Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по мордовскому языку 4 класс
календарно-тематическое планирование на тему
Внеурочная деятельность по мордовскому языку в 4 классе "Фольклор земли Мордовской"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_4_klass.docx | 43.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Явасская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района РМ
Рассмотрена на заседании ШУМО учителей мокшанского языка Протокол № 1 от 24. 08.2016 г. Председатель ШУМО ___________ Н. Е. Ширяева | «Согласовано» Зам. директора по ВР ________ В. С. Дьякова ...08.2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Явасская СОШ» ________Л.С. Михайлова 26. 08.2016 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Фольклор земли Мордовской»
4 класс
Составитель:
Зубарева Татьяна Ивановна
учитель мокшанского языка
п. Явас
2016 – 2017 уч.г.
- Пояснительная записка.
В настоящее время в Республике Мордовия большое внимание уделяется этнокультурному образованию, которое способствует формированию у учащихся любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.
Данная программа отражает современные тенденции в образовании, в частности, направленность на реализацию этнокультурного и поликультурного подходов в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим программа предлагает ознакомить младших школьников с образцами русского, мордовского, татарского фольклора.
Программа составлена для внеурочной деятельности учащихся начальной школы (2-4 классы) общеобразовательных учебных заведений, с изучением мордовских (мокшанского, эрзянского) языков. Это связано с тем, что именно на начальной ступени обучения происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей.
Реализацию данного курса можно продолжить в среднем и старшем звене общеобразовательных учебных заведений.
Цель программы – привить любовь к «малой» Родине – Мордовии, познакомить детей с мордовским, русским народным творчеством музыкальным искусством, воспитать любовь и интерес к музыкальной культуре региона, формировать этническое самосознание, основы личностной культуры у детей различных национальностей, чувство толерантности, уважения к народам, населяющим республику, создавать благоприятные условия для межэтнического общения.
Данная цель реализуется в задачах:
- Формирование чувства любви к Родине – Мордовии и России, своему городу, селу.
- Формирование интереса и любви к устно-поэтическому творчеству, музыкальному искусству Мордовии, мордовскому, русскому, татарскому фольклору, желания глубже узнать культуру народов, населяющих республику.
- Создание эффективной образовательной среды, способствующей общению на поликультурной основе, формированию уважения к разным народам и их культурам, этнической толерантности.
- Знакомство с танцевальными движениями, историей, бытом, традициями и обычаями народов, населяющих Мордовию.
- Знакомство с творчеством композиторов Мордовии, их произведениями, формирование понимания того общего, что объединяет народное и профессиональное искусство, мордовский, татарский и русский музыкальный фольклор.
- Формирование чувства этнической гордости и этнического самосознания, у детей различных национальностей.
Программа курса внеурочной деятельности «Фольклор земли Мордовской» для 4 класса разработана на основании: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с использованием авторской программы «Фольклор земли Мордовской», разработанной учителем начальных классов Пучкиной В. В.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
- Вводное занятие (2часа).
Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров: песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, скороговорки, шутки, прибаутки, небылицы, потешки, считалки, дразнилки.
- Осенние посиделки (1часов).
Знакомство с праздником, посвященном сбору урожая.
- Мы живем в многонациональной семье (4 часов).
Музыкальный фольклор народов Мордовии: мордовские, русские, татарские народные песни.
Разучивание: «Луганяса келунясь», «Во кузнице»
Разучивание: « Пеетькшнемань кштима», частушки, шутки, прибаутки.
- Животные и птицы в мордовском фольклоре (3 часа).
Песни, сказки, загадки о птицах, домашних и диких животных.
- Расскажи мне про сказочку (3 часов).
Мордовские, русские, татарские народные сказки.
- Вирява и ее владения (1час).
Вирява – хранительница леса. Подданные Вирявы — лесные озорные зверюшки. Нишке паз – бог пчел. Загадки про лес и его обитателей.
- В гостях у Ведявы (1час).
Ведява — хранительница воды.
- Роштовань кудо (рождественский дом) (1 часа).
Рождественские колядки, загадки, пляски.
- Защитники нашей Родины (1час)
Защитники нашей Родины
- Женский праздник (1 час)
Женский праздник
- Трудолюбие и мастерство мордовского народа (3 часов).
Народные промыслы мордвы: резьба по дереву (знакомство с работами мастеров из Подлесной Тавлы), вышивание «крестиком» рушника, аппликация из мордовского орнамента. Знакомство с картиной И.Сидельникова «Мордовские вышивальщицы. Приданое».
- Предания и легенды мордвы (2 часа).
«Дамай ды Лияна», «Пси седейть», «Тюштя».
- Посещение мордовского национального театра имени И.М.Яушева (2 час).
Просмотр спектакля для детей.
- Посещение музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (2 час).
Знакомство с творчеством скульптора, работами мордовских художников
- Посещение мордовского республиканского краеведческого музея (2 час).
Знакомство с бытом древней мордвы. Сравнение мордовских (мокша, эрьзя и шокша), татарского и русского национальных костюмов.
- Русские и мордовские народные инструменты (2 часа).
Ложки, жужжалки ,свистушки, нудий , акациянь цюцюка, тутушка, чувтонь лопа.
XVII. Весенние обрядовые праздники (2часа).
Масленица, Верба, Пасха.
Отчетное мероприятие.
XVIII. Повторение изученного материала (1 час)
3. Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания | |||
4а | 4б | ||||||
План | Факт | План | Факт | ||||
I | Вводное занятие | 2 | |||||
1 | Что такое фольклор? | 1 | |||||
2 | Виды фольклорных жанров: песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, скороговорки, шутки, прибаутки, небылицы, потешки, считалки, дразнилки. | 1 | |||||
II | Осенние посиделки | 1 | |||||
3 | Знакомство с праздником, посвященном сбору урожая | 1 | |||||
III | Мы живём в многонациональной семье | 4 | |||||
4 | Музыкальный фольклор народов Мордовии: мордовские, русские, татарские народные песни. | 1 | |||||
5 | Музыкальный фольклор народов Мордовии: мордовские, русские, татарские народные песни. | 1 | |||||
6 | Разучивание: «Луганяса келунясь» | 1 | |||||
7 | Разучивание «Во кузнице» | 1 | |||||
IV | Животные и птицы в мордовском фольклоре | 3 |
| ||||
8 | Песни о птицах, домашних и диких животных | 1 | |||||
9 | Сказки о птицах, домашних и диких животных | 1 | |||||
10 | Загадки о птицах, домашних и диких животных | 1 | |||||
V | Расскажи мне про сказочку | 3 | |||||
11 | Мордовские народные сказки | 1 | |||||
12 | Русские народные сказки | 1 | |||||
13 | Татарские народные сказки | 1 | |||||
VI | Вирява и ее владения | 1 | |||||
14 | Вирява и ее владения | 1 | |||||
VII | В гостях у Ведявы | 1 | |||||
15 | В гостях у Ведявы | 1 | |||||
VIII | Рождественский дом | 1 | |||||
16 | Рождественские колядки, загадки, пляски | 1 | |||||
IX | Защитники нашей Родины | 1 | |||||
17 | Защитники нашей Родины | 1 | |||||
X | Женский праздник | 1 | |||||
18 | Женский праздник | 1 | |||||
XI | Мастерство и трудолюбие мордовского народа | 3 | |||||
19 | Народные промыслы мордвы: резьба по дереву (знакомство с работами мастеров из Мордовии) | 1 | |||||
20 | Знакомство с картиной И.Сидельникова «Мордовские вышивальщицы. Приданое». | 1 | |||||
21 | Аппликация из мордовского орнамента | 1 |
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания | |||
4а | 4б | ||||||
План | Факт | План | Факт | ||||
XII | Предания и легенды мордвы | 2 | |||||
22 | Предания мордвы | 1 | |||||
23 | Легенды мордвы | 1 | |||||
XIII | Мордовский национальный театр имени И.М. Яушева | 2 | |||||
24 | Мордовский национальный театр имени И.М. Яушева | 1 | |||||
25 | Просмотр спектакля для детей | 1 | |||||
XIV | Музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрзи | 2 | |||||
26 | Знакомство с творчеством скульптора | 1 | |||||
27 | Знакомство с работами художников Мордовии | 1 | |||||
XV | Мордовский республиканский краеведческий музей | 2 | |||||
28 | Знакомство с бытом древней мордвы | 1 | |||||
29 | Сравнение мордовских (мокша, эрьзя и шокша), татарского и русского национальных костюмов. | 1 | |||||
XVI | Русские и мордовские народные инструменты | 2 | |||||
30 | Русские и мордовские народные инструменты | 1 | |||||
31 | Русские и мордовские народные инструменты | 1 | |||||
XVII | Весенние обрядовые праздники | 2 | |||||
32 | Весенние обрядовые праздники мордвы | 1 | |||||
33 | Отчетное мероприятие | 1 | |||||
XVIII | Повторение изученного материала | 1 | |||||
34 | Повторение изученного материала | 1 | |||||
Итого: | 34 |
4. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
К окончанию данного курса обучающиеся должны знать:
- виды фольклорных жанров;
- названия обрядовых праздников;
-отличительные особенности русского, мордовских (мокшанского, эрзянского, шокшанского), татарского национальных костюмов;
- названия народных инструментов;
- различные виды народных промыслов мордвы.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться краеведческой и искусствоведческой литературой;
- исполнять народные (русские, мордовские) песни;
- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;
- вышивать «крестиком» мордовские орнаменты;
- исполнять простейшие движения мордовского народного танца;
- исполнять на ложках несложные мелодии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"
Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана п...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"
Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана программа внеурочной де...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку "Повторим грамматику"
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку...
календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по французскому языку для 3 класса.
Представлено календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по французскому языку для 3 класса....
календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по французскому языку для 3 класса.
календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по французскому языку для 3 класса " Французский-это здорово!"...
календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по французскому языку для 5 класса.
Рабочая программа внеурочной деятельности «С любовью о Франции» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандар...
календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по французскому языку для 4 класса.
календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по французскому языку для 4 класса....