- 5) Схематично – рисуночная мнемоника
1.При изучении темы «Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных» использовать сказочный домик, давая при этом следующий инструктаж: « Крыша – это суффикс. Основание, стены дома – графическое обозначение окончания. Соедини эти две фигуры – и домик готов
При изучении мягкого знака в начальной форме числительных от пяти до девятисот составляем свою схему.
------------------- -ь ------------ -ь ----------------
5-20,30 50-900
6) «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника
1. Если правило мы можем «подержать» в руках, «пощупать» его, «попробовать на зуб», то речь идет о «пальчиковой» мнемотехнике.
Мнемоприем, ставший уже давно классикой, позволяющий запомнить исключения из правила н и нн в суффиксах прилагательных. Надо «пощупать окно»: деревянную раму, стеклянные части, оловянные ручки. А если ребят попросить понаблюдать за макушками деревьев (они, как правило, всегда качаются), то можно говорить о четвертом исключении-ветреный слов. Антонина Борисовна Панина, наша землгимназии, предлагает «подержать в своей руке правило» «Разделительный твердый знак после приставок ». Суть этого мнемоприема в следующем. Сначала рисуем большой печатный твердый знак.
Ъ Затем рисуем пунктирную линию.
Сгибаем по пунктирной линии.
¬- первая половина до сгиба – графическое обозначение приставки.
- /Хорошим наглядным мнемоприемом при изучении написания отрицательных местоимений является гармошка из бумаги. Если гармошка сжата, то не (ни) и местоимение пишется в одно слово, когда гармошка растянута, то частица, предлог и местоимение пишется в три слова.
9.Правило руки (10 пальцев - 10 частей речи, 5 пальцев- 5 стилей речи)
10. « Ушки –ушки »-определение звонкости и глухости согласных: подносим руки к ушам-если слышим звук, то согласный звонкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные вопросы по предмету «Грамматика русского языка» для 5 класса.Контрольные вопросы по предмету «Грамматика русского языка» для 6 класса.
Контрольные вопросы по предмету "Грамматика русского языка" для 5-6 классов состоят из пятнадцати вопросов каждая. Целью этих работ является проверка ЗУН по изучаемой дисциплине в течении данног...
Выступление на МО "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"
Выступление на МО "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"...
Технология использования аутентичных песен для изучения грамматики английского языка.
Для того, чтобы работа с песней на уроке не носила формальный характер, необходим определенный алгоритм работы. В статье представлены этапы работы с песенным материалом с целью изучения английской гра...
План работы по изучению ПДД и предупреждению ДДТТ в МКОУ Горнобалыклейской СШ на 2017 – 2018 уч. год.
План работы по изучению ПДД и предупреждению ДДТТв МКОУ Горнобалыклейской СШ на 2017 – 2018 уч. год....
Выступление на заседании кафедры учителей русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Работа с Интернет- ресурсами»
В статье рассматривается проблема использования ИКТ на уроках русского языка и литературы....
Приемы формирования учебных компетенций при изучении предмета «Русский язык» у детей-инофонов.
Мастер-класс по активизации познавательной деятельности учеников на основе учета их личностных особенностей...
Выступление на тему "Использование ЦОР на уроках русского языка (из опыта работы)
В данной работе говорится о том, что в наще время использование ЦОР в деятельности учителя является необходимым и рассказывается о том, какие ЦОР используются учителем в работе....