Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Интересное в русском языке" (7 класс)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс)

Соколова Елена Викторовна

Занятия предназначены для учащзихся со слабой успеваемостью по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КТП33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочного курса

по русскому языку для 7 класса

« Интересное в русском языке »

                                                                           Составила: Пономарева Е.В.,

                                                          учитель русского языка и литературы

                       

                           Волгоград, 2018

Пояснительная записка

Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.

Данный факультатив позволит  не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.

На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся,  развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.

Задачи:

 -повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,

- расширить и углубить полученные ранее знания;

- систематизировать и обобщить полученные знания;

-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Содержание программы.

Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

Второй круг вопросов отличается от первого  своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

Основные методы и приёмы работы:

- лекция;

 - беседа;

- объяснение учителя;

 - создание проблемной ситуации;

 - анализ текстов различных стилей и типов;

 - работа с тестами;

- различные виды грамматического разбора;  

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;  

- создание таблиц, схем, алгоритмов;  

- обсуждение, диалог;  

- работа по карточкам;

- написание и редактирование орфографических диктантов;

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

- находить в словах изученные орфограммы,

- обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,

- находить и исправлять орфографические ошибки;

- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.

Содержание тем учебного курса:

Правописание безударных гласных, проверяемых и  непроверяемых гласных.

Правописание корней с чередующимися гласными.

Правописание согласных  - «фонемные « и « нефонемные» правила.

Правописание ъ и ь.

Правописание приставок.

Удвоенные согласные.

Орфограммы в окончаниях слов.

Орфограммы в суффиксах. 

По окончании курса учащиеся должны уметь:

- находить в словах изученные орфограммы,

- обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,

- находить и исправлять орфографические ошибки;

- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами

Литература

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.
  2. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
  3. СПб, 2000.
  4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. -  М., 1987.
  5. 4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
  6. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
  7. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.
  8. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.
  9. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.
  10. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
  11. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
  12. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.
  13. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.
  14. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
  15. Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.
  16. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003.
  17. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982.
  18. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата проведения

Содержание занятия

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

5.09

Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

12.09

«Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Правило о непроизносимых согласных — «фонемное»! «Нефонемное» правило.

Тайна фонемы.

19.09

Смыслоразличительная  роль звуков.

Образование звуков, определение позиции в слове  (сильная и слабая).

Ударение под гласной может сделать букву ясной.

26.09

Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.      

Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

5

Коварные словарные слова.

3.10

 Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным  словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного  слова  в тексте.

Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного  слова  в тексте).

    6

Орфографический словарь – наш главный помощник.

10.10

Работа со словарем.

 7

Проверь себя. Тест №1.

17.10

 8

Опасные согласные.

24.10

Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме.

 9

Звонкие и глухие согласные

31.10

Различение звонких/глухих. Тренировочные упражнения.

10

11

                Разделительный Ъ

Разделительный Ь

14.10

21.10

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

12

13

 Слитно, раздельно, через дефис

28.10

 Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.

14

15

 Не с разными частями речи

Правописание НЕ с разными частями речи.

Слитное написание приставки НЕДО-  со словами.

 

16

 17

Н и НН в суффиксах прилагательных,

причастий

Н в кратких причастиях

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных.

Одна буква Н в кратких причастиях.

Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на – О (-Е).

18

Способы образования сложных слов.

Способы образования сложных слов.

19

Решение орфографических задач.

20

Проверь себя. Тест №2.

21

История образования и написания числительных

Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин».

22

Правописание  местоимений

Сравнение  существительного и местоимения. Работа с текстом

23

Орфографические головоломки.

Работа по карточкам

24

Классификация приставок

Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. Буквы З и С на конце приставок.

25

 Приставки ПРЕ- и ПРИ-

 Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

26

27

Правописание корней с чередующимися гласными

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-,

-плов-, -мок-).

28

Проверь себя. Тест №3.

29

Правописание личных окончаний глагола

Правописание гласных в личных окончаниях глагола. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

30

Правописание падежных окончаний существительных

Правописание букв  И и Е в падежных окончаниях существительных.

31

Правописание суффиксов самостоятельных частей речи.

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

32

Комплексный анализ текста

Работа с текстом.

33

34

Значение орфографии в русском языке

Обобщение принципов орфографии. Сочинение – рассуждение .Редактирование работ в соответствии с требованиями ГИА.

Литература

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.
  2. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
  3. СПб, 2000.
  4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. -  М., 1987.
  5. 4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
  6. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
  7. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.
  8. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.
  9. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.
  10. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
  11. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
  12. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.
  13. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.
  14. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
  15. Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.
  16. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003.
  17. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982.
  18. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по мордовскому языку 4 класс

Внеурочная деятельность по мордовскому языку в 4 классе "Фольклор земли Мордовской"...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД 01. «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА.»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                           ...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД 01. «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   ОУД  01. «РУССКИЙ  ЯЗЫК  И ЛИТЕРАТУРА.  РУССКИЙ  ЯЗЫК»   ...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку "Повторим грамматику"

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку...

календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по французскому языку для 3 класса.

Представлено календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по французскому языку для 3 класса....

календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по французскому языку для 3 класса.

календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по французскому языку для 3 класса " Французский-это здорово!"...

календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по французскому языку для 5 класса.

Рабочая программа внеурочной деятельности «С любовью о Франции» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандар...