Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Интересное в русском языке" (7 класс)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс)
Занятия предназначены для учащзихся со слабой успеваемостью по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочного курса
по русскому языку для 7 класса
« Интересное в русском языке »
Составила: Пономарева Е.В.,
учитель русского языка и литературы
Волгоград, 2018
Пояснительная записка
Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.
Данный факультатив позволит не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.
Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,
- расширить и углубить полученные ранее знания;
- систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Содержание программы.
Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- работа по карточкам;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- находить в словах изученные орфограммы,
- обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Содержание тем учебного курса:
Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных.
Правописание корней с чередующимися гласными.
Правописание согласных - «фонемные « и « нефонемные» правила.
Правописание ъ и ь.
Правописание приставок.
Удвоенные согласные.
Орфограммы в окончаниях слов.
Орфограммы в суффиксах.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- находить в словах изученные орфограммы,
- обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами
Литература
- Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.
- Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
- СПб, 2000.
- Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 1987.
- 4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
- Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
- Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.
- Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.
- Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
- Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
- Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.
- Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.
- Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
- Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.
- Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003.
- Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982.
- Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата проведения | Содержание занятия |
Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. | 5.09 | Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы? | |
Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. | 12.09 | «Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Правило о непроизносимых согласных — «фонемное»! «Нефонемное» правило. | |
Тайна фонемы. | 19.09 | Смыслоразличительная роль звуков. Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая). | |
Ударение под гласной может сделать букву ясной. | 26.09 | Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных. Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е. | |
5 | Коварные словарные слова. | 3.10 | Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного слова в тексте. Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте). |
6 | Орфографический словарь – наш главный помощник. | 10.10 | Работа со словарем. |
7 | Проверь себя. Тест №1. | 17.10 | |
8 | Опасные согласные. | 24.10 | Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме. |
9 | Звонкие и глухие согласные | 31.10 | Различение звонких/глухих. Тренировочные упражнения. |
10 11 | Разделительный Ъ Разделительный Ь | 14.10 21.10 | Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. |
12 13 | Слитно, раздельно, через дефис | 28.10 | Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами. |
14 15 | Не с разными частями речи | Правописание НЕ с разными частями речи. Слитное написание приставки НЕДО- со словами. | |
16 17 | Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий Н в кратких причастиях | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на – О (-Е). | |
18 | Способы образования сложных слов. | Способы образования сложных слов. | |
19 | Решение орфографических задач. | ||
20 | Проверь себя. Тест №2. | ||
21 | История образования и написания числительных | Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин». | |
22 | Правописание местоимений | Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом | |
23 | Орфографические головоломки. | Работа по карточкам | |
24 | Классификация приставок | Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. Буквы З и С на конце приставок. | |
25 | Приставки ПРЕ- и ПРИ- | Приставки ПРЕ- и ПРИ-. | |
26 27 | Правописание корней с чередующимися гласными | Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). | |
28 | Проверь себя. Тест №3. | ||
29 | Правописание личных окончаний глагола | Правописание гласных в личных окончаниях глагола. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. | |
30 | Правописание падежных окончаний существительных | Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. | |
31 | Правописание суффиксов самостоятельных частей речи. | Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. | |
32 | Комплексный анализ текста | Работа с текстом. | |
33 34 | Значение орфографии в русском языке | Обобщение принципов орфографии. Сочинение – рассуждение .Редактирование работ в соответствии с требованиями ГИА. |
Литература
- Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.
- Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
- СПб, 2000.
- Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 1987.
- 4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
- Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
- Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.
- Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.
- Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
- Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
- Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.
- Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.
- Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
- Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.
- Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003.
- Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982.
- Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по мордовскому языку 4 класс
Внеурочная деятельность по мордовскому языку в 4 классе "Фольклор земли Мордовской"...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД 01. «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА.»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД 01. «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД 01. «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» ...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку "Повторим грамматику"
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку...
календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по французскому языку для 3 класса.
Представлено календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по французскому языку для 3 класса....
календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по французскому языку для 3 класса.
календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по французскому языку для 3 класса " Французский-это здорово!"...
календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по французскому языку для 5 класса.
Рабочая программа внеурочной деятельности «С любовью о Франции» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандар...